Дайджест новостей дорожной отрасли РФ (26.09.2022)

26.09.2022 Просмотров: 231

На стратегической сессии «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства» обсудили вопросы ценообразования и нормирования в строительстве

Росавтодор, 19.09.2022

В инновационном центре Сколково 15 и 16 сентября состоялась стратегическая сессия, посвященная теме «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства».

Организаторами мероприятия выступили Правительство Российской Федерации и Минстрой России при поддержке ФАУ «Главгосэкспертиза России». В сессии, в том числе в онлайн-формате, приняли участие около 600 человек, среди них – представители региональных строительных комплексов, а также федеральных и региональных органов власти. Федеральное дорожное агентство представлял заместитель главы Росавтодора, руководитель цифровой трансформации Олег Ступников.

Ключевыми темами первого дня сессии стал текущий статус реализации национальных проектов Российской Федерации, управление инвестиционно-строительным циклом, финансирование стратегических инфраструктурных проектов и доведение субсидий в субъекты Российской Федерации, а также создание регионального штаба как эффективного инструмента реализации стратегических строительных проектов.

Открыл деловую программу мероприятия заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, который озвучил цели и задачи пятилетнего плана дорожного строительства. В рамках него планируется построить и реконструировать более 4 тысяч км дорог, а также 650 мостовых сооружений.

Обсуждая эффективность управления капитальными вложениями, вице-премьер заявил о необходимости формирования долгосрочной программы строительства с привлечением средств федеральных и региональных бюджетов. Для реализации этой задачи, по поручению Президента, будет сформирована комплексная программа «Строительство», составной частью которой является Федеральная адресная инвестиционная программа. Она направлена на консолидацию мероприятий по строительству из отраслевых госпрограмм, сформированных пятилетними планами.

Второй день стратегической сессии был посвящен актуальным направлениям развития строительной отрасли, организации строительного процесса, ценообразованию, импортозамещению и цифровой трансформации.

В ходе панельной дискуссии по вопросам ценообразования в строительстве начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов предложил пересмотреть подходы к ценообразованию и сметному нормированию, обозначив разрыв между подготовкой проектно-сметной документации и реализацией проекта в целом, когда заказчик и подрядчик, приступая к работам на объекте, не имеют представления о возможном изменении его сметной стоимости в ходе строительства, не прогнозируют риски удорожания.

В свою очередь заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников отметил, что в настоящее время, при участии ФАУ «Главгосэкспертиза России», активными темпами ведется разработка отраслевых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по автомобильным дорогам и искусственным дорожным сооружениям. Благодаря слаженной работе Федерального дорожного агентства с Минстроем России и ФАУ «Главгосэкспертиза России», отраслевые индексы публикуются регулярно, на ежеквартальной основе, по всем 85 субъектам Российской Федерации, с учетом ценовых зон, установленных некоторыми регионами.

В части вопросов ценообразования, связанных с ремонтом и содержанием дорог, заместитель главы Росавтодора отметил, что по поручению Минтранса России в 2023 году запланирована разработка Методических рекомендаций для определения сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, которыми будут уточнены и оптимизированы отраслевые сметные нормативы на ремонт и содержание автодорог, разработанные Минтрансом России специально для дорожной отрасли.

Что касается нормирования, то более 100 сметных норм, относящихся к дорожно-строительному комплексу, при формировании новой сметно-нормативной базы ФСНБ-2022, подверглись изменениям в разделах «Автомобильные дороги», «Земляные работы» и «Искусственные сооружения», что составляет порядка 30 % от общего числа расценок. Так, в связи с заменой ресурсов на их современные аналоги, были исключены устаревшие нормы и добавлены новые. В целом ФСНБ-2022 была дополнена 215 абсолютно новыми сметными нормами в части дорожно-строительного комплекса.

«До конца 2022 года планируется актуализировать еще 38 сметных норм по существующим 12 технологиям и разработать 71 сметную норму по 37 новым технологиям соответственно, а в 2023 году – разработать и утвердить еще 33 новые сметные нормы в дорожном строительстве», – заявил Олег Ступников.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/565391


Более 3,7 тысячи подъездов к населенным пунктам обустроили в России за три года

Минтранс России, 20.09.2022

В регионах России в последние годы проводятся масштабные работы по созданию связывающей населенные пункты сети дорог. Специалисты по всей стране приводят в нормативное состояние трассы, ведущие к большим и маленьким городам, поселкам, деревням и селам.

Благодаря совместной работе федеральных и региональных дорожников за последние три с половиной года в регионах по разным программам отремонтировано, реконструировано и построено более 3,7 тыс. подъездов к населенным пунктам. При этом отдельное внимание уделяется дорогам, проходящим по сельским территориям.

Благополучие сельских жителей напрямую зависит от состояния дорожно-транспортной сети. Зачастую им приходится преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться к социально значимым учреждениям, поэтому очень важно обеспечить людям безопасный, комфортный и быстрый путь. Кроме того, автодороги с твердым качественным покрытием позволяют создавать условия для устойчивого развития местных фермерских и подсобных хозяйств.

Развитие подъездов к населенным пунктам оказало влияние и на рост автомобильного трафика внутри регионов. Время в пути между райцентрами значительно сократилось, поэтому люди стали чаще навещать родных и близких, живущих в соседних городах и селах, а также посещать региональные достопримечательности. Стоит отметить, что существенный вклад в формирование связывающей населенные пункты сети дорог внес и национальный проект «Безопасные качественные дороги».

В ближайшие годы работы по развитию единой дорожной сети, связывающей населенные пункты, будут продолжены. Обеспечить качественными дорогами жителей всех субъектов Российской Федерации − одна из основных целей пятилетнего плана дорожной деятельности, утвержденного Правительством Российской Федерации. К 2024 году планируется привести в нормативное состояние не менее 50 % региональных дорог в каждом субъекте, а также 85 % дорог в крупнейших агломерациях. Также Правительством поставлена задача к концу 2027 года привести в нормативное состояние 85 % опорной сети дорог Российской Федерации.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10384


Сергей Музыченко обозначил типовые проблемы при реализации строительных проектов

Минстрой России, 20.09.2022

Заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Сергей Музыченко выступил на панельной дискуссии, посвященной организации строительства, в рамках программы стратегической обучающей сессии «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства». Его доклад – это результат анализа функционирования стройкомплексов регионов, в котором отражены типовые проблемы, возникающие у государственных заказчиков на разных этапах управления инвестиционно-строительным циклом, а также пути их предотвращения.

«Основная задача государственного заказчика при управлении реализацией строительного проекта – это обеспечение баланса между соблюдением определенной стоимости и финансовых лимитов, сроков строительства и требований по качеству. Нельзя пренебрегать ни сроками, ни финансами и, тем более, качеством. Несмотря на сложности, которые всегда возникают, сегодня у управленцев есть все необходимые инструменты для достижения такой «золотой середины», – сказал замглавы Минстроя России Сергей Музыченко.

Первая проблема, наиболее критично влияющая на реализацию проекта – это неправильное обоснование стоимости строительства. Самая часто встречающаяся ошибка связана с некорректным применением укрупненных нормативов строительства (НЦС) без учета конструктивных, а также климатических, сейсмических и иных особенностей конкретной территории. Замминистра подчеркнул, что все эти факторы можно учесть, используя соответствующие коэффициенты и индексы, а именно: коэффициент удорожания строительства в сейсмических районах, коэффициент перехода от цен базового района к уровню цен субъектов Российской Федерации, индексы-дефляторы по виду деятельности, коэффициент, учитывающий регионально-климатические условия. Он привел примеры, когда такие погрешности приводят к удорожанию всех этапов реализации проекта на семь процентов.

Еще одна тема доклада – это недостаток типовых проектов, внесенных в государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ). Применение типовой проектной документации, помимо сокращения затрат на проектирование, нивелирует многие риски, которые могут возникнуть при строительстве, в том числе связанные с обоснованием стоимости. По словам замминистра, для эффективного применения этого инструмента необходимо увеличить в ближайшее время количество типовых проектов в ЕГРЗ как минимум в три раза – с 838 до более чем 2500.

Следующими пунктами выступления стали работа с ресурсоснабжающими организациями и вопросы подготовки задания на проектирование. Сергей Музыченко призвал коллег из регионов внимательно следить за соблюдением исчерпывающего перечня затрат при выносе инженерно-технических сетей. Частым недостатком заданий на проектирование является злоупотребление ссылками на своды правил и нормативные правовые акты, в результате чего возникает необходимость его значительной корректировки.

Другим важным вопросом доклада стала тема экспертизы задания на проектирование. Среди наиболее распространенных трудностей выделены: несогласованность задания с будущей эксплуатирующей организацией, несоответствие действующим стандартам и отсутствие утвержденного акта выполненных работ по инженерным изысканиям. Для решения этих проблем и повышения качества организации экспертизы предлагается внедрение в регионах института главных экспертов проектов (ГЭП), которые будут ответственными за координацию устранения замечаний при прохождении процедуры. На уровне ФАУ «Главгосэкспертизы» работа ГЭП оказалась эффективной, дополнительно отметил замминистра.

Также в выступлении была затронута проблема недостаточного качества проектирования. Для решения этого вопроса было рекомендовано создавать реестры недобросовестных проектных организаций, а также теснее взаимодействовать в этом направлении с СРО.

Заключительная тема доклада была посвящена теме строительного контроля и строительного надзора. Замминистра Сергей Музыченко отметил, что в регионах должна существовать единая служба строительного контроля. Только так можно обеспечить должный уровень контроля за строительными процессами. Говоря о строительном надзоре, он подчеркнул важность рационального подхода к составлению программы проверки и недопущения их избыточного количества на тех объектах, где это не требуется.

Доклад замглавы Минстроя России Сергея Музыченко стал предметом активного обсуждения на панельной дискуссии в рамках программы второго дня стратегической обучающей сессии «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства», проходившей 16 сентября в Сколково. В мероприятии приняли участие вице-губернаторы и профильные региональные министры, руководители федеральных органов исполнительной власти.

https://www.minstroyrf.gov.ru/press/zamministra-sergey-muzychenko-oboznachil-tipovye-problemy-pri-realizatsii-stroitelnykh-proektov/


Уникальный весовой датчик будет распознавать перегруженный транспорт на дорогах

Интеллектуальные транспортные системы России, 20.09.2022

Новый самый компактный на рынке весовой датчик разработки отечественной компании в составе автоматизированной системы весогабаритного контроля будет распознавать перегруженный транспорт на дорогах страны. Первый такой цифровой весоизмерительный модуль установлен уже этой осенью на новом посту АСВГК на оживленной трассе Ижевск – Воткинск в Удмуртии.

Как сообщает пресс-служба компании-разработчика, технологическое решение совместило в себе функции нескольких устройств и не имеет аналогов на рынке. Устройство работает по тензометрическому принципу и совместило в себе функции нескольких устройств, за счет этого стало возможным создать самый компактный на рынке модуль и полностью отказаться от использования индукционных петель и датчиков скатности. Новый датчик позволяет минимизировать повреждения верхнего слоя дорожного полотна при установке, сократить срок монтажных работ и период перекрытия дороги.

Разработчиком датчика является отечественная компания «Казань – Телематика», входящая в состав концерна «Телематика».

По словам заместителя генерального директора концерна грузовые автомобили, передвигающиеся с нарушением габаритных и весовых параметров, наносят непоправимый урон дорожному полотну и дорожной инфраструктуре.

«В среднем ущерб оценивается в 2,5 трлн рублей в год. Также езда с перегрузом приводит к ускоренному износу деталей авто и подвергает опасности водителя и других участников движения. По статистике на российских дорогах каждый третий грузовой автомобиль имеет перегруз, из них процент превышения разрешенной нагрузки по общей массе составляет 20% машин, а на ось – 80%. Поэтому применение современных цифровых решений весогабаритного контроля – основа безопасности на дорогах», – прокомментировал Марсель Нигметзянов.

https://itsjournal.ru/news/unikalnyy-vesovoy-datchik-budet-raspoznavat-peregruzhennyy-transport-na-dorogakh/


Пермские ученые разработали новые дренажные схемы для предотвращения морозного пучения на дорогах

ДорИнфо, 20.09.2022

Ученые Пермского Политеха разработали методику и математическую модель, которые позволяют создать оптимальные конструкции с улучшенными характеристиками для осушения оснований загородных дорог. Исследователи учли климатические условия, в которых пролегают такие трассы, и гидрогеологические факторы. Об этом сообщает пресс-служба Пермского Национального Исследовательского Политехнического университета (ПНИПУ).

Водно-тепловой режим загородных дорог имеет свои особенности, связанные не только с трафиком движения по ним, но зачастую и с тем, что они носят временный характер и возводятся в условиях заниженных затрат для перевоза лесозаготовок. Среди основных причин разрушения загородных трасс – морозное пучение, которое возникает при промерзании переувлажненного грунта основания. Чаще всего дорожники используют дренаж или модифицированные системы водоотведения. При разработке дренирующих слоев нужно учитывать физико-механические показатели и их способность обеспечить водно-тепловой режим трасс. В университете разработали схемы дренажных сооружений, в которых заменили традиционные слои на водоотводящие трубы, наполненные гравием. Исследователи также разработали математические модели, которые могут прогнозировать скорость и объем подъема воды в зависимости от типа грунта.

«Мы определили наиболее эффективные размеры дренирующих конструкций и их расположение в основании дороги. Отверстия в трубах для осушения почвы оптимально располагать в шахматном порядке в верхней части конструкции. Дренажи можно укладывать на расстоянии 11 сантиметров друг от друга, а дистанция между трубами должна составлять около 0,8 метров. В результате нам удалось создать конструкции, которые не снижают прочность дорог», – отметил и.о. заместителя директора по науке Лысьвенского филиала Пермского Политеха, старший преподаватель кафедры технических дисциплин, кандидат технических наук Михаил Жалко.

Новые конструкции позволят избежать переувлажненности земляного полотна и защитить его от морозов. Пучинистость грунта при применении нового дренажа оказалась ниже нормативных значений и не превысила 6 см, а термическое сопротивление дорожной одежды выросло.

Напомним, ранее ученые из Тюменского индустриального университета (ТИУ) разработали новый материал для строительства дорог в северных широтах, который поможет избежать пучинистости. Использование гранулированного диатомита обладает легкостью, прочностью, теплоустойчивостью и пожаробезопасностью.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=133842


Изменения в разделе «Обсуждение стандартов»

ТК 418, 21.09.2022

В разделе «Обсуждение стандартов» размещена на рассмотрение первая редакция проекта Изменения № 3 к ГОСТ Р 52766–2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (1.2.418-1.316.22).

https://tk418.ru/


Полностью движение по М-12 в Московской области откроют в 2023 году

Автодор, 20.09.2022

Вопросы строительства дорог на пересечении Северо-Восточной хорды, М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань и Южно-Лыткаринской автодороги (ЮЛА), которую должны сдать в 2025 году, обсудили в рамках рабочего выездного совещания с участием губернатора Московской области Андрея Воробьева и начальника управления строительства дороги М-12 Москва – Казань Госкомпании «Автодор» Юрия Кузьмина.

«На втором пусковом комплексе нулевого этапа в Московской области мы уже выполняем работы по устройству асфальтобетонных оснований. Здесь на 42,5-х км будет 20 искусственных сооружений, одна транспортная развязка, шесть полос. Планируем запустить данный участок в 3 квартале 2023 года», – рассказал начальник управления строительства дороги М-12 Москва – Казань Госкомпании «Автодор» Юрий Кузьмин. По сути, это станет обходом Балашихи.

«Балашиха – самый крупный городской округ, здесь напряженный трафик. Наша задача – создать возможности, чтобы после ввода М-12 жители смогли бы активно ею пользоваться. Для этого нужны съезды. Сейчас мы на Зенинском шоссе, где скоро начнет строиться развязка – перекресток трех дорог: М-12, Северо-Восточной хорды и ЮЛЫ. Развязка мощная будет – и Железнодорожный спасает, и Люберцы. Разблокирует здесь двухполосную дорогу. Для жителей она очень важна, – отметил Андрей Воробьев. – У нас сейчас в стройке 50 дорожных объектов, в том числе 14 – федерального значения. Программа масштабная. Это и М-5 «Урал» в обход п. Октябрьский – планируем пустить движение уже в 2023 году. Активно концессия идет по Новолыткаринскому шоссе – или в народе ЮЛА – стремимся сдать досрочно к 2025 году».

В рамках нулевого этапа М-12, общей протяженностью более 65 км, три транспортные развязки, две из которых уже открыты 8 сентября этого года – с ЦКАД в Богородском г.о. и А-108 «Московским большим кольцом» рядом с Орехово-Зуево. Напомним, Президент Российской Федерации Владимир Путин дал старт автомобильному движению по 22,5 км 1 пускового комплекса 0 этапа.

Третья развязка М-12 в МО на пересечении с Носовихинским шоссе будет построена в 2023 году. В планах еще возведение развязки с ЮЛА в г.о. Люберцы. Там на М-12 построят правоповоротные съезды, обеспечив соединение М-12 и ЮЛА.

Всего по территории Подмосковья пройдет 77 км трассы М-12 через 6 муниципалитетов: Балашиха, Люберцы, Павловский Посад, Электросталь, Богородский и Орехово-Зуево. В этом направлении живет 1,5 млн человек, расположены большие производства, логистические центры. Дорога является дублером одного из самых загруженных направлений – М-7 «Волга».

https://russianhighways.ru/press/news/86271/


Замминистра Сергей Музыченко рассказал о прорабатываемых мерах по импортозамещению в строительстве

Минстрой России, 22.09.2022

В рамках программы обучающей стратегической сессии «Современные подходы к управлению государственным заказом в области строительства» заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Сергей Музыченко принял участие в панельной дискуссии, посвященной импортозамещению в строительстве. В его докладе была отражена информация как по имеющимся, так и по прорабатываемым мерам поддержки отечественных производителей строительных материалов.

«Анализ текущей ситуации на рынке строительных ресурсов показал, что достижение крайне низкого уровня зависимости отрасли от импорта из недружественных стран – это вполне реализуемая задача. И она может и должна быть выполнена в ближайшие несколько лет посредством создания и увеличения отечественных производственных мощностей, развития науки и повышения квалификации специалистов», – подчеркнул заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Сергей Музыченко.

В начале своего выступления Сергей Музыченко напомнил, что на текущий момент уже действует механизм ускоренного вывода строительных материалов, изделий и конструкций на рынок за счет упрощения процедуры подтверждения пригодности их использования, а также установлена возможность внесения изменений в проектную документацию в целях импортозамещения. Кроме того, запущен «Каталог импортозамещения» – цифровой портал для быстрого подбора аналогов импортным строительным ресурсам.

Говоря о направлениях и мерах, прорабатываемых Минстроем России совместно с Минпромторгом России и заинтересованными федеральными органами власти, институтами развития, ведущими отраслевыми компаниями и объединениями для снижения импортной зависимости рынка строительных материалов, Сергей Музыченко выделил следующие.

Для обеспечения бесперебойной работы отрасли часть более недоступной продукции будет поставляться через механизм параллельного импорта, а также через ввоз аналогов из дружественных стран. Но было отмечено, что это целесообразно только в перспективе ближайших 2-3 лет – времени, необходимого для замещения импорта посредством создания новых производств.

Другие направления – это локализация производств с учетом возможности использования запатентованных технологий зарубежного изготовителя, а также расширение имеющихся производственных мощностей по строительным ресурсам с незначительной долей импорта и высокими уровнем компетенций у соответствующих организаций.

Также было выделено еще одно направление – проведение научно-исследовательских работ, направленных на достижение технологического суверенитета путем разработки новых материалов, оборудования, инструментов и технологий.

Замглавы Минстроя России отдельно отметил, что по каждому важному строительному ресурсу ведомством определен уровень зависимости от импорта и меры из обозначенных направлений, которые планируется предпринять для минимизации этого показателя, чтобы максимально снизить риски для отрасли.

В завершение своего доклада Сергей Музыченко призвал коллег из регионов активнее включаться в реализацию обозначенных инициатив и использовать имеющиеся меры поддержки импортозамещения.

https://www.minstroyrf.gov.ru/press/zamministra-sergey-muzychenko-rasskazal-o-prorabatyvaemykh-merakh-po-importozameshcheniyu-v-stroitel/


На научно-практической конференции обсудили развитие механизмов импортозамещения в дорожно-транспортном комплексе

Росавтодор, 22.09.2022

На площадках Российского союза промышленников и предпринимателей и МАДИ прошла межведомственная научно-практическая конференция «Импортозамещение материалов, оборудования и технологий в области общегражданского и транспортного строительства».

В мероприятии приняли участие первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Андрей Костюк, статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев.

В своем приветственном слове Александр Шохин отметил приоритетность решения вопросов импортозамещения для отечественной экономики: «Инфраструктурное, транспортное, общегражданское строительство являются настоящими драйверами развития и сохранения устойчивости российской экономики. Наращивание темпов строительства напрямую зависит от того, насколько быстро мы сможем заменить материалы, оборудование, технологии. Причем речь идет о самом широком спектре наименований».

Станислав Наумов акцентировал внимание на необходимости выстроенной коммуникации между всеми заинтересованными ведомствами и организациями: «Очень смелое и верное решение проводить данную конференцию параллельно с двумя пленарными заседаниями Государственной Думы. Это большое подспорье для совместной работы, обмена информацией. У нас есть прекрасная возможность оперативно, в рамках заявленной темы, продвигать прорывные решения на уровне постановлений, распоряжений и других нормативных актов».

Об этапах работы по переходу на отечественные технологии и технику в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства рассказал Андрей Костюк. «Эта тема находится на повестке достаточно давно. Еще в середине 1990-х была первая попытка проработать вопрос импортозамещения или даже скорее локализации производства. В то время обсуждалось создание Фонда развития дорожного машиностроения. Следующий ключевой виток – это совместная деятельность Минпромторга и Правительства, благодаря которой на территории Калужской области мы достигли достаточно большой локализации производства строительной техники. После этого подобные предприятия стали активно развиваться по всей стране. Мы готовы решать и другие вопросы, связанные с импортозамещением. Уже выстроена эффективная коммуникация между различными ведомствами. В 2019 году с Минпромторгом была создана совместная рабочая группа. У нас есть четкое понимание текущих, наиболее остро стоящих вопросов. И мы регулярно прорабатываем перечень необходимых для отрасли мероприятий», – подытожил спикер.

В свою очередь Виктор Евтухов отдельно остановился на деталях развития производства строительных и нерудных материалов в текущих экономических условиях: «С 2015 года Минпромторг курирует это направление. И сегодня мы можем со всей ответственностью сказать, что в сегменте стройматериалов смогли достичь технологической независимости. Сейчас лишь 4-5 % наименований завозится из-за рубежа. Все остальное успешно производится внутри страны. Это стало возможно благодаря целому спектру проводимых мер – начиная от технического регулирования системы борьбы с контрафактом и заканчивая вводом новых мощностей и поддержкой производителей».

Серьезную дискуссию вызвал доклад Олега Ступникова об импортозамещении в дорожном хозяйстве. Спикер отдельно остановился на проводимых Росавтодором мероприятиях в данной сфере, а также на ключевых механизмах повышения конкурентоспособности выпускаемой отечественной продукции. «В рамках межведомственной рабочей группы осуществляется мониторинг ситуации на рынке дорожно-строительной техники. Анализ, который мы проводили в 2022 году, показал, что по отдельным видам российской техники производителями достигнуты определенные результаты. Можно отметить улучшение ситуации по комбинированным дорожным машинам, автогрейдерам и автосамосвалам. Совместно с подрядными организациями определена наиболее востребованная и наименее представленная на отечественном рынке в рамках реализации дорожных проектов техника – это асфальтоукладчики и асфальтобетонные заводы. Росавтодором осуществлен поиск предприятий-производителей, проанализированы существующие мощности и возможности производства с целью покрытия потребности отрасли, а также организована опытная эксплуатация на реальных объектах строительства», ‒ отметил Олег Ступников.

Например, опытная эксплуатация на трассе М-5 «Урал» и на дальних подходах к Крымскому мосту асфальтоукладчика, произведенного на брянском ООО «НПО «ГКМП», позволила выработать предложения, которые сейчас учитываются производителем при дополнительной настройке оборудования, а также формировании конечной документации для запуска конвейерной сборки.

По словам заместителя главы Федерального дорожного агентства, полученный опыт транслируется на другие виды техники. Так, совместно с ключевыми системообразующими предприятиями определены основные группы техники, по которым уже сейчас на площадке Росавтодора ведется детальная методологическая и практическая работа.

Об инструментах поддержки отечественной промышленности рассказал первый заместитель директора Фонда развития промышленности Алексей Кузнецов, в частности, о программе льготной процентной ставки. Вместе с тем исполнительный директор Российского союза строителей Константин Буравлев проанализировал текущее состояние межотраслевого взаимодействия.

Этому же вопросу был посвящен доклад Николая Быстрова. По его словам, в текущих экономических реалиях в нашей стране формируется целый комплекс новых возможностей для развития отрасли. Главный аспект в данном случае – системный подход к импортозамещению и четкое понимание конечных целевых результатов.

Техническое регулирование и стандартизация в строительстве также были на повестке первого дня конференции. В выступлении Сергея Пугачева прозвучали инициативы по внедрению инструментов стандартизации. Например, для программы импортозамещения прозвучало предложение сопоставлять проект национального (межгосударственного) стандарта с международными и зарубежными аналогами. С помощью специальной информационной карты будет аккумулирован комплект документов, представляемых для утверждения стандартов. В итоге у заказчиков появится вариант для поиска продукции, выпускаемой по ГОСТу и соответствующей основным показателям зарубежных аналогов.

Второй день научно-практической конференции прошел в конференц-зале Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Панельная сессия была посвящена вопросам кадрового обеспечения строительной и транспортной отрасли. Мероприятия по повышению качества профильных образовательных программ обсудили представители Росавтодора, крупнейших вузов, национальных объединений и ассоциаций.

И. о. ректора МАДИ Дмитрий Ефименко в своем докладе остановился на участии Федерального дорожного агентства в деятельности вуза. Он поблагодарил за организацию экспертизы образовательных программ университета профессиональным сообществом, а также анонсировал проведение в ближайшее время открытых лекций для всех обучающихся МАДИ с участием ведущих специалистов в сфере дорожного хозяйства.

По итогам конференции участники сформируют проект резолюции с актуальными предложениями для развития дорожно-транспортного комплекса.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/566141


Работы по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в регионах России выполнены на 75 %

ДорИнфо, 22.09.2022

Дорожные работы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в регионах России продолжаются. На данный момент площадь укладки асфальта и других типов покрытия составляет более 98 млн кв. метров из запланированных 131 млн кв. метров. Об этом сообщает пресс-служба Росавтодора в четверг, 22 сентября.

В текущем году к нормативу приводят более 5 тыс. дорожных объектов общей протяженностью порядка 16,5 тыс. км. В эксплуатацию ввели почти 2 тыс. объектов суммарной длиной 4 тыс. км.

Так, большую часть объектов сдали в эксплуатацию в Пензенской области. В Пензе привели в порядок 50 участков улиц, еще на 27 уложили новый асфальт, завершают работы по благоустройству прилегающей территории. Завершить все работы на объектах планируют до 30 сентября. Всего в регионе в текущем году приведут в порядок более 140 км дорог.

В Кабардино-Балкарской Республике новое покрытие уложили на 21 объекте. Всего приведут в порядок около 100 км дорог, 88 км уже введены в эксплуатацию. В Нальчике отремонтировали проспект Шогенцукова и завершили капитальный ремонт на улице Кабардинской. По словам председателя правительства КБР Алия Мусукова, эта улица – одна из важнейших въездных магистралей для столицы республики, она связывает центр города с микрорайонами. В ходе ремонта применили комплексный подход: отремонтировали дорогу, тротуары, освещение, установили системы безопасности, заменили системы водоснабжения и водоотведения.

Особое внимание в регионе уделяют безопасности дорожного движения. Так, современное освещение общей протяженностью 17 км обустроили на дорогах в селениях Плановское, Псыхурей и на участке от Хушто-Сырта до Чегемских водопадов.

По состоянию на 22 сентября ремонт дорог завершен, подрядные организации выполняют капремонт на участках дорог в селениях Малка, Верхний Курп, Инаркой, приводят в порядок пять мостов, которые находятся на автодороге «Чегем 2 – Булунгу».

В Сочинской, Новороссийской и Краснодарской агломерациях Краснодарского края, где дороги из плана этого года приведены к нормативу, подрядные организации приступили к работам из плана 2023 года. Так, в столице Кубани ремонтируют участок улицы Российской протяженностью 830 метров. Улица отличается интенсивным транспортным движением. Также в ближайшее время начнут обновлять дорожное полотно на участках улиц Юннатов, им. Котовского и им. Власова. Все они входят в перечень объектов следующего года.

Добавим, за последние три года в России почти 4 тыс. подъездных дорог к населенным пунктам привели в порядок, в том числе по БКД.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=133971


Правительство упростило порядок получения разрешений при строительстве инфраструктурных объектов

ДорИнфо, 22.09.2022

Правительство Российской Федерации упростило порядок получения разрешений при строительстве приоритетных инфраструктурных объектов – соответствующее постановление подписал Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. Новый порядок будет действовать до конца текущего года. Об этом сообщается на сайте Кабмина.

Компании, которые строят автомобильные дороги, аэродромы, порты и объекты железнодорожной инфраструктуры, смогут быстрее получать разрешение на проведение таких работ. Речь идет об ускоренном получении заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на застройку земельных участков, которые находятся в местах залегания полезных ископаемых.

«Такими преференциями смогут воспользоваться строительные компании, работающие над приоритетными проектами по модернизации и расширению инфраструктуры. Эти проекты реализуются в соответствии с целями и задачами, определенными стратегией социально-экономического развития и стратегией пространственного развития России», – говорится в сообщении.

Отмечается, что срок выдачи разрешения сократится с 15 до 5 дней при условии отсутствия на участке полезных ископаемых, и с 35 до 10 дней – если работы планируются там, где потенциально могут находиться полезные ископаемые.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=133969


В России создан Консорциум по выработке технической и инновационной политики в области строительства

Минстрой России, 23.09.2022

Минстрой России, Минпромторг России, ФАУ «Главгосэкспертиза России». ФАУ «ФЦС», ФАУ «РосКапСтрой» АО «НИЦ «Строительство», ряд отраслевых национальных объединений, профильных технических комитетов по стандартизации, НИУ МГСУ, РААСН объединятся в Консорциум по выработке технической политики в области строительства (Консорциум). Подписание соответствующего меморандума состоялось на пленарном заседании научно-технической конференции «Технологический суверенитет. Строительство и инновации», главной темой которой стало достижение технологического суверенитета и снижение зависимости России от импорта в отрасли.

После подписания документа заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Сергей Музыченко зачитал приветственное слово от Ирека Файзуллина, отметив, что именно глава ведомства инициировал проведение конференции и создание Консорциума.

«Мы должны объединиться и создать максимально благоприятные условия для реализации цикла от возникновения инновационной идеи до ее массового практического внедрения в отрасль. Только совместными усилиями мы сможем добиться технологического суверенитета в строительстве», – добавил Сергей Музыченко.

В своем выступлении замминистра обозначил цель Консорциума, которая состоит в консолидации и повышении эффективности научных исследований и экспериментальных разработок, объединении усилий и координации совместных действий его участников с целью развития научного и технологического потенциала строительной отрасли, реализации проектов, направленных на научно-технологическое развитие России.

Также он добавил, что, согласно плану, полноценная работа Консорциума по внедрению нового подхода к инновационному и высокотехнологическому развитию в отрасли начнется в 2023 году. Его суть и преимущества будут состоять в контроле реализации научной новизны исследований и исключении дублирований в них, объединении ресурсов и оптимальном использовании финансовых средств, выявлении реальных потребностей бизнеса и последующей практической апробации осуществляемых разработок, а также в создании специального банка инновационных решений.

Кроме того, было отмечено, что состав участников Консорциума не ограничивается сторонами, подписавшими меморандум.

«Создание Консорциума позволит консолидировать усилия для достижения технологического суверенитета строительной отрасли России. Другого выхода помимо технологического суверенитета у нас нет. Технически это позволит конкретизировать запрос для строительной науки от отрасли. Государство и бизнес, в свою очередь, смогут более грамотно и точечно выделять необходимые ресурсы. Теперь организациям, занимающимся строительной наукой, не нужно пытаться угадать запрос на изобретения: мы сможем выполнять конкретные задачи, трудиться над конкретными технологиями под конкретные проекты», – отметил генеральный директор АО «НИЦ «Строительство» Виталий Крючков.

Научно-техническая конференция «Технологический суверенитет. Строительство и инновации» состоялась 22 сентября и объединила на своей площадке руководителей и представителей профильных федеральных органов власти, ведущих отраслевых компаний, объединений и научных организаций. Организаторами мероприятия выступили Минстрой России, АО «НИЦ «Строительство» и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ).

https://www.minstroyrf.gov.ru/press/v-rossii-sozdan-konsortsium-po-vyrabotke-tekhnicheskoy-i-innovatsionnoy-politiki-v-oblasti-stroitels/


В 2022 году интеллектуальные транспортные системы внедряют в 42 регионах России

Росавтодор, 23.09.2022

В рамках Международного форума Kazan Digital Week 2022 состоялось заседание рабочей группы Росавтодора, ключевой темой которого стало внедрение интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях. Эта работа ведется с 2020 года благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги».

В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, заместитель начальника Управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства Денис Кирюхин, председатель Совета Ассоциации содействия цифровому развитию, директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов, министр транспорта и дорожного хозяйства республики Фарит Ханифов, представители ФАУ «РОСДОРНИИ», ФКУ «Дороги России», а также профильных дорожных ведомств регионов.

Открывая мероприятие, Игорь Костюченко, который выступил по видеоконференцсвязи, поблагодарил организаторов форума за предоставленную возможность провести заседание на этой площадке.

«Этот форум – очень значимое для нашей страны мероприятие. И на сегодняшний день темы цифровизации дорожного хозяйства, развития интеллектуальных транспортных систем, очень актуальны», – отметил спикер.

В этом году соглашения о предоставлении трансфертов на внедрение ИТС заключены с 42 субъектами страны, на эти цели предусмотрено финансирование в размере 7,35 млрд рублей. Задача, которая стоит перед регионами, – обеспечить исполнение обязательств по федеральной поддержке в части освоения денежных средств.

Заместитель руководителя Росавтодора напомнил, что к 1 декабря такая работа должна быть завершена. Вместе с тем, по его словам, технические аспекты и качество выполнения мероприятий также должны быть на высоком уровне.

«Интеллектуальные транспортные системы – это, в том числе, вопросы обеспечения безопасности движения, комфортного следования грузов и пассажиров. Это комфортное нахождение пользователей автомобильных дорог в крупнейших городских агломерациях и на автодорогах, которые связывают города с федеральной дорожной сетью. Еще раз хотел бы обратить внимание на важность той работы, которую мы проводим по внедрению ИТС, по использованию отечественных разработок, оборудования и иных технических достижений в этой сфере», – подчеркнул Игорь Костюченко.

По информации заместителя начальника Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Дениса Кирюхина, на сегодняшний день уровень контрактации мероприятий по внедрению ИТС составляет 82,86%. Лидерами по контрактации и по кассовому освоению являются Курская, Тульская и Саратовская области. Остальным субъектам следует усилить работу в этом направлении.

Денис Кирюхин напомнил, что предоставление трансфертов направлено именно на создание и модернизацию интеллектуальных транспортных систем, а не на строительно-монтажные работы, связанные с прокладкой инженерных коммуникаций. В целом мероприятия по внедрению ИТС должны выполняться поэтапно.

«Недавно были введены три уровня зрелости: нулевой, первый и второй. Достижение первого уровня является достижением показателя нацпроекта», – подчеркнул Денис Кирюхин.

Еще одной важной темой, которую обсудили участники заседания, стала своевременная актуализация локальных проектов. Работу по мониторингу и методическому сопровождению мероприятий по внедрению ИТС осуществляет ФКУ «Дороги России». Заместитель начальника учреждения Юрий Федюкин еще раз акцентировал внимание на том, что согласованный локальный проект обеспечивает получение дальнейшего трансферта и дальнейшую беспроблемную реализацию мероприятий.

«ФКУ «Дороги России» готово в рабочем порядке рассматривать локальные проекты и оказать субъектам всю необходимую консультативно-методологическую помощь», – подчеркнул Юрий Федюкин.

В заключении заседания было отмечено, что все предложения и замечания, которые были высказаны участниками в ходе заседания рабочей группы, будут рассмотрены и учтены.

Отметим, что в рамках форума Kazan Digital Week – 2022 также состоялся круглый стол «Платные дороги: новые возможности субъектов Российской Федерации для организации комфортной городской среды». Сегодня в стране реализуется ряд региональных концессионных проектов, софинансируемых Федеральным дорожным агентством. Заместитель начальника Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Денис Кирюхин отметил, что Росавтодор занимается как софинансированием платных автодорог, так и цифровой среды в рамках городских агломераций.

«Подсистемы, которые внедряются в регионах в рамках интеллектуальных транспортных систем, могут быть также использованы для платной инфраструктуры. Это центры обработки данных, центры управления дорожным движением. Все это, безусловно, приведет к положительным изменениям в дорожной обстановке», – подчеркнул он.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/567221


Правительство продлило отмену весогабаритного контроля для перевозчиков товаров первой необходимости

Правительство России, 23.09.2022

Временная отмена весогабаритного контроля для грузового транспорта, который ввозит в страну лекарства, продукты питания и предметы первой необходимости, продлена до 1 февраля 2023 года. Постановления об этом подписал Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.

Такой контроль осуществлялся на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу. Мера, действовавшая до 1 сентября, позволила сократить время доставки важных грузов в Россию и обеспечить достаточное количество необходимых товаров в магазинах.

Право устанавливать особенности госконтроля за международными автомобильными перевозками в пунктах пропуска появилось у Правительства благодаря закону, принятому в середине апреля 2022 года. Само решение является частью комплекса мер по обеспечению устойчивости экономики в условиях санкций.

Подписанным документом вносятся изменения в распоряжение Правительства от 27 марта 2020 года №762-р (http://government.ru/docs/39306/).

http://government.ru/news/46588/


Развитие сети скоростных дорог в России к 2035 году даст значительный экономический эффект – «Автодор»

ДорИнфо, 23.09.2022

Председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко принял участие в открытии первого международного конгресса «Транспорт и строительство» в Уфе (Республика Башкортостан). Как сообщает пресс-служба ГК, «Автодор» 14-й год развивает сеть федеральных скоростных дорог России, и строительство таких трасс имеет стратегическое значение для всей страны.

Вячеслав Петушенко отметил, что руководством страны поставлена масштабная задача – развитие надежного трансконтинентального автомобильного маршрута «Запад – Восток» до границы с Китаем. Госкомпания реализует крупнейший проект по строительству скоростной дороги М-12 «Москва – Казань», а также совместно с Росавтодором ведет работу над дальнейшим продлением трассы до Екатеринбурга к 2024 году. Магистраль М-12 станет частью маршрута «Запад – Восток».

Кроме того, в планах – строительство скоростной автодороги «Юго-Западная хорда», начало которой будет положено в Республике Башкортостан. Хорда позволит связать территории от Урала до Черноморского побережья через Тольятти, Саратов и Волгоград. Данный проект уже называют «Магистралью трех морей». Его протяженность составит более 1,6 тыс. км.

«Развитие сети скоростных дорог к 2035 году даст значительный экономический эффект, такой как рост ВВП, организация новых рабочих мест, появление новых логистических цепочек и туристических маршрутов», – отмечается в сообщении ГК.

Добавим, в конце августа сообщалось, что скоростная Юго-Западная хорда может пройти по территории Астраханской области. Маршрут хорды, включенный в пятилетний дорожный России, пройдет от Екатеринбурга до Черноморского и Каспийского побережья, повысит экспортный потенциал страны, создав условия для движения грузов из Китая, Индии, стран Каспийского бассейна.

Также отметим, что сейчас каркас скоростных дорог в России сформирован от Балтики до Черного моря: от Санкт-Петербурга до Москвы можно доехать по трассе М-11 «Нева», далее по ЦКАД до трассы М-4 «Дон» и по ней на Черное море. Строящаяся магистраль М-12 поведет в другую сторону – от Москвы до Казани, далее – на Урал до Екатеринбурга. Кроме того, в перспективе маршрут планируют достроить до Челябинска, Омска, Новосибирска с возможностью выхода на границы с Китаем и Монголией.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=133984