Дайджест новостей дорожной отрасли РФ (11.04.2022)

11.04.2022 Просмотров: 119

Замглавы Минстроя России поделился с парламентариями деталями разработки нового механизма по изменению цены госконтрактов

Минстрой России, 04.04.2022

Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко принял участие в заседании секции «Архитектура и градостроительство» экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Депутаты, представители застройщиков, региональных и федеральных органов власти и научного сообщества собрались для обсуждения особенностей осуществления градостроительной деятельности в 2022 году с учётом принятых и разрабатываемых мер поддержки строительной отрасли.

Выступая перед собравшимися, замминистра рассказал о ряде актов, разрабатываемых Минстроем России в развитие федеральных законов о мерах поддержки. В частности, об упрощении градостроительных процедур при реализации строительных проектов, особенностях проведения экспертизы проектной документации и других документах, направленных на сокращение строительно-инвестиционного цикла и снижение неэффективных затрат.

Особое внимание Сергей Музыченко уделил теме подготовки нового механизма по изменению стоимости госконтрактов и корректировке их сметы для компенсации нестабильности цен на строительные ресурсы в текущих экономических условиях. Ориентиром для определения объема возмещения будут специальные индексы, рассчитываемые министерством совместно с участниками строительного рынка.

В процессе обсуждения доклада замминистра члены экспертного совета выразили обеспокоенность возможными негативными последствиями принимаемых для поддержки отрасли решений.

«Все разрабатываемые, утвержденные и уже реализуемые меры поддержки отрасли, особенно в части сокращения избыточных бюрократических издержек, подготавливались и планировались давно с учётом всех возможных рисков. Нынешняя ситуация лишь ускорила работу над ними. Беспокойство по этим поводам – беспочвенно, так как принимаемые решения являются максимально взвешенными», – пояснил Сергей Музыченко.

Площадка мероприятия экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству объединила ведущих отраслевых специалистов страны, которые, после оживленной дискуссии, поддержали инициативы Минстроя России и Правительства РФ.

https://www.minstroyrf.gov.ru/press/zamglavy-minstroya-rossii-podelilsya-s-parlamentariyami-detalyami-razrabotki-novogo-mekhanizma-po-iz/


Счетная палата проверила, как проходит строительство автодороги «Владивосток–Находка–порт Восточный», и предложила вместо возведения ее второго участка (с 43 по 146 км) реконструировать действующую трассу А188 «Артем–Находка–порт Восточный»

Счетная палата Российской Федерации, 04.04.2000

Основанием для такого предложения стали сложный рельеф проектируемой дороги и высокая стоимость строительства.

«Оползни на склонах достигают до 10 км в длину, и таких участков много. Проектируемая трасса пересекает 112 водотоков (реки, ручьи, протоки), через которые потребуется возвести как минимум 112 искусственных сооружений. Учитывая предварительную стоимость, а это 309 млрд рублей, и протяженность участка (104 км), средняя цена 1 км составляет порядка 2,8 млрд рублей. Поэтому с учетом уже имеющегося негативного опыта оползневых процессов при строительстве первого участка автотрассы (с 18 по 40 км) мы предложили Правительству Российской Федерации и Губернатору Приморского края рассмотреть вопрос о реконструкции действующей трассы «Артем-Находка-порт Восточный» взамен нового строительства», – сообщил на Коллегии аудитор Валерий Богомолов.

В качестве дополнительных аргументов для отказа от строительства второго участка Счетная палата привела длительный поиск инвесторов (свыше двух лет) и несущественное влияние новой автотрассы на транзит грузов по территории Росси.

«Фактически 100% поставок угля, леса и других грузов в терминалы портов Находка и Восточный осуществляются железнодорожным и морским транспортом, а сырой нефти – по трубопроводу. Экспорт сырья, а также импорт товаров из соседних стран проходит преимущественно морским путем. Автомобильный транспорт для ввоза и вывоза грузов используют только 8 компаний, имеющих малый грузооборот в течение года. Таким образом, строительство объектов автодороги имеет значение для развития Приморского края, но фактически не влияет на транзитный потенциал Российской Федерации».

Что касается строительства первого участка дороги, то здесь Счетная палата отметила положительную динамику с момента предыдущей проверки: за 10 месяцев 2021 года отставание от графика сократилось более чем в два раза - с 14,5% до 6,4%. Тем не менее, как и прогнозировала СП, объект не был сдан в установленные сроки (первоначальный – декабрь 2020 года, после переноса – декабрь 2021 года). На 1 ноября 2021 года по разным работам отставание составляло от одного до 14 месяцев. Во многом это стало следствием вышеупомянутых оползней, из-за которых пришлось приостановить работы и вносить изменения в проектную документацию. Это также сказалось и на стоимости строительства: по предварительным оценкам, она выросла на 69%.

«По оценкам Счетной палаты, с учетом корректировки проектной документации и применения решений инженерной защиты, фактическая готовность объекта по итогам прошедшего года составила порядка 55%. Исходя из нормативных сроков выполнения работ после прохождения госэкспертизы, завершение строительства ожидается не ранее 2023 года», – констатировал аудитор.

В руководстве Приморского края и Росавтодоре предложение Счетной палаты о рассмотрении вопроса реконструкции действующей дороги в целом поддержали. «Согласен с предложением Счетной палаты с учетом того, что нужно завершить первый этап, в том числе доделать обход через Большой Камень. Нужно понимать, что это крупнейший сейчас узел, который является центром и драйвером судостроения, металлургического комбината. Поэтому этот участок нужно проходить и далее уже рассматривать реконструкцию», – заявил на Коллегии губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

«Мы еще раз проанализируем все аспекты первого этапа строительства объекта и представленное Приморским краем обоснование инвестиций на второй этап. И исходя из рекомендаций Счетной палаты, вынесем вопрос возможной реконструкции существующей дороги на рассмотрение научно-технического совета Росавтодора», – отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.

Счетная палата со своей стороны продолжит контроль за ходом строительства, который ведет по поручению Президента.

https://ach.gov.ru/checks/doroga-vladivostok-nakhodka-port-vostochnyy


Госкомпания намерена участвовать в подготовке кадров для дорожной отрасли

АВТОДОР, 04.04.2022

Госкомпания «Автодор» и Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) подписали соглашение о сотрудничестве.

В торжественной церемонии подписания приняли участие председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко и исполняющий обязанности ректора МАДИ Дмитрий Ефименко.

«Дорожная отрасль сейчас активно развивается. Мы готовы привлекать студентов для реализации проекта по строительству скоростной дороги М-12 от Москвы до Казани с продолжением до Екатеринбурга. Кроме этого, наработки МАДИ для этого проекта очень важны, и мы готовы их рассматривать. По этим двум основным направлениям мы будем развивать наше сотрудничество, а также в рамках общероссийских конференций», – сказал Вячеслав Петушенко.

В свою очередь Дмитрий Ефименко отметил, что университет и Госкомпания занимаются одним общим делом. «Сейчас идет интенсивное развитие дорожного строительства и кадровый дефицит в отрасли можно нивелировать, вовлекая студентов к проектам на этапе обучения с последующим их трудоустройством», – уточнил Дмитрий Ефименко.

Для обучающихся МАДИ Госкомпания «Автодор» предполагает реализовать прохождение всех видов практик и стажировок, проводить совместные профориентационные мероприятия, симпозиумы и конференции, оказывать содействие в трудоустройстве выпускников.

Также в рамках настоящего соглашения предусматривается активное взаимодействие по организации подготовки высококвалифицированных кадров по основным профессиональным образовательным программам высшего образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, проведение совместных фундаментальных и прикладных научных исследований.

Учитывая это, стороны планируют тесно сотрудничать в области цифровой трансформации дорожного хозяйства и комплексного внедрения интеллектуальных систем, совместно осуществлять методическую, экспертно-аналитическую и консультационную деятельность.

Госкомпания реализует крупные инфраструктурные проекты, строительство М-12 от Москвы до Казани с продолжением ее до Екатеринбурга. Развивает дальние подходы к Керченскому мосту – Дальний Западный обход Краснодара, строит обход Ростова-на-Дону. Специалисты Госкомпании отвечают за эксплуатацию М-11 «Нева», первой в России «умной дороги» – ЦКАД.

https://russianhighways.ru/press/news/82426/


Более 300 км дорог приведут к нормативу в этом году в Тверской области по БКД

ДорИнфо, 05.04.2022

В Тверской области в 2022 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» приведут в нормативное состояние около 305 км трасс. Об этом стало известно в ходе встречи руководителя ФДА Романа Новикова и губернатора региона Игоря Рудени, сообщает пресс-служба Росавтодора.

Основной темой встречи стало развитие дорожно-транспортного комплекса Тверской области. Так, программой дорожных работ до 2024 года на территории региона предусмотрен капитальный ремонт 10 объектов общей протяженностью 59,2 км. В частности, работы запланированы на отрезках трассы М-9 «Балтия» со 188-го по 194-й км и с 214-го по 220-й км, на участке дороги М-10 «Россия» с 271-го по 292-й км.

Кроме того, стороны обсудили реализацию дорожного нацпроекта. В этом сезоне в нормативное состояние планируют привести 55 объектов общей протяженностью около 305 км. На эти цели предусмотрено 6,7 млрд рублей, из которых почти 2,3 млрд – федеральные средства.

В ходе встречи также зашла речь о реализации перспективных региональных проектов. Сейчас в Твери продолжается строительство Западного моста через реку Волга. Новая переправа позволит разгрузить движение в Заволжском районе города: решит проблему пробок на Петербургском шоссе и на подъезде к будущему медицинскому кластеру в районе областной больницы. В настоящий момент на объекте выполняют обустройство технологической площадки для сооружения третьей опоры будущего моста и устраивают водопропускные трубы.

«Это масштабный, беспрецедентный проект для города Твери. Завершить работы планируется в конце 2025 года. В период санкционных ограничений у нас появилось больше возможностей проводить импортозамещение, в том числе на этом объекте», – отметил Игорь Руденя.

В завершении встречи участники затронули тему дальнейшего расширения федеральных трасс с двух до четырех и шести полос движения в границах области. В частности, обсудили возможность реконструкции трассы М-9 «Балтия» от Волоколамска до Ржева.

Ранее сообщалось, что в ближайшие пять лет в Тверской области отремонтируют более 1,1 тыс. км местных дорог в муниципальных образованиях.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=108588


Изменение в разделе «Обсуждение стандартов»

ТК 418, 06.04.2022

В разделе «Обсуждение стандартов» размещена доработанная редакция проекта ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы дорожные. Методы определения геометрических и физических параметров» (1.2.418-1.280.21).

https://tk418.ru/news/


Благодаря цифровым технологиям появляются новые транспортные и логистические технологии

РБК, 06.04.2022

Эксперты НИУ ВШЭ провели исследование и выяснили, каким будет транспорт будущего. Рассказываем, что нужно об этом знать.

Что происходит

  • Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ опубликовал исследование, в котором аналитики попытались спрогнозировать, какая технология транспорта будет наиболее востребована в будущем. Для этого технология анализа больших данных iFORA проанализировала более 66 тыс. источников.

  • Эксперты «Вышки» подготовили отдельные рейтинги топ-15 наиболее значимых технологий транспорта и логистики для ученых и для бизнеса – согласно частоте и контексту упоминаний в различных источниках.

  • Самыми популярными технологиями в обоих случаях стали электромобили и смарт-контракты – программы для автоматического выполнения обязательств участников в цепочке поставок. Кроме этого, ученые заинтересованы в разработке и развитии беспилотных летательных аппаратов, интеллектуальных транспортных систем беспилотных автомобилей и технологий управления трафиком. Бизнесу же интересны беспилотные автомобили, системы управления запасами и иммерсивные технологии.

  • Говоря о мотивации, для ученых внедрение цифровых технологий в транспортную систему – это возможность продать бизнесу решения, которые помогут тому заработать больше денег

  • Бизнесу же новые транспортные и логистические технологии помогают повысить пропускную способность на складах, скорость доставки и транспортировки грузов, автоматизировать процессы логистики, перевозить больше пассажиров.

Что это значит

Цифровые технологии меняют все отрасли экономики, в том числе транспортную. Появился беспилотный транспорт, возможность оптимизировать цепочки поставок, прогнозировать техническое состояние автомобилей и многое другое. Жизнь пассажиров и водителей становится безопаснее, а бизнес может зарабатывать больше.

По данным аналитиков Report Ocean, рынок искусственного интеллекта в мировой транспортной отрасли и логистике в 2020 году составил $1,45 млрд, а к 2030 году составит $17,9 млрд со средним годовым темпом роста в 18,5%.

Лидер на этом рынке – Северная Америка. По прогнозам аналитиков Report Ocean на нее придется основная часть выручки в течение следующих 10 лет. Второе место займут страны Азиатско-Тихоокеанского региона из-за роста числа населения и развития беспилотного транспорта.

https://trends.rbc.ru/trends/futurology/624d3e649a79472b3936b487


Председатель правления госкомпании «АВТОДОР» Вячеслав Петушенко доложил заместителю председателя правительства РФ Юрию Борисову о строительстве М-12

АВТОДОР, 06.04.2022

В рамках XVII Всероссийского форума-выставки «ГОСZAКАЗ» заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов посетил стенд Госкомпании «Автодор».

Председатель правления Госкомпании отметил, что перед Автодором стоит задача уже через два года обеспечить скоростную автомобильную связь между Москвой и Екатеринбургом через Казань, построив еще одну дорогу – М-12. От Москвы до Казани – 823 км, от Дюртюли до Ачита – 275 км. Общая протяженность маршрута с учетом существующей дорожной сети составит 1600 км. Путь по нему займет двое суток.

Юрий Борисов и Вячеслав Петушенко обсудили вопросы импортозамещения, в том числе дорожно-строительной техники. Глава Госкомпании отметил, что в этом году проблем не будет, но в перспективе необходимо развивать отечественное производство в этой сфере. Госкомпания уже ведёт диалог с Минпромторгом, российскими производителями и дорожными компаниями.

Кроме того, Вячеслав Петушенко рассказал, что Автодор является эмитентом транспондеров и сейчас работает над тем, чтобы организовать их российское производство. На данном этапе прорабатывается несколько возможных вариантов сотрудничества с российским компаниями в области микроэлектроники.

https://russianhighways.ru/press/news/82481/


Стартовал очередной отчетный период подачи информации в ФГИС ЦС

Главгосэскспертиза России, 06.04.2022

В начале апреля стартовал очередной отчетный период подачи информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов и расчета индексов изменения сметной стоимости строительства.

Процедура подачи юридическими лицами сведений о ценах в ФГИС ЦС предусмотрена пунктом 18 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 года № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Организации, включенные в перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязаны предоставлять информацию в ФГИС ЦС ежеквартально. Информация размещается в соответствии с Классификатором строительных ресурсов. На текущий момент он содержит 130 723 уникальные записи.

«Регулярный сбор данных от производителей и поставщиков строительных ресурсов позволяет формировать объективный расчет индексов изменения сметной стоимости для определения цены строительства, в том числе при переходе на ресурсно-индексный метод», – говорит Елена Назипова, начальник Управления мониторинга цен строительных ресурсов и методологии развития информационных систем в ценообразовании Главгосэкспертизы России.

Перечень организаций, предоставляющих информацию во ФГИС ЦС, значительно обновлен в конце 2021 года и постоянно актуализируется. Эта работа ведется Главгосэкспертизой России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На текущий момент в него включены более 17 тысяч юридических лиц. Их полный перечень размещен на сайте ФГИС ЦС.

Подать заявку на включение в перечень могут и другие организации, соответствующие критериям Правил мониторинга. Пройти регистрацию можно по ссылке https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/applications

По итогам I квартала 2022 года количество представленных в ФГИС ЦС цен на строительные ресурсы выросло больше, чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество активных участников системы увеличилось на 32%.

https://gge.ru/press-center/news/startoval-ocherednoy-otchetnyy-period-podachi-informatsii-v-fgis-tss/



Федеральные дорожники начали строительство маршрута Казань–Екатеринбург в Татарстане

РОСАВТОДОР, 06.04.2022

Работы ведутся на втором этапе обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. Этот объект имеет стратегическое значение для Татарстана. Он позволит вывести из города транзитный транспорт, идущий по трассе М-7 через Набережные Челны, и более чем на час сократит время в пути от Нижнекамска до Казани.

Второй этап обхода пройдет через Нижнекамский, Заинский и Тукаевский районы республики. Здесь уже подготовили территорию под строительство, поставили производственные базы, завезли материалы, устроили временные подъездные дороги и приступили к основным строительно-монтажным работам. На объекте устроено 689 тысяч кубометров насыпи, что составляет 30% от всего объема. Для увеличения несущей способности грунта земполотно усиливают армирующей прослойкой из геотекстиля.

Специалисты начали строительство шести мостов из восьми, предусмотренных проектом. Они пройдут над реками Васильев, Аланка, Авлашка, Аштылга и пересекут два ручья. Ведутся работы по погружению призматических железобетонных свай, армированию и бетонированию ростверков, армированию стоек опор.

Качество выполняемых работ контролируется специалистами строительного контроля ФГБУ «Росдортехнология» и сотрудниками лаборатории подрядчика. Они ежедневно проверяют физико-механические свойства грунтов, уплотнение земляного полотна, прочность бетона, осуществляют входной контроль инертных материалов, бетонных смесей и железобетонных изделий.

На объекте круглосуточно работает 307 человек, задействовано 136 единиц техники.

Протяженность второго этапа обхода городов Нижнекамск и Набережные Челны составляет 23,7 км. На участке предстоит построить четырехполосную автомобильную дорогу категории IБ, восемь мостов, два путепровода и одну транспортную развязку.

В целом строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов разделено на три этапа. Всего на протяжении трех этапов обхода проектом предусмотрено строительство 5 транспортных развязок, 10 мостов и 12 путепроводов. Точное количество искусственных сооружений станет известно после получения положительного заключения Главгосэкспертизы по всем этапам.

Проектная документация по первому этапу передана на утверждение в ФАУ «Главгосэкспертиза России», по третьему этапу положительное заключение экспертизы получено 31.03.2022. Общая протяженность обхода составит 81,4 км.

Реализация скоростного маршрута Казань–Екатеринбург ведется по поручению президента РФ В.В. Путина. Он станет продолжением трассы М-12, общая протяженность маршрута от Москвы до Екатеринбурга составит около 1600 км.

Маршрут от Казани пройдет по территории Республики Татарстан, Башкирии, территории Пермского края и Свердловской области. Его создают специалисты подведомственных Федеральному дорожному агентству ФКУ «Волго-Вятскупрдор», ФКУ «Приуралье» и ФКУ «Уралуправтодор». Он включает в себя участки капитального ремонта с расширением до четырех полос движения, участки реконструкции и нового строительства. В реализации проекта Казань–Екатеринбург участвует ГК «Автодор», выступающая заказчиком строительства участка Дютюрли–Ачит, который соединит федеральные дороги М-7 «Волга» и трассу Р-242.

По территории Республики Татарстан маршрут пройдет от трассы М-12 в районе Шали до Нижнекамска по федеральной трассе М-7 «Волга», затем по обходу Нижнекамска и Набережных Челнов с выходом через участок реконструкции трассы М-7 до границы с Республикой Башкортостан. Протяженность участка составит около 305 км.

На территории Республики Башкортостан новое направление пройдет до транспортной развязки в г. Дюртюли в обход населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново. Участок нового строительства протяженностью 65 км позволит перенаправить с трассы М-7 транзитный транспорт, идущий через пять населенных пунктов Илишевского, Дюртюлинского и Чекмагушевского районов. Это положительно отразится на экологии и безопасности дорожного движения в селах, через которые сейчас везут грузы в направлении Урала и Сибири.

Участок Дютюрли–Ачит, заказчиком которого выступает ГК «Автодор», пройдет по Республике Башкортостан, Пермскому краю и Свердловской области с выходом на трассу Р-242. Согласно конкурсной документации, ориентировочная протяженность участка дороги составит 275 км.

В рамках реализации маршрута Казань–Екатеринбург будет выполнен капитальный ремонт автомобильной дороги Р-242 Пермь–Екатеринбург общей протяженностью 139 км, проходящей по территории Свердловской области. Для увеличения пропускной способности трассы и безопасности дорожного движения дорогу расширят с существующих двух до четырех полос, будут капитально отремонтированы 14 искусственных сооружений.

Работы на трассе Р-242 велись и в прошлом году, когда был закончен участок капремонта протяженностью 26 км. Сейчас идет капитальный ремонт участка км 187–км 232 протяженностью 45 км, 9 км из них будут открыты для движения в этом году.

Сейчас идет согласование проектно-сметной документации на выполнение капитального ремонта автомобильной дороги Р-242 Пермь–Екатеринбург с доведением до 4х полос на трех участках общей протяженностью 68 км.

Для работ по капитальным ремонтам, строительству и реконструкции объектов будут использоваться отечественные материалы, что позволяет избежать рисков, связанных с нарушением сроков поставок. Подрядными организациями совместно с заказчиком проработаны все вопросы, связанные с закупкой необходимых материалов и логистикой. Финансирование объемов выполненных работ тоже будет производиться своевременно. Все мероприятия, запланированные Федеральным дорожным агентством в рамках реализации скоростного маршрута Казань–Екатеринбург, будут завершены до конца 2024 года.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/511841


Автодор и Пекинский университет запустили курс лекций о китайском опыте в дорожном строительстве

АВТОДОР, 06.04.2022

Курс лекций для сотрудников Государственной компании в онлайн-формате организует Пекинский университет гражданского строительства и архитектуры – ведущее учебное заведение Китая в области строительства. В подготовке материалов и проведении занятий участвуют эксперты лидирующих исследовательских институтов КНР в сфере дорожного хозяйства, специалисты-практики с многолетним опытом, представители профессорского состава Пекинского университета гражданского строительства и архитектуры.

Старт программе обучения дали первый заместитель председателя правления по инвестиционной политике Государственной компании «Автодор» Игорь Коваль и заместитель ректора Пекинского университета гражданского строительства и архитектуры Ли Айкун.

Игорь Коваль рассказал о том, что Государственная компания «Автодор» является лидирующей организацией РФ в сфере создания сети скоростных магистралей, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства. В Госкомпании представлен полный спектр компетенций – как в области проектирования, строительства, эксплуатации дорог, так и в сфере цифровизации и управления дорожным движением, финансового моделирования и других. Специалисты каждого из этих направлений примут участие в обучении.

«Мы знаем о колоссальном опыте коллег из Китая и благодарны за возможность перенять часть этого опыта. Уверен, что сегодняшнее мероприятие – это лишь первый этап на пути нашего сотрудничества», – отметил Игорь Коваль.

Приветствуя участников тренинга, Ли Айкун подчеркнул, что данное мероприятие подтверждает намерения сторон по развитию профессионального взаимодействия и обмену опытом. Пекинский университет имеет 115-летнюю историю, а его специалисты располагают уникальными теоретическими и практическими знаниями в сфере дорожного строительства и архитектуры. Он пожелал успехов всем участникам мероприятия и выразил надежду на дальнейшее развитие сотрудничества.

Курс состоит из четырех лекций по изучению опыта Китая в области строительства автомобильных дорог, в том числе вопросов по инвестиционной и финансовой моделям мегапроектов, управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильных дорог.

Также китайская сторона поделится опытом практического применения твердых отходов (на основе угля и других строительных отходов) в дорожном строительстве. Речь идет о средствах с низкой себестоимостью, предотвращающих появление колей, а также крупном строительном мусоре, переработанном асфальтобетоне и т.д. Применение таких отходов способствует экономии ресурсов и сокращению выбросов углерода, а также помогает реализовать переработку материалов всех слоев дорожного покрытия.

По итогам проведения образовательного курса запланировано подписание Меморандума о сотрудничестве между Государственной компанией «Автодор» и Пекинским университетом гражданского строительства и архитектуры. Это позволит сторонам развивать тесное, долгосрочное взаимодействие в сфере профессионального обучения, обмениваться опытом и совместно участвовать в международных исследовательских проектах.

https://russianhighways.ru/press/news/82473/



Мишустин сообщил, что в России за 2021 год отремонтировали рекордное количество дорог

ТАСС, 07.04.2022

Более 160 млн кв. м дорожного полотна было приведено в нормативное состояние в РФ за 2021 год, это рекордное количество за всю историю страны, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая с отчетом правительства в Госдуме.

«Должен сказать и о дорожном строительстве. Результаты работы этого сектора тоже очень высокие. Привели в надежное состояние более 160 млн кв. м полотна. Самый большой объем отремонтированных дорог за всю историю нашей страны», – сказал Мишустин.

Он отметил, что выполнить такие объемы удалось за счет опережающего финансирования и гибкого управления капитальными вложениями. «В целом за год на опережающее финансирование магистралей мы выделили почти 425 млрд рублей», – добавил премьер-министр.

Мишустин также напомнил о решении правительства направить более 163 млрд рублей на реконструкцию и строительство дорог и о поручении президента РФ Владимира Путина выделить еще 120 млрд рублей на эти цели в текущем году. «И на ближайшие три года дополнительно распределили 163 млрд рублей. А также по поручению президента выделим еще 120 млрд рублей. Это недавно решение мы приняли. На такие цели. Что поможет с опережением достичь национальных целей развития», – сказал он.

Строительство трассы М-12

Мишустин сообщил, что полномасштабное строительство трассы М-12 Москва–Казань до Екатеринбурга начнется в текущем году. Кроме того, по его словам, рассматривается возможность поэтапного запуска первых участков трассы Москва - Казань в текущем и следующем годах.

«Возможность поэтапного запуска первых участков трассы Москва–Казань мы рассматриваем уже в текущем и следующем годах. Что касается дороги Москва–Екатеринбург, то сейчас ведется проектирование и подготовка территории. Но уже в этом году перейдем к полномасштабному строительству», – сказал Мишустин.

Также правительство рассматривает продление трассы М-12 Москва–Казань–Екатеринбург до Новосибирска с возможным выходом на Монголию и Китай.

«А также рассматриваем развитие маршрута до Новосибирска с возможным выходом на Монголию и Китай. Помимо магистралей, создаем обходы городов, в том числе Краснодара, Аксая, Кемерово, Калининграда, Екатеринбурга и целого ряда других», – отметил глава кабмина.

Строительство и ремонт дорог идут очень ритмично, подчеркнул он. «Это стало возможно благодаря большой совместной работе по изменениям в законодательство. В том числе по сокращению инвестиционно-строительного цикла. Поддержка Государственной Думы и Совета Федерации в этом вопросе нам крайне важна. Работа будет продолжена и в рамках реализации плана первоочередных мер [по обеспечению развития российской экономики]», – добавил Мишустин.

О проекте

Проект трассы М-12 предусматривает строительство скоростной автодороги протяженностью около 800 км, которая свяжет Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашия и Татарстан с сетью скоростных автомобильных дорог европейской части России (М-11 «Нева», ЦКАД, М-3 «Украина», М-1 «Беларусь», М-4 «Дон»). Трасса станет частью международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Ввод в эксплуатацию запланирован на 2024 год. Стоимость строительства М-12, предварительно, оценивается в 622 млрд рублей. Окончательно стоимость будет определена после получения заключение Главгосэкспертизы по всем подэтапам.

В ходе запуска ЦКАД в июле 2021 года президент РФ Владимир Путин обсудил с представителями правительства и регионов продление трассы Москва–Казань–Екатеринбург до Тюмени и Челябинска.

https://tass.ru/ekonomika/14308843?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru


Росавтодор: план расходов федерального бюджета на I квартал 2022 года перевыполнен на 5,4 млрд

РОСАВТОДОР, 08.04.2022

8 апреля в Федеральном дорожном агентстве в режиме видеоконференцсвязи прошло совещание под председательством руководителя Росавтодора Романа Новикова по вопросам реализации программы дорожных работ в 2022 году.

В мероприятии приняли участие директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Андрей Шилов, заместители руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Самарьянов, Олег Ступников и Виктор Тимофеев, а также начальники профильных Управлений Росавтодора и подведомственных учреждений (ФКУ).

В своём приветственном слове Роман Новиков отметил хорошие результаты деятельности ведомства в первом квартале 2022 года: «Мы достигли за этот период абсолютного минимума в части остатков на счетах. Графиком финансирования расходов федерального бюджета на первый квартал Росавтодору было предусмотрено 108 млрд рублей. Исполнение составило – 113,4 млрд рублей, то есть мы перевыполнили план на 5,4 млрд за счет использования 5 % резерва Минфина Российской Федерации. В частности, по федеральным проектам «Развитие федеральной магистральной сети» и «Региональная и местная дорожная сеть» перевыполнение составило 4 и 1,8 млрд рублей соответственно, а по ведомственной целевой программе «Капитальный ремонт, ремонт и содержание» – 1,7 млрд рублей. Показатели очень хорошие, спасибо всем за работу – и профильным управлениям, и региональным проектным офисам».

При этом задача на II квартал текущего года, как отметил руководитель Росавтодора, – достижение исполнения всех предусмотренных ведомству средств федерального бюджета, а именно – 157 млрд рублей.

Кроме того, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы и необходимостью изменения цен заключенных контрактов из резервного фонда Правительства РФ выделены бюджетные ассигнования по 25 объектам Росавтодора в размере 26,9 млрд рублей на период 2022–2024 г. В соответствии с утвержденной федеральной адресной инвестиционной программой, в этом году предусмотрено финансирование в размере 7,6 млрд рублей.

Отдельное обсуждение было посвящено антикризисным мерам Кабмина РФ, которые направлены на поддержание дорожной отрасли. «Прежде всего, издано постановление Правительства № 505, согласно которому с 30 марта 2022 года государственные заказчики могут устанавливать повышенные авансы – от 50 до 90 % суммы контракта, если средства подлежат казначейскому сопровождению, и до 50 % суммы, если такому сопровождению они не подлежат. Кроме того, постановление Правительства № 482 изменило правило расширенного казначейского сопровождения: до конца текущего года оно проводится только по объектам, в отношении которых Правительством принято соответствующее решение. Согласно постановлению № 575, разрешения на строительство продлеваются на год, а также применяется упрощенный порядок подготовки изменений документации по планировке территорий. Наконец, мы расширяем список системообразующих предприятий. В данном перечне их было 13. Сейчас добавляются ещё 14. В ближайшее время планируем дополнить данный перечень 4 предприятиями. Напомню, что 5 апреля Правительством было подготовлено постановление по субсидированию процентной ставки. Как вы знаете, ключевая ставка сейчас составляет 20 %. Кредиты для подрядных организаций – ещё выше. А данное постановление позволяет половину от процентной ставки субсидировать государством. И касается этот механизм как раз системообразующих организаций», – прокомментировал директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Андрей Шилов.

В своём докладе начальник Финансово-экономического управления Федерального дорожного агентства Ирина Цвигун отдельно остановилась на порядке доведения предельных объёмов финансирования расходов федерального бюджета (ПОФР): «Необходимо четко следовать установленным временными рамкам. К 3 июня все подведомственные казенные учреждения должны направить заявки на III и IV кварталы 2022 года. Нужно грамотно распланировать программы дорожных работ, учесть возможные финансовые риски, а также взять в расчёт новые вышедшие постановления, распоряжения Правительства России. Повторюсь, что заявка к 3 июня должна быть максимально полной и укомплектованной».

О предварительных результатах текущих дорожных работ (в части строительства и реконструкции) рассказал начальник Управления строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Кайрат Турсунбеков: «По итогам I квартала введены в эксплуатацию после реконструкции два объекта общей протяженностью 21 км: участки трасс Р-22 «Каспий» и Р-256 «Чуйский тракт». Ещё 20 объектов сейчас в работе. По каждому разработана дорожная карта, всё идет в плановом режиме, у 12 объектов уровень технической готовности свыше 70 %».

Начальник Управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Виталий Голиков акцентировал внимание на тех средствах федерального бюджета, которые предназначены для работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию федеральных трасс и искусственных сооружений: «Программами работ предусмотрено финансирование на 2022 год в размере 371,9 млрд рублей. По состоянию на 31 марта кассовые расходы федеральных казенных учреждений составили 44,5 млрд рублей или 12 %. Одновременно с этим, в соответствии с графиком финансирования, утвержденным Минтрансом России, кассовое освоение за январь, февраль и март составляло 42 млрд рублей. То есть нам удалось не только выполнить, но и перевыполнить установленные показатели. Хочу обратить внимание начальников ФКУ на необходимости не сбавлять заданные темпы, принять все соответствующие меры, чтобы к концу первого полугодия уровень кассового освоения составлял не менее 33,3 % от общего финансирования 2022 года».

Что касается национального проекта «Безопасные качественные дороги», то начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Радик Фаразутдинов отметил следующее: «Во многих российских регионах, принимающих участие в реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», досрочно стартовал дорожно-строительный сезон 2022 года. Начать работы раньше обычного позволили благоприятные погодные условия, а также заблаговременная контрактация. Если говорить о федеральном проекте «Региональная и местная дорожная сеть», то в 2022 году его финансирование составляет свыше 340 млрд рублей. Всего в этом году благодаря нацпроекту планируется привести в нормативное состояние порядка 4,7 тыс. объектов общей протяженностью более 15 тыс. км».

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/512851


Правительство внесло изменения в процедуру экспертизы проектной документации в строительстве

Главгосэскспертиза России, 08.04.2022

На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации». Документ вступает в силу с 14 апреля 2022 года.

Постановление разработано в целях нивелирования последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации и стабилизации экономической ситуации в стране.

Принятые правительством поправки определяют особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, а также особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации.

Оно действует в отношении проектной документации (ПД), ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы, а также в отношении ПД, которая уже представлена на государственную экспертизу или поступит на экспертизу до конца 2022 года.

  1. Постановление позволяет вносить в проектную документацию изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналоги, без проведения повторной экспертизы ПД, если такие изменения соответствует требованиям пунктов 2-4 части 38 статьи 49 ГрК¹ и не приводят к увеличению сметной стоимости строительства более чем на 30% и свыше 100 млн рублей.

  2. Если стоимость строительства изменится более чем на 30% и превышает 100 млн рублей, то проводится повторная государственная экспертиза ПД в части проверки достоверности определения сметной стоимости.

Для проведения такой проверки предусмотрен упрощенный порядок:

  • сокращен список представляемых документов;

  • сокращен срок проверки (не более 14 рабочих дней);

  • не взимается плата за проведение проверки.

  1. В отношении ряда объектов, указанных в постановлении, не будет проводиться государственная экологическая экспертиза. Оценка ПД таких объектов на предмет соответствия требованиям в области охраны окружающей среды будет проводиться в рамках государственной экспертизы ПД.

Это способствует сокращению административных барьеров и сроков реализации инвестиционных проектов на срок проведения государственной экологической экспертизы (2-3 месяца).

  1. Не будет проводиться государственная историко-культурная экспертиза (ГИКЭ) в отношении ПД на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, если в отношении такой ПД проводится государственная экспертиза ПД.

Следует отметить, что и в рамках ГИКЭ ПД на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, и в рамках государственной экспертизы ПД, предусматривающей проведение указанных работ, проводится оценка такой ПД на предмет соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

Исключение необходимости проведения ГИКЭ позволит сократить срок реализации инвестиционного проекта на срок проведения ГИКЭ (в среднем 3-6 месяцев), сохранив при этом обязательность оценки соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, вытекающим в том числе из решений, принятых по итогам ранее проведенных ГИКЭ иных видов (установление границ защитной зоны объекта культурного наследия, установление статуса объекта культурного наследия и т.д.).

Постановление не касается случаев необходимости проведения ГИКЭ иных видов, в том числе ГИКЭ в отношении ПД на проведение работ, не затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.

  1. Постановлением предусмотрена возможность многократного продления сроков проведения государственной экспертизы ПД на основании заявления застройщика с целью доработки ПД в ходе государственной экспертизы, не прерывая процесс ее проведения.

Подробнее ознакомиться с текстом постановления можно на портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204060020

  • ¹ не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;

  • не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды и иных требований;

  • соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий.

https://gge.ru/press-center/news/pravitelstvo-vneslo-izmeneniya-v-protseduru-ekspertizy-proektnoy-dokumentatsii-v-stroitelstve/


Минстрой России сформирует орган экспертизы соответствия стройматериалов импортным аналогам

Цемент и его применение, 08.04.2022

Заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко провел рабочее совещание с председателем комитета по строительству «Опоры России» Марком Геллером по теме поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в стройкомплексе.

В ходе встречи Сергей Музыченко рассказал, что министерство совместно с другими профильными федеральными органами власти прорабатывает механизмы снижения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей инертных строительных материалов. В частности, замминистра сообщил, что решение об изменении объекта налогообложения НДПИ при производстве щебня на строительный камень уже принято. Ранее бизнес-объединение обращалось в Минстрой России с просьбой о содействии в этом вопросе.

Еще одной важной темой обсуждения стал проект министерства и Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) по созданию специального отраслевого каталога. Производители и поставщики смогут добавлять в него информацию об имеющихся альтернативных строительных материалах и технологиях для замены импортных аналогов. Все вносимые позиции будут проходить экспертизу соответствия в общественном органе, который планируется создать при Минстрое России с привлечением представителей научного сообщества, экспертов профессиональных объединений и строительных компаний. В результате реализации проекта будет сформирован открытый и регулярно актуализирующийся перечень доступных на территории России альтернативных строительных материалов и технологий. Используя его, бизнес сможет производить оперативную замену импортной продукции без проведения дополнительной экспертизы и внесения изменений в действующие государственные контракты.

«Важно, чтобы при замене импортных материалов и технологий сохранялись прежние качество и безопасность строительства. Для этого, будет создан орган с привлечением широкого круга лучших отраслевых специалистов. Отмечу, что планируемая инициатива направлена прежде всего на поддержку малого и среднего бизнеса в стройкомплексе, поэтому мы рассчитываем, в том числе, и на ваше содействие», – обратился к представителю «Опоры России» Сергей Музыченко.

Завершая встречу, председатель комитета по строительству «Опоры России» поддержал идею проекта и выразил готовность к сотрудничеству.

https://jcement.ru/content/news/minstroy-rossii-sformiruet-organ-ekspertizy-sootvetstviya-stroymaterialov-importnym-analogam/


На форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» представили систему оперативного управления «Эталон»

РОСАВТОДОР, 08.04.2022

Система оперативного управления «Эталон», оператором которой является Росавтодор, презентована в рамках XVII Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». Мероприятие проходило с 6 по 8 апреля в Инновационном центре Сколково в Москве. С работой системы можно было ознакомиться на объединенном стенде Минтранса России.

С помощью «Эталон» контролируется ход реализации национальных проектов «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план расширения магистральной инфраструктуры». Система позволяет отслеживать все процессы в режиме реального времени и в автоматическом режиме делает оценку достижения участниками проекта целевых показателей. В ней работают более 8 тыс. пользователей в 84 субъектах страны. Кроме того, к ней подключены Аппарат Правительства, Аналитический центр при Правительстве РФ, Счетная палата, Министерство внутренних дел РФ, Федеральное казначейство.

«Система оперативного управления «Эталон» обеспечивает полную прозрачность работ по нацпроектам. В ней отражены данные о финансировании, кассовом исполнении и ходе контрактации каждого объекта, объемы выполненных работ, а также вся информация о заказчиках, подрядчиках и субподрядчиках. На сегодняшний день в системе обрабатывается информация о более 140 тыс. объектов контроля», – отметил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко.

Отметим, в ноябре 2019 года Федеральное дорожное агентство вошло в число лауреатов премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения»: систему оперативного управления «Эталон» признали лучшим решением в области цифровизации транспорта.

В рамках деловой программы форума-выставки состоялась дискуссия на тему «Перспективы взаимодействия государства и it-компаний в современных условиях», в которой принял участие заместитель начальника Управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства Денис Кирюхин.

Одна из тем повестки – лучшие практики внедрения интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в городских агломерациях в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Напомним, мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем проводятся в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек.

Так, в 2021 году они реализовались в 24 российских регионах. В прошлом году было создано или модернизировано 15 центров управления дорожным движением, с которыми интегрировано 1350 детекторов транспортного потока, 630 камер видеонаблюдения, 460 «умных» светофоров, 115 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, 70 «умных» остановок, 45 метеостанций. На проведение комплекса мероприятий в 2021 году субъектам было направлено 3,75 млрд рублей, средства выделены из федерального бюджета.

В 2022 году количество регионов-участников программы по внедрению ИТС увеличилось до 42.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/512841