Сборник «Дороги и мосты» / 41 выпуск

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ В КИТАЕ


Канд. экон. наук С.Л. Сазонов,
аспирант Чэнь Сяо (КНР)
(Центр экономических и социальных исследований
Китая Института Дальнего Востока РАН (ИДВ РАН))
Конт. информация: sazonovch@mail.ru;
xiaoxiao2016@yandex.ru

Аннотация:  Рассмотрен вопрос развития сети высокоскоростных автомобильных дорог в Китае. Обоснована актуальность создания сети таких дорог. Благодаря современным автомагистралям ускоряется конвергенция уровней социально-экономического развития и экономическая интеграция провинций и автономных районов КНР, формируется масштабное региональное пространство. Кроме того, уменьшаются транспортные расходы предприятий всех отраслей экономики и, наряду с увеличением скорости движения автомобилей, возрастает грузооборот, повышается транспортная мобильность, сокращается необходимость в излишних складских запасах. В результате повышается производительность труда, возрастает конкурентоспособность местных производителей, обеспечивается их выход на ранее недоступные региональные рынки.

Ключевые слова:  Китай, высокоскоростные автомобильные дороги, дорожное строительство, инвестиции, дефицит местных бюджетов, мультипликативный эффект.

УДК:  УДК 625.7(510)

Файл:  Загрузить




РАСЧЁТ СКОРОСТИ ПРЯМОТОЧНОГО РОТОРНОГО РЫХЛИТЕЛЯ


Д-р техн. наук В.А. Николаев
(Ярославский технический университет)
Конт. информация: Nikolaev53@inbox.ru

Аннотация:  Предложена методика расчета скорости агрегата с прямоточным роторным рыхлителем, предназначенным для устройства кювета автомобильной дороги при ее строительстве.

Ключевые слова:  автомобильная дорога, кювет, рыхление грунта, прямоточный роторный рыхлитель, скорость.

УДК:  УДК 625.7:631.31

Файл:  Загрузить




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ДОРОЖНЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ


Д-р техн. наук А.В. Руденский
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: ruda0704@yandex.ru

Аннотация:  В статье рассмотрены вопросы совершенствования системы технических требований к дорожным асфальтобетонам и битумам, а также к принципам расчета дорожных конструкций на устойчивость к основным видам повреждений, возникающим в процессе эксплуатации.

Ключевые слова:  дорожные покрытия, асфальтобетон, битум, технические требования, сроки службы.

УДК:  УДК 625.855.3

Файл:  Загрузить




НАТУРНОЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕМЕНТОВ ОБУСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПРИ ИХ ЗИМНЕМ СОДЕРЖАНИИ


Д-р техн. наук, профессор А.В. Кочетков,
канд. техн. наук, доцент Л.В. Янковский,
д-р техн. наук, профессор М.Г. Бояршинов
(Пермский национальный исследовательский
политехнический университет),
канд. техн. наук, доцент Н.В. Щеголева
(Саратовский государственный технический
университет имени Гагарина Ю.А.),
канд. техн. наук И.Г. Шашков
(Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия
имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»)
Конт. информация: soni.81@mail.ru

Аннотация:  Аэродинамические испытания для определения оптимальных геометрических параметров автомобильных дорог и их элементов обустройства на основе аэродинамического моделирования проводятся с целью оценки их снегозаносимости. Предметом исследования при проведении аэродинамического эксперимента была выемка с ограждающим ее снегопередувающим экраном. Эксперимент проводился в Учебной лаборатории вычислительного эксперимента в механике кафедры МиКМ Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Впервые разработана методика совместного проведения математического и натурного аэродинамического моделирования размещения экранов и процессов их взаимодействия с ветровыми метелевыми потоками снегопереноса при зимнем содержании автомобильных дорог общего пользования. Результаты эксперимента рекомендуются для теоретического и практического применения и дальнейшего совершенствования в теоретическом обеспечении и практики зимнего содержания автомобильных дорог общего пользования.

Ключевые слова:  аэродинамические испытания, аэродинамическая труба, снегопредувающие экраны, снегоперенос, выемка, ветровая ловушка, давление, визуализация, скорость потока, моделирование, масштабная модель.

УДК:  УДК 625.7/.8:625.768.5

Файл:  Загрузить




О МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ ПРОФИЛОМЕТРОВ


Канд. техн. наук Н.А. Лушников,
канд. техн. наук П.А. Лушников
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: lab@rosdornii.ru

Аннотация:  В статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы, касающиеся выбора параметров участков автомобильных дорог, используемых для оценки точности профилометров.

Ключевые слова:  эталонный участок, нивелирование, микропрофиль, профилометр, спектральная плотность, амплитудно-частотная характеристика.

УДК:  УДК 625.7

Файл:  Загрузить




ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАНДАРТА НА ИЗМЕРЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ ГЕОРАДИОЛОКАЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ


Д-р техн. наук А.М. Кулижников,
канд. техн. наук Р.А. Еремин
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: kulizhnikov@rosdornii.ru;
r.eremin@rosdornii.ru

Аннотация:  В статье дано обоснование целесообразности измерения толщины слоев дорожной одежды георадиолокационными методами. Рассмотрены основные положения разработанного ФАУ «РОСДОРНИИ» ГОСТ Р 58349-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Методы измерения толщины слоев дорожной одежды». Приведены метрологические и технические требования к георадиолокационному оборудованию, методика измерений толщины слоев дорожной одежды.

Ключевые слова:  георадиолокация, дорожная одежда, слой, толщина, измерение, методика.

УДК:  УДК 625.8:550.835:006.86

Файл:  Загрузить




МЕЖРЕМОНТНЫЕ СРОКИ СЛУЖБЫ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ПОКРЫТИЙ


Д-р техн. наук О.А. Красиков
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук И.Н. Косенко
(Казахская автомобильно-дорожная академия
им. Л.Б. Гончарова (КазАДИ))
Конт. информация: krasikov@rosdornii.ru

Аннотация:  На основе критериев обеспечения заданного коэффициента прочности нежестких дорожных одежд получены формулы для расчета их дифференцированных межремонтных сроков службы. Для расчета требуемых модулей упругости нежестких дорожных одежд рекомендованы межремонтные сроки службы: от 14 до 20 лет – для капитальных типов дорожных одежд; от 9 до 16 лет – для облегченных одежд; от 6 до 10 лет – для переходных одежд. Акцентировано внимание на то, что принятое сегодня равенство межремонтных сроков службы для всех типов нежестких дорожных одежд для І – IV категорий дорог носит дискуссионный характер, хотя бы из тех соображений, что одежда облегченного типа не может быть такой же долговечной как одежда капитального типа, а переходный тип предназначен на переходный период, который не может длиться 24 года. Это также следует из методических положений по расчету нежестких дорожных одежд с разными уровнями надежности, коэффициентами запаса прочности, требуемыми модулями упругости, применяемыми материалами в конструктивных слоях для различных типов нежестких дорожных одежд. Сделан вывод о том, что принятые межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий требуют дополнительного обоснования и корректировки.

Ключевые слова:  типы нежестких дорожных одежд, усредненные и дифференцированные межремонтные сроки службы, формулы для расчета, коэффициенты прочности, требуемые модули упругости, уровень надежности, оценка обоснованности принятых межремонтных сроков службы.

УДК:  УДК 625.762.1

Файл:  Загрузить




РАСЧЕТ СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ МОСТОВ С УЧЕТОМ ПОДАТЛИВОСТИ СДВИГОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ПЛИТЫ СО СТАЛЬНОЙ БАЛКОЙ


Доцент А.В. Козлов,
аспирант А.С. Егорычев
(Воронежский государственный
технический университет)
Конт. информация: kozlov.a.v@inbox.ru;
egoryche-vas@gmail.com

Аннотация:  Статья касается выполнения расчета сталежелезобетонного пролетного строения моста методом конечных элементов с учетом податливости стыка железобетонной плиты c верхним поясом стальной балки. Разработаны алгоритмы расчета поперечных сечений без допущений об абсолютной жесткости поперечного сечения, т.е. в обход гипотезы плоских сечений, что повышает точность определения напряжений в различных элементах пролетного строения. Анализ расчетной схемы при расчете на равномерно-распределенную нагрузку от собственного веса показал, что учет податливости соединения приводит к значительному перераспределению усилий между железобетонной плитой и верхним поясом стальной балки.

Ключевые слова:  сталежелезобетонные мосты, напряженно-деформированное состояние мостовых конструкций.

УДК:  УДК 624.21.014.2

Файл:  Загрузить




К ВОПРОСУ О МИГРАЦИИ ДТП В МЕСТАХ ИХ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Канд. техн. наук А.Л. Рыбин
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: Rybin@rosdornii.ru

Аннотация:  В статье обсуждаются вопросы миграции ДТП и эффективно-сти мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом зоны их влияния на участки улично-дорожной сети.

Ключевые слова:  миграция дорожно-транспортных происшествий (ДТП), эффективность мероприятий, участок дороги.

УДК:  УДК 656.11:656.081

Файл:  Загрузить




СВЕТОФОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Канд. техн. наук С.В. Витолин
(Волгоградский государственный
технический университет)
Конт. информация: vitolinsv@mail.ru

Аннотация:  В статье определены значение и критерии безопасности дорожного движения для регулируемого перекрестка. Регулируемые перекрестки являются наиболее выраженными местами концентрации ДТП на улично-дорожной сети г. Волгограда. Безопасность дорожного движения является определяющим потребительским свойством регулируемого перекрестка. Предложены методология оценки и повышения безопасности дорожного движения на регулируемом перекрестке и классификация критериев безопасности дорожного движения, которая включает: сигнально-технические, конструктивно-геометрические и статистические критерии. Безопасность дорожного движения на регулируемом перекрестке определяют условия видимости и оценка возможности проезда регулируемого перекрестка. Условия видимости должны сигнально-технически компенсироваться устройством бесконфликтного пропуска транспортных и пешеходных потоков, а также длительностью промежуточных тактов в цикле регулирования. Увеличение длительности промежуточных тактов приводит к повышению безопасности дорожного движения, но при этом снижается практическая пропускная способность транспортных потоков.

Ключевые слова:  безопасность дорожного движения, аварийность, светофорное регулирование, регулируемый перекресток, экспертный опрос.

УДК:  УДК 656.056.4

Файл:  Загрузить




СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ


Д-р техн. наук В.Д. Кондратьев
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ)),
д-р техн. наук А.И. Куприянов
(Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)),
д-р техн. наук А.В. Щепкин
(Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН),
инженер А.Ю. Чудинов,
инженер Е.О. Павлюкевич
(АО «АКГ «РБС»)
Конт. информация: k-051310@mail.ru;
aik@mai.ru;
av_shch@mail.ru;
Choodinov@rbsys.ru;
PavlyukevichEO@rbsys.ru

Аннотация:  Обосновывается актуальность использования сценарного подхода при формировании стратегии в области безопасности дорожного движения на среднесрочную перспективу с целью выявления приоритетных направлений деятельности и системы соответствующих мероприятий. Рассматриваются прогрессивный и инерционный сценарии с учетом развития социально-экономической обстановки в России для случая, когда внешняя среда формирует ситуацию, при которой с каждым годом будет неуклонно увеличиваться количество ДТП и лиц, погибших в результате ДТП

Ключевые слова:  безопасность дорожного движения, стратегия, прогнозная модель, сценарии развития.

УДК:  УДК 656.13(470+571)

Файл:  Загрузить




ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЯ ВИДИМОСТИ АВТОМОБИЛЯ В УСЛОВИЯХ МОРОЗНОГО ТУМАНА НА УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ В Г. ЯКУТСКЕ


Аспирант Н.М. Макаров
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: mak01@mail.ru

Аннотация:  В статье рассмотрена проблема недостаточной видимости в зимнее время на улично-дорожной сети в г. Якутске, изложены причины данного явления. Сообщается о способах измерения расстояния видимости на аэродромах и автомобильных дорогах. Приведена полученная зависимость между температурой воздуха и расстоянием видимости.

Ключевые слова:  безопасность дорожного движения, морозный туман, расстояние видимости, интенсивность движения.

УДК:  УДК 625.7:656.13(571.56)

Файл:  Загрузить




ИНДЕКС РЕЛАКСАЦИОННОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОНА


Д-р техн. наук В.А. Золотарев
(Харьковский национальный
автомобильно-дорожный университет (ХНАДУ))
Конт. информация: kafedradsm@gmail.com

Аннотация:  В статье рассмотрены процессы деформирования асфальтобетона. Приведены обобщенные температурно-временные (частотные) зависимости. Предложен индекс релаксационной чувствительности, раскрывающий механизм деформирования в широком временном диапазоне. Показана его чувствительность к скорости деформирования и температуре. Установлена зависимость температуры механического стеклования асфальтобетона от частоты и времени деформирования.

Ключевые слова:  модуль упругости, частота, температура, время релаксации, изгиб, сдвиг, температура стеклования.

УДК:  УДК 625.855.3

Файл:  Загрузить




ОЦЕНКА СОПРОТИВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОНА ПЛАСТИЧЕСКОМУ КОЛЕЕОБРАЗОВАНИЮ


Канд. техн. наук Г.С. Бахрах
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bakhrakh35@mail.ru

Аннотация:  Рассмотрено современное состояние методов оценки сопротивления асфальтобетона колееобразованию. Приведены результаты оценки усовершенствованного метода испытания, предложенного в США.

Ключевые слова:  дорожная одежда, асфальтобетон, микродеформация, пластичное колееобразование, повторное нагружение.

УДК:  УДК 625.855.3

Файл:  Загрузить




ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВАЛА ПЛАСТИЧНОСТИ БИТУМА НА ТЕРМОСТАБИЛЬНОСТЬ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ


Канд. техн. наук В.Е. Копылов,
канд. техн. наук О.Н. Буренина
(Институт проблем нефти и газа СО РАН)
Конт. информация: kopvic@gmail.com;
bon.ipng@mail.ru

Аннотация:  В статье представлены результаты исследований рабочего температурного интервала битума в смеси с различными минеральными порошками и его влияние на термостабильность асфальтобетонов. Установлено, что применение минеральных порошков из природного цеолита позволяет расширить рабочий температурный интервал вяжущего, и, как следствие, повысить термостабильность асфальтобетонов.

Ключевые слова:  температура размягчения, температура хрупкости, рабочий температурный интервал, асфальтобетон, термостабильность.

УДК:  УДК 691.168:625.855.3

Файл:  Загрузить




ВЛИЯНИЕ ПОРОШКООБРАЗНЫХ ДОБАВОК НА ПРОЧНОСТЬ АСФАЛЬТОГРАНУЛОБЕТОНА


Канд. техн. наук Г.С. Бахрах (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: bakhrakh@rosdornii.ru

Аннотация:  Рассмотрены результаты проведенного в США исследования влияния порошкообразных добавок на прочность асфальтогранулобетона в сухом и влажном состояниях. Приводится интерпретация полученных результатов с учетом данных автора настоящей статьи. Показано, что результаты исследований подтверждают правильность подхода при разработке соответствующего отечественного нормативного документа.

Ключевые слова:  асфальтогранулобетон, вспененный битум, добавка заполнителя, прочность при расколе, холодная регенерация.

УДК:  УДК 625.855.3

Файл:  Загрузить




ПРИМЕНЕНИЕ ОТХОДОВ МЯГКОЙ КРОВЛИ В ЛИТЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЯХ


Д-р техн. наук А.П. Лупанов
(АО «АБЗ КАПОТНЯ»),
канд. техн. наук А.С. Суханов
(ООО «Дорэксперт»),
главный инженер В.А. Лупанов
(ОАО «АСДОР»),
канд. техн. наук В.В. Силкин,
аспирант И.О. Козиков
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: dorexpert@yandex.ru

Аннотация:  Статья посвящена исследованию влияния отходов мягкой кровли при их использовании на свойства литых асфальтобетонных смесей. Установлено, что введение отходов мягкой кровли в количестве 3,5 % позволило обеспечить получение литого асфальтобетона, отвечающего техническим требованиям. Научная и практическая значимость полученных результатов для дорожной отрасли заключается в обеспечении качества производства литых асфальтобетонных смесей при снижении их стоимости и создании условий для увеличения объемов производства литого асфальтобетона для строительства и ремонта автомобильных дорог.

Ключевые слова:  литой асфальтобетон, битум, кровельный битум, отходы мягкой кровли, утилизация, экономическая эффективность.

УДК:  УДК 692.4:625.855.3

Файл:  Загрузить




ПОДХОД К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АСФАЛЬТОБЕТОНА НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА


Канд. техн. наук С.В. Полякова,
начальник отдела НТИ Н.Н. Рубинская
(ФАУ «РОСДОРНИИ)
Конт. информация: polyakovasv@rosdornii.ru;
ontirosdornii@mail.ru

Аннотация:  В статье дан анализ зарубежного опыта (США) в вопросах проектирования оптимальных составов асфальтобетонных смесей и прогнозирования долговечности асфальтобетонных покрытий с использованием наиболее значимых эксплуатационных характеристик асфальтобетона. Рассмотрены алгоритмы исследований в данном направлении, позволяющие оценить качественные характеристики асфальтобетона в условиях эксплуатации дорожного покрытия.

Ключевые слова:  проектирование асфальтобетонной смеси, методология Superpave (объемные характеристики), эксплуатационные характеристики (ЭХ) асфальтобетона, прогнозирование долговечности асфальтобетонных дорожных покрытий.

УДК:  УДК 625.855.3

Файл:  Загрузить




ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВИРОВАННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ПОРОШКОВ ИЗ МЕСТНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ


Инженер В.Н. Гарманов
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: labndo@rosdornii.ru

Аннотация:  В статье представлен обзор применения активированных минеральных порошков, полученных разными способами из местного сырья (некарбонатных горных пород), для приготовления асфальтобетонных смесей.

Ключевые слова:  активированный минеральный порошок, асфальтобетон, асфальтовое вяжущее, длительная водостойкость.

УДК:  УДК 691.168:625.855.3

Файл:  Загрузить




К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ СТРУКТУРЫ АСФАЛЬТОБЕТОНА


Канд. техн. наук Г.Н. Кирюхин
(ООО «Институт Дорожных Покрытий»)
Конт. информация: 8 (915) 304-75-62;
dorkir@mail.ru

Аннотация:  В статье рассмотрены особенности структуры асфальтобетона и основные структурно-реологические параметры, определяющие долговечность асфальтобетонных покрытий. Обоснован термофлуктуационный и фрактальный подход к оценке деформативных и прочностных свойств асфальтобетона.

Ключевые слова:  асфальтобетон, состав, структура, прочность, деформативность, термофлуктуационные и фрактальные модели.

УДК:  УДК 691.168:625.855.3

Файл:  Загрузить





Страницы: 1 2 След.