Сборник «Дороги и мосты» - Выпуск 36-2/2016



ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

  • Канд. техн. наук Д.М. Немчинов
    АО «Центр технического и сметного нормирования в строительстве»
    Конт. информация: ndmdom@yandex.ru;
    +7(916)184-96-59
  • Аннотация: В статье рассматривается вопрос экономического эффекта от развития сети автомобильных дорог, включая как макроэкономические аспекты, так и выгоды пользователей автомобильными дорогами.
  • Ключевые слова: сеть автомобильных дорог, экономическая эффективность, экономика, строительство
  • УДК: 625.7
  • Файл: Загрузить

ОЦЕНКА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

  • Канд. техн. наук, доцент Р.В. Каргин
    (Ростовский государственный университет путей сообщения),
    студент Д.Р. Каргина
    (Академия строительства и архитектуры – Донской государственный технический университет)
    Конт. информация: kargin-r-v@mail.ru
  • Аннотация: Статья касается сложившейся ситуации по воспроизводству кадров с высшим образованием для дорожно-строительной отрасли России за последние 20 лет. Представлены результаты сравнительного анализа количества ВУЗов автодорожного профиля с показателями федеральных округов, в том числе характеризующими дорожную сеть. Определены направления дальнейшего анализа и установлены проблемы количественной оценки будущих специалистов с высшим образованием автодорожного профиля.
  • Ключевые слова: автомобильная дорога, дорожное строительство, федеральный округ, субъект федерации, высшее образование, ВУЗ, направление и профиль подготовки
  • УДК: 625.7/.8
  • Файл: Загрузить

АНАЛИЗ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПУТНИКОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

  • Д-р экон. наук, проф.Э.В. Дингес,
    аспирант Лооор Анхель Освальдо
    (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ))
    Конт. информация: dinges@inbox.ru
  • Аннотация: В статье обосновывается целесообразность расширения области применения спутниковых технологий в дорожном хозяйстве за счет учета не только прямых, но и косвенных эффектов от их внедрения.
  • Ключевые слова: автомобильные дороги, дорожное хозяйство, прямые и косвенные эффекты, спутниковые технологии, эффективность внедрения
  • УДК: 625.7/.8:629.783
  • Файл: Загрузить

МЕТОДИКА РАСЧЕТА УГЛА ОСЫПАНИЯ СКЛОНОВ МЕТОДОМ ИЗЛИШНИХ ФИГУР ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗАЩИТНЫХ ЩЕБЁНОЧНО-ПОЛИУРЕТАНОВЫХ СЛОЕВ

  • Инженер В.Ю. Леонтьев
    (АО «ОргСинтезРесурс»),
    д-р техн. наук, профессор А.В. Кочетков,
    канд. техн. наук, доцент Л.В. Янковский,
    аспирант В.Ю. Задворнов
    (Пермский национальный
    исследовательский
    политехнический университет),
    канд. техн. наук. И.Г. Шашков
    (Военный учебно-научный центр
    Военно-воздушных сил
    «Военно-воздушная академия
    имени профессора Н.Е. Жуковского и
    Ю.А. Гагарина»)
    Конт. информация: soni.81@mail.ru
  • Аннотация: Статья касается укрепления насыпных щебеночных слоев на конусах мостов, откосах дорог, оголовках водопропускных труб, обочинах и других конструкций транспортных сооружений, подвергающихся механическим и температурным воздействиям, путем повышения связанности между зернами щебня и полиуретановым вяжущим. Определены требования к конструкции укрепления полиуретаном с помощью разработанной компьютерной программы на основе метода избыточных треугольников.
  • Ключевые слова: автомобильные дороги, конуса мостов, откосы, полиуретановые композитные составы, наполнители, защитные покрытия, укрепление, ремонт, инновации, коэффициент вариации, угол осыпания склонов, метод излишних фигур, расчет
  • УДК: 51-7:625.856
  • Файл: Загрузить

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУРАВЬИНОЙ КИСЛОТЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СВОЙСТВ ПРОТИВОГОЛОЛЁДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ХЛОРИДОВ

  • Инженер С.Ю. Розов,
    канд. тех. наук И.А. Паткина,
    инженер Ю.Н. Розов
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»),
    инженер А.Ю. Шестаченко
    (НКО «Ассоциация зимнего содержания дорог»)
    Конт. информация: rozov@rosdornii.ru;
    lbkm@rosdornii.ru
  • Аннотация: В статье представлены результаты исследований по снижению негативного воздействия противогололедных материалов (хлоридной группы) на металл, цементобетон и окружающую среду при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Сообщается об изучении влияния модификатора (соли муравьиной кислоты – формиат натрия) противогололедных реагентов (ПГР) на основе хлористого натрия на коррозию металла и агрессивность цементобетона. Показаны экологические преимущества ПГР, модифицированного формиатом натрия, в сравнении с хлористым натрием.
  • Ключевые слова: автомобильные дороги, противогололедные реагенты, коррозия метала, цементобетон, формиат натрия, окружающая среда, хлористый натрий
  • УДК: 625.768.6
  • Файл: Загрузить

ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РОВНОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ В ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ

  • Д-р техн. наук, профессор О.А. Красиков
    (ФАУ «РОСДРОРНИИ»)
    Конт. информация: krasikov@rosdornii.ru
  • Аннотация: На основе совершенствования существующих методических положений создана новая экономико-математическая модель обоснования требований к ровности дорожных покрытий с учетом минимизации функционала, представляющего суммарные дисконтированные затраты, выраженные функцией состояния дорожного покрытия по международному индексу ровности. В модели оптимизации использованы новые математические модели прогнозирования изменения международного индекса ровности во времени. Реализация разработанной экономико-математической модели позволила обосновать требуемые значения международного индекса ровности дорожных покрытий в период их эксплуатации, что установлено впервые для дорожной отрасли Российской Федерации. В отличие от ранее выполненных оптимизационных расчетов, при обосновании требований к ровности дорожных покрытий использованы квазиоптимальные коридоры, анализ которых позволяет обосновать наиболее рациональные значения допуска ровности. Использование полученных результатов позволяет повысить объективность оценки ровности покрытий и обосновать необходимость выполнения упреждающих ремонтов.
  • Ключевые слова: ровность дорожных покрытий, международный индекс ровности, экономико-математическая модель, суммарные дисконтированные затраты, квазиоптимальный коридор допуска ровности, требования к ровности в период эксплуатации
  • УДК: 625.7.032.32:625.76
  • Файл: Загрузить

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГРУНТОВ ГЕОРАДИОЛОКАЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ

  • Д-р техн. наук, профессор А.М. Кулижников
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: kulihzn@mail.ru
  • Аннотация: В статье приведено теоретическое обоснование и практические примеры оценки состояния грунтов (влажность, плотность, однородность, загрязнение, засоление и температура) методами георадиолокации. Все примеры представлены из опыта экспериментальных наблюдений за грунтами различных типов на участках автомобильных дорог.
  • Ключевые слова: георадиолокация, грунты, влажность, плотность, однородность, загрязнение, засоление, сигнал, амплитуда, частота, отражающая способность
  • УДК: 625.7:624.131.3:550.837.3
  • Файл: Загрузить

ОБ ОЦЕНКЕ КОЭФФИЦИЕНТА ДИНАМИЧНОСТИ

  • Канд. техн. наук Н.А Лушников,
    канд. техн. наук П.А. Лушников,
    инженер А.Б. Волков
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»),
    инженер А.О. Абулкасимов,
    инженер Д.И. Кондрашин
    (Московский государственный университет
    путей сообщения (МИИТ))
    Конт. информация:p.lushnikov@rosdornii.ru;
    lab@rosdornii.ru
  • Аннотация: В статье приведены результаты расчетов коэффициента динамичности, полученные с использованием двухмассовой механической модели автомобиля. Рассмотрены зависимости коэффициента динамичности от загруженности и скорости движения автомобиля на выбранном участке дороги.
  • Ключевые слова: коэффициент динамичности, механическая модель автомобиля, двухмассовая модель, уравнения движения модели
  • УДК: 625.7.03:531.1
  • Файл: Загрузить

МОДЕЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

  • Д-р физ.-мат. наук, профессор О.В. Матвиенко,
    канд. физ.-мат. наук В.П. Базуев,
    аспирант В.С. Чурилин
    (Томский государственный архитектурно
    -строительный университет)
    Конт. информация: matvolegv@mail.ru;
    slab@mail.tomsknet.ru;
    lex-16-2008@mail.ru
  • Аннотация: В статье показана математическая модель, описывающая напряжения и деформации асфальтобетонного пакета при неравномерном поднятии поверхности покрытия. Основная цель рассматриваемого исследования заключается в обеспечении качества проектирования морозоустойчивых нежестких дорожных одежд. Для реализации цели исследованы деформации, возникающие в дорожном покрытии при неравномерном пучении грунтов земляного полотна. Построена схема деформации участка дорожного покрытия в результате неравномерного пучения грунтов земляного полотна. Разработанная модель позволит определять допускаемые значения поднятия поверхности покрытия с учетом различных факторов, которые необходимы для более качественного проектирования морозоустойчивых нежестких дорожных одежд.
  • Ключевые слова: математическая модель, дорожная одежда, напряжение, деформация, поле перемещений
  • УДК: 625.85:539.319+539.37:519.8
  • Файл: Загрузить

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФИКСАЦИИ В ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ ДАТЧИКОВ ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ВЗВЕШИВАНИЯ

  • Канд. техн. наук. Ф.К. Горбунов
    (Институт химии твердого тела и механохимии
    Сибирского отделения РАН),
    инженер Ю.Н. Шевцов,
    (ООО НПП «Новасиб»)
    Контактная информация:f1123723@yandex.ru;
    shewtsow@yandex.ru
  • Аннотация: В статье исследована возможность импортозамещения материала для фиксации весовых датчиков Kistler на композиционный материал на основе сырья российского производства. Рассмотрено влияние вибровоздействия на стадии заливки образцов до их отверждения на свойства материала для фиксации весовых датчиков.
  • Ключевые слова: автомобильная дорога, весовой датчик, дорожное полотно, импортозамещение, композиционный материал
  • УДК: 625.746:625.89
  • Файл: Загрузить

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

  • Канд. техн. наук Н.Б. Сакута
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»),
    инженер К.В. Каштанов
    Конт. информация: sakuta@rosdornii.ru
  • Аннотация: Задача содержания наружного освещения на автомобильных дорогах федерального значения приобретает значимость и актуальность в связи со значительным приростом линий электроосвещения. Детальная номенклатура и периодичность выполнения работ по содержанию элементов наружного освещения в соответствующих нормативно-технических документах отсутствует. Для решения данной проблемы предлагается классификация элементов наружного электроосвещения на основе структурной схемы. Система структурных элементов сформирована с определением степени их детализации и обобщения, с учетом характерных особенностей, определяющих отличия по трудоемкости и стоимости выполнения работ.
  • Ключевые слова: наружное освещение, элементы электроосвещения, проектирование организации работ по содержанию, номенклатура и периодичность выполнения работ, классификация, структурная схема
  • УДК: 625.745.8:628.9
  • Файл: Загрузить

О ПРОГНОЗИРОВАНИИ КОЛЕИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ НАКОПЛЕНИЕМ ДЕФОРМАЦИЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ (НА ОСНОВАНИИ НОВОГО МЕТОДА РАСЧЕТА ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД США)

  • Канд. техн. наук А.Е. Мерзликин
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: merzlikin07@gmail.com
  • Аннотация: В основе прогнозирования колеи по новому методу расчета дорожных одежд США лежат прогнозы максимальной дневной температуры покрытия, суточной интенсивности движения и влажности грунтов для всего срока проектирования дорожной одежды. Общую деформацию определяют, используя теорию упругости. Пластическую деформацию выделяют из общей деформации по эмпирическим формулам.
  • Ключевые слова: дорожная одежда, асфальтобетонное покрытие, прогнозирование, колея, температура, суточная интенсивность движения, влажность грунтов, общая деформация, пластическая деформация, теория упругости
  • УДК: 625.85:539.37
  • Файл: Загрузить

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАПРЯГАЕМОЙ АРМАТУРЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА СТАДИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

  • Канд. техн. наук М.И. Шейнцвит,
    инженер Б.Ф. Яновский
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: mostovik@rosdornii.ru
  • Аннотация: В статье приведены два способа определения напряжений в бетоне железобетонных конструкций мостов по измеряемым деформациям: предусмотренный в нормативном документе способ полной разгрузки «фрагмента» бетона, отделяемого от конструкции, и опубликованный способ неполной разгрузки надрезами бетона для частичного снятия напряжений с установкой дополнительной нагрузки и ее снятием. Для способа неполной разгрузки предложена методика определения напряжений взамен опубликованной, не имеющей физического смысла и приводящей к неправильному результату.
  • Ключевые слова: железобетонная балка, напряжения, деформации, разгрузка, датчики, «фрагмент» бетона
  • УДК: 624.21.012.46:624.012.36
  • Файл: Загрузить

К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Д-р техн. наук, профессор В.Д. Кондратьев
    (Московский автомобильно-дорожный
    государственный технический
    университет (МАДИ));
    д-р техн. наук, профессор А.В. Щепкин
    (ИПУ РАН)
    Конт. информация:alexander-555@mail.ru
  • Аннотация: В статье рассматриваются модели обеспечения безопасности дорожного движения в стране, предлагается на горизонте кратко- и среднесрочного планирования новый методологический подход к построению системы управления безопасностью дорожного движения.
  • Ключевые слова: дорожное движение, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, дорожно-транспортный травматизм, системный подход, федеральная целевая программа, матрица, обратная связь, управление, программно-целевое планирование, структурно-функциональная модель
  • УДК: 625.7/.8:656.13
  • Файл: Загрузить

МОДЕЛИРОВАНИЕ «СВЯЗНЫХ» И «НЕСВЯЗНЫХ» АВАРИЙНО-ОПАСНЫХ УЧАСТКОВ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

  • Канд. техн. наук А.Л. Рыбин
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Контактная информация:Rybin@rosdornii.ru
  • Аннотация: В статье сообщается о моделях «связных» и «несвязных» мест концентрации ДТП в зависимости от загруженности автомобильных дорог.
  • Ключевые слова: места концентрации ДТП, топографический анализ ДТП, загруженность участков дорог
  • УДК: 656.13.08
  • Файл: Загрузить

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРООБРАЗОВАНИИ ДОРОЖНЫХ ВЯЖУЩИХ МАТЕРИАЛОВ

  • Канд. хим. наук. В.И. Полякова
    Конт. информация: poliakovas@yandex.ru
  • Аннотация: В статье приведен анализ основных теоретических положений в области структурообразования дорожных битумов, построения моделей дисперсных структур битумов и других положений (с точки зрения обоснования фундаментальной химии), выдвинутых такими учеными и исследователями, как Д.А. Розенталь, И.А. Посадов, А.С. Колбановская, З.И. Сюняев, А.И. Бодан, А.С. Сергеенко, Ф.Г. Унгер. Приведен большой объем теоретических сравнительных данных и даны объяснения процессов расслаивания полимерно-битумных вяжущих при высоких температурах, старения вяжущих, причин образования, существования и разрушения нефтяных дисперсных систем и др.
  • Ключевые слова: битумы, нефтяные дисперсные системы, структурообразование, масла – смолы – асфальтены, новая теория структурообразования, объем частиц дисперсной фазы, пенетрация, полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), индустриальное масло, расслоение
  • УДК: 625.85:691.16
  • Файл: Загрузить

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОСТАВА СМЕСИ НА ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗОЛОЦЕМЕНТНОГО ВЯЖУЩЕГО

  • Инженер И.М. Карамышев,
    канд. техн. наук Е.А. Голубева
    (Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ))
    Конт. информация: +7(904)589-10-35;
    elena.golybeva@inbox.ru

  • Аннотация: В настоящее время разработан ряд направлений использования золошлаковых материалов в различных отраслях народного хозяйства. Одно из основных направлений в строительстве – это добавка зол в бетоны, в растворы взамен мелкого заполнителя и части цемента, добавки в бетоны вместо щебня, применение золошлаковых материалов в дорожном строительстве. В ряде этих технологий существование золы уноса в стекловидном состоянии обусловливает существенное улучшение качества изделий по сравнению с применением природных материалов. Статья посвящена проблеме использования золошлаковых отходов в качестве вяжущего материала при изготовлении бетонов и растворов.
  • Ключевые слова: зола уноса, активность, прочность, вяжущее, цемент, бетон
  • УДК: 625.074:691.5
  • Файл: Загрузить

ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ВЫНОСЛИВОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОНА

  • Канд. техн. наук Г.С. Бахрах
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: bakhrakh35@mail.ru

  • Аннотация: Рассмотрены различные методы усталостного испытания асфальтобетона в США. Отмечено, что в отечественных нормативных документах такое испытание отсутствует. В последнее время исследования направлены на уточнение критериев, позволяющих предсказывать срок службы пакета монолитных асфальтобетонных слоев. Представляется обнадеживающим возможность замены циклического испытания монотонным испытанием для определения показателя усталостной чувствительности асфальтобетона.
  • Ключевые слова: испытания асфальтобетона на усталость, податливость при ползучести, динамический модуль упругости, выносливость, полукруглый изгиб.
  • УДК: 625.855.3
  • Файл: Загрузить