Живые препятствия на дорогах Северо-Запада встречаются все чаще

23.03.2022 Просмотров: 37

Прошлый год стал особенно неблагоприятным для диких животных на дорогах северо-запада России. В одной только Новгородской области, согласно официальным данным УГИБДД, произошло 173 дорожно-транспортных происшествия (ДТП) с их участием. Пострадали 14 человек, погибли четверо. В Ленобласти за осень 2021 года на трассе «Кола» случилось четыре аналогичные аварии, ещё одна – на трассе А-114 Вологда – Новая Ладога, а шестая – на кольцевой автодороге на севере Санкт-Петербурга. За сбитое животное водитель обязан платить штраф, размер которого может доходить до 80 тыс. рублей. Если, конечно, сам останется жив, ведь масса взрослого лося, всей тяжестью обрушивающегося на капот автомобиля при столкновении, достигает 300–600 килограммов.

Именно лоси представляют наиболее опасное живое препятствие для водителя - и по причине своего огромного веса, и из-за скорости перемещения: во время гона они способны преодолевать расстояния до 60-70 километров в день.

Кроме лосей, автомобилисту на дороге могут повстречаться кабан, олень, косуля, лисица, а три вида редких животных в нашей стране уже находятся под угрозой исчезновения из-за гибели под колесами: дальневосточный лесной кот (Приморский край), монгольская жаба (Иркутская область) и серая жаба (Ленинградская область).

Водителю не всегда удается избежать наезда на дикое животное, даже соблюдая скоростной режим: зверь часто появляется на трассе за несколько секунд до столкновения. Такая встреча может плохо закончиться и для самих автомобилистов. В Междуреченском районе Вологодской области месяц назад автомобиль врезался в лося, внезапно возникшего на трассе. Животное погибло, а водителя и пассажира доставили в больницу.

В конце февраля в Пустошкинском районе Псковской области автомобиль, пытаясь уйти от столкновения с лосем, вылетел на встречную полосу и врезался в фуру. Водитель и пассажир погибли на месте. Также печально известна история Вероники Егоровой, находившейся на пассажирском сиденье в момент столкновения машины своей подруги с лосем. Авария произошла еще в 2014 году, и девушка, получившая тяжелейшую черепно-мозговую травму, перелом основания черепа и ушиб головного мозга, несколько месяцев находилась в коме, которую сменило вегетативное состояние. Уже несколько лет Вероника продолжает бороться за восстановление необходимых жизненных навыков.

Статистика смертности диких животных на дорогах не отражает реальной картины. К такому выводу пришли специалисты российского отделения Greanpeece, подготовившие доклад «Смерть на дорогах - неизвестная трагедия диких животных». Это связано со сложностью учета сбитых животных: часто водители, стараясь избежать штрафов и неприятностей, либо грузят мертвое животное в багажник и уезжают, либо оставляют его на обочине, где хищники быстро уничтожают все следы.

Способствовать безопасности животных и людей на дорогах могло бы сооружение экодуков - конструкций мостового, тоннельного или трубного вида, возводимых поперек трасс. В Европе они появились еще в середине прошлого века, а в России - в 2016 году в Калужской области. При этом ГОСТ по требованиям к экодукам в нашей стране составили сравнительно недавно - в 2020 году. Его разработал «Автодор». По закону, экодуки должны строиться на тех участках всех скоростных автодорог, по которым проходят пути миграции и постоянной концентрации представителей фауны. Также нужно учитывать поведенческие особенности животных, обитающих в регионе, и характер ландшафта.

Именно экодуки считаются самым подходящим решением проблемы. Создание на трассах заграждений различного вида не решает проблему. Тросовые ограждения, повсеместно распространенные в России, начали массово устанавливать после эксперимента 2014 года, когда ими оснастили три федеральные трассы (М-8 «Холмогоры», А-104 Москва – Дмитров – Дубна и ММК Ярославско-Горьковское шоссе). Тогда тросы смогли снизить аварийность этих дорог на 25 процентов, и их применение расширили еще на 14 регионов.

Спустя несколько лет более перспективной технологией признали конструкции-ограждения из композитных материалов: они менее зависимы от параметров дороги. Однако любые ограждения не способны полностью нейтрализовать проблему с дикими животными на трассе: олени и лоси, к примеру, могут подскакивать в высоту на один-два метра, а более мелкие животные - подлезать под отбойник или трос. Кроме того, если животное уже оказалось на огороженной трассе, оно может почувствовать себя в западне и начать метаться из стороны в сторону, только увеличив вероятность возникновения опасных ситуаций. А наличие на всей протяженности дороги сплошных ограждений ведет к созданию искусственной изоляции популяций друг от друга.

В прошлом году также началось строительство экодука мостового типа на 184-м километре автодороги М-1 «Беларусь» - на территории Гагаринского района Смоленской области.

– Проход животных будет осуществляться над автомобильной дорогой. Ширина пролетного строения составит 50 метров, длина – 76,15 метра. Для имитации привычного ландшафта на подходах и пролетном сооружении биоперехода отсыпят плодородный грунт, засеют траву и высадят кустарники. Для защиты от шума и засветки в ночное время предусмотрена установка шумозащитных экранов, – сообщили «Октагон.Северо-Запад»
в ГК «Автодор». Также в компании отметили, что завершить строительство планируется уже в нынешнем году, но животные обычно не сразу адаптируются к новому переходу. Для мелких видов этот срок составляет несколько месяцев, а вот для косуль, лосей и оленей - от года до полутора лет.

Ограждения используются в дополнение к экодукам. Они помогают направлять животных к безопасному переходу.

В пресс-центре научного центра ФАУ «РосдорНИИ» также рассказали об инновационных разработках, внедряемых на отечественных дорогах.

В перспективе экодуки могут спасти не одну жизнь, сохранив и людей, и животных от внезапных встреч на дорогах. Так, на трассе М-1 «Беларусь» благодаря комплексным мероприятиям – строительству экодуков, защитных ограждений и систем предупреждения – количество ДТП с 2019 по 2021 год сократилось в два раза.