Цифровизация активно проникает в практику дорожного хозяйства. Одним из направлений внедрения цифры являются технологии информационного моделирования (ТИМ). На федеральной автодорожной сети они впервые были применены при строительстве скоростного транспортного маршрута Казань – Екатеринбург.
Суть технологий информационного моделирования – создание 3D–модели объекта и наполнение ее информацией, необходимой для работы всех участников проекта на всех этапах реализации – от проектирования до строительно–монтажных работ и эксплуатации. Основные плюсы внедрения ТИМ – минимизация проектных ошибок и повышение качества проектирования, ускорение строительства, эффективность распределения ресурсов и снижение затрат на эксплуатацию. В гражданском и промышленном строительстве такой подход уже широко применяется, тогда как сегмент строительства линейных сооружений и транспортной инфраструктуры лишь осваивает новый инструментарий.
Дорожное строительство довольно консервативная отрасль, но, несмотря на это, в последние годы охотно осваивает новые цифровые технологии, что продиктовано целым рядом причин, отмечает главный инженер АО «Дороги и Мосты» (Дивизион «Дороги и Мосты» холдинга «Нацпроектстрой») Александр Рябоконь. Одна из предпосылок заключается в том, что традиционные методы управления дорожным строительством и эксплуатацией оказались слишком неповоротливы для решения новых задач, а цифровые технологии сокращают время на проектирование и строительство в целом. Кроме того, ТИМ позволяют не только проектировать объекты инфраструктуры, но также оптимально спланировать очередность работ и повысить их качество.
Потенциал внедрения ТИМ в этом сегменте довольно высок, однако для их полноценного и масштабного применения пока далеко, подтверждает президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Михаил Викторов. Он выделяет три этапа применения ТИМ для целей транспортного строительства.
Первый этап – изыскания и проектирование, подготовка исходно–разрешительной и сметной документации. Здесь основная проблема – переход на отечественное ПО: несмотря на уход с российского рынка зарубежных вендоров и завершение с их стороны поддержки пользователей, до сих пор многие компании по привычке работают на западном ПО. И хотя процент перехода на российский софт вырос с 3 до 20 за последние три года, этого все равно недостаточно. Все это в итоге риски как для заказчика, так и для конечных пользователей объекта транспортного строительства.
Второй этап – строительство с применением ТИМ. Здесь цифра постепенно входит в практику российских компаний в части перехода на электронный документооборот в работе заказчиков, генподрядчиков, субподрядчиков, поставщиков материалов. Тем более что российские разработчики предлагают широкой спектр специализированного ПО. «На сегодня порядка 10 цифровых российских платформ дают все возможности заказчику перейти на электронный документооборот всех этапов стройки, вплоть до оформления КС и работы с трехмерными цифровыми моделями объекта, – пояснил Михаил Викторов. – Это резко сокращает сроки, количество ошибок, обеспечивает прозрачность в стройке, подсвечивает острые моменты нарушения сроков или поставок материалов».
На этапе эксплуатации широкой практики применения цифровых решений пока вообще нет или ее мало. «Наиболее перспективен, на наш взгляд, именно сектор промышленного строительства, – продолжает эксперт. – Там, где объектами управляют крупные компании, заинтересованные в централизации, снабжении, четком прогнозировании аварий или отказов и формировании принципа готовности к ним, начиная с анализа статистики таких отказов и заканчивая подготовкой материальных ресурсов для их устранения». Именно цифровая среда позволяет нивелировать негативные и нештатные ситуации, которые могут привести к серьезным убыткам, поэтому промышленное строительство активно переходит на принципы эксплуатации в цифровом формате, резюмировал Михаил Викторов.
Несмотря на объективные и субъективные причины, цифра постепенно осваивается дорожным хозяйством. Так, первым учреждением, внедрившим технологию информационного моделирования, стало ФКУ «Волго–Вятскуправтодор», где были реализованы три проекта, которые разрабатывались с применением ТИМ, рассказали корреспонденту газеты «ТР» в пресс–службе ФАУ «РОСДОРНИИ». Так, ТИМ применялись при строительстве скоростного транспортного маршрута Казань – Екатеринбург на трех участках. Это строительство пешеходных переходов на участке от Казани до обхода Нижнекамска и Набережных Челнов (22 перехода протяженностью 2418 пог. метров); строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов (81,4 км); строительство и реконструкция автомобильной дороги М–7 от обхода Набережных Челнов до обходов пяти населенных пунктов (98,01 км). Проекты уже получили положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».
В частности, в цифру были переведены проектная документация, рабочая документация, строительный контроль, авторский надзор, исполнительная документация, а также подписание форм КС–2 и КС–3. Если конкретнее, то были созданы информационные модели объектов, из которых можно получать отчеты, подготовленные автоматически по заранее настроенным шаблонам. Отчеты выгружаются в виде файлов .PDF или в редактируемых текстовых или табличных редакторах. Можно получать сводную информацию по выпуску рабочей документации, выполнению и приемке строительно–монтажных работ. Интерактивные дашборды можно настраивать и получать обобщенную информацию в виде таблиц, графиков, диаграмм и фотоматериалов. Отчетами можно поделиться, отправив ссылку или QR–код. В целях контроля планового и фактического объемов выполнения работ разработаны месячные и недельные графики производства работ. Завершена настройка возможности автоматического формирования еженедельных отчетов о реализации объектов на основании данных, вносимых в систему подрядными и субподрядными организациями.
Применение цифры в дорожном хозяйстве не ограничивается только технологиями информационного моделирования, эта сфера гораздо шире. Так, постоянно совершенствуются интеллектуальные транспортные системы, автоматизированные решения для управления движением, которые позволяют повысить безопасность дорожного движения и комфорт пользователей. «Одна из главных проблем в дорожном строительстве в настоящее время – нехватка объективных данных для принятия обоснованных решений, – объясняет Александр Рябоконь из АО «Дороги и Мосты». – Системы сбора и анализа больших данных нужны не только при проектировании и строительстве, но и в процессе эксплуатации дорожной сети». Чем выше качество информации – тем выше качество решений».
Росавтодор совместно с РОСДОРНИИ проводят серьезную работу по внедрению технологий информационного моделирования. Так, в 2024 году были подготовлены проекты документов, которые обеспечивают применение ТИМ на объектах транспортной инфраструктуры и устанавливают требования государственного заказчика к формированию и ведению информационных моделей объектов дорожного хозяйства на стадиях инженерных изысканий, архитектурно–строительного проектирования, выполнения строительно–монтажных работ. Также на основе анализа практического применения технологий искусственного интеллекта в сфере дорожного хозяйства разработан проект методических рекомендаций по его использованию в этой отрасли.
Стоит отметить, что результаты цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) отражаются в соответствующем рейтинге, который ведется Правительством РФ. По итогам 2024 года Федеральное дорожное агентство занимает седьмое место среди 60 ФОИВ с результативностью выполнения мероприятий по цифровизации 73,7%.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Главный инженер АО «Дороги и Мосты» (входит в дивизион «Дороги и Мосты» холдинга «Нацпроектстрой»)
Александр Рябоконь:
– В строительстве (в том числе объектов транспортной инфраструктуры) нужно шире применять беспилотные летательные аппараты с целью мониторинга выполняемых работ и проведения изысканий. Многие виды строительной техники можно дооснастить цифровыми комплексами для повышения их эффективности (например, буровой агрегат мог бы определять свойства грунтов в процессе бурения). Есть много направлений для применения технологии 3D–сканирования с обеспечением высокой точности, включая моделирование контрольной сборки пролетных строений еще на стадии изготовления металлоконструкций в заводских условиях. И, конечно, востребована роботизация части строительно–монтажных работ, особенно в зонах повышенной опасности. Все эти меры могут повысить эффективность строительства, но для того, чтобы такое повышение было не разовым, а постоянным, нужна поддержка разработки новых технологий на всех уровнях и по большому счету полноценная строительная наука и образование.
Источник: