«Рефьюж», «шикана» и «дивертор». Российские водители скоро познакомятся с новыми терминами

08.02.2022 Просмотров: 623

Во что может превратиться привычный пешеходный переход с введением новых стандартов безопасности? Как сделать его заметным и заставить водителя сбрасывать скорость перед ним?

Институт Минтранса РосдорНИИ подготовил проект новых стандартов безопасности на пешеходных переходах, пишет «Коммерсантъ». Он прошел уже третью редакцию.

Как рассказали Business FM в институте, разработчики опирались и на зарубежный опыт, и на российскую статистику. По данным института, в прошлом году на дорогах страны погибли более 3 тысяч пешеходов, еще более 30 тысяч получили травмы. Две трети таких наездов произошли по вине водителей. И почти половина столкновений были на пешеходных переходах.

Главный принцип нового ГОСТа — заставить водителя замедлить скорость перед зеброй. И сделать так, чтобы пешеход был всегда заметен, причем издалека. Здесь все средства хороши, а некоторые новшества перечислила начальник отдела безопасности дорожного движения ФАУ «РосдорНИИ» Ирина Головченко:

Ирина Головченко
начальник отдела безопасности дорожного движения ФАУ «РосдорНИИ»:
«Положение по размещению нерегулируемого пешеходного перехода на искусственной неровности. Мы использовали опыт зарубежных стран, такая возвышающая искусственная неровность, и на ней расположен пешеходный переход. Они разными способами делаются: сборно-разборные, могут делаться из брусчатки, как в центрах старых городов в Европе. Положение по устройству шумовых полос перед пешеходными переходами. Также по устройству контрастного покрытия. Рекомендована организация зигзагообразного движения автомобилей, которая заставляет водителя снижать скорость движения».

Новый ГОСТ РосдорНИИ вводит несколько непривычных русскому слуху понятий: «рефьюж» — защитный блок перед островком безопасности, чтобы водитель не влетел в пешеходов, «дивертор» — ограждение, которое не позволит авто пролететь перекресток насквозь, «шикана» — термин из «Формулы-1», участок зигзагообразной дороги, где нужно сбавить скорость и ехать аккуратно. Как все эти новшества применить к старой дорожной сети? Рассуждает автоэксперт, координатор общественной организации «Движение» Дмитрий Золотов:

Дмитрий Золотов
автоэксперт, координатор общественной организации «Движение»:
«ГОСТы могут действовать только на тех дорогах, которые будут проектироваться и строиться, потому что на уже существующих дорогах будет проблематично делать тот же самый S-образный зигзаг. Он может быть в темное время суток не освещен, там очень тяжело сориентироваться, например, в дождь или снег. Что касается самого пешеходного перехода, уже многие их делают, как раньше были лежачие полицейские, а он вот такой с небольшим подъемом. Опять нужно понимать, что не все водители готовы снижать скорость, они будут и эти пешеходные переходы пролетать на полной скорости, особенно когда водитель пьяный, ему без разницы, 20 будет скорость там на знаке, 40, хоть какая, он все равно пролетит».

Единых требований к организации пешеходных переходов сейчас в России нет, все они разбросаны по разным ГОСТам, поэтому такой документ давно назрел, говорят эксперты. Можно воспринимать проект как часть программы Vision Zero по достижению нулевой смертности на дорогах. Хоть Россия официально в ней не участвует, но схожие тезисы звучат от властей постоянно, в частности от президента были поручения смертность снижать. Но проект от РосдорНИИ еще сыроват, считает глава Союза пешеходов Владимир Соколов. Он уже направил пару предложений разработчикам ГОСТа:

Владимир Соколов
глава Союза пешеходов:
«Разработчики не учли, что регулируемые пешеходные переходы ничем не безопаснее нерегулируемых. Более того, вероятность наезда на регулируемом пешеходном переходе в соответствии со статистикой в 1,9 раза выше, чем на нерегулируемом. Люди больше доверяют регулируемым пешеходным переходам, расслабляются там. Не полностью решается проблема наездов в темное время суток. У нас, по статистике, из 4,5 тысячи погибших пешеходов 3 тысячи с лишним сбиты в темное время суток, нужно освещать. Сейчас единственное универсальное решение — это некоторое снижение скорости, хотя бы до 50 километров в час».

Проекту ГОСТа предстоит еще куча согласований. Сейчас в ГИБДД опасаются, что резкое внедрение новых правил приведет только к росту аварийности. Например, ведомству не понравились зигзаги на дорогах, у дорожной разметки есть свои правила, которые никаких «шикан» не позволяют. В РосдорНИИ же считают, что все согласования будут получены уже к концу этого года.