В России хотят внедрить шумовые полосы, приподнятые «зебры», оборудованные датчиками движения «умные» светофоры и британскую систему «Дружелюбный переход» (Puffin Crossing). Такие предложения прорабатывает Минтранс, сообщили «Известиям» в ведомстве. Изменения в действующие ГОСТы представят до конца 2020 года, пояснили в РосдорНИИ. После утверждения стандартов власти смогут применять нововведения на улицах. Предполагается, что это снизит количество ДТП с пешеходами — в отдельных случаях на 15–24%. Подобные решения нужно применять точечно, чтобы не создать еще больше проблем автомобилистам в крупных городах, считают эксперты.
Поднимут пешеходов
Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ) по заказу Минтранса проанализировал зарубежный и отечественный опыт повышения безопасности движения пешеходов. Определены наиболее эффективные мероприятия для снижения смертности, а также перечень требований, которые необходимо отразить в отечественных нормативных документах, сообщили «Известиям» в РосдорНИИ.
Изменения в национальные стандарты (ГОСТы) планируется подготовить до конца 2020 года, добавили в институте.
Для снижения скорости движения (успокоения) потока транспорта предлагается более активно применять шумовые полосы и искусственные неровности перед переходами. Для достижения этой цели за рубежом также эффективно работают средства непрямого воздействия: зигзагообразное движение автомобилей, сужение полос либо сокращение их количества, отмечают в РосдорНИИ.
Опробовать на улицах российских городов предлагается и совмещение пешеходного перехода с «лежачим полицейским». Сейчас такие экспериментальные «зебры» уже есть на некоторых улицах Москвы и области. Суть конструкции заключается в том, что переход приподнимается над землей за счет создания трапециевидной неровности — например, с помощью дополнительного слоя асфальта. Такие переходы есть и за рубежом, в том числе в США и Великобритании. Их применение снижает скорость потока транспорта на 4–20 км/ч, а общее количество ДТП с пострадавшими падает в среднем на 15%, пояснили «Известиям» в РосдорНИИ.
Эксперты института также обращают внимание на недостаточное освещение пешеходных переходов и неоптимальную схему размещения фонарей, расположенных напротив «зебры». Светильники предлагается смещать на 2–4 м навстречу движению, что должно повысить скорость и улучшить распознавание пешеходов водителями. Отмечается также, что целесообразно дополнительно оборудовать переходы сигнальными фонарями и маячками.
В Минтрансе получили предложения РосдорНИИ, они будут проработаны, заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства.
Спасительная электроника
Система разделения транспортных и пешеходных потоков с помощью светофоров за рубежом во многом схожа с российской практикой, но имеются особенности, которые целесообразно учесть, отмечают в РосдорНИИ.
В частности, специалисты обращают внимание на британскую систему Puffin Crossing («дружелюбное пересечение»). Она предусматривает установку «умных» светофоров с датчиками, которые реагируют на пешеходов. Такие светофоры не включат красный, пока по «зебре» идет человек, но и не будут держать зеленый, если на переходе уже никого нет.
— Датчик совмещает в себе технологию стереовидения и интеллектуальную систему обнаружения пешеходов на бордюрах, — пояснили в РосдорНИИ.
Кроме того, пешеходы и велосипедисты могут сами регулировать фазы «умного» светофора — но не с помощью обычных кнопок, которые есть на некоторых перекрестках в России, а через специальные табло. Запросив зеленый, пешеход на том же табло увидит, что он загорелся, — ему не придется следить за светофором на другой стороне улицы.
Один элемент оборудования «умного» светофора стоит сегодня от 50 тыс. рублей. Их на перекрестке от двух до десяти. Если добавить сюда установку ПО и надзор, то комплексное обслуживание обойдется в 1–1,5 млн рублей в год, оценил в беседе с «Известиями» технологический эксперт НП «ГЛОНАСС» Вадим Сахонько.
Такие «умные» светофоры позволяют сократить ненужное время ожидания как для автомобилистов, так и для пешеходов. Анализ эффективности системы, который проводился в США в течение трех лет, показал снижение количества ДТП с пешеходами почти на четверть (24%), отметили в РосдорНИИ.
Применяй, но проверяй
Предложенные решения, особенно сужение проезжих частей и устройство зигзагообразного движения автомобилей, должны применяться очень точечно и аккуратно, считает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
— Они хороши для городов, в достаточной степени обеспеченных инфраструктурой для комфортного передвижения автомобилистов. Но, к примеру, в Москве, протяженность дорог в восемь раз меньше, чем в Лондоне, — сказал он «Известиям».
То же самое, по его мнению, касается приподнятых пешеходных переходов и многочисленных «лежачих полицейских». Это удачные решения для небольших европейских городов. Их можно использовать и в России — в зонах жилой застройки и на небольших узких улочках. Но если применять их где попало, то это приведет к пробкам, немотивированным нарушениям ПДД и, как следствие, к увеличению количества штрафов, а не повышению безопасности, добавил он.
Директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин сказал «Известиям», что предложенные решения не в полной мере учитывают российскую специфику. Он согласен, что многие из них действительно,давно и успешно применяются в ЕС и США. Но это не значит, что они подойдут для российских реалий. И приподнятые переходы, и «умные» светофоры нужно ставить в зонах малоэтажной застройки, которая в российских городах практически отсутствует, пояснил эксперт.
Источник: