Дорожная отрасль страны приступила к выполнению нового нацпроекта

17.04.2025 Просмотров: 30

Вопросы развития дорожного хозяйства страны и обеспечения безопасности дорожного движения в свете реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» стали темами расширенного заседания Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве. Оно состоялось в рамках 21–й конференции Ассоциации «РАДОР», которая проходила в г. Пермь.

За два дня участники совещания обсудили целый ряд актуальных для отрасли вопросов: совершенствование нормативно–правовой базы и меры поддержки дорожного хозяйства в 2025 году, применение новых технологий и материалов на дорожных объектах, опыт регионов в продлении сроков службы асфальтобетонных покрытий и др. Модератором мероприятия выступил председатель Общественного совета при Росавтодоре, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

О стоящих перед дорожной отраслью задачах рассказал в своем докладе руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков. Он отметил, что цели определены новым нацпроектом «Инфраструктура для жизни», в который вошли три федеральных проекта в части дорожной деятельности – «Развитие федеральной сети», «Региональная и местная дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Также он рассказал, что на днях Правительство РФ утвердило шестилетний план дорожного строительства на период 2025–2030 годов с общим объемом финансирования из федерального бюджета свыше 2 трлн руб., из них 1,4 трлн руб. необходимы для строительства и реконструкции федеральных объектов и 639,6 млрд руб. – региональных.

Федпроектами предусматривается, что к концу 2030 года доля региональных дорог в нормативном состоянии должна составить не менее 60%, а федеральных трасс, дорог 105 крупнейших городских агломераций и опорной сети – 85%. «Необходимо привести в нормативное состояние 85% автомобильных дорог опорной сети, общая протяжность которых на сегодняшний день составляет 40,5 тыс. км (почти поровну – автодороги федерального и регионального значения), – подчеркнул руководитель Росавтодора. – По–прежнему особое внимание будет уделяться дорогам, ведущим к детским садам, школам, медицинским учреждениям. Также в приоритете те дорожные работы, которые будут производиться на участках, ведущих к традиционным местам туризма».

Кроме того, в составе федеральной дорожной сети появится свыше 50 новых транспортных обходов населенных пунктов, из них 31 построит Федеральное дорожное агентство. Также продолжится масштабная работа по развитию международных транспортных коридоров «Север – Юг», «Запад – Восток», маршрута «Россия», в том числе за счет создания бесшовных маршрутов. Еще один вектор направления работы – реализация 154 региональных мероприятий (в основном на улично–дорожной сети) в 22 городских агломерациях Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны.

Большое внимание уделяется совместной работе регионов и муниципалитетов в отношении дорог местного значения. Спикер рассказал о принципиально новом дополнительном направлении по улучшению качества среды для жизни – увеличении доли находящихся в нормативном состоянии дорог опорных населенных пунктов (всего их насчитывается 2160 по всей Российской Федерации). К концу 2030 года данный показатель должен вырасти на 30%, и на 60% – к концу 2036–го.

Росавтодор подготовил и направил на утверждение в Минтранс России методику инвентаризации и оценки технического состояния дорог. Это позволит федеральным дорожникам вместе с региональными командами оценить нормативное состояние улично–дорожной сети опорных населенных пунктов и сформировать плановые значения по субъектам РФ.

«Важно подчеркнуть, что по поручению Президента РФ мы сохранили механизм доведения доходов от акцизов на нефтепродукты до субъектов Российской Федерации, – сказал Роман Новиков. – Таким образом сохранен подход в части наполнения дорожных фондов и господдержки бюджетов регионов».

В рамках федпроекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» будут продолжены техническое совершенствование и развитие дорожной инфраструктуры, а также цифровизация. Основной задачей, которая будет решаться, станет диагностика опорной сети автомобильных дорог, в том числе в части региональной сети, которая входит в опорную сеть. ФАУ «РОСДОРНИИ» будет единственным органом для определения и проведения диагностики на всей опорной сети – как федеральной, так и региональной.

Одним из главных инструментов взаимодействия властей всех уровней в рамках шестилетнего плана дорожной деятельности являются меморандумы. «На сегодняшний день мы подписываем меморандумы впервые с 88 субъектами, то есть четыре новых субъекта вошли в дорожную деятельность со всеми показателями национальных проектов. Больше 2000 км опорной сети расположены на территории Херсонской и Запорожской областей, Донецкой и Луганской народных республик», – добавил Роман Новиков.

Еще одно нововведение – в текущем году впервые все соглашения готовились в государственной информационной системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов. Задача стоит, чтобы все данные по дорожной деятельности аккумулировались в этом ресурсе. За функции документооборота, мониторинга и оперативного анализа ситуации по–прежнему отвечает система оперативного управления «Эталон».

«Сейчас каждому региону необходимо проанализировать свои позиции, планы и существующие мощности, чтобы успешно воплотить в жизнь все намеченные планы», – завершил свое выступление глава Росавтодора.

Традиционно на заседании поднималась тема повышения уровня безопасности на автомобильных дорогах как одного из показателей работы дорожного комплекса. Как рассказал заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал–майор полиции Олег Понарьин, большой задел был сделан в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». «Мы нашли эффективные формы работы, благодаря которым удалось снизить смертность на дорогах в абсолютном количестве с 19 тыс. (2017) до 14,4 тыс. (2024)», – отметил он.