В Туле не приняли результаты разработки транспортной схемы от подрядчика-лоукостера

15.01.2024 Просмотров: 22

Первый рабочий день нового года в транспортной отрасли начался с сетевого скандала. В статье, вышедшей на тульском городском портале Myslo, местные транспортные активисты поставили под сомнение качество разработки «комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом Тульской городской агломерации» (КСОТ).

Как выяснилось позднее, «разгромная» публикация появилась не на пустом месте: на тот момент контракт с исполнителем — ООО «Агентство дорожной информации Радар» — уже был расторгнут городской администрацией. Кроме того, проблемы с выполнением работ по созданию документов транспортного планирования были не только в Туле, но и в других городах, решивших подойти к этой задаче «дёшево и сердито». Между тем, перед транспортными инженерами в этом году стоит серьёзный вызов по разработке нового обязательного вида документов транспортного планирования — РКПТО, и вопросы качественного выполнения работ специалистами отрасли актуальны как никогда.

Что не так с документами?

В упомянутой выше статье на тульском портале Myslo приводится обзор многочисленных «нестыковок» в данных, представленных исполнителем в опубликованных результатах первого этапа работы. Часть из них, чисто теоретически, может не сильно влиять на качество планируемого итога. Но отдельные моменты привели туляков в недоумение — например, рассчитанная исполнителем средняя скорость поездок на тульском городском транспорте в более, чем 25 км/ч: при таких скоростях никаких особых улучшений и не требуется, потому что переместиться из любой точки агломерации в любую здесь можно практически со скоростью метро, даже в час пик, — конечно, с учётом остановок.

К моменту выхода резонансной публикации контракт с «Радаром» уже был расторгнут городской администрацией в одностороннем порядке, с формулировкой о несоответствии результатов первого этапа требованиям технического задания, и это решение, как сообщает сетевое издание «Тульские новости», вступило в силу 10 января 2024 года. Правда, это ещё не конец истории: ещё 28 декабря прошлого года «Радар» обратился в Арбитражный суд Тульской области с исковыми требованиями к УТиДХ о признании этого отказа недействительным. Заседание по рассмотрению иска в рамках дела № А68-15801/2023 назначено в Арбитражном суде Тульской области на конец января. По данным СБИС, ранее в судах «Радар» выиграл 25% процессов в качестве истца и 33% в качестве ответчика, проиграл 25% процессов в качестве истца и 34% в качестве ответчика.

ООО «Агентство дорожной информации Радар» было основано в 2002 году Михаилом Якимовым из Перми и с тех пор все годы неразрывно связано с его деятельностью. С 2018 года генеральным директором компании является Александра Нестерова, численность штата — 6 человек.

Интересно, что конкурс на разработку ставшего спорным проекта был объявлен городской администрацией Тулы 21 апреля 2023 года с НМЦК в 25 млн рублей. Работа была рассчитана на год, с требованием предоставления итоговых результатов к 30 мая 2024 года. «Радар» «забрал» подряд в конце мая 2023 года, опустив цену на 40% — до 15 млн рублей. Соответственно, два других оставшихся неизвестными претендента с заявками, близкими по стоимости к НМЦК, выпали из гонки.

Проблемы есть не только в Туле

Примечательно, что не так давно, в 2019 году, «Радар» уже брался за аналогичную работу, например, по муниципальному контракту в Воронеже, где, по данным ЕИС Закупки за 33,75 млн рублей стал победителем конкурса с НМЦК 45,0 млн рублей. Однако, что совсем нехарактерно для таких работ, контракт был очень быстро завершён уже в январе 2020 года по итогам первого этапа, с выплатой исполнителю 3,712 млн рублей, со ссылкой на то, «если по результатам анализа предоставленного Исполнителем отчёта заказчиком (будет) принято решение об отсутствии целесообразности создания системы мультимодальных пассажирских перевозок...», то выполнение контракта может быть прекращено. В техническом задании исполнителю в качестве альтернатив нужно было рассмотреть и сравнить варианты по развитию транспортной инфраструктуры для удовлетворения спроса на пассажирские перевозки по четырём сценариям:

·         увеличение пропускной способности автомобильных дорог за счёт роста развязок, дорог дублеров, дополнительных полос (по двум вариантам — в первом весь ресурс пропускной способности реконструированной магистрали используется для легковых автомобилей и НГПТ работает в общем потоке, во втором одна из полос используется для организации BRT));

·         создание и развитие сети рельсового пассажирского транспорта в наземном и под-/надземном исполнении (по двум вариантам — метрополитен и скоростной рельсовый транспорт (СРТ)).

Между тем, потребность в разработки предложений по созданию высокопроизводительной системы пассажирского транспорта общего пользования на основе автобуса, троллейбуса или трамвая (или их сочетаний), которая в значительной мере изолирована от постороннего транспорта и позволяет обслуживать наиболее мощные пассажиропотоки с высокой скоростью сообщения, в городе-миллионнике на этом не закрылась. Уже год спустя работы по воронежскому транспорту были разыграны вновь, в рамках более широкого «регионального» (государственного) контракта, победителем тендера по которому стало подведомственное учреждение Федерального дорожного агентства ФАУ «РосДорНИИ» за 60,5 млн рублей. Работа была сдана заказчику в апреле 2022 года, включая раздел «Подготовка предложений по созданию системы магистрального пассажирского транспорта в Воронежской городской агломерации» (о проекте, получившем условное название «метробус», TR.ru — Транспорт в России уже подробно рассказывал ранее).

Ещё из «свежих» тем по городскому транспорту «Радар» отметился в Архангельске с разработкой «модели организации регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным городским пассажирским транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок» всего за 5,8 млн рублей (по данным ЕИС Закупки) при НМЦК чуть менее, чем 6,6 млн рублей. По прошествии года с момента внедрения её результата вопросов к архангельскому транспорту стало не меньше, а методика исполнителя и мотивы самой идеи работы, как отмечает сетевое издание «29.ру», так и не стали понятны архангелогородцам-практикам.

Как бы то ни было, в открытых источниках (за исключением собственного сайта ООО «Агентство дорожной информации Радар»), упоминания о сотрудничестве с организацией носят максимум нейтральный характер даже для родной для неё Перми в местных СМИ. А вот недоумений и вопросов в разных формулировках — предостаточно, и в разных регионах. Тульский случай не стал в этом ряду исключением.

Примечательно, что «тульская история» имеет и ещё одно направление развития: в феврале 2023 года государственный контракт на «Актуализацию (Комплексных схем) организации дорожного движения и ... транспортного обслуживания населения общественным транспортом Тульской городской агломерации...» (а значит — и город Тулу, так уж устроены городские транспортные сети) за 26 млн рублей выиграло ООО «СтройИнвестПроект». Компания, работавшая в Тульской области и по предыдущему более крупному по охвату проекту (согласно данным ЕИС Закупки), не вызвала ни у кого сомнений в своём профессионализме и в этот раз.

В настоящее время многие квалифицированные научно-исследовательские коллективы страны разрабатывают качественные документы транспортного планирования для регионов и городских агломераций, позволяющие достичь целей и задач федеральной программы «Мобильный город» национального проекта «Безопасные качественные дороги». К сожалению, несмотря на их усилия, отдельные негативные инциденты, подобные тульскому, связанные с некачественным исполнением обязательств подрядчиками, в целом бросают тень на сегмент документов транспортного планирования. Между тем, он в этом году будет переживать очередной всплеск активности в связи с принятием изменений в федеральном законодательстве, связанных с введением норм по разработке РКПТО (региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения), и вопросы качественной разработки документации становятся как никогда актуальными. Скупой, как известно, платит дважды.