Новые решения в организации дорожного движения

19.09.2024 Просмотров: 20

Организация дорожного движения (ОДД) на загородных трассах или улицах в населенных пунктах необходима для обеспечения безопасности всех участников движения (автомобилистов, пешеходов, велосипедистов), а также для обеспечения комфортных условий проезда и прохода. О том, как в России появляются новые решения в области ОДД, какие это решения и на что они нацелены – в материале портала «ДорИнфо».

Внедрение новых решений

Как сообщили корреспонденту портала «ДорИнфо» в ФАУ «РОСДОРНИИ», инновации в сфере организации дорожного движения связаны с применением новых технических средств. Использовать новые методы невозможно без их предварительного тестирования и апробирования на пилотных участках дорог. Кроме того, к новым методам перед применением необходимо установить требования и зафиксировать их в нормативных документах. Так, некоторые из апробированных методов в 2023 году были внесены в разработанный Институтом ГОСТ Р 70716-2023 «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования». В документе установлены требования к таким техническим средствам как сигнальные светодиодные маячки, применяемые для дополнительного обозначения пешеходного перехода вместо дорожных световозвращателей, модульные (сборно-разборные) конструкции защитных элементов островков безопасности на пешеходных переходах и световая проекция горизонтальной разметки перехода, получаемая с помощью «умных» гобо-проекторов. Большая часть новых методов стала результатом развития уже существующих. Из ранее не применявшихся методов ОДД в ГОСТ Р 70716-2023 включены методы конфликтного регулирования транспорта и пешеходов на перекрестке, применение автоматического обнаружения пешеходов на регулируемых переходах (в том числе для увеличения длительности горения разрешающего сигнала светофора) и методы успокоения движения в районах жилой застройки с помощью устройства приподнятых пересечений и канализирования движения.

Схемы движения меняют для улучшения условий проезда и прохода, увеличения скорости потока, а также для повышения безопасности. Так, специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» по итогам года анализируют сведения о ДТП на трассах федерального значения и выявляют дороги с высоким уровнем травматизма в ДТП и тенденциями к повышению уровня аварийности. На первом этапе проводят работы на основе официальных данных, анализируют существующие схемы организации движения на реальных участках автодорог, где находятся места концентрации ДТП. На следующих этапах на каждом аварийном участке проводится анализ сведений о происшествиях, оценивается схема организации движения и обустройство участков техническими средствами ОДД. По итогам для каждой из выявленных зон разрабатывают перечень предложений, направленных на ликвидацию причин и условий возникновения ДТП. В дальнейшем предложения направляют владельцам автодорог в качестве рекомендаций по повышению безопасности движения.

Все чаще для организации дорожного движения применяют интеллектуальные транспортные системы (ИТС), прежде всего автоматизированные системы управления дорожным движением (АСУДД). В системы ОДД внедряют технологии искусственного интеллекта. Он непрерывно анализирует информацию с детекторов транспорта, комплексов видеонаблюдения, метеостанций и других элементов ИТС, выявляет дорожные инциденты, изменения в состоянии покрытия и информирует об этом дорожные службы и участников движения. В АСУДД постепенно внедряется технология V2X («vehicle-to-everything» – автомобиль, подключенный ко всему). Она позволяет транспортным средствам «общаться» между собой и окружающей инфраструктурой. Водители получают на экран подключенного автомобиля предупреждения о ситуации и сообщения о необходимости снижения скорости, остановки или перестроения. В будущем планируется применение систем, связанных с включением в управление дорожным движением беспилотных технологий.

Эксперты отмечают, что любой метод ОДД должен применяться с учетом конкретных условий движения и основываться на оценке его эффективности, которую определяют по критериям. Среди критериев – средняя задержка транспорта в движении на участке дороги, уровень обслуживания транспортного потока – отношение средней скорости движения автомобилей к скорости в условиях свободного проезда. Эффективность организации дорожного движения определяют после сбора и анализа информации об интенсивности, средней скорости движения авто и иных параметрах, характеризующих дорожное движение. При разработке документации по организации движения предварительно оценивается несколько вариантов схем. При этом применяются имитационные транспортные модели с использованием компьютерных программ.

Новые и уникальные решения

В условиях стесненной городской застройки, особенностей мест прохождения автодороги или ограниченного бюджета, когда нет возможности построить развязку или расширить трассу, изменение схемы организации дорожного движения является одной из эффективных мер повышения скорости потока и обеспечения безопасности. Схемы ОДД меняют на перекрестках, на аварийно-опасных участках дорог, в местах пешеходных переходов, парковки, проведения работ, скопления заторов, на маршрутах общественного транспорта и проч.

Один из способов организации движения – применение цветной дорожной разметки. Согласно ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 51256-2018, а также Правилам дорожного движения РФ на автомобильных дорогах кроме белого цвета можно применять разметку желтого, черного, синего, красного, зеленого и оранжевого цветов. Нормативные документы устанавливают правила применения разметки на автодорогах. Так, ГОСТ Р 51256-2018 регламентирует нанесение в зависимости от расположения на автомобильной дороге (горизонтальная, вертикальная), формы, размеров и цвета, характера применения (постоянная, временная). В свою очередь ГОСТ Р 52289-2019 устанавливает правила применения определенных типов разметки для обеспечения необходимых решений при организации дорожного движения. Для нанесения временной разметки используют оранжевый цвет. В период изменения движения наносятся все линии горизонтальной разметки, которые на постоянной основе исполнены в белом цвете. При наличии на проезжей части одновременно линий белого и оранжевого цвета водитель должен руководствоваться линиями оранжевого цвета. Желтым цветом обозначают участки дорог, где запрещена остановка и стоянка автомобилей. Этим же цветом отмечают места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки такси. Разметка синего цвета – зона платной парковки, черная – неотъемлемый элемент вертикальной разметки, в некоторых случаях может заменяться на желтый. Для остальных цветов разметки, согласно документам, самостоятельное применение не регламентируется. Они могут применяться только в качестве отдельного элемента дорожной разметки, дублирующего дорожный знак, в изображении которого присутствует зеленый, синий или красный цвета.

Одним из новых методов организации движения транспорта, который внедряется на российских дорогах, является турбокруг или турбокольцо. В РОСДОРНИИ отмечают, что такое решение призвано устранить недостатки традиционных кольцевых пересечений. Среди них – увеличение количества ДТП, связанных с необходимостью перестроения в пределах кольца при многополосной круговой проезжей части. Турбокольцевые пересечения проектируются с центральным островком особой конфигурации и канализированием движения на всем протяжении пути автомобиля с момента въезда на кольцо до момента съезда с него. Применение такого вида пересечений исключает дополнительные конфликтные точки при пересечении траекторий движения на двухполосной кольцевой проезжей части. Благодаря турбокругу в пределах узла исключено перестроение автомобилей и переплетение потоков. Турбокольцо используется преимущественно на трех и четырехлучевых узлах с числом полос на кольцевой проезжей части не менее двух.

При проектировании турбокольцевого пересечения важно разделение полос движения по направлениям для исключения перестроений машин в пределах кольца. С точки зрения водителя на таком пересечении необходимо заранее занять полосу, уступить дорогу автомобилям, двигающимся по кольцу, и далее двигаться до необходимого съезда с кольца. Вместе с тем турбокруг обладает и недостатками: потребность в использовании больших городских территорий, снижение средней скорости движения, сложность в организации пропуска пешеходов и велосипедистов, в обеспечении координированного управления движением, организации приоритетного пропуска общественного транспорта и необходимости формирования сложной системы информирования водителей об условиях дорожного движения.

Об опыте применения турбольцевого пересечения корреспонденту портала «ДорИнфо» рассказали в пресс-службе Минтранса Московской области. В подмосковном городе Видное в 2023 году устроили третий в регионе турбокруг. Благодаря этому решению снизилось число конфликтных точек на перекрестке, а пропускная способность увеличилась на 10-15 %. Как отмечают в ведомстве, организация турбокругов в области в стадии обсуждения.

Для организации движения транспорта также используют интеллектуальные системы управления светофором или системой регулируемых перекрестков – так называемые «умные» светофоры.

«Сам по себе светофор – это только светосигнальное устройство, сигналами которого руководствуются участники дорожного движения. Последовательность включения сигналов на светофоре и время их горения определяется дорожным контроллером, осуществляющим жесткое или адаптивное управление светофорным объектом (всеми светофорами на перекрестке)», - отмечают в РОСДОРНИИ.

Для «умного» светофора используется адаптивное управление. Вместе с дорожными контролерами информацию о ситуации на дорогах собирают детекторы транспорта (датчики движения), видеокамеры и другие устройства. Благодаря полученной информации оптимизируется движение транспортных и пешеходных потоков. Если автомобилей на одном направлении больше, то зеленый сигнал светофора горит дольше. Ситуация может меняться в течение суток несколько раз – «умный» светофор это отследит и откорректирует длительность разрешающих и запрещающих сигналов. Такие светофоры интегрируют в централизованные системы управления дорожным движением, что позволяет координировать работу нескольких регулируемых перекрестков на уровне района или города.

Отметим, что недавно с участием ФАУ «РОСДОРНИИ» были разработаны два национальных стандарта: ГОСТ Р 71095-2023 «Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема обеспечения приоритетного проезда транспортных средств. Общие требования» и ГОСТ Р 71096-2023 «Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема светофорного управления. Общие требования», а также ПНСТ 894-2023 «Интеллектуальные транспортные системы. Средства для обеспечения адаптивного управления светофорными объектами. Общие технические требования». Эти документы направлены на регулирование светофорного управления в составе ИТС, осуществление приоритетного проезда на регулируемых пересечениях и регламентирование требований к средствам адаптивного управления светофорами.

В пресс-службе Минтранса Подмосковья порталу «ДорИнфо» рассказали, что в этом году специалисты ЦБДД региона провели оптимизацию дорожного движения различными способами на 90 перекрестках. В ходе работ перенастроили режим работы более 120 светофоров в зависимости от интенсивности движения, выполнили привязку дорожного контроллера к новым техсредствам регулирования: дополнительным секциям светофоров, табло вызова пешеходов, а также синхронизировали светофоры по принципу «зеленой волны». Среди наиболее эффективных решений в ведомстве выделяют реорганизацию движения на Волковском шоссе в Мытищах, улице Кирова и проспекте Ленина в Подольске – за счет синхронизации соседних светофоров и изменения длительности работы транспортных фаз пропускная способность повысилась на 10-15 %. За счет увеличения времени работы левоповортных стрелок на пересечении Егорьевского шоссе и улицы Центральной в д. Хрипань Раменского округа пропускная способность направлений увеличилась на 10 %. На время строительства Мытищинской хорды на пересечении Осташковского шоссе и улицы Московской в Мытищах для минимизации заторов добавили утреннюю программу длительностью 30 секунд, за счет чего время проезда по прямому ходу Осташковского шоссе сократилось на 15 %. За счет оптимизации светофора на пересечении улиц Котовского и Пушкина в Щёлкове время проезда по улице Пушкина в период с 10:00 до 17:00 сократилось на 10 %.

Уникальное решение в регионе – синхронизация трамвайного и дорожного светофоров на пересечении улиц Октябрьской революции и Непобедимого в Коломне. За счет такого решения удалось организовать приоритет трамвая, ликвидировав конфликтную точку при пересечении нескольких видов транспорта. Трамвай по радиоканалу сообщает в дорожный контроллер о своем приближении за 7-10 секунд до выезда на перекресток. Это позволяет завершить фазу движения машин и включить разрешающий сигнал трамваю. После проезда трамвая его фаза автоматически завершается через 5-7 секунд. В качестве резерва трамваи могут подъезжать непосредственно к светофору, замыкая пантографом специальные контакты, после чего через 10 секунд включается зеленый сигнал. При этом даже при отсутствии трамвая фаза включается каждые 2 минуты для левого поворота автомобилей с улицы Непобедимого.

По данным министерства, в Подмосковье запланирована установка и настройка 25 адаптивных светофоров до конца 2024 года, а также реализация пилотного проекта по устройству пяти «умных» светофоров. Также в области планируют завершить строительство дополнительного съезда в ЖК Алексеевская Роща с Щёлковского шоссе в Балашихе, устройство кругового движения на пересечении улицы Горячева и Жуковского шоссе в Раменском и комплексные работы на улице Смирновской в Люберцах. Здесь заработают комплексы фиксации нарушений на разметку перед поворотом на Котельнический проезд, а также обустроят шлюз для автобусов, выезжающих от станции МЦД «Люберцы» – это предоставит им приоритет в движении.

Об опыте организации движения в мегаполисе с исторической застройкой – в Санкт-Петербурге – «ДорИнфо» рассказали в пресс-службе СПБ ГКУ «ДОДД». По данным Дирекции, в городе проведение реорганизации движения усложняет ряд факторов – историческая застройка с узкими улицами, что ограничивает возможности расширения проезжей части и тротуаров, а также создание выделенных полос; сложная система подземных коммуникаций; необходимость сохранения исторического облика города, что влияет на дорожную сеть и ограничивает строительство крупных развязок. Эти и другие факторы в совокупности делают процесс реорганизации движения в Петербурге сложным и требующим комплексного подхода: необходимо учитывать исторические особенности, транспортные потоки, климатические условия и инженерные коммуникации.

Сегодня в Петербурге для безопасного и комфортного передвижения пешеходов организованы пешеходные улицы. На таких участках запрещено движение автомобилей. Система применяется в самом центре города – месте притяжения большого количества петербуржцев и гостей города: улицах Малая Садовая, Малая Конюшенная, Тележном переулке, 7-й линии Васильевского острова и др. В период проведения культурно-массовых мероприятий в Петербурге разрабатываются и устанавливаются временные схемы организации движения. Так, например, для проведения марафона «Белые ночи» был разработан проект ОДД, предусматривающий перекрытие основных участков улично-дорожной сети центральных районов, в том числе Невского проспекта, Дворцовой и Адмиралтейской набережных, Троицкого моста и др. На период проведения мероприятий пешеходы могли передвигаться по проезжей части.

Отметим, что организация движения – незавершенный процесс, поскольку потоки автомобилей и пешеходов меняются, как и условия движения. В микрорайоне открыта новая школа – необходимо дополнительно обеспечить безопасность юных пешеходов и привлечь внимание водителей к новым обстоятельствам, запущен новый маршрут автобуса – следует обеспечить его продвижение по дороге, безопасные остановки и проч. Для решения этих задач и моделируются, тестируются, внедряются и масштабируются различные решения организации дорожного движения.