«Когда пытаешься разговаривать с должностными лицами, они говорят, что только богатые пользуются такси. Стараешься объяснить, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Что за последние 8 лет удавалось удерживать низкие цены, что сейчас рост цен — плохо. Слава богу, минтранс это понимает», — заявил накануне зампредседателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильянов на площадке XI международного евразийского форума «Такси». О том, должны ли все таксисты говорить по-русски, кто должен платить за ОСАГО — водитель или компания, почему только белые и желтые машины вызывают доверие у пассажиров и какие проблемы может спровоцировать вступление в силу нового закона, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«Каждый пассажир должен быть уверен, что его везет проверенный перевозчиком водитель»
XI международный евразийский форум «Такси» накануне собрал в центре международной торговли более 1,5 тыс. участников. Если в прошлом году площадкой события стал конгресс-центр «Технополис-Москва» недалеко от станции метро «Текстильщики» на юго-востоке города, то на этот раз форум прошел в непосредственной близости от делового центра «Москва-Сити». «Организаторы поменяли площадку, наверное сделали это потому, что интерес к отрасли растет», — отметил, открывая первое пленарное заседание форума, заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев. По существу же одним из первых на площадке события высказался заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов. Его доклад был посвящен новому федеральному закону «О такси», который вступит в силу уже 1 сентября.
«Вы знаете, что законодательство 12 лет не менялось. Но 10–12 лет тормозили рукой на обочине, сегодня работа идет через агрегатор. Это качественное изменение рынка, законодательство не могло не систематизировать данные изменения», — пояснил Баканов. Среди основных положительных новшеств замминистра выделил появление трех реестров в каждом субъекте РФ. Это реестр перевозчиков легковым такси (юридические, физические лица и ИП, которым разрешено заниматься деятельностью по перевозке пассажиров и багажа), легковых такси (автомобилей) и служб заказа такси (агрегаторов). Такое решение, по мнению докладчика, поможет упорядочить деятельность таксомоторных перевозок и повысить прозрачность отрасли. «Чтобы субъектам было дешевле вести эти реестры, мы создали такой механизм, при котором они могут не тратить деньги на создание реестра, а подключиться к федеральному», — сказал спикер. Согласно предварительным данным, система охватит более 20 млн граждан в 85 регионах страны. Как ранее сообщал «БИЗНЕС online», в миндортрансе РТ уже подтвердили, что воспользуются федеральным решением ради экономии бюджетных средств, аналогичное решение приняли еще в 79 субъектах. При этом создание программного обеспечения для ведения региональных реестров закончат разрабатывать в 2023-м. В 2024–2025 годах планируется развитие системы в рамках контрольно-надзорной деятельности.
Представитель минтранса предположил, что в результате внедрения ФГИС повысится качество услуг, снизится количество ДТП с участием таксомоторной отрасли, произойдет легализация рынка такси и снижение затрат регионов. «Каждый пассажир должен быть уверен, что его везет проверенный перевозчиком водитель. Чтобы дети и пожилые люди могли безопасно пользоваться услугами такси в любое время. Проверить перевозчика можно будет с помощью QR-кода», — добавил Баканов.
«Важно, чтобы как можно больше отечественных машин ездило по нашим дорогам в качестве такси. И с запчастями будет попроще»
«Закон о такси, с которым нам предстоит работать, такой же новый для нас, как и для вас, но мы настроены на максимально гибкое исполнение, без сильных потрясений для отрасли», — заключил заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Владимир Макаров и представил любопытную статистику. Согласно обнародованным на форуме данным, в столице и области работает более 162 тыс. легковых автомобилей. Средний возраст машин в столичном таксопарке — четыре года, самая популярная машина — Hyundai Solaris, на эту модель приходиться свыше 9 тыс. разрешений. Также востребованы KIA Rio и Skoda Octavia — импортные транспортные средства. И только 1 130 выданных разрешений в Москве сегодня приходится на LADA. Отдельно Макаров рассказал о том, что на улицах столицы появилось около 7 тыс. автомобилей четырех марок китайского автопрома и 57 электронных машин. «Лидером среди агрегаторов, как и в прошлом году, является „Яндекс“. Компания занимает более 90 процентов рынка», — добавил заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
«Если мы посмотрим на то, как сегодня выглядит сфера такси и как она выглядела меньше 15 лет назад, это большой шаг вперед, но точно есть над чем работать», — перехватил эстафету за Макаровым заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. Он поспешил пуститься в ностальгию по СССР — времени, когда главным преимуществом такси, по его словам, была безопасность. «Садились в машину — табличка с именем водителя, контактный телефон, данные таксопарка. Инциденты были единичными, найти и наказать за нарушение прав граждан было достаточно просто», — пояснил спикер. Новый закон, по мнению Долгова, прежде всего призван обеспечить безопасность. Однако подробная информация о водителе не панацея. Спикер предположил, что агрегаторам и таксопаркам следует усилить кадровый отбор, а 580-й закон как раз «создает для этого возможности». «Мы садимся иногда в машину, сталкиваемся с тем, что водитель не очень говорит на русском. Сталкиваемся с подобным? Конечно. Не представляю, чтобы в условном Лондоне пассажир садится, а водитель не говорит по-английски, невозможная ситуация», — провел аналогию заместитель председателя комитета Совета Федерации. По его мнению, свести к минимуму также стоит и появление в столице машин с номерами других регионов. «Что, нет возможности обеспечить Москву автомобилями такси, которые будут зарегистрированы здесь, без всяких? — возмутился спикер. — Мы заинтересованы в том, чтобы люди не ехали 400–1500 километров для работы в столице, не оставляли сограждан без услуг такси и чтобы трафик в Москве был более комфортным для наших жителей. Никакого предубеждения, но это общая задача. Есть над чем поработать? Несомненно, есть». Заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике также призвал избавить рынок от нелегалов, ведь в данном случае государство теряет в налогах и страдают госпрограммы. Одновременно стоит подумать и о тарифном вопросе. «Я не понимаю, как сделать так, чтобы оплата такси была на уровне другого общественного транспорта, но надо к этому стремиться», — подметил Долгов.
Однако центральной темой его выступления стала защита отечественного автопрома. «Это миллионы рабочих рук, если взять суммарно. Это технологии и мы с вами как потребители», — заметил спикер. Информация о том, что в Москве задействовано чуть более 1 тыс. автомобилей LADA, пришлась представителю комитета Совета Федерации по экономической политике не по душе. «Это база. Этого, конечно, очень мало. Должно быть больше», — обратился Долгов к собравшимся. Он подчеркнул, что такси — огромная сфера, которая способна стать достойным заказчиком для локализованных производителей и поможет поддержать отечественные заводы. «Если мы посмотрим на мировую практику, в странах, выпускающих машины, значительная часть такси — отечественное производство. Надо ли это зафиксировать черным по белому? Нужно подумать», — продолжал размышлять Долгов под перешептывания и скромные смешки из зала. Между тем спикер решительно заявил, что правительству следует дать полномочия, дабы обеспечить заказами отечественных производителей. «Эта инициатива не наша, она пришла из регионов. В целом ряде субъектов заинтересованы в том, чтобы была унификация с точки зрения не только покраски, но и марки. В частности, Самарская область, — высказался спикер. — Важно, чтобы как можно больше отечественных машин ездило по нашим дорогам в качестве такси. Это важно и для имиджа страны, и для экономики. И с запчастями будет попроще точно». Подобный тезис вновь спровоцировал шепот по залу. Однако откровенных протестов не последовало.
«Когда мы говорим о безопасности и о том, в каком регионе работать, наверно, это плоскость водителя и его профессионального чувства достоинства», — вступил в дискуссию модератор пленарного заседания Журавлев. Он заметил, что уровень развития такси сегодня можно назвать одним из индикаторов ситуации в регионе. «Есть ли в субъектах региональная политика развития такси? Мне представляется, что нет», — сказал он. Приводя конкретный пример, Журавлев рассказал о своем опыте использования такси в одном из городов-миллионников. «Приехала LADA. Доехали быстрее, чем я думал, но машина не обклеена, просто частный автомобиль приехал. А заказал я через агрегатор 90 процентов рынка», — уточнил модератор, не называя прямо сервис «Яндекс.Такси», чем вновь вызвал улыбку у собравшихся в зале. Журавлев также предложил улучшить механизм субсидирования в регионах. «Когда садишься в такси, иногда во времена бомбил 90-х попадаешь. Но это опять же вопрос достоинства водителя», — заключил он. Касаясь же темы отечественного автопрома, модератор дискуссии акцентировал внимание на том, что пассажиры хотят комфорта. «У меня даже чехол на телефоне с логотипом компании отечественного автопрома. Никого не хочу обидеть, но даже внутри российского автопрома есть градация, которую нужно просмотреть», — призвал он.
Свою позицию по столь актуальному вопросу представил и заместитель министра транспорта РФ Баканов. «Важно, чтобы поддержка автопрома не ограничивалась чехлом на телефон, — заметил он. — Это палка о двух концах, себестоимость превышает все рамки». Услышав это, собравшиеся одарили спикера скромными аплодисментами. «Можно? Уже не ограничивается чехлом поддержка, — вступился Долгов. — Мы все в одной лодке плаваем. Принципиален вопрос цены, но мы общаемся с производителями каждый день. Один и тот же тезис. Чем больше серия, тем ниже цена».
«Здесь нужно не к лозунгам и красивым задачкам стремиться, а исходить из того, что диктует рынок»
Заместитель председателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильянов поспешил обратить внимание участников форума на страховку автомобилей. «Гигантская и тяжелейшая тема. Рынок ОСАГО в целом находится в предкризисном состоянии. Центральному банку приходится периодически коридор расширять, изменять требования», — уточнил спикер. Он напомнил о том, что стоимость ОСАГО для такси составляет около 6 тыс. рублей — в несколько раз больше, чем страховки для простых водителей. Рост тарифов на страховку будет давить и на стоимость поездок — цена проезда в такси уже выросла в отдельных регионах на 30%. «Неудивительно, что более чем 450 тысяч разрешений выдано, а полисов ОСАГО только 175 тысяч, по данным Центробанка, — добавил Данилов-Данильянов. — Это означает, что водители такси ездят по личным ОСАГО и что все должны доплачивать существенно за машины — и таксопарки, и ИП. Непонятно вместе с тем, сколько уйдет с рынка и куда уйдет».
При этом, по данным агрегаторов, на рынке таксоперевозок в регионах уже наблюдается дефицит водителей. «Представим себе, что мы с московскими ценами придем в субъекты. Региональные водители этого не выдержат. Мы будем вынуждены убедиться, что многие регионы не внедряют те требования, которые предписаны законом. Не надо их за это осуждать. Они как раз таким образом проводят политику в сфере такси», — считает заместитель председателя «Деловой России». Помимо ОСАГО сегодня, по словам спикера, наблюдается рецидив отношения к такси как к элитному общественному транспорту. «Когда пытаешься разговаривать с должностными лицами, они говорят, что только богатые пользуются такси, — посетовал Данилов-Данильянов. — Пытаешься объяснить, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, что этот лозунг 100-летней давности в полной мере относится и к такси, что за последние 8 лет удавалось удерживать низкие цены, что сейчас рост цен — плохо, это очень часто не воспринимается. Слава богу, минтранс это понимает».
Коснулся Данилов-Данильянов и темы замены автомобилей в таксопарках. Согласно подсчетам спикера, ежегодно нужно менять 50–60 тыс. машин. «Может отечественный автопром выдать такой объем на рынок такси? Пока нет. Способен ли платить резко увеличившуюся цену за автомобиль таксопарк? Где-то — да, где-то — нет. В этой связи инициатива, связанная с быстрым переходом только на отечественное производство, выглядит оторванной от реальной жизни», — произнес спикер, и в зале раздался взрыв аплодисментов. Данилов-Данильянов также подчеркнул, что «Деловая Россия» написала в правительство РФ резко отрицательный отзыв на проект сенатора Андрея Кутепова — инициативы, по которой правительство получает право вводить обязательный для работы в РФ уровень локализации для комплектующих такси. «Мы полагаем, что здесь нужно не к лозунгам и красивым задачкам стремиться, а исходить из того, что диктует рынок», — подытожил зампредседателя ДР.
Следом за ним заместитель руководителя Роскачества Антон Куканов представил на суд собравшихся результаты исследования о качестве услуг такси. «Если смотреть динамику последних лет, то качество сервисов и приложений растет», — сказал он. Уже в кулуарах форума он рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что, согласно исследованиям Роскачества, автомобили белого и желтого цветов вызывают у потребителя больше доверия за счет унификации. Напомним, в Татарстане приняли решение, что на территории региона будут представлены такси только белого и желтого цветов. «Бизнес-такси — отдельный сегмент. Там как раз никаких опознавательных знаков нет, что является плюсом. Мы эту сферу еще не исследовали, концентрировали внимание на услугах для массового потребителя», — пояснил Куканов.
Стоит отметить, что представители отрасли, в отличие от собравшихся спикеров, менее оптимистично оценивают идею перехода на отечественный автопром. «Нельзя так резко все менять. Если по-русски говорить, будет ж…», — эмоционально ответил на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» индивидуальный предприниматель Максим Соколов. Его таксопарк работает в Челябинской области. Местная власть, в отличие от Татарстана, приняла решение не унифицировать цвет автомобилей. «Я считаю, что нужно искать компромисс, как-то это дело двигать, если мы говорим о 580-м законе. В нашем регионе не готовы к нововведениям. Машину застраховать если и возможно, то очень дорого. Много моментов», — также добавил Соколов.
В Краснодаре же, по словам руководительницы местного таксопарка Ольги Руденко, легко перешли к белым и желтым такси. Однако свои нюансы работы в рамках нового закона есть и в этом регионе. «Думаю, что должна быть честная конкуренция. Я за то, чтобы таксопарки не ограничивали в выборе и не навязывали то, что считается выгодным по тем или иным соображениям», — поделилась женщина с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Также Руденко отметила, что в ее таксопарке можно встретить только иномарки, все машины отечественного производства были распроданы из-за низкого спроса. «Думаю, что российский автопром искренне старается выйти на новый уровень. Мы их должны поддержать, попробовать и оценить, указать на недостатки. Но, к сожалению, данный опыт будет приобретен за счет таксопарков, что не очень хорошо», — пояснила собеседница «БИЗНЕС Online». «Сейчас автопром не готов обеспечить то количество автомобилей, которое требуется такси. И качество наших машин страдает, оно не совсем успевает за требованиями таксомоторной отрасли. Ориентируемся сегодня на китайское производство», — сказал еще один собеседник издания, Константин Доценко. Его таксопарк работает в Москве и уже готов к нововведениям, которые принесет с собой законопроект «О такси». «Московский регион готов. Но я в прошлом году активно сотрудничал с Тюменской областью, она не совсем готова, хотя и недалеко от столицы. С субъектами большая работа предстоит», — подытожил руководитель одного из столичных таксопарков.