3 и 4 февраля в Иркутске прошла ставшая уже традиционной международная практическая конференция «Сибирские дороги». Подавляющее большинство отраслевых конференций по части дорожного строительства проходит весной и осенью. «Сибирские дороги» заняли так называемый «прайм-тайм»: конец зимы, когда осенний вал дорожных конференций уже прошел, а весенний еще не начался. Естественно, те, кто интересуется дорожной тематикой, банально соскучившись по личному общению, с радостью купили билеты в Иркутск. Отправился в знаковую командировку и наш дорожный обозреватель Станислав ДОНИН. Его подробный рассказ о конференции – ниже.
Как запроектировать идеальный асфальтобетон
Иркутск встретил нас комфортной погодой и заснеженными сибирскими дорогами. 3 февраля я отправился по привычному маршруту - конференция снова проходила в иркутском Экспоцентре. Перед выставочным комплексом была развернута небольшая выставка дорожной техники. Здесь же, в рамках "баттла", операторы экскаваторов демонстрировали филигранное владение техникой, разливая напиток из прикрепленной к ковшу бутылки. Участники и журналисты с удовольствием фотографировали действо.
На главное сибирское дорожное мероприятие в этом году зарегистрировалось 430 делегатов из разных российских регионов и Ближнего зарубежья. Постараюсь рассказать о докладах, которые привлекли наибольшее внимание присутствующих.
С самых первых минут стало понятно, что во главу угла конференции поставлено слово «польза». Отрадным фактом явилось то, что выступления затрагивали вопросы как федерального, так и локального характера. Нюансы работы дорожников в условиях Сибири и Дальнего Востока вызвали, конечно же, максимальный интерес у приехавших издалека делегатов. Ведь эту информацию в центральной части РФ просто не найти.
Так, начальник отдела контроля качества ФКУ УПРДОР «Южный Байкал» Алексей Алексеев поведал собравшимся о том, как подрядные организации, работающие на подведомственной данному ФКУ дорожной сети, подобрали для себя оптимальные адгезионные добавки. По словам эксперта, изначально все подрядные компании в регионе использовали одну адгезионную добавку. Но после проведенного эксперимента выяснилось, что универсальных добавок не существует. В зависимости от свойств каменного материала, с которым приходится работать, необходимо подбирать специальную добавку, сугубо под его особенности. Тогда удастся получить максимальный экономический эффект и долговечность дорожной сети. Еще очень важным помнить, что адгезионная добавка понижает температуру уплотнения на 20 градусов - это для короткого рабочего сезона в Сибири весьма существенный показатель.
Одними адгезионными добавками хорошую дорогу не построить. Специалист отдела искусственных сооружений того же управления Софья Калишевская познакомила собравшихся с опытом применения напыляемой гидроизоляции на мостах в Республике Бурятия - видах используемой в регионе гидроизоляции, плюсах и минусах каждой из них. Эксперт выделила гидроизоляцию марки «Рабберфлекс-55», применяя которую подрядная организация существенно сокращает сроки строительства и имеет ряд других качественных преимуществ.
Следующим компонентом, серьезно влияющим на качество и долговечность автомобильных дорог, следует считать ПБВ - полимерно-битумные вяжущие. О том, как сделать высококачественные ПБВ, рассказал технический директор компании «Синергия ойл групп» Роман Житов. В своем выступлении он отметил, что для Сибири и Дальнего Востока наиболее актуально использовать модифицированные вяжущие с большим количеством различных классификаторов и более широким интервалом рабочих температур. А для того, чтобы произвести такие вяжущие, помимо глубокого контроля качества, нужно применять соответствующее оборудование. Кроме того, пользоваться услугами стабильного и надежного поставщика сырья.
Следующим достойным внимания выступающим стал директор испытательного центра НИИ «ЛАДОР» Александр Дедюхин. Он поделился практикой проектирования асфальтобетонных смесей по ГОСТ Р 58401 и ГОСТ Р 58406. В своем получасовом выступлении специалист поведал много интересного: например, выделил четыре условия, необходимые для получения качественной асфальтобетонной смеси:
-
Износостойкий щебень со стабильным зерновым составом из основных фракций
-
Отсев со стабильным модулем крупности или с возможностью разделения на фракции 0-2 и 2-4 мм
-
Качественный битум, подходящий для получения смесей с низкой пластической деформацией
-
Современный и стабильный асфальтовый завод с 5-ю или более горячими бункерами - накопителями
Цены на материалы для дорожного строительства выросли, в среднем, на 60%
Разумеется, участники конференции не могли не затронуть проблему резкого возрастания цен на почти всю номенклатуру строительных материалов. О данной проблеме, на примере стоимости материалов на дорожную разметку, рассказал начальник производства ООО «Белая Линия» Филипп Конов. В частности, он отметил:
- Цены на сырье зависят от положения дел на международной бирже. Производитель не станет продавать за рубли дешевле, чем он может отгрузить за валюту в Европу и в Китай. Соответственно, некоторые растворители выросли в цене в 2 и даже 3 раза. Очень подорожал ацетон, так как очень много его полупродуктов уходит на производство антисептиков. По этой же причине подорожал глицерин. Если дорожает сырье, то дорожает и продукция.
Далее эксперт «прошелся» по динамики стоимости ряда различных товаров. Она, мягко говоря, нерадостная - удорожание, в среднем, составляет 60%.
Но, по словам докладчика, выход из сложившейся ситуации есть:
- Рост цен можно перекладывать на заказчика, но 60% роста стоимости материалов просто так переложить не получится. Нужно как-то балансировать. Некоторые виды сырья, к сожалению, вообще стали недоступными. Заводы говорят: «Извините, у нас Китай все выкупил на ближайшие 10 месяцев. И в это время мы вам ничего отгрузить не можем. Вставайте в очередь: в январе закажете - в ноябре отгрузим».
Понятно, что покрыть шестидесятипроцентное удорожание могут далеко не все. Для выхода из ситуации необходимо в составе применяемых материалов что-то изменять - балансировать, заменять аналогами, и. т. д. Главное тут - достичь соблюдения баланса свойств и стоимости. Для этого надо покупать дорогие и хорошие материалы и уже их пытаться как-то экономнее расходовать. Можно, например, увеличить износостойкость, подобрать больше полимеров. Обратить внимание на материалы с большей укрывистостью, лучшими адгезивными свойствами. Цена за килограмм при покупке таких материалов, конечно, возрастет, но в эксплуатации, в гарантийных обязательствах все равно будет выгода.
Чем качественнее битумное вяжущее, тем меньше колея.
Как известно, важно не только построить дорогу, но и содержать ее в нормативном состоянии. Различных дорожных дефектов существует немало: температурные трещины, проломы, выбоины, просадка, колееобразование и т.д. колееустойчивость является одним из самых важных потребительских показателей качества асфальтобетонных покрытий.
Именно по наличию колеи обычные пользователи оценивают качество дороги. Этому вопросу свое выступление посвятил начальник отдела технологии и контроля качества компании ООО «РН-Битум» Анатолий Новиковский. Он отметил, что согласно результатам работ европейских исследователей, уровень «вклада» битумного, вяжущего в образование колеи, может составлять до 40%. Таким образом, битумное вяжущее может играть немаловажную роль в колееустойчивости асфальтобетона, а наличие понятной взаимосвязи между параметрами битумного вяжущего и глубиной колеи позволит дорожнику прогнозировать будущую колееустойчивость проектируемого асфальтобетона. О такой оценке вклада битумного вяжущего в колееустойчивость асфальтобетона было рассказано на примере эксперимента, проведенного в стенах компании «РН-Битум».
Безопасность прежде всего
В последнее время очень много внимания уделяется безопасности на дорогах. Это касается не только безопасности движения, но и обеспечения безопасности на производстве работ, которые проходят без полного перекрытия движения. Этому вопросу посвятил свое выступление технический директор завода «Продмаш» Иван Немов. Он предложил методику, по которой на дороге за рабочими или за служебным транспортом подрядной компании следует так называемый автомобиль прикрытия, к которому прикреплен прицеп в виде смягчающего мата.
Если в такой мат въедет автомобиль, то никто не пострадает - он лишь смягчит удар. Это новое решение, не могло не вызвать интерес слушателей. Так как, к сожалению, существуют водители, которые не сильно обращают внимание на временные дорожные знаки, не сбавляют скорость - и работа на проезжей части из-за них является весьма опасной.
Разумеется, для качественного строительства необходимо не только применение оптимально подходящих для каждой отдельно взятой местности стройматериалов, но и профессиональный контроль производства работ. О его нормативной составляющей и прочих тонкостях рассказал главный советник генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон. Он еще раз напомнил, что при неправильной работе даже с самыми качественными материалами избежать брака не удастся.
И последним докладом, о котором стоит упомянуть, явилось выступление яркого эксперта дорожной отрасли Ольги Воробьевой. Она в своем выступлении подняла тему перехода всей отрасли на новые методы подбора асфальтобетонных смесей, разъяснила связанные с этим трудности.
В общем и целом, мероприятие прошло в деловой и одновременно дружественной обстановке. Дискуссии и даже жаркие споры на нем только приветствовались. Участники смогли изучить ряд тонких моментов по различным аспектам дорожного дела, обменяться опытом.
Можно сказать, что у конференции "Сибирские дороги" появилась своя четкая и характерная колея.
Источник: