Генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Станислав Набоко об информационных технологиях в дорожном хозяйстве
По сути, транспортное планирование позволяет обеспечить рациональное распределение транспортного потока, снизить нагрузку на дороги, уменьшить количество пробок и ДТП.
Каким должен быть современный общественный транспорт? Какова роль науки в реализации нацпроекта БКД? Каковы перспективы использования золошлаков и других вторичных ресурсов в дорожном строительстве? На эти и другие актуальные вопросы ответил генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Станислав Набоко в интервью нашему корреспонденту.
— Станислав Юрьевич, в чём сегодня вы видите стратегические задачи института, какие цели стоят перед РОСДОРНИИ?
— Сегодня институт — это не только научный центр транспортного развития, но и прежде всего отраслевой центр компетенций с профессиональной командой по всем актуальным направлениям работ в дорожной отрасли. Мы участвуем в реализации значимых инфраструктурных проектов транспортного комплекса, Государственной программы «Развитие транспортной системы», «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», нацпроекта «Безопасные качественные дороги». На основании документов стратегического планирования, указов и поручений Президента Российской Федерации нами разработана, утверждена и одобрена РАН долгосрочная программа развития, которой мы следуем. Ведём научно-исследовательскую деятельность, разрабатываем отраслевые нормативно-технические документы, проектируем и диагностируем дороги, развязки и мосты. Занимаемся развитием информационных технологий в дорожном хозяйстве и внедряем в практику проектирования и строительства прогрессивные технологии, технику и материалы.
— В Калуге, на конференции «ИТС регионам», эксперты РОСДОРНИИ говорили об обновлении пассажирского транспорта в рамках БКД. Какова сегодня роль РОСДОРНИИ в реализации этого нацпроекта?
— РОСДОРНИИ не первый год развивает компетенции в сфере транспортного планирования, в том числе применительно к общественному транспорту. Специалисты института сыграли ключевую роль при формировании порядка отбора субъектов РФ для участия в мероприятии по обновлению подвижного состава. В том, что Минтранс успешно просубсидировал поставку в 2020–2021 году более тысячи автобусов, троллейбусов и трамваев в 17 агломераций, мы видим и нашу скромную заслугу. РОСДОРНИИ изначально нацеливал это мероприятие на ускорение реформ, назревших в сфере общественного транспорта, это наша общая с Минтрансом России задача. Мы исходили из того, что большинство российских агломераций нуждаются в пересмотре системы управления общественным транспортом, в отказе от неактуальной сегодня «маршруточной» экономической модели. Общественный транспорт требует обеспечения приоритетного движения, он должен быть экологичным, низкопольным, безопасным. Что особенно важно, его развитие должно происходить в логике, заложенной в документах транспортного планирования. Эти и многие другие вопросы нашли отражение в системе отбора заявок, поступавших из регионов на рассмотрение в РОСДОРНИИ как члена экспертной комиссии Минтранса России. Министерство возложило на нас задачу по разъяснению регионам не только порядка подготовки заявок, но и тех общих принципов, о которых я говорю. Мероприятие в Калуге — лишь одно из многих, где наши специалисты выполняли эту работу, но она не прекращается ни на день. Мы открыты для всех городов, двигающихся по трудному пути наведения порядка в сфере общественного транспорта.
— В ближайшее время ждет утверждения концепция национальной сети ИТС, разработанная РОСДОРНИИ. В чем её сильные стороны?
— Подходы, которые заложены в эту концепцию, говорят о том, что федеральная и региональные системы ИТС будут передавать в общую базу данные, необходимые для управления, мониторинга и принятия решений различного уровня.
Напомню, что в прошлом году Росавтодор отобрал 22 региона для пилотного внедрения интеллектуальных транспортных систем в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». По сути, транспортное планирование позволяет обеспечить рациональное распределение транспортного потока, снизить нагрузку на дороги, уменьшить количество пробок и ДТП.
— РОСДОРНИИ занимался разработкой применения в дорожном строительстве отходов ТЭЦ — золошлаковых материалов. Они уже используются?
— Наши эксперты пришли к выводу, что использование золошлаков при строительстве автодорог является одним из перспективных направлений дорожной деятельности. Материалы на основе золошлаковых отходов могут применяться для возведения земляного полотна автодорог, в составе различных слоёв дорожных одежд, а также для решения целого ряда сопутствующих задач как при строительстве новых дорог, так и при ремонте существующих.
В России на данный момент есть необходимая нормативная база для реализации проектов строительства с использованием вторичных материалов, однако их количество пока невелико. Наш институт, используя многолетний опыт исследований, готов взять на себя функции органа сертификации золошлаковых отходов конкретных ТЭЦ для оценки их физико-механических свойств и разработки рекомендаций по применению. Вопрос применения таких материалов нами достаточно подробно изучен на примере комплекса предпроектных работ по Северному обходу города Омска.
Для расширения зоны применения золошлаковых материалов в дорожном строительстве мы готовы взять на себя широкий спектр работ по изучению технологии их получения и хранения. Институт готов провести лабораторное исследование их параметров на соответствие требованиям нормативно-технической документации, подготовить рекомендации по повышению показателей золошлаковых материалов, выполнить НИОКР с целью расширения их применения, а также разработать документацию для согласования стандартов организации в Федеральном дорожном агентстве.
— РОСДОРНИИ занимается подготовкой специалистов дорожной отрасли, вы планируете что-то менять в этом направлении?
— Безусловно. Мы являемся главным исполнителем по созданию системы повышения квалификации для работников дорожного хозяйства в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Нашими специалистами разработаны различные обучающие программы, которые мы проводим в регионах и для регионов. И эти программы постоянно актуализируются, ведь дорожная отрасль не стоит на месте. Ежегодно разрабатываются новые технологии, внедряются сервисы с применением искусственного интеллекта, набирает темпы цифровизация отрасли, и с этим необходимо знакомить дорожников. Стоит отдельно отметить, что институт уделяет большое внимание разработке программ обучения в сфере технологии информационного моделирования в дорожном строительстве и эксплуатации.
— Госдума в первом чтении приняла закон о создании системы контроля дорожных фондов (СКДФ), разработкой этой системы занимается РОСДОРНИИ. Для чего она нужна?
— СКДФ — это информационная система, которая содержит актуальную базу автомобильных дорог, сводит данные о планировании и фактическом выполнении дорожных работ, формировании и расходовании средств дорожных фондов. В системе реализован функционал для ведения планов дорожной деятельности субъектов, в том числе мероприятий по развитию опорной сети. В дальнейшем эта система должна стать единым универсальным инструментом планирования дорожных работ.
Регулярное обновление информации позволит автоматически формировать отчеты о состоянии дорожной сети страны. В свою очередь это обеспечит безусловное выполнение задач нацпроекта БКД, связанных с поддержанием автомобильных дорог Российской Федерации в нормативном состоянии, повышением эффективности дорожной деятельности и уровня взаимодействия ее участников.
Сейчас рассматривается вопрос придания СКДФ статуса государственной информационной системы (ГИС). Предоставление информации о дорогах для включения в систему будет одной из основных законодательно установленных обязанностей собственников дорог, за нарушение которой предусматривается административная ответственность.
Источник: