«Маршрутки» попросят подвинуться: в Кургане готовятся с 2023 года перейти на регулируемые тарифы

28.07.2022 Просмотров: 23
Курган, в прошлом десятилетии лишившийся городского электротранспорта, готовится перейти на качественно новый уровень транспортного обслуживания. Автобусы останутся единственным видом транспорта, но начнут переходить на работу по регулируемым тарифам. Из-за недавно принятых поправок в федеральном законодательстве, одномоментно перейти на новую систему работы не удастся: вплоть до конца 2026 года часть «маршруток» продолжит работу.

Время перемен пришло: «Свободный рынок» в Курганской области привёл к дестабилизации пассажирских перевозок, а меняющаяся экономическая ситуация только ухудшит состояние пассажирских перевозок в регионе. К 2022 году лишь в одном городе Курганской области — Шадринске — сохранились регулируемые тарифы. В областном центре ещё весной столкнулись с тем, что перевозчики начали хаотично повышать цены на проезд, после чего местной администрации пришлось принимать меры для того, чтобы хоть частично вернуть их на прежний уровень. Стабильность обслуживания маршрутов тоже оказалась под вопросом: перевозчики начали уменьшать выпуск на нерентабельных направлениях. Единственным выходом из ситуации стало возвращение к муниципальному регулированию перевозок путём установления новой маршрутной сети, ввода регулируемых тарифов и финансирования транспортной работы из бюджета.

В этом году в федеральное законодательство (закон № 220-ФЗ) законом № 56-ФЗ от 14.03.2022 были внесены изменения, сильно затрудняющие реализацию всех будущих маршрутных реформ. Если раньше работу маршрутов по нерегулируемым тарифам можно было директивно прекратить в выбранный по каким-либо соображениям день, внеся соответствующие изменения в местный документ планирования регулярных перевозок, то теперь досрочно прекратить действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам, обычно выдаваемых сроком на пять лет, можно лишь в случае прекращения работы перевозчика и его добровольного согласия.
Поэтому Курган один из первых вынужден в своём документе планирования сохранить работу старых маршрутов по нерегулируемым тарифам параллельно с запуском новых по регулируемым. Такое «двоевластие» продлится вплоть до 2026 года, когда истекут последние пятилетние сроки действия свидетельств. Впрочем, власти рассчитывают, и небезосновательно, что запуск параллельных маршрутов заставит большинство перевозчиков добровольно прекратить работу на маршрутах в более ранние сроки. В то же время, на первом этапе транспортной реформы такое соседство может сыграть и положительную роль: «старые» маршруты позволят сгладить неизменно возникающие организационные проблемы при массовом запуске обновлённой маршрутной сети.

Радикальные изменения в городской документ планирования перевозок пока находятся на стадии проекта постановления городской администрации. Но 24 июня в городской администрации уже состоялась тематическая пресс-конференция по работе общественного транспорта, на которой выступали глава города Кургана, директор департамента экономического развития Курганской области, директор департамента развития администрации Кургана и руководители «Транспортного управления».
В феврале этого года ФАУ «РОСДОРНИИ» проводило обследование пассажиропотока в Курганской агломерации, по результатам которого был разработан проект новой маршрутной сети города Кургана. Он и лёг в основу обновляемого документа транспортного планирования, проходящего оценку регулирующего воздействия. Итоги проведённого обследования и предстоящие изменения обсуждались с перевозчиками. О том, что оценивать пассажиропоток и разрабатывать новую маршрутную сеть для Кургана и области будет «РОСДОРНИИ», стало известно в ноябре прошлого года, когда институт выиграл соответствующий конкурс.

С 1 января 2023 года в Курган вернутся регулируемые тарифы. Сейчас все перевозки в городе выполняются по нерегулируемым тарифам: стоимость проезда устанавливает сам перевозчик. Для перевозчиков регулируемые тарифы могут оказаться выгоднее, поскольку при такой работе они освобождаются от уплаты НДС.

Перевозчики новой муниципальной маршрутной сети будут определены на конкурсной основе: проведение соответствующих процедур запланировано на сентябрь-октябрь. Одним из условий, предусмотренных контрактами с перевозчиками, станет обновление общественного транспорта. Оно будет проходить в несколько этапов. Так, по результатам первого года работы планируется обновить 30% подвижного состава, из них 10% будут абсолютно новые автобусы. Сами контракты будут заключаться сроком на пять лет. Также важным условием заключения договоров будет чёткое соблюдение графиков движения автобусов, сообщил сайт администрации Кургана.
Какие маршруты составят новую сеть?

Новая маршрутная сеть будет состоять из 40 направлений, в то время как действующая насчитывает 52 маршрута. Обслуживать обновлённые маршруты должны 227 автобусов, которые в первые годы будут в основном малого и среднего класса, но к 2027 году доля большого и среднего класса увеличится: пассажиропоток будет возрастать с учётом поэтапного прекращения работы маршрутов по нерегулируемым тарифам.