ИТС в регионах: от базовых задач до федеральной интеграции

16.03.2022 Просмотров: 595

Внедрение интеллектуальных транспортных систем в регионах - одна из ключевых задач нацпроекта "Безопасные качественные дороги". Однако сложность процесса предполагает, что вести его следует с опорой на практический опыт. Таким, в свою очередь, может поделиться дочерняя компания - холдинг "Швабе".

С момента появления нацпроект "Безопасные качественные дороги" сопровождается активными дискуссиями о ходе его реализации. И особая роль в этих обсуждениях отводится интеллектуальным транспортным системам (ИТС): при их острой необходимости объем внедрения комплексных решений по стране остается довольно низким, а опыт уже реализованных - ценится на вес золота.

Более того, пока регионы подходят к задаче тактически и стремятся достичь локальных KPI, вроде установки определенного количества камер или закупки серверного оборудования, из вида упускаются глобальные цели ИТС. Сегодня перед органами управления в субъектах РФ стоит сложная многоуровневая задача: с одной стороны, нужно развивать и оптимизировать дорожно-транспортную сеть здесь и сейчас, а с другой - смотреть на одно-два десятилетия вперед.

И в ситуации, когда необходимо учитывать и функциональные требования Минтранса к разработанной им же системе, и перечисленные выше инфраструктурные и организационные факторы, выбор решения должен опираться на уже существующий опыт.

По дорогам Москвы

Внедрение интеллектуальных транспортных систем в Москве стало одним из первых проектов такого рода в России. Сопровождает его компания Ростеха - "Швабе - Москва", входящая в холдинг "Швабе"; руководителем направления является замдиректора компании по строительству, эксплуатации и развитию ИТС Иван Морданов. Организация взяла на себя контроль за работой порядка 10 тыс. единиц оборудования, включая светофоры, датчики движения транспорта, камеры наблюдения и фиксации нарушений. Это проект высочайшей сложности, котирующийся на уровне лучших мировых систем, и его реализация уже позволила значительно улучшить ситуацию в столице.

Так, благодаря комплексному подходу к внедрению и обслуживанию ИТС, в 2021 году смертность при ДТП на московских дорогах снизилась до 2,9 человек на 100 тыс. жителей. Другим наглядным показателем является среднее время в пути от МКАДа до центра города на общественном транспорте в часы пик, которое по сравнению с 2010 годом сократилось на 18%, с 67 до 55 минут. Ощутимый результат с учетом 40-процентного роста количества автомобилей - с 5,5 до 7,7 млн - за тот же период.

Однако сложность внедрения комплексной системы заключается в разработке индивидуального проекта, учитывающего уже имеющуюся дорожную инфраструктуру, транспортную систему, бюджетные возможности региона, а также потенциальную необходимость во взаимодействии с объектами ЖКХ в сочетании с открытой для интеграции архитектурой.

Разгрузочная диета

Начиная с прошлого года, специалисты "Швабе - Москва" реализовали и спроектировали в нескольких регионах страны автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК). Работы предусматривали, в том числе, замену дорожного полотна, установку метеорологических комплексов и полного комплекта оборудования системы весогабаритного контроля.

Если простыми словами, АПВГК - это система, которая за считанные секунды прямо на ходу взвешивает проезжающие транспортные средства, автоматически выявляя превышение разрешенной массы, и передает параметры автомобилей в центр фиксации административных правонарушений. В случае превышения допустимой весовой нормы груза собственники получают постановление для оплаты штрафа. Помимо этого, АПВГК позволяют контролировать трафик на дорогах. Таким образом, пункты весогабаритного контроля являются важным элементом ИТС.

По данным Минтранса, ежегодно выявляется порядка 1 млн случаев перегруза, а ущерб от проезда грузовиков и фургонов составляет 2,56 трлн руб. Однако польза от внедрения системы кроется не только в безопасности дорожного движения, но и в сохранности дорог. Так, перевозчики с ее помощью могут распределять нагрузки во избежание ДТП, поломки и скорого износа транспортных средств.

По данным РОСДОРНИИ, ведущего научно-исследовательского института РФ в сфере дорожного строительства, в 2018-2020 годах на региональной и межмуниципальной сетях появилось 140 таких пунктов контроля. Создание АПВГК предусмотрено нацпроектом "Безопасные качественные дороги", который предполагает появление к 2024 году 235 пунктов контроля на федеральных трассах и 366 - на региональных.

Сегодня пункты весогабаритного контроля действуют во многих регионах России, и их количество уже превысило сотню. К 2030-му число АПВГК на федеральных и региональных трассах должно вырасти до 417 и 598 соответственно.

Проверенное ИТ-решение для регионов

Сегодня в Москве работает множество специализированных продуктов и решений, в том числе - единая платформа управления транспортной системой (ЕПУТС). Она позволяет автоматически находить и реализовывать оптимальные сценарии управления как отдельными транспортными средствами или их группой, так и транспортной системой города в целом. Отдельным преимуществом платформы является способность решать проблемы и на отдельных перекрестках и улицах, и в масштабах районов или всего города в комплексе.

Как работает система. Стратегический или модульный уровень платформы ЕПУТС обрабатывает информацию со всех устройств - камер видеонаблюдения, дорожных детекторов, бортового навигационного оборудования - любого вендора. Полученные данные позволяют в режиме реального времени оценивать загруженность дорог, оптимизировать работу общественного транспорта, а также взимать оплату за проезд и получать оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях.

Аналитический центр платформы обеспечивает визуализацию ключевых показателей транспортной обстановки в виде тепловых карт и изохронов, прогнозирование и моделирование ситуации для принятия эффективных управленческих решений в сфере планирования маршрутной сети и разработки схем организации дорожного движения.

В дополнение к решению ЕПУТС в Москве также внедрена технология адаптивного управления светофорными объектами "Умный перекресток", с помощью которой создается так называемый "зеленый коридор" для транспорта. Проект реализуется совместно специалистами компаний "Швабе - Москва", входящей в контур Холдинга "Мегаполис ИТ", а также "СпецДорПроект".

Пример для регионов

Очевидный ожидаемый эффект от внедрения ИТС - повышение безопасности дорожного движения, скорости транспортного потока и эффективности общественного транспорта. Не столь очевидным, но не менее важным является и то, что для многих региональных субъектов правильное решение может стать основой для градостроительной политики. И здесь важность практического опыта переоценить нельзя.

"Швабе - Москва" - один из немногих игроков на рынке внедрения и эксплуатации ИТС‑решений, чей практический опыт позволяет сформулировать рекомендации для регионов. С тем, чтобы они посмотрели на задачу цифровизации дорожной отрасли в комплексе и смогли применить эти знания для реализации собственных проектов", - отмечает заместитель генерального директора "Швабе" по развитию продаж, маркетингу и сервисной поддержке гражданской продукции Сергей Дмитроченко.