Дорогу – молодым

31.03.2022 Просмотров: 550

Эксперты обсудили проблему дефицита кадров в дорожной отрасли и необходимость актуализации федеральных образовательных стандартов

Специалисты уже давно отмечают все возрастающий дефицит рабочих кадров для дорожного хозяйства страны. Рост объемов дорожного строительства, повышенные требования к качеству дорожно-транспортной инфраструктуры, введение в действие технического регламента Таможенного союза, изменение нормативно-правовых документов - все это задает все более высокий уровень требований к профессиональной подготовке специалистов дорожного хозяйства.

С целью формирования оценочного прогноза потребности кадров ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 году провел мониторинг состояния кадрового потенциала дорожного хозяйства. На основе информации о 941 организации, осуществляющей работы по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, предоставленной 85 региональными управлениями дорожного хозяйства, на конец 2020 года среднесписочная численность работников организаций дорожного хозяйства с высшим образованием составила более
41 тыс. человек, со средним профессиональным – более 77 тыс. человек.

Согласно предварительному прогнозу ежегодная потребность в кадрах с высшим и средним профессиональным образованием до 2030 года в среднем составит более 83 тыс. человек в год. Из них с высшим образованием – не менее 29 тыс. человек, со средним профессиональным - не менее 53 тыс. человек.

Такие данные прозвучали в ходе международного семинара-совещания на тему «Кадровые ресурсы в дорожном хозяйстве: потенциал, развитие, перспективы», прошедшего
в Общественной палате РФ при поддержке Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, Минпросвещения России, представителей региональных министерств образования и общественных организаций.

Член Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Илья Зотов, открывая дискуссию, отметил, что дорожное строительство в России идет ударными темпами, поэтому обеспеченность кадрами имеет колоссальное значение при строительстве трасс и обходов городов. «Дорожные инфраструктурные проекты вносят весомый вклад в повышение качества жизни регионов. Одним из важных факторов, влияющих на скорость реализации строительства, является обеспеченность кадрами. Дефицит трудовых ресурсов очень существенный, поэтому мы решили обсудить эту тему с представителями образовательных учреждений, дорожниками, чтобы сформулировать перечень рекомендаций
для форсирования решения кадровой проблемы», – сказал Илья Зотов.

Действительно, подготовка квалифицированных кадров, формирование новых компетенций и навыков работы, а также создание кадрового резерва имеют сегодня ключевое значение в дорожном хозяйстве.

Об остроте проблемы рассказал и. о. начальника производственно-технического отдела госкомпании «Автодор» Владимир Пащанин. В 2020 году госкомпанией заключен договор на проектирование и строительство всех этапов скоростной четырехполосной автомобильной трассы М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань протяженностью 811 км со сроком завершения в 2024 году. Это очень высокие темпы. Для сравнения: при строительстве М-11 от проектирования до реализации прошло около 10 лет.

Трасса М-12 пройдет по территории Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана, позволит разгрузить одно из самых загруженных направлений в нашей стране - трассу М-7 «Волга» и свяжет крупные региональные центры и агломерации.

Как сказал Владимир Пащанин, в настоящее время на строительстве трассы задействованы порядка 11 тыс. человек, в пиковый период потребуются до 38 тыс. человек. Уже сейчас наблюдается дефицит механизаторов - 1600 водителей самосвалов, кранов, бульдозеров, катков-укладчиков и других видов техники. Есть потребность в персонале среднего звена, инженерных и технических работниках. Высокие темпы строительства требуют опережающих темпов при подготовке рабочей документации — это значит, что нужно дополнительно привлечь примерно 500 проектировщиков среднего и начального звена.

Также опережающими темпами идет поставка инертных материалов – 15 млн тонн щебня и 10 млн тонн песка. Щебень завозится по железной дороге, там также отмечается нехватка кадров, особенно на границе с Московской областью, где зарплаты существенно выше по сравнению с соседними регионами.

Начальник отдела аналитических отчетов ООО «Трансстроймеханизация» (ТСМ) Сергей Коновалов поделился опытом привлечения студентов и выпускников на строящиеся дорожные объекты компании. По его словам, ТСМ также испытывает сложности с обеспечением кадрами на всех уровнях, начиная от линейного персонала и заканчивая аппаратом управления. Наиболее остро этот вопрос стоит в инженерно-технических структурах – службе геодезии, производственно-техническом отделе, лаборатории. Кроме того, территориальное удаление строительных объектов от крупных населенных пунктов диктует необходимость организации вахтового режима работы, что напрямую влияет на численность всех подразделений.

«Подрядные организации сталкиваются с недостатком рабочей силы на рынке труда, особенно сложно найти готовых специалистов необходимой квалификации. И зачастую проще подготовить нужного молодого специалиста с «чистого листа» самостоятельно, - утверждает Сергей Коновалов. - В 2018 году мы впервые привлекли молодых специалистов при строительстве ЦКАД (пусковой комплекс № 5), за каждым из них закреплялся опытный наставник. Такой формат дает возможность не только увидеть процесс изнутри, но и стать его непосредственным участником, а впоследствии начать карьеру в крупнейшей дорожной компании России». К слову, зарплата молодых специалистов, обеспеченных проживанием на объекте и трехразовым питанием, на старте – порядка 60 тыс. руб.

В 2022 году при прохождении производственной практики ТСМ предложила новый формат, при котором студент за 30 дней имеет возможность ознакомиться с работой разных отделов, побывать во всех инженерных службах и выбрать близкое ему направление. «Наша задача – показать полностью производственный процесс, чтобы практикант сделал осознанный выбор будущего направления работы и в дальнейшем пополнил ряды сотрудников компании», - заключил представитель ТСМ.

Начальник управления развития кадрового потенциала дорожного хозяйства
ФАУ «РОСДОРНИИ» Татьяна Марканич рассказала о системе повышения квалификации для работников дорожного хозяйства, созданной в рамках нацпроекта БКД в 2021 году и
о планах на 2022 год в части развития образовательной деятельности.

По ее словам, в целях улучшения кадрового обеспечения предприятий дорожного хозяйства была создана система повышения квалификации для работников отрасли, направленная на обучение и использование новых, наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения.

Для этого специалистами ФАУ «РОСДОРНИИ» были разработаны гибкие, адаптированные и практикоориентированные дополнительные профессиональные программы для широкой категории работников дорожного хозяйства по актуальным приоритетным направлениям, таким как проектирование улично-дорожной сети, диагностика и оценка технического состояния искусственных сооружений, эксплуатация искусственных сооружений в составе автомобильных дорог, эксплуатация автомобильных дорог, использование технологий информационного моделирования для служб заказчика, использование технологий информационного моделирования для работников проектных и экспертных организаций.

В 2021 году было проведено обучение по 21 программе, разработаны шесть и актуализированы девять программ. Более половины программ по понятным причинам, связанным с пандемией коронавируса, проходили в дистанционном формате. По этим программам прошли обучение свыше 5 тыс. работников дорожного хозяйства.

Кроме этого, в дистанционном режиме были проведены 54 мероприятия, в которых приняли участие почти 9 тыс. человек с целью дополнения, актуализации и систематизации знаний в части реализации нацпроекта БКД.

Разработан образовательный портал для работников отрасли, обеспечивающий доступность и качество современных форм повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Создается база, в которой содержатся актуальный перечень нормативно-правовых актов РФ в сфере дорожной деятельности, информационные материалы о готовящихся к принятию изменениях в законодательство РФ, статьи и мнения экспертов по актуальным вопросам, методические пособия с формами документов, образцами их оформления и примерами по видам деятельности заказчиков в сфере дорожного хозяйства.

Татьяна Марканич обратила внимание на то, что при проведении мониторинга невозможно получить информацию о выпускниках с высшим образованием по специальности «строительство автомобильных дорог, мостов и тоннелей». «Это связано с тем, что выделяются общие контрольные цифры в рамках строительства, и вуз сам определяет, будет ли это гражданское строительство или строительство автомобильных дорог. Такая ситуация усложняет проведение нами мониторинга кадрового потенциала для дорожной отрасли и возможность его формирования для работодателей», – отмечает она.

Эксперты пришли к мнению, что специалистов-дорожников необходимо готовить еще со школы, чтобы ребята ориентировались на дорожную отрасль, понимали, какие там востребованы профессии. Однако у педагогов есть такой закон: мы не можем научить тому, чего не умеем сами. В этой связи министр образования Оренбургской области Алексей Пахомов предложил крупным заказчикам - потребителям рабочей силы инвестировать средства в подготовку методических материалов для учителей, наборов дополнительного образования, привязанных к дорожному строительству, мостостроению, обслуживанию техники. «Нужно начинать работать со школами. Это должны делать заказчики, чтобы переориентировать их на потребности дорожной отрасли и не «воровать» готовые кадры из других отраслей. И для этого не потребуется больших финансовых затрат. Начиная
с 5-6-го класса через сеть базовых опорных школ можно сформировать массив ребят, ориентированных на поступление в колледжи и профильные вузы».

Директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин отметил беспрецедентный интерес к среднему профессиональному образованию: 60% девятиклассников выбирают колледжи и техникумы. По поручению Президента РФ выделены дополнительно 30 млрд руб. на развитие этой сферы.

Если в 90-е годы прошлого столетия была такая порочная практика, когда предприятия пытались брать деньги за прохождение у них практики студентами колледжей, то сейчас ситуация изменилась, предприятия повернулись лицом к колледжам. При этом на фоне ускорения технологического развития, сокращения производственного цикла требуется актуализация федеральных образовательных стандартов, их соответствие потребностям экономики, считает эксперт.

Не менее важный вопрос – материально-техническая база колледжей. Ежегодно из федерального бюджета выделяется 4,3 млрд руб. на обновление материально-технической базы, на создание мастерских. По словам Виктора Неумывакина, в 2022 году порядка 400 колледжей, в том числе связанных с дорожным хозяйством, получат современное оборудование. «Мастера производственного обучения, преподаватели – центральные фигуры повышения качества образования. Мы готовы менять федеральные образовательные стандарты под запросы отрасли, формировать программы повышения квалификации мастеров и преподавателей, исходя из потребностей работодателей», – заключил представитель Минпросвещения.

Итак, предположим, будущий дорожник выбрал свою профессию еще в школе, окончил техникум или вуз по выбранной специальности, но как быть с трудоустройством?

Здесь на помощь может прийти Общероссийская общественная организация «Мобильные кадры России», которая оказывает содействие в мобильности учащихся и выпускников высших, и средних учебных заведений, занимается организацией практик
и трудоустройством молодежи по всей стране, оказывает содействие в карьерном росте молодым специалистам.

«За прошлый год через нас прошли 4 тыс. выпускников», – сказал председатель правления организации Владислав Шамин. Например, благодаря такому сотрудничеству смогли трудоустроиться выпускники Ряжского дорожного колледжа, причем не только на предприятиях Рязанской области, но и в других регионах России.

С 2018 года сотрудничает с «Мобильными кадрами России» и ГБПОУ «Пермский колледж транспорта и сервиса». "Благодаря такому взаимодействию наши студенты, обучающиеся по специальности «строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», «техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», имеют возможность проходить практику на крупнейших объектах нашей страны. Более 400 человек прошли производственную практику на федеральных трассах
М-11, М-12, М-4 и ЦКАД», - рассказала заместитель директора колледжа Ольга Драманова.

Таким образом, во время прохождения производственной практики студенты реально включаются в трудовую деятельность, работают на дорожной технике, в лабораториях, изучают ремонт и содержание автомобильных дорог, к тому же неплохо зарабатывают. Лучшие из них включаются в резерв компаний дорожного комплекса.

Подводя итог, участники дискуссии указали на необходимость синхронизации цифр приема в колледжи с фактическим запросом рынка. В настоящее время Минтранс России, Росавтодор не могут повлиять на квоту контрольных цифр приема в средние профессиональные учебные заведения, поскольку они перешли в ведение субъектов РФ, исполнительные органы власти которых отвечают за формирование кадрового потенциала в интересах развития своего региона.

Нуждаются в обновлении мастерские в средних специальных учебных заведениях, необходимо их оснащение современным оборудованием. Также следует перенести производственную практику на летний период, чтобы дать студентам возможность получить реальные навыки на дорожных объектах.

Участники семинара отметили также, что кадровый голод ощущают не только строители, но и проектировщики. По итогам обсуждения единогласно была принята резолюция, в которой Правительству РФ рекомендовано сформировать рабочую группу по подготовке федерального проекта, направленного на развитие кадрового потенциала дорожного хозяйства в целях реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Кроме того, участники мероприятия призвали проработать вопрос внесения изменений в законодательство об образовании, которые позволят сформировать контрольные цифры приема в средние специальные учебные заведения с учетом возможной трудовой мобильности, а также создать единый электронный реестр проектов дорожного и смежного строительства, где впоследствии могли бы работать молодые мобильные кадры.

Источник:

Транспорт России (transportrussia.ru)