26-27 марта в Улан-Удэ состоялась 8-я региональная конференция и выставка «ИТС регионам». Организатором мероприятия выступила Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта» при поддержке Правительства Республики Бурятия, Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства и ФАУ «РОСДОРНИИ». Ключевыми темами конференции стали цифровое развитие транспортной инфраструктуры в регионах России, внедрение ИТС в субъектах Российской Федерации в рамках новых национальных проектов, применение искусственного интеллекта, а также стандартизация ИТС.
От ФАУ «РОСДОРНИИ» в мероприятии приняли участие заместитель генерального директора Антон Журавлев, заместитель директора департамента цифровой трансформации Николай Торопов и начальник управления проектов интеллектуальных транспортных систем Михаил Белов.
Антон Журавлев выступил в качестве модератора в стратегической сессии «Интеллектуальные транспортные системы России – эффекты, успехи, перспективы», которая объединила в себе несколько тем, в частности, ИТС в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни», внедрение ИТС в субъектах Российской Федерации и информационная безопасность в части ИТС.
«Завершился первый этап работ, который длился пять лет. В ходе него шло активное внедрение интеллектуальной транспортной системы в регионах страны. Сейчас мы приступаем ко второму циклу, поэтому продолжение развития ИТС должно приобретать новые взгляды. Первое и основное – это вопрос прикладной эффективности ИТС. Сегодня у нас стоит задача максимально эффективной эксплуатации», – добавил эксперт.
Спикер рассказал о текущем развитии Федеральной государственной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ) и перспективах взаимодействия с ИТС городских агломераций.
«Сегодня совершенно очевидно наличие высокого потенциала у информационного обмена между ФГИС СКДФ и ИТС субъектов Российской Федерации. Ключевой шаг, который мы предлагаем сделать – наполнить ФГИС СКДФ данными, связанными с интенсивностью на участках автомобильных дорог. Основным источником информации должны стать подсистемы ИТС», – отметил Антон Журавлев.
Также Антон Дмитриевич модерировал сессию, посвященную определению термина интеллектуальных транспортных систем, в которой Николай Торопов, в свою очередь, представил аудитории доклад на одноименную тему.
Согласно ГОСТ Р 56829–2015, интеллектуальная транспортная система – это система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии, и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта. Эксперт указал на ряд недостатков в указанном определении, а именно: использование ненормированной терминологии, некорректное употребление нормированных понятий и необоснованные описательные толкования.
Кроме того, спикер провёл сравнительный анализ ключевых характеристик, используемых для определения ИТС в различных странах, уделив особое внимание таким аспектам, как их структура, цели и область применения.
В завершение сессии подчеркнули, что по результатам обсуждения было предложено рекомендовать итоговую редакцию определения термина ИТС для использования в нормативных документах. С учетом позиции Минтранса России и ЕЭК необходимо также обсудить пути внедрения актуализированного понятийного аппарата ИТС в существующие правовые акты.
В продолжение конференции состоялась сессия, посвященная презентации проектов методических документов в части ИТС, в рамках которой Михаил Белов рассказал о разработанных ФАУ «РОСДОРНИИ» типовых регламентах по эксплуатации, техническому обслуживанию (ТО), паспортизации, инвентаризации ИТС.
Типовой регламент по эксплуатации и техническому обслуживанию ИТС – это документ, определяющий примерный состав, объём и периодичность выполнения регламентированных работ по техническому обслуживанию компонентов и элементов ИТС. Основными целями выполнения ТО являются предупреждение отказов и поддержание стабильной работы компонентов и элементов ИТС.
«Своевременное и качественное выполнение работ, указанных в Типовом регламенте, позволит обеспечивать требуемый уровень эксплуатационной надёжности как отдельных элементов и компонентов, входящих в состав ИТС, так и ИТС в целом», – добавил эксперт.
Спикер подробно описал все аспекты технического обслуживания ИТС, в том числе основные задачи, среди которых, в частности, определение качественного состояния элементов и компонентов ИТС и проверка их работоспособности, своевременное выявление и устранение недостатков, снижающих эффективность функционирования элементов и компонентов ИТС, проверка и доведение до установленных норм параметров оборудования и программного обеспечения компонентов ИТС и др.
В продолжение своего выступления специалист также рассказал о Типовом регламенте по технической паспортизации и инвентаризации ИТС для субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, владельцев автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Паспортизацию ИТС проводят в целях учета наличия элементов ИТС, установленных на автомобильных дорогах, организации эксплуатации оборудования, планирования работ по выводу устаревших, изношенных элементов ИТС или программного обеспечения из эксплуатации, реализации программ импортозамещения.
Эксперт рассказал о правовых основах и особенностях технического учёта и паспортизации ИТС, описал вид и периодичность работ, а также требования к составу и структуре данных, отдельно остановившись на необходимости включения в паспорт ИТС подробного описания каждого элемента ИТС. Предложенный подход позволит не только обеспечить включение дополнительной информации об ИТС в паспорт автомобильной дороги, но и обеспечить решение задач, связанных в первую очередь с бесперебойным функционированием компонентов, элементов ИТС, а также всей системы в целом.
В своем выступлении Михаил Белов особо подчеркнул важность использования уникального номера СКДФ, который присваивается тому или иному элементу при добавлении его в Систему, при проведении паспортизации ИТС, как способа, позволяющего обеспечить синергию двух информационных ресурсов.
Также в рамках конференции состоялось подписание соглашения о сотрудничестве в области развития ИТС и реализации пилотных проектов в целях апробации передовых решений в сфере транспортной инфраструктуры между ФАУ «РОСДОРНИИ», ООО «Альтек» и Ассоциация «Цифровая Эра Транспорта». Стороны, в частности, планируют развивать сотрудничество в части внедрения современных цифровых технологий для управления транспортными потоками, проведения исследований, тестирования и апробации технологий ИТС и участия в разработке и адаптации нормативно-правовой базы.
Источник: