Торопов Николай Юрьевич, заместитель директора департамента цифровой трансформации ФАУ «РОСДОРНИИ»
— Расскажите о своем опыте службы в армии. В каких войсках служили? Чем запомнилась служба? Повлияла ли она на выбор пути в дорожно-транспортной отрасли?
Я закончил высшее военно-морское инженерное училище и проходил офицерскую службу на Центральном ядерном полигоне Российской Федерации на островах Новая Земля. Начинал с должности инженера-испытателя и закончил службу научным сотрудником научно-испытательной воинской части в звании капитана 3 ранга.

Испытания специального вооружения проводились в суровых условиях крайнего Севера и не менее сложных условиях разрухи 90-х годов прошлого века. Только высокая профессиональная подготовка начальников, прошедших советскую школу военной науки, офицерская дружба и взаимовыручка помогали достойно преодолевать трудности и достигать поставленных целей.
Военная школа научила не боятся проблем и достигать оптимальных результатов с минимальными исходными средствами. Это особенно пригодилось при решении задач по созданию и обеспечению функционирования пилотной зоны для испытаний интеллектуальных транспортных систем.
— Как Вы решили связать свою жизнь с дорогами?
После службы в армии я долгое время работал в проектных организациях. Сначала занимался проектированием сетей и сооружений связи, потом – телекоммуникационной инфраструктурой автомобильных дорог. Затем пришел к проектированию и строительству интеллектуальных транспортных систем. Все недостатки нормативной базы в области ИТС осознал на своем личном опыте и понял, что решать проблемы надо в корне. Приход в ФАУ «РОСДОРНИИ» стал закономерным итогом предыдущего трудового пути. Последние два года наш Институт успешно решает задачи по разработке нормативно-технических документов в части испытаний ИТС.
— Считаете ли вы верным тезис «Надёжные дороги – надёжная защита Родины»?
Как офицер запаса я считаю этот тезис не только абсолютно правильным, но и настоящим руководством к действию.
— Были ли моменты, когда военный опыт помог найти нестандартное решение в ходе работы в отрасли?
Такое происходит практически каждый день. Военное образование и опыт офицерской службы направлены главным образом на организацию эффективного управления разными процессами в сложных условиях (отсутствия ресурсов, сжатых сроков, не совсем компетентного личного состава). И такие навыки, соединенные с глубоким убеждением, что нерешаемых проблем не бывает, помогают решать задачи любой сложности.
— Расскажите о проекте, которым гордитесь больше всего.
Очевидно, что самый интересный проект – это тот, который еще в работе. Мы сейчас в рамках работ в области интеллектуальных транспортных систем решаем задачи, которые должны поставить наш Институт на заслуженное им место во главе отраслевой науки.
— Какой совет Вы дали бы молодым инженерам, которые мечтают связать жизнь с дорожной отраслью?
Умножать энергию молодости на мудрость и знания старшего поколения. Ставить перед собой правильные цели. Бороться, искать, найти и не сдаваться.
Александров Иван Викторович, начальник отдела методологии ценообразования ФАУ «РОСДОРНИИ»
— Расскажите о своем опыте службы в армии. В каких войсках служили? Чем запомнилась служба? Повлияла ли она на выбор пути в дорожно-транспортной отрасли?
Карьеру офицера вооруженных сил Российской Федерации я начинал на Космодроме Байконур в космических войсках. Байконур в то время был уже современным городом, в котором проживало несколько тысяч человек.
Байконур является космической гаванью, колыбелью космонавтики. Это величайший проект, реализованный огромным количеством специалистов различных квалификаций и специальностей, в том числе и дорожными строителями.
Космодром возводился в пустынной местности фактически при полном отсутствии автомобильных дорог. Создание стартовых площадок и необходимой инфраструктуры велось 24 часа в сутки 365 дней в году, и параллельно с этим строились дороги.
Если вы не были на Байконуре и не видели своими глазами, то можно открыть спутниковую карту и разглядеть огромное количество грунтовых дорог, идущих вдоль современных асфальтобетонных – это следы первых дорог, по которым доставлялись строительные материалы, необходимое оборудование, продукты и люди. Когда по наезженным колеям уже невозможно было ехать, то проезжали, немного отступив в сторону. Сейчас эти следы остались, как шрамы на поверхности земли.
Без дорог было бы очень сложно, а может быть и невозможно, построить современный космодром, учитывая, что строительство велось не просто с нуля, а в местности, куда надо было завозить абсолютно все, начиная от гвоздей и заканчивая питьевой водой, которую доставляли специальные водовозки.

— Как Вы решили связать свою жизнь с дорогами?
Сложный вопрос. Наверное, просто повезло!
— Считаете ли вы верным тезис «Надёжные дороги – надёжная защита Родины»?
Надёжные дороги действительно являются важным элементом защиты Родины. Они способствуют быстрому реагированию на угрозы, обеспечивают экономическую стабильность и являются основой для эффективного взаимодействия между различными регионами. Всё это в совокупности укрепляет безопасность и независимость страны.
— Были ли моменты, когда опыт службы в армии помог найти нестандартное решение в ходе работы в отрасли?
Департамент ценообразования в ФАУ «РОСДОРНИИ» был образован относительно недавно и практически с «нуля», в связи с чем почти всё, что выполнялось сотрудниками, можно считать не совсем стандартным.
— Расскажите о проекте, которым гордитесь больше всего.
Горжусь результатами работы в ФАУ «РОСДОРНИИ» за 2024 год!
Нашим отделом были выполнены расчеты среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда за 2023 год, занятого в строительстве объектов дорожного хозяйства. По результатам проведенной работы ФАУ «Главгосэкспертиза России» проинформировало Росавтодор, Минтранс и Минстрой России о готовности согласовать рассчитанные показатели отраслевого размера оплаты труда при принятии соответствующего решения Минстроем России и Правительством Российской Федерации с учетом оценки возможного удорожания сметной стоимости строительства объектов дорожной инфраструктуры и увеличения нагрузки на бюджетные системы Российской Федерации всех уровней.
Также отделом разработаны нормативные затраты на проектные работы для строительства автомобильных дорог, их конструктивных элементов и сооружений на них, сопутствующие работы и услуги. В результате после получения положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», наши нормативные затраты были утверждены приказом Минстроя России от 03.02.2025 № 51/пр и включены в Федеральный реестр сметных нормативов, и применяются для определения сметной стоимости работ при разработке проектной и рабочей документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных работ общего пользования, их пересечений и примыканий, а также транспортных развязок вне населенных пунктов, финансируемых с привлечением бюджетных средств.
— Какой совет Вы дали бы молодым инженерам, которые мечтают связать жизнь с дорожной отраслью?
Не бойтесь пробовать новое – дорожно-транспортная отрасль включает множество направлений, таких как проектирование, строительство, эксплуатация и научные исследования. Будьте открыты для различных возможностей, чтобы найти то, что действительно вам интересно.
Продолжайте учиться – образование никогда не заканчивается.
Будьте готовы к физическим трудностям – работа в дорожно-транспортной отрасли может включать не только офисную деятельность, но и полевые исследования, поэтому физическая подготовка и осознание реалий полевых условий очень важны.
Измалков Сергей Алексеевич, начальник спецотдела
ФАУ «РОСДОРНИИ»
— Расскажите о своем опыте службы в армии. В каких войсках служили? Чем запомнилась служба? Повлияла ли она на выбор в дорожно-транспортной отрасли?
Служба в армии – как давно это было! Но забыть службу нельзя. Потому что это тот этап в жизни, когда человек испытывает себя на прочность характера, моральных качеств, умения дружить с товарищами по службе, а также отвечать как за себя и свои дела, так и за поступки своих подчинённых перед командиром.
Мне посчастливилось служить в армии дважды. Первый раз срочную службу в истребительной авиации страны противовоздушной обороны СССР в 1972-1974 гг. солдатом. Вначале был направлен в г. Пушкин Ленинградской области в школу младших авиаспециалистов (сокращенно ШМАС). По окончании обучения получил специальность по обслуживанию авиационного оборудования самолетов-перехватчиков. По прибытии в боевой полк, по неизвестным причинам, мне пришлось переучиваться на специалиста по аварийному покиданию самолета. Очень ответственная и опасная профессия, связанная с обеспечением безопасности летчиков в аварийной ситуации. Ведь достаточно усилия 5-8 кг для того, чтобы сработал пиропатрон и кресло катапультирования в самолете полетело вверх на высоту 40 метров, а обслуживание системы катапультирования происходит, когда механик без страховки стоит в кресле и смотрит исправность системы. Но зато этот этап в жизни положил начало формированию моего характера и укреплению внутреннего стержня!

Второй раз меня призвали офицером в ряды Вооруженных сил СССР после окончания машиностроительного института, офицером. Службу проходил в военно-строительных войсках ФСБ России. Нашей прерогативой было возведение различных объектов военно-космического комплекса в г. Москве и Московской области. Служба была на редкость разнообразной и живой. Когда в подчинении 130-180 человек личного состава, из них 26 национальностей и более 46 народностей нашей страны, скучать не приходится. А ведь их надо было объединить, направить, обучить для выполнения задач, поставленных вышестоящим командованием. Работать приходилось много, в 6:30 я уже был в подразделении и контролировал подъем, проведение утренних мероприятий, развод и вечером подведение итогов дня. Домой попадал около 12 часов ночи. Так было каждый день, но зато, когда мне выпадало дежурить в выходные дни, я имел право заказать два больших автобуса и большую часть личного состава вывести в Москву посмотреть достопримечательности. Вместе с солдатами я посмотрел и музей Вооруженных сил, и музей им. А.С. Пушкина, и послушали оперу Евгений Онегин, посетили Третьяковскую галерею и т.д. Это было сделано для того, чтобы солдаты, приехав в свои деревни, города, поселки не придумывали и не выдумывали, а действительно могли рассказать, что они видели в Москве во время службы.
При встрече с родителями, которые приезжали навестить своих сыновей, им всегда говорил только положительные слова, каким бы он не был «отличником боевой и политической подготовки». Ведь они, и так, хорошо знали своих детей. Некоторых и отправляли служить, чтобы армия на них произвела положительное влияние в плане характера и привычек.
Когда я служил уже офицером вышестоящего штаба в одной из подчиненных частей, организовал вокально-инструментальный ансамбль и сам играл на нескольких инструментах. На конкурсе художественной самодеятельности управления, куда входило около 15 воинских частей, была получена благодарность командования.
Несмотря на то, что я давно закончил службу, в 1994 году, я продолжаю общаться с некоторыми бывшими «солдатиками» и их родителями.
— Как решили связать свою жизнь с дорогами?
В 2004 году меня приняли на работу в Государственное предприятие «Российский дорожный научно-исследовательский институт», и по сей день я работаю в должности начальника специального отдела.
— Считаете ли верным тезис «Надёжные дороги – надёжная защита Родины»?
Абсолютно правильное изречение. Ведь чем шире сеть автомобильных дорог в стране, тем больше ее экономический, военный и внутренний потенциал. Надежность автомобильных дорог обеспечивается в мирное время.
— Были ли моменты, когда военный опыт помог найти нестандартное решение в ходе работы в отрасли?
Во время работы в Институте было несколько проектов, которые довелось разрабатывать и доводить до конечного результата впервые. При разработке инженерных проектов с учетом сокращенного состава приходилось принимать нестандартные решения, позволяющие восстановить прерванное автомобильное движение на федеральных трассах и искусственных сооружениях.
— Расскажите о проекте, которым гордитесь больше всего.
В Институте мною было создано несколько направлений работы. Первое — это служба охраны труда в «РОСДОРНИИ». Затем – создание, получение лицензии для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и, как следствие, работа специального отдела в Институте.
В рамках работы со сведениями, составляющими государственную тайну, была получена лицензия Министерства обороны Российской Федерации. Такая лицензия в организациях дорожно-транспортной отрасли России была только у ФАУ «РОСДОРНИИ».
Отдельное направление работы, которое создано было при моем непосредственном участии – это направление транспортной безопасности. В Федеральном дорожном агентстве было утверждено более 250 оценок уязвимости за время существования этого направления в Институте. Помимо центрального офиса, направление транспортной безопасности было развито в Пермском и Волгоградском филиалах учреждения.
Специальный отдел ФАУ «РОСДОРНИИ», существующий более 20 лет – это проект, которому посвящена большая часть жизни.
— Какой совет Вы дали бы молодым инженерам, которые мечтают связать жизнь с дорожной отраслью?
Добросовестно относиться к своим обязанностям и претворять свои мечты в жизнь на своем рабочем месте. Не бояться трудностей и уметь их преодолевать. Искать что-то новое в повседневной жизни и, конечно, любить свою семью, близких и дорогих сердцу людей.
Марьев Владимир Александрович, заместитель начальника управления перспективных технологий и стандартизации ФАУ «РОСДОРНИИ»
— Расскажите о своем опыте службы в армии. В каких войсках служили? Чем запомнилась служба? Повлияла ли она на выбор пути в дорожно-транспортной отрасли?
Я окончил Военный Краснознамённый Институт Министерства Обороны по специальности Иностранные языки (китайский и английский). В процессе обучения в Институте в течение 14 месяцев находился в командировке в Республике Ангола, где выполнял задачи в качестве бортпереводчика в отряде транспортной авиации. Являюсь ветераном боевых действий.
После окончания Института был направлен для прохождения службы в войска Противовоздушной обороны в часть особого назначения по ведению радиоперехвата. Служил в Алтайском крае, далее был направлен для продолжения службы на крайнем Севере в посёлке Диксон, также в части ПВО в качестве заместителя командира – начальника Командного пункта. Окончил службу в сложные 90-е годы в связи с реформированием войсковой части. Служба была интересной. На каждом этапе жизнь преподносила новые задачи, учила анализировать и принимать решения, и главное – выносить все тяготы и лишения, при этом сохранять в себе веру в лучшее. О том, что я буду работать в дорожно-транспортной отрасли в те времена даже не думал, тем более базовое образование у меня гуманитарное.
— Как Вы решили связать свою жизнь с дорогами?
Очень плотно столкнулся с дорожно-транспортной отраслью в начале 2000-х годов, когда совершенно случайно мне, тогда уже работавшему в частной компании, предложили Проект, связанный с переработкой изношенных шин и производством строительных материалов из резиновой крошки. С этого времени и началась работа с развитием собственного производства мастик, исследованиями инновационных материалов в дорожных лабораторных центрах, с практической работой по применению этих материалов на дорожных объектах и проведением работ по мониторингу результатов эксплуатации произведённых нашей компанией материалов. В те же времена, в развитие темы использования резинобитумных материалов, я начал взаимодействие с международными Ассоциациями переработчиков изношенных шин и производителей резиносодержащих дорожных покрытий. Пришлось глубоко погружаться в технические вопросы, но это в конце концов и привело к тому, что уже с начала 2000-х я начал плотное взаимодействие с ГП РОСДОРНИИ, СОЮЗДОРНИИ, ЛИЦ МОСАВТОДОРА, ДУИЦ г. Павловск. Наверное, именно это взаимодействие, а также мои совместные работы с учёными-дорожниками и мостовиками, стали отправной точкой для моего вхождения в дорожную отрасль. Далее жизнь продолжалась с акцентом на системное применение отходов в промышленности и строительстве, на экономику замкнутого цикла, но, когда в 2022 году мне было предложено прийти на работу в ФАУ «РОСДОРНИИ», я принял это с благодарностью, как добрый знак.
— Считаете ли Вы верным тезис «Надежные дороги – надежная защита Родины»?
С этим невозможно не согласиться. Какими бы развитыми ни были военно-воздушные силы, ракетные войска стратегического назначения, другие виды войск – победа в итоге закрепляется на земле, а потому развитая и надёжная дорожная сеть во всех климатических зонах – основа безопасности государства и населения.
— Были ли моменты, когда военный опыт помог найти нестандартное решение в ходе работы в отрасли?
Военное образование, которое мы получили в Военном Институте Иностранных языков, заложило во мне главное – умение анализировать большие объёмы информации и наоборот – иногда на основе минимальной информации делать серьёзные и правильные выводы и оперативно принимать решения. А уж то направление, которым мне вместе с коллегами поручено заниматься, требует исключительно нестандартных решений, потому что всё новое – это хорошо забытое старое. Поэтому обращение к опыту СССР, зарубежных стран и отработка возможности адаптировать это к условиям современного законодательства и к нормативному регулированию, постоянно требует нестандартных решений. И главное – военный опыт помог научиться быть терпеливым и следовать принципу, который был озвучен китайцами – шаг за шагом можно достичь цели.
— Расскажите о проекте, которым гордитесь больше всего.
У меня нет такого понятия – гордость за проект. Есть опыт жизненный, были бизнес-проекты, которые стали винтиками в больших системных сдвигах – я имею ввиду всё, что происходит с развитием промышленности по переработке отходов (мне посчастливилось работать в команде, которая занималась Стратегией развития отходоперерабатывающей промышленности на период до 2030 года), с Федеральным проектом экономика замкнутого цикла, с экотехнопарками, вторичными ресурсами. Все эти направления в итоге утверждены Правительством, как приоритетные в области ресурсосбережения, а значит, могут принести пользу и дорожно-транспортной отрасли. А гордость, наверное, всё же есть – гордость за свою семью и за своих детей, которые растут достойными и честными людьми. Но это не проект, а просто жизнь.
— Какой совет Вы дали бы молодым инженерам, которые мечтают связать жизнь с дорожной отраслью?
Совет – относиться к этому направлению очень вдумчиво и с полной отдачей. Ничего нельзя делать наполовину, а уж тем более с прохладой относиться к профессии, связанной с дорожно-транспортной отраслью. Дорога не прощает ленивых и безответственных – она даёт уникальную возможность оставить после себя хороший след.