Заместитель начальника управления интеллектуальных транспортных систем Николай Торопов выступил на Международном автомобильном научном форуме (МАНФ-2022) «Устойчивое развитие отечественного автопрома в современных условиях» в Москве. Мероприятие для представителей дорожной отрасли из разных стран провел НАМИ.
Доклад Николая Юрьевича был посвящен использованию пилотной зоны интеллектуальных транспортных систем для обеспечения технологического суверенитета России – независимости от иностранных технологий и комплектующих, создание отечественного продукта.
В соответствии с Федеральным законом № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», ИТС относятся к критической информационной инфраструктуре (КИИ). Обеспечение технологического суверенитета страны предполагает оснащение критически важных составляющих интеллектуальной системы отечественным техническим оборудованием и программным обеспечением. Вместе с тем допустимы поставки зарубежной техники и ПО для создания подсистем и элементов ИТС, не являющихся значимыми объектами КИИ, с помощью «параллельного импорта».
«Однако для бесперебойной и безопасной работы «умных» транспортных сервисов необходимо опытным путем подтверждать качественные и количественные характеристики создаваемых и закупаемых компонентов ИТС. Для этого РОСДРРНИИ участвует в работе по созданию специальных тестовых зон ИТС», – утончил Николай Торопов.
Эксперт отметил, что появление тестовых полигонов критически важно для апробации и оценки функциональной совместимости технологических решений, разработанных разными производителями в рамках реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек»национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Особого внимания требует оценка информационной защищенности уже созданных и функционирующих платформ, подсистем и элементов ИТС как объектов критической информационной инфраструктуры. В целом интеллектуальные системы должны обеспечивать целостность, доступность и достоверность общедоступной информации, а также конфиденциальность и целостность обрабатываемых данных ограниченного доступа.
Напомним, РОСДРРНИИ является разработчиком концепции национальной сети интеллектуальных транспортных систем. В частности, Институт создал проект первой в России пилотной зоны ИТС в Республике Татарстан на территории ОЭЗ «Алабуга», на которой будет проходить апробации технологий ИТС, в том числе, обеспечивающих безопасное движение ВАТС.
Справочная информация
Первый международный автомобильный научный форум (МАНФ) состоялся в 2003 году. Он стал площадкой для обмена опытом, обсуждения путей решения актуальных задач в области разработки, создания, производства и внедрения новых видов транспортных систем, в том числе беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками
Традиционно, в работе форума принимают участие представители органов исполнительной власти Российской Федерации, руководители и ключевые специалисты ведущих российских и зарубежных автопроизводителей, научно-производственных объединений,инжиниринговых компаний, технических университетов.