В этом году мероприятие проводится с 4 по 6 марта, ключевая тема – современный асфальтобетон: щебень, битум, технологии. Организаторами традиционно выступили исследовательский центр «НИИ ЛАДОР», а также компании «Стилобит» и «Уралхимпласт-Амдор».
Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон выступил с докладом на тему «Будущее строительного контроля». Эксперт подробно описал действующий порядок проведения строительного контроля в дорожном хозяйстве.
Приказ Минстроя России № 421/пр устанавливает новый порядок расчёта стоимости строительного контроля, что на практике приводит к фактическому снижению стоимости НМЦК ориентировочно на 45%. Также, как и Проект изменения Постановления Правительства № 468, вышеупомянутый Приказ предлагает исключить инструментальный контроль в существующем объёме из работ заказчика по строительному контролю.
Кроме того, Владимир Леонидович рассказал аудитории об основных предложениях, которые ФАУ «РОСДОРНИИ» сформулировало относительно Проекта изменения Постановления Правительства № 468. Речь идёт о создании единой терминологии и предельно чётких формулировках в части нормативно-технического регулирования инструментального контроля.
Отдельно эксперт описал недостатки СП 543.1325800.2024 и причины, по которым документ неприменим в дорожном хозяйстве.
В завершение выступления, Владимир Мартинсон рассказал о прошедшей в Сочи 20-21 февраля конференции «Строительный контроль: практические основы и перспективные направления развития», а также об основных направлениях развития как самого порядка строительного контроля, так и методики расчёта стоимости его проведения.
В продолжение мероприятия и.о. директора департамента ценообразования Ирина Ковтун рассказала аудитории об актуальных вопросах ценообразования в дорожном строительстве.
На примере сравнения объектов дорожно-строительных работ, сметная стоимость которых определена базисно-индексным и ресурсно-индексным методом, рассмотрены основные актуальные вопросы ценообразования, в формировании и совершенствовании которых Институт принимает участие, а именно мониторинг стоимости строительных ресурсов и разработка и актуализация сметных норм.
Кроме того, эксперт осветила ряд значимых для ценообразования дорожной отрасли направлений, в реализации которых Институт принимает непосредственное участие: разработка нормативных затрат, отраслевая заработная плата, развитие и актуализация отраслевой сметной нормативной базы, а также нормативы финансовых затрат.
В развитие темы ценообразования заместитель директора департамента ценообразования Ирина Шабарчина представила доклад на тему «Определение стоимости работ по подготовке проектной документации на объекты дорожного хозяйства».
В настоящее время в дорожном хозяйстве продолжается реализация мероприятий по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования. В рамках этих мероприятий в части определения стоимости проектных работ ведётся работа по переработке Справочников базовых цен на проектные работы путём разработки новых нормативных затрат.
Приказом Минстроя России от 03.02.2025 № 51/пр утверждены нормативные затраты на проектные работы по подготовке проектной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, их конструктивных элементов и сооружений на них. Данный документ включен в федеральный реестр сметных нормативов и является обязательным к применению на всей территории Российской Федерации при определении сметной стоимости проектных работ на объектах дорожного хозяйства.
«Новый документ тщательно разрабатывался ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с представителями проектного дорожного сообщества для замены действующего Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Автомобильные дороги общего пользования», – отметила Ирина Шабарчина.
Новый документ предназначен для определения сметной стоимости разработки проектной и рабочей документации как для автомобильных дорог, так и их пересечений и примыканий, а также транспортных развязок вне населённых пунктов.
Принятие нового документа позволит повысить достоверность определения сметной стоимости дорожных работ путём отражения фактических затрат проектных организаций дорожного хозяйства.