Цифровая трансформация дорожно-транспортной отрасли: специалисты РОСДОРНИИ выступили на форуме в Москве

26.05.2025 Просмотров: 431

В Москве завершился форум и выставка «Дорожное строительство в России. Инновации, технологии, качество». Мероприятие традиционно организовано Ассоциацией «Р.О.С.АСФАЛЬТ» при поддержке и участии Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, ГК «Автодор», Государственной Думы Российской Федерации.

Ключевой темой события стало межотраслевое взаимодействие в рамках реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни». Кроме того, на форуме состоялась выставка инновационного оборудования и материалов, а также этап ИТ-чемпионата среди студентов и школьников по разработке цифровых решений для дорожного хозяйства.

Специалисты РОСДОРНИИ приняли участие в работе сессии «Цифровая трансформация в дорожной отрасли», где исполнительный директор Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрий Ольховиков выступил в качестве модератора.

«Сегодня ни вся отрасль в целом, ни транспорт и дороги в частности, не могут совершенствоваться без цифровых технологий. Программное обеспечение, ИТС, ФГИС СКДФ, ТИМ – все то, о чем мы сегодня будем говорить – уже не только внедряется, но и активно развивается», – подчеркнул он в приветственном слове.

О текущем состоянии и перспективах развития ФГИС СКДФ рассказал директор департамента создания и эксплуатации информационных систем Роман Самусев.

«В составе Системы можно выделить семь важнейших блоков для пользователей. Основной из них – единая цифровая база технических характеристик объектов дорожного хозяйства, где располагаются абсолютно все автомобильные дороги России. На текущий момент в Систему внесены верифицированные данные по 99% федеральных, 95% региональных и межмуниципальных и 82% местных дорог», – отметил спикер.

Роман Самусев

В этом году в данном блоке появилось нововведение – цифровой паспорт автомобильной дороги – любые сведения, размещаемые владельцем в Системе, подписываются с помощью усиленной квалификационной электронной подписи в соответствии с 257-м Федеральным законом, а затем формируется сам паспорт. Он позволит осуществлять мониторинг происходящих изменений с дорогой и проводить ретроспективный анализ изменений автомобильных дорог.

В ходе доклада Роман Самусев подробно рассказал о каждом блоке, упомянув, что ФГИС СКДФ в прошлом году позволила защитить всю Программу дорожной деятельности Росавтодора на 2025-2027 гг., а также провести актуализацию шестилетних планов дорожной деятельности субъектов Российской Федерации в безбумажном виде, что упростило и ускорило весь процесс.

Одной из важных доработок стал цифровой паспорт субъекта, который собрал в себе все данные, размещенные собственниками или владельцами автомобильных дорог. Это позволяет оперативно получить необходимую информацию в части осуществления дорожной деятельности по принципу единого окна.

Говоря о развитии Системы, эксперт отметил, что в планах заложено создание модуля, который позволит полностью оцифровать процесс проведения инструментальной диагностики автомобильных дорог, а также проводится аналитическая работа в части возможности автоматизированного сбора статистики на основе сведений, размещенных владельцами автодорог в Системе.

Кроме того, РОСДОРНИИ работает над интеграцией ФГИС СКДФ с региональными ИТС.

«Подобная интеграция – перспективная возможность получить данные, накопленные регионами в рамках своих систем – это поможет эффективно дополнить уже имеющуюся у нас информацию. Помимо этого, высоким потенциалом обладает и встраивание среды общих данных в Систему», – отметил в завершение выступления Роман Самусев.

В продолжение работы сессии выступил заместитель директора департамента цифровой трансформации Иван Жевжиков, рассказав о развитии и внедрении Технологий информационного моделирования в дорожном хозяйстве.

Термин «информационное моделирование», равно как и классификатор строительной информации (КСИ), закреплен в Градостроительном кодексе Российской Федерации. В свою очередь, КСИ является обязательным к применению при реализации проектов с использованием информационного моделирования.

В развитие вопроса нормативно-технического регулирования, спикер рассказал об опыте Федерального дорожного агентства, полученном при реализации проекта строительства и реконструкции участков трассы М-7 «Волга» с применением ТИМ, где специалисты РОСДОРНИИ осуществляли сопровождение. В результате были разработаны два основополагающих документа:

1)    методические рекомендации для государственных заказчиков в сфере дорожного хозяйства по формированию и ведению информационных моделей на этапах инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;

2)    методические рекомендации для государственных заказчиков в сфере дорожного хозяйства по формированию и ведению информационных моделей на этапе строительства.

«Во время разработки данных документов с помощью экспертного сообщества, рабочей группы, сформированной на базе Росавтодора, а также Цифровой Эры Транспорта – нашей целью, в частности, было сокращение времени согласования проектных решений, утверждения проектной, рабочей и исполнительной документации. Предполагается, что в среде общих данных будет осуществляться безбумажное взаимодействие и обмен информацией при реализации мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и обустройству объектов дорожного хозяйства в автоматизированном режиме», – подчеркнул Иван Жевжиков.

Иван Жевжиков

На основании разработанных методических документов был скорректирован 43 раздел типового технического задания – в него были включены требования по разработке детализированного плана реализации проекта с применением информационного моделирования после заключения контракта, а также были установлены требования по работе в среде общих данных (СОД).

Также одним из направлений развития ТИМ является работа по дополнению КСИ. РОСДОРНИИ проанализировал существующий классификатор и предложил сформировать отраслевую систему классификации, которая отвечала бы нормативным требованиям в области дорожного строительства.

«Специалисты Института занимаются разработкой отраслевой системы классификаторов с учётом возможности его включения в КСИ и использования при комплексной цифровизации отрасли. Система включает классификаторы объектов, которые детализируются на уровне элементов, совокупности элементов образуют функциональные системы, также декомпозиция осуществляется на уровне строительных материалов, изделий и оборудования, машин и механизмов, технологических процессов и видов работ. Все рассматриваемые объекты основаны на нормативно-технической документации и могут быть интегрированы со сметно-нормативной базой Российской Федерации», – отметил эксперт.

Особое внимание спикер уделил модернизации и развитию ФГИС СКДФ. Так, РОСДОРНИИ предложил разработку подсистемы эффективного взаимодействия и обмена информацией всех участников реализации проектов (СОД) в контуре СКДФ. В ней пользователи смогли бы формировать и вести план-график работ, отслеживать их выполнение, определять потребность в строительных ресурсах и обеспечивать внедрение инновационных технологий.

Планируется, что в подсистеме СОД будет реализован весь жизненный цикл того или иного объекта: этапы изысканий и проектирования после заключения контракта, утверждение проектной, рабочей и исполнительной документации, закрытие работ, мониторинг и отчётность.

В результате внедрения технологий информационного моделирования дорожно-транспортная отрасль станет более прогрессивной, что позволит обеспечить исполнение государственных задач в области развития инфраструктуры, а также повысит безопасность и удовлетворенность граждан России от использования автомобильного транспорта.