Специалисты РОСДОРНИИ выступили на VI Международной научно-практической конференции «Мосты и дороги: современные технологии проектирования, строительства и реконструкции»

11.04.2025 Просмотров: 309

С 9 по 11 апреля в Москве проходит VI Международная научно-практическая конференция «Мосты и дороги: современные технологии проектирования, строительства и реконструкции». Организатором мероприятия традиционно выступила Международная Ассоциация Фундаментостроителей. Основными темами конференции стали нормативное регулирование мостостроения, современные технические решения при проектировании и строительстве мостов, инженерная защита мостовых сооружений и подходов к ним, а также оценка технического состояния подобных сооружений.

От РОСДОРНИИ в первый день работы конференции с докладами выступили заместитель генерального директора Владимир Мартинсон и заместитель начальника управления перспективных технологий и стандартизации Игорь Болячевец.

Владимир Мартинсон представил доклад на тему «Техническое нормирование и методы контроля качества полимерных сопряжений деформационных швов мостовых сооружений».

«Пришовные зоны находятся в центре внимания специалистов, поскольку именно эти участки наиболее уязвимы и склонны к деформациям, что является одной из ключевых проблем при эксплуатации мостовых сооружений», – отметил спикер.

Владимир Мартинсон рассказал о возможности применения полимербетона в качестве материала для организации пришовных зон. Специалисты РОСДОРНИИ провели ряд испытаний физико-механических свойств полимербетона, в результате которых, в частности, был сделан вывод о наличии у материала ряда преимуществ, характерных как для жестких, так и нежестких дорожных одежд, а также существенного потенциала усталостной прочности.

Кроме того, на сегодняшний день одна из актуальных задач отрасли – автоматизация методов исследований, в том числе при осуществлении строительного контроля. Современные технологии дали возможность оперативно оценивать, насколько качественно устроен конструктив. Так, специалисты РОСДОРНИИ применяют методы георадиолокационного обследования при исследовании напряженно-деформированного состояния пришовных зон в целях оптимизации существующих проектных решений. С помощью технологии георадиолокации можно оперативно неразрушающим методом оценить конструкцию дорожной одежды ездового полотна, выявить характерные и масштабные признаки переувлажнения слоев её основания и нарушений в слое гидроизоляции.

В развитие темы автоматизации методов исследований эксперт также рассказал о Lidar – геопространственной технологии, основанной на излучении и передаче сфокусированной световой волны и измерении времени, которое требуется для ее отражения от препятствия. Сейчас для современных смартфонов доступны приложения, которые используют данную технологию, благодаря наличию датчика для сканирования пространства или объектов.

«В части методологии следует обратить внимание на методы исследований, которые могут позволить уменьшить затраты на их проведение, увеличить производительность, а также обеспечить безопасность проведения измерений, то есть в наибольшей степени исключить влияние ручного труда и перейти на автоматический способ получения и обработки данных. Следующим этапом при камеральной обработке данных в цифровом виде должно стать внедрение технологий нейросетей, машинного обучения и искусственного интеллекта», – резюмировал свое выступление Владимир Мартинсон.

В свою очередь Игорь Болячевец рассказал аудитории о совершенствовании методов нормирования и контроля качества для повышения деформационной устойчивости земляного полотна и конуса на подходах к мостовым сооружениям на автомобильных дорогах.

Нарушение деформационной устойчивости земляного полотна чаще всего наблюдается во время строительства и в первые годы эксплуатации автомобильной дороги, затем происходит консолидация грунтов, как от собственного веса, так и от движущегося транспорта. В период после консолидации грунтов земляного полотна могут возникать деформации при изменении водно-теплового режима в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог из-за хозяйственной деятельности человека.

«В период строительства важно дополнить существующие методы обследования земляного полотна неразрушающими георадиолокационными, для того чтобы в первую очередь обеспечить должный контроль уплотнения грунтов земляного полотна, уточнить локализацию ослабленных зон в грунтах естественного основания, а также определить наличие неоднородных включений в земляном полотне. Перечисленное позволит повысить качество возведения земляного полотна, снизить риски нарушения его деформационной устойчивости, повысить межремонтные сроки эксплуатации», – подчеркнул эксперт.

В ходе выступления Игорь Болячевец подробно рассказал о существующем методе определения показателей деформативности плотномерами грунта при статическом и динамическом нагружении по ГОСТ Р 59866–2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Показатели деформативности конструктивных слоев дорожной одежды из несвязных материалов и грунтов земляного полотна. Технические требования и методы определения», а также о георадиолокационных методах обследования, в развитие которых специалистами РОСДОРНИИ по заданию Федерального дорожного агентства разработан проект национального стандарта ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Земляное полотно. Георадиолокационные методы обследования» (ПНС 1.2.418–1.398.24).

Эксперт отметил, что на сегодняшний день сформирован большой массив экспериментальных данных:

  1. О модуле упругости на поверхности рабочего слоя Eу, МПа;

  2. Модуле деформации при повторном цикле нагружения EV2, МН/м2 (МПа) на поверхности рабочего слоя при относительной влажности;

  3. Относительном показателе уплотнения Ke;

  4. Модуле деформации при динамическом нагружении EVd, МН/м2 (МПа).

Таким образом, определение деформативности грунтовых слоев на подходах к мостовым сооружениям (обочины, откосы насыпей и конуса мостовых сооружений) предлагается выделить как самостоятельную прикладную задачу.

В рамках подготовки проекта ГОСТ Р на методику обследования земляного полотна при помощи георадаров установлена, в том числе, зависимость между амплитудой сигнала и плотностью (Ke).

В продолжение доклада эксперт привел примеры определения показателей деформативности в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59866–2022 и обследования участка автомобильной дороги георадарами, а также более подробно рассказал о взаимодополняемости методов.

«Предлагается уточнить показатели технического нормирования деформативности грунтовых слоев на подходах к мостовым сооружениям введением показателя приращения относительных деформаций за счет рассмотрения относительного показателя уплотнения Ke», – отметил в завершение своего выступления Игорь Болячевец.