ФАУ «РОСДОРНИИ» принял участие в конференции по вопросам развития сети автомобильных дорог регионального значения. Организатором мероприятия выступила Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР».
Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон рассказал участникам о проводимых Институтом в 2022-2023 гг. работах в сфере стандартизации.
В частности, указанная деятельность включает разработку и анализ нормативно-технических и методических документов, формирование Сборника изменений в новых документах по стандартизации, разработку и актуализацию базовых перечней нормативно-технических документов и нормативных правовых актов в области дорожного хозяйства, а также консультирование участников отрасли по применению необходимых документов.
Стандарты, разработанные ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2022-2023 гг.
Институт принимает активное участие в работе технических комитетов по стандартизации: ТК 418 («Дорожное хозяйство»), ТК 400 («Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы»), ТК 278 («Безопасность дорожного движения»), ТК 57 («Интеллектуальные транспортные системы»).
Также в ходе выступления Владимир Мартинсон рассказал об актуализации Реестра новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения», который формируется РОСДОРНИИ. Паспортом национального проекта «Безопасные качественные дороги» определен показатель федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» – доля объектов, на которых предусматривается использование новых и наилучших технологий, включенных в Реестр. В 2019 году данный показатель по России составил 44,43%, в 2020 году – 55,85%, в 2021 году – 62,53%, в 2022 году – 55,60%.
Эксперт сообщил, что на протяжении 2022-2023 гг. РОСДОРНИИ ведёт работу по внедрению и развитию ускоренных методов испытаний дорожных конструкций.
«Стратегической задачей укоренных испытаний является поиск наиболее экономичных и долговечных конструкций или материалов дорожных одежд в течение уменьшенного периода времени по сравнению с реальными сроками эксплуатации, – объяснил спикер. – Например, разработанный по заказу Института в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС» позволяет испытывать дорожные одежды ускоренным способом. Установка воспроизводит до 70 тысяч приложений нагрузки в сутки на поверхность испытываемой дорожной одежды с максимальным значением до 13 тонн».
В завершении Владимир Мартинсон сообщил о текущем статусе внесения данных инструментальной диагностики в федеральную государственную информационную систему контроля за формированием и использованием дорожных фондов за 2022-2023 гг. Общая протяженность исследуемых и внесенных в Систему участков региональных или межмуниципальных дорог на сегодняшний день составляет 24,4 тыс. км.
В ходе конференции также выступила директор департамента ценообразования Анна Платунова. Она рассказала о переходе на ресурсно-индексный метод (РИМ) определения сметной стоимости в дорожном хозяйстве – основном событии, происходящим сегодня в системе ценообразования. Спикер отметила, что переход пока не касается объектов, имеющих отраслевую специфику, таких как автомобильные дороги.
Основными характерными отличиями РИМ являются отсутствие федеральных единичных расценок, а также публикация сметных цен как на материальные ресурсы, так и на затраты труда в текущем уровне цен в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве. При этом в ресурсно-индексном методе сохраняются общие с базисно-индексным методом (БИМ) элементы системы ценообразования.
Для обеспечения возможности перехода на РИМ в феврале 2023 года вступила в силу, утвержденная Минстроем России, новая федеральная сметно-нормативная база ФСНБ-2022. На протяжении текущего года было подготовлено 8 дополнений к ФСНБ, которые затрагивали более 1000 сметных норм.
«В рамках дополнений проведена существенная работа по включению новых и актуализации существующих позиций ресурсов, в том числе машин и механизмов, в Сборниках федеральных базисных цен. По информации Минстроя России, до конца 2023 года будет утвержден 9-й пакет изменений ФСНБ-2022. В состав Классификатора строительных ресурсов также внесены существенные изменения, которые обеспечивают его синхронизацию с новой федеральной базой», – сообщила Анна Платунова.
Несмотря на то, что регулятором в системе ценообразования и сметного нормирования определен Минстрой России, иные федеральные органы исполнительной власти, субъекты РФ, государственные и отраслевые компании также являются полноценными участниками наполнения и актуализации федеральной базы. За ними закреплены не только права, например, на разработку сметных норм, но и обязанности: регулярное предоставление данных о текущей стоимости строительных ресурсов, расчет и утверждение отраслевой заработной платы в разрезе субъектов РФ.
Что касается развития отраслевой специфики, то, как подчеркнула Анна Александровна, РОСДОРНИИ ежегодно осуществляет разработку новых и актуализацию существующих сметных норм по технологиям, востребованным в дорожном хозяйстве. В 2023 году в состав ФСНБ было включено порядка 30 сметных норм по 13 технологиям, разработанных Институтом. Основное внимание уделено мониторингу цен стоимости строительных ресурсов, в том числе специализированных строительных ресурсов, необходимых для выпуска индексов по группам однородных ресурсов.
Сметные нормы, разработанные ФАУ «РОСДОРНИИ»
«Для того, чтобы сформировать полный комплект информации для расчета отраслевых индексов по однородным группам ресурсов для дорожного хозяйства необходимо собрать и проанализировать в общей сложности более 35 тысяч коммерческих предложений», – добавила Анна Платунова.
Резюмируя выступление, спикер подчеркнула, что для обеспечения перехода на РИМ объектов дорожного хозяйства необходим выпуск индексов по группам однородных строительных ресурсов, имеющих отраслевую специфику. При этом практическое применение базисно-индексного метода (БИМ) будет возможно и в дальнейшем, если задание на проектирование выдано до момента перехода на РИМ, а корректировка сметной документации осуществляется в составе проектной или рабочей, разработанной с использованием БИМ. Сегодня установленный срок перехода всех вновь начинаемых объектов на РИМ – I квартал 2024 года, в том числе по объектам дорожного хозяйства.
Справочная информация
Результаты выполняемых работ по актуализации сметных норм по технологиям, востребованным в дорожном хозяйстве, размещаются в открытом доступе на площадке Консультационного центра для работников дорожного хозяйства образовательного портала ФАУ «РОСДОРНИИ».
Кроме того, в разделе «База знаний» размещаются информационные материалы о результатах анализа изменений и дополнений федеральной сметно-нормативной базы ФСНБ-2022.
***
Ассоциация «РАДОР» — неполитическая, независимая, негосударственная, некоммерческая, профессиональная организация, объединяющая на добровольных началах территориальные органы управления автомобильными дорогами общего пользования субъектов Российской Федерации.
Сегодня Ассоциация «РАДОР» насчитывает 82 действительных и 15 ассоциированных членов, объединяя дорожников более чем 99,7% территории Российской Федерации.