РОСДОРНИИ на 5-й научно-практической конференции «Дороги Евразии»

19.02.2024 Просмотров: 352

ФАУ «РОСДОРНИИ» принял участие в ежегодной научно-практической конференции «Дороги Евразии», состоявшейся 15-16 февраля 2024 года на площадке Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ).

Мероприятие прошло при поддержке Федерального дорожного агентства, ГК «Автодор», Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ», ФГБУ «РОСДОРТЕХНОЛОГИЯ». Участие приняли представители региональных и муниципальных управлений дорожного хозяйства, научных и проектных институтов, ведущих дорожно-строительных организаций России.

Ключевыми темами конференции стали реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги», механизмы стимулирования импортозамещения в дорожной отрасли, профессиональное обучение работников дорожно-строительной отрасли с учетом внедрения новейших технологий.

Заместитель начальника управления строительного контроля и мониторинга качества дорожных работ ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Торощин рассказал на форуме о формировании технического задания и цены контракта при выполнении строительного контроля.

Он объяснил, что Постановлением Правительства №468 установлены норматив затрат на строительный контроль и перечень мероприятий, учтенных нормативом. Однако документ не включает требования ГОСТов, которые вышли в 2014-2021 гг., поскольку норматив затрат не пересматривался. В связи с этим Приказом Минстроя №421 определен порядок расчета мероприятий строительного контроля, неучтенный нормативом затрат.

В случае если мероприятие не вошло в расчет стоимости, исполнитель может выполнить его без ущерба для себя только при сокращении затрат на иные мероприятия. Ещё на этапе подготовки технического задания по проектированию объекта капитального строительства необходимо предусмотреть разработку мероприятий по строительному контролю сверх учтенных Постановлением Правительства №468, а также обеспечить дополнительную оценку стоимости лабораторного и инструментального контроля.

В федеральное законодательство были внесены изменения во избежание рисков некачественного исполнения договора по строительному контролю в отношении особо значимых объектов. Так, РОСДОРНИИ в соответствии с утвержденными решениями Правительства Российской Федерации выступает в роли единственного поставщика строительного контроля на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог регионального и местного значения стоимостью свыше 500 млн рублей и финансируемых частично или полностью из средств федерального бюджета.

«Сегодня строительный контроль осуществляют более 170 сотрудников, из них более 50 внесены в национальный реестр НОСТРОЙ, еще 29 специалистов планируется к внесению до конца 2024 года. В РОСДОРНИИ работают научные сотрудники и высококлассные инженеры практически всех направлений, связанных с дорожной отраслью», – сказал Алексей Торощин.

В рамках конференции о практике применения и перспективах использования установки для ускоренных испытаний дорожных одежд «ЦИКЛОС» рассказал начальник управления перспективных методов исследований и испытаний ФАУ «РОСДОРНИИ» Сергей Мирончук.

Стратегической задачей ускоренных испытаний является поиск наиболее экономичных и долговечных конструкций или материалов дорожных одежд в течение уменьшенного периода времени по сравнению с реальными сроками эксплуатации. Такой метод обеспечивает минимальные сроки получения результатов при внедрении новых технологий, возможность исследования причин преждевременного разрушения дорожных одежд и получения натурных результатов, а также позволяет проводить исследования особенностей работы материалов дорожной одежды в различных условиях.

РОСДОРНИИ в 2023 году продолжил работу по внедрению в России ускоренных методов испытаний дорожных конструкций. На площадке Института в Голицыно введен в эксплуатацию дорожно-испытательный комплекс (полигон «ЦИКЛОС»).

«Полигон – это комплекс специальных сооружений и инфраструктуры с возможностью круглогодичного поддержания заданных условий, включающий испытательные секции, необходимые для проведения испытаний дорожных одежд ускоренным методом с помощью установки «ЦИКЛОС»», – сообщил эксперт.

Также в минувшем году проведены сравнительные испытания двух типов вариантов конструкций дорожных одежд в Нижегородской области на участке строительства автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань». Это первое применение установки для реализации практических научно-исследовательских задач.

Директор департамента ценообразования ФАУ «РОСДОРНИИ» Анна Платунова рассказала о предстоящем переходе на ресурсно-индексный метод (РИМ) определения сметной стоимости строительства в дорожном хозяйстве – основном событии, происходящим сегодня в системе ценообразования. Спикер отметила, что этот переход пока не касался объектов, имеющих отраслевую специфику, таких как автомобильные дороги.

Для обеспечения перехода на РИМ объектов дорожного хозяйства необходим выпуск индексов по группам однородных строительных ресурсов. При этом практическое применение базисно-индексного метода (БИМ) будет возможно и в дальнейшем, если задание на проектирование выдано до момента перехода на РИМ, а корректировка сметной документации осуществляется в составе проектной или рабочей, разработанной с использованием БИМ. Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден срок перехода всех вновь начинаемых объектов на РИМ – до 25 февраля 2024 года. На сегодняшний день 71 регион страны уведомил Минстрой России о готовности к переходу на данный метод.

РОСДОРНИИ для успешного внедрения РИМ и учета отраслевой специфики разрабатывает сметные нормативы для определения сметной стоимости проектных и строительно-монтажных работ. Институт проводит анализ и расчет заработной платы работников дорожного хозяйства, а также мониторинг цен специализированных строительных ресурсов, необходимых для выпуска индексов по группам однородных ресурсов. Для формирования полного комплекта информации для расчета отраслевых индексов по однородным группам ресурсов для дорожного хозяйства необходимо собрать и проанализировать в общей сложности более 35 тысяч коммерческих предложений.

Для сбора и анализа данных о стоимости специализированных ресурсов РОСДОРНИИ активно взаимодействует с производителями, поставщиками, субъектами Российской Федерации, подрядными организациями, региональными центрами мониторинга и федеральными казенными учреждениями, подведомственными Росавтодору.

Анна Платунова сообщила, что до конца марта 2024 года на официальном сайте РОСДОРНИИ и на образовательном портале для работников дорожного хозяйства будет размещен реестр предложений по разработке сметных нормативов с возможностью проголосовать за наиболее востребованные инициативы.

«На основании предложений аналитическая работа будет выстраиваться по приоритетности. Всем рекомендую активно участвовать. Чем больше сведений будет оставлено, тем эффективнее можно донести наиболее актуальные вопросы», – сказала Анна Александровна.

Справочная информация

Конференция «Дороги Евразии» проходит 5-й год подряд и становится все более востребованной. География участников насчитывает более 100 городов, более 350 специалистов дорожной отрасли России и стан СНГ приехали для обмена опытом и обсуждения передовых технологий.