С 10 по 11 июня в Санкт-Петербурге проходит Научно-практическая конференция «Эксплуатация искусственных сооружений», организованная Дорожной Ассоциацией «Содружество эксплуатирующих организаций» при поддержке и участии Минтранса России, Федерального дорожного агентства и подведомственных организаций, а также отраслевого экспертного сообщества. Мероприятие представляет собой площадку для диалога между представителями федеральных и региональных органов власти, экспертного и научного сообществ, производственных организаций и инжиниринговых компаний дорожно-транспортной отрасли. Кроме того, в ходе события состоится выставка материалов и технологий для эксплуатации ИССО.
В фокусе конференции этого года – ключевые аспекты эксплуатации ИССО в дорожном хозяйстве. Участники обсудят роль ИССО в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни», системный подход в обеспечении их нормативного содержания в дорожной сети, внедрение новых технологий для ремонта и обслуживания, а также применение прогрессивных отечественных материалов в части их эксплуатации.
В рамках Пленарного заседания «Обеспечение нормативного содержания искусственных сооружений в составе автомобильных дорог» генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко представил доклад на тему «Реализация программы диагностики ИССО на федеральной сети автомобильных дорог».
«На фоне растущей интенсивности транспортных потоков и увеличения числа сооружений с истекающим сроком службы поддержание мостов, путепроводов и тоннелей в нормативном состоянии становится критически важным. Ключ к их безопасности и долговечности — своевременная и качественная диагностика», – подчеркнул спикер.
Так, в текущем году РОСДОРНИИ заключил государственные контракты на выполнение работ по оценке технического состояния ИССО на федеральных трассах в 2025-2026 гг. Всего по двум договорам будут выполнены работы в объеме 2 416 сооружений, общей протяженностью более 195 тыс. метров.
«Перед нами стоят амбициозные задачи. Начинается масштабная работа, в которой будут задействованы лучшие специалисты страны и ведущие организации, обладающие уникальным опытом. В числе наиболее важных объектов, запланированных к обследованию, значатся ключевые инфраструктурные объекты – Крымский и Президентский мосты», – отметил Александр Бедусенко.
Генеральный директор Института подробно рассказал о значении и целях диагностики, типовых ошибках при ее выполнении, важных аспектах и инновационных подходах.
В развитие темы инноваций в части диагностики, эксперт упомянул опыт специалистов РОСДОРНИИ, полученный в ходе опытно-экспериментального обследования моста через протоку реки Рачамайка в Ульяновской области. Работы были выполнены при помощи программно-аппаратного комплекса «Распознавание дефектов и повреждений металлических и железобетонных конструкций на мостовых сооружениях», который представляет собой беспилотный летательный аппарат с функцией фото- и видеосъемки. Разработанное «НПО «Марс» устройство, в частности, наделено программным обеспечением, позволяющим анализировать массив полученных данных за счет нейросетевых технологий.
В завершение выступления, докладчик рассказал о функционале ФГИС СКДФ. В настоящее время в Систему суммарно внесено порядка 50,8 тыс. мостов, при этом 48,6 тыс. из них имеют общую оценку технического состояния, а в 11,6 тыс. случаев данная оценка подтверждена результатами диагностики, проведенной в различные временные периоды. В карточке мостового сооружения зарегистрированные пользователи могут ознакомиться с его техническим состоянием, а владельцы моста указать нужную категорию общей оценки технического состояния, а также внести результаты диагностики в соответствующий блок.
В рамках первого дня мероприятия также состоялся знаковый визит в научно-производственную фирму «Бастион» – ведущего российского производителя оборудования для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, успешно работающего на рынке с 2000 года.
В ходе осмотра делегация участников конференции, в которую вошли представители Росавтодора, подведомственных ФКУ, Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ», РОСДОРНИИ и др., посетила механический и сборочный цеха предприятия. Участники встречи оценили технический уровень производства, которое предлагает более 20 видов строительного оборудования и его модификаций.
Отметим, что в 2024 году на базе ФКУ Упрдор «Кола» проводилась опытная эксплуатация установки пневмонабрызга на базе шасси тягача УЯР-ПН, произведенной НПФ «Бастион». По результатам проведенных мероприятий были даны рекомендации по доработке оборудования. В 2025 году запланировано продолжение опытной эксплуатации модернизированной техники НПФ «Бастион» на автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-21 «Кола».
Данный визит подчеркивает важность сотрудничества между государственными структурами и производителями, что способствует развитию инфраструктуры и повышению качества дорожного строительства в России.