С 10 по 13 декабря в Москве прошло профильное мероприятие, посвящённое техническим достижениям транспортного комплекса нашей страны в сфере пассажирского автомобильного транспорта – международная выставка автобусов и техники для городской мобильности URBANTRANS.
В рамках деловой программы мероприятия заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев выступил модератором сессии «Модернизация общественного транспорта и обновление подвижного состава в регионах». Директор департамента внешних связей Института Виктор Остриков рассказал о реализации программы комплексного развития городского электротранспорта (ГЭТ).
«Программы по обновлению транспортной инфраструктуры, схожей по масштабу с ГЭТ, в современной России еще не было. Реализация проекта позволит заменить подвижной состав, внедрить новые виды транспорта, улучшить качество транспортной инфраструктуры, а также повысить прогнозируемость пассажирских перевозок», – отметил Виктор Остриков.
Эксперт рассказал, что Программа Комплексного развития городского электрического транспорта запущена Правительством Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации в 2023 году. В настоящее время в ней участвует 9 регионов, однако в будущем количество субъектов будет увеличено.
Всего Проектом предусмотрено: модернизация и создание 575 км трамвайных путей, 87 тяговых подстанций, 10 депо, установка 109 зарядных станций, поставка 603 трамваев и 286 электробусов. На текущий момент реконструировано 146,6 км трамвайных путей, введено в эксплуатацию 2 тяговые подстанции, поставлены 109 зарядных станций, 297 трамваев и все 286 электробусов. Контроль качества работ по обновлению инфраструктуры во всех регионах, где реализуется Программа, обеспечивает ФАУ «РОСДОРНИИ».
«Во всех регионах-участниках запускается цифровая платформа управления общественным транспортом. Она состоит из 8 модулей, включающих, администрирование и контроль выполнения транспортной работы перевозчиками, автоматизированную систему оплаты проезда, учет пассажиропотока и выявление безбилетников, управление светофорными объектами, контроль работы выделенных полос и другие», – добавил эксперт.
Модератор мероприятия Антон Журавлев отметил, что Программа ГЭТ и другие федеральные проекты, связанные с внедрением интеллектуальных транспортных систем в регионах, значительно пересекаются по задачам. Например, модуль «Управление светофорными объектами», помогает управлять всеми потоками транспорта, являясь одним из ключевых показателей «цифровой зрелости» агломераций.
Продолжил серию выступлений президент Ассоциация «Цифровая Эра транспорта» Александр Семкин. Он рассказал, что внедрение интеллектуальных транспортных систем в регионах ведется с 2019 года в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». На сегодняшний день ИТС устанавливаются в 56 субъектах Российской Федерации.
«Одной из важнейших подсистем ИТС является подсистема мониторинга и управления общественным транспортом. Она позволяет оптимизировать диспетчеризацию транспортных средств, управлять потоками и минимизировать пробки на дорогах. Это особенно интересно с точки зрения развития высокоавтоматизированных транспортных средств. В некоторых городах уже ездят беспилотные трамваи, и я уверен, что это будущее, которое стремительно приближается и которое требует пристального внимания к ИТС», – сказал Александр Семкин.
Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов прокомментировал развитие общественного транспорта: «Работа над тем, чтобы автобус, троллейбус или трамвай был востребован гражданами, комплексная. Необходимо работать с заводами-производителями, которые не могут, даже при сильно желании, разом заменить весь пассажирский состав на дорогах, и с муниципалитетами, чтобы знать, какой возраст у общественного транспорта. Прежде чем запускать любую федеральную Программу, нужно хорошо знать, что из себя представляет нынешняя транспортная система, и эту работу ведет наша академия».
В заключение мероприятия выступил заместитель директора Центрального филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» Борис Чеминава. Он рассказал об использовании в городах общественного транспорта на альтернативном виде топлива – метане.