26 и 27 сентября в Санкт-Петербурге состоялась 3-я международная конференция и выставка «Дорожное строительство в России: мосты и искусственные сооружения».
Мероприятие прошло при поддержке и участии Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт‑Петербурга, Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» и ФАУ «РОСДОРНИИ».
Делегация ФАУ «РОСДОРНИИ» во главе с генеральным директором Александром Бедусенко приняла участие в мероприятии.
Основным событием стала пленарная дискуссия, в ходе которой обсудили тенденции развития отечественного мостостроения на период 2024-2030 гг. Александр Бедусенко рассказал о созданной Институтом федеральной государственной информационной системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ).
Александр Бедусенко отметил, что в настоящий момент в ФГИС СКДФ более 971 920 подтвержденных автомобильных дорог протяженностью 1 477 736,90 км. Продолжается работа по наращиванию объема данных в различных разделах Системы.
«В прошлом году в рамках развития ФГИС СКДФ завершена разработка Модуля планирования дорожных работ. Он позволяет формировать, согласовывать и утверждать план дорожных работ субъектов на ближайшие 5 лет, отражать все виды и перечень дорожных работ, объемы и источники финансирования, и определять приоритетные участки дорог, ведущие к социально значимым объектам, что безусловно способствует повышению эффективности управления дорожной деятельностью региональными командами субъектов Российской Федерации», – отметил Александр Бедусенко.
В настоящее время обновляется раздел «Система сбора данных о средствах дорожного фонда», который интегрирован с ГИИС «Электронный бюджет» и ЕИС «Закупки» и показывает информацию о доходных и расходных частях бюджетных средств. Помимо этого, ведется разработка новой структуры Федерального дорожного фонда, который будет включать детализацию по государственным программам и входящим в них федеральным проектам.
В первый день конференции Александр Бедусенко также стал модератором сессии «Практические кейсы в мостостроении. Актуальные вопросы проектирования и строительства мостовых сооружений». На мероприятии обсудили особенности проектирования, технологии возведения мостов и искусственных сооружений, нормативную базу в области мостостроения, использование российских материалов и технологий.
Во второй день мероприятия на сессии «Материалы и передовые технологии при проектировании, строительстве и эксплуатации мостовых сооружений» выступил директор Северо-Западного филиала ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Изотов. Он рассказал об актуальных проблемах эксплуатации мостовых сооружений и пути их решения.
«Основной проблемой эксплуатации мостов является объективность оценки их фактического состояния и несущей способности. До сих пор в нашей стране оценка производится без расчета так называемого «индекса надежности», хотя в других странах он применяется. РОСДОРНИИ начинал данную работу около 20 лет назад под руководством Владимира Шестерикова, однако должного развития она не получила», – отметил эксперт.
Большую проблему также представляет накопление и опасное развитие эксплуатационных дефектов, часто спровоцированных проектным и строительным браком. К росту дефектов приводит недостаточность финансирования работ по содержанию, некачественные или отложенные работы по устранению недостатков, неудовлетворительным водоотводом и его последствиями. Для решения проблем требуется организовать устойчивое финансирование и планирование работ по содержанию, выполнять их по утвержденным технологическим картам, проводить эффективный контроль качества работ. Однако даже усовершенствованные системы эксплуатации не гарантируют отсутствие аварий и катастроф, так как часто имеются скрытые дефекты, обнаружение которых затруднено.
«Для снижения ошибок лиц и организаций, принимающих решения по эксплуатации мостов, требуется усовершенствовать систему оценки надежности как на проектной, так и на эксплуатационной стадии, продолжив работу по созданию системы индексов надежности, корректируемых на протяжении всего жизненного цикла мостовых сооружений», – подытожил Антон Изотов.
Эксперт отметил, что необходимо обеспечить мостовые сооружения средствами доступа и обнаружения скрытых дефектов, а для вновь проектируемых мостовых сооружений – развивать проактивные подходы. Они должны предусматривать приведение параметров конструкций к стандартам, которые позволяют эффективно управлять рисками эксплуатации, обеспечивая максимальную безопасность, функциональность и долговечность.
Кроме того, в рамках форума состоялась сессия «Материалы и передовые технологии при проектировании, строительстве и эксплуатации мостовых сооружений», модератором которой стал заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Мартинсон. На мероприятии рассмотрели передовые ремонтные смеси и составы, антикоррозийную защиту и технологии усиления несущих конструкций мостов.