Основные технические решения по проектированию автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения обсудили на конференции в Минске

31.03.2025 Просмотров: 351

27-28 марта в Минске состоялась Международная научно-практическая конференция «Новые технические решения для дорог и мостов в транспортной инфраструктуре». Мероприятие организовано Государственным предприятием «БелдорНИИ» при поддержке Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Конференция объединила представителей профильных министерств и ведомств Республики Беларусь, регионов Российской Федерации, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, а также организаций дорожно-транспортной сферы.

Участники обсудили актуальные вопросы развития транспортной инфраструктуры, использования инновационных технических решений при строительстве и ремонте автомобильных дорог и мостов, вопросы обеспечения БДД с применением новых технических средств и интеллектуальных транспортных систем и др.

Начальник управления методов проектирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Кулижников выступил с докладом на тему «Основные технические решения по проектированию автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения».

Протяженность дорог с низкой интенсивностью движения (НИД) составляет более 70% от общей сети дорог Российской Федерации. Таким образом, актуальность разработки технических решений и нормативной документации для таких дорог очень высокая. Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации, до 2030 года предусмотрена ликвидация разрывов и узких мест транспортной сети, обеспечение доступности транспортных услуг по перевозке грузов в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и удаленных регионах России. Эти задачи могут быть реализованы в том числе за счет расширения сети дорог с НИД.

Эксперт подробно описал нюансы проектирования, строительства и эксплуатации таких автомобильных дорог, а также представил результаты исследований РОСДОРНИИ в этой области за последние 10-15 лет.

По своему назначению дороги с НИД (среднегодовая суточная интенсивность движения не более 400 авт./сут) подразделены на распределительные дороги и подъезды. Всего выделяется шесть категорий, которые отличаются функциональным назначением и среднегодовой суточной интенсивностью движения.

В зависимости от функционального назначения, состав движения по дорогам с НИД существенно отличается, поэтому определяющим параметром при их проектировании будет расчетное транспортное средство (условная транспортная единица, параметры которой используют в расчетах дорожной одежды и ее элементов), которое составляет не менее 10% среди автомобилей, движение которых будет осуществляться по соответствующей дороге.

Конструкцию дорожной одежды и тип покрытия принимают исходя из транспортно-эксплуатационных требований, учитывая функциональное назначение, интенсивность, состав движения и климатические особенности.

«Расчет дорожных одежд капитального и облегченного типа автомобильных дорог с НИД выполняется согласно соответствующему ГОСТу, при этом, по мнению экспертов, дорожные одежды получаются излишне материалоемкими. Представляется целесообразным использовать упрощенные методики расчета, которые бы позволяли получить менее материалоемкие, но одновременно достаточно надежные конструкции дорожных одежд с учетом функционального назначения дорог», – добавил Александр Кулижников.

Также спикер представил анализ зарубежных методов расчета дорожных одежд и рассказал о существующей в России нормативно-технической базе в этой области.

В России расчет дорожных одежд переходного типа на дорогах с НИД был реализован сначала в ПНСТ 371–2019, а после в ГОСТ Р 71244–2024. Расчет выполняется с учетом расчетной нагрузки по требуемому модулю деформации. Дополнительно осуществляется проверка на эксплуатационную надежность по колееобразованию, износу материала покрытия, морозному пучению и осушению за срок службы дорожной одежды.

В завершение выступления эксперт коснулся вопроса стоимости содержания подобных автомобильных дорог и отметил, что за рубежом применяют разные уровни обслуживания. Показатели стандартного уровня содержания для дорог с НИД определяются как баланс между оптимальными суммарными расходами на строительство и эксплуатацию дороги, издержками пользователей дорог и требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. При этом заказчику было предложено самому выбирать стратегию проектирования. Оптимальным представляется вариант, предусматривающий минимальные суммарные затраты за жизненный цикл автомобильной дороги за счет сбалансированных единовременных и разновременных трат.

Кроме того, Александр Кулижников выступил в качестве сомодератора в секции «Дороги».