На выставке-форуме «Россия» обсудили применение золошлаков в различных отраслях экономики

21.03.2024 Просмотров: 512

20 марта в рамках выставки-форума «России» состоялся круглый стол «Золошлаки ТЭС «с доставкой»: как меняем подходы к решению многолетней проблемы». Организатором выступила Национальная ассоциация развития вторичного использования сырья (АРВИС).

В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, экспертных организаций, крупнейших в России энергетических компаний и организаций-потребителей золошлаков. ФАУ «РОСДОРНИИ» представлял заместитель начальника управления перспективных технологий и стандартизации Владимир Марьев.


Модератор круглого стола, советник генерального директора по взаимодействию с органами власти и устойчивому развитию УК «Уральская Сталь», член Общественной палаты г. Москвы Вадим Ковалев рассказал, что, в соответствии с Комплексным планом Правительства РФ по повышению объёмов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности, предусмотрена разработка и утверждение региональных программ утилизации золошлаковых отходов в 18-ти российских регионах. На сегодняшний день девять регионов уже утвердили такие документы либо в форме отдельных программ, либо в виде внесения изменений в региональные программы обращения с отходами или в программы охраны окружающей среды в части использования золошлаковых отходов.  Остальные девять регионов ведут их проработку. Ряд субъектов выступили с инициативой самостоятельно разработать соответствующие программы. Минэнерго России является координатором данного процесса. 

Директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации Андрей Максимов отметил, что девять регионов, которые уже разработали программы, проложили путь, по которому пойдут другие субъекты РФ, пока что не участвующие в работе по утилизации золошлаков: «Программа не предполагает прямого бюджетного финансирования, поэтому необходимо помочь бизнесу вовлекаться в процесс и выстраивать сотрудничество с регионами».

Эксперт добавил, что согласно стратегическим документам Правительства в сфере вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот, в 2024 году доля перерабатываемых материалов должна достигнуть 15 процентов, однако уже сейчас она составляет 25 процентов. Активная поддержка регионов поможет еще больше увеличить данный показатель.

Заместитель начальника отдела научно-технических исследований Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Виктор Миллер рассказал, что Федеральным дорожным агентством совместно со всеми заинтересованными организациями разработан и утвержден в январе 2023 года план мероприятий («дорожная карта») по расширению применения золошлаковых материалов в дорожной отрасли, в рамках реализации Комплексного плана по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса, а также выстраивания общего диалога с генерирующими компаниями и дорожным сообществом:

«Мы проводим анализ возможностей применения ЗШМ в дорожной отрасли, оценку логистических цепочек и технико-экономических обоснований применения ЗШМ на пилотных объектах дорожного строительства. В работу вовлечены отраслевые институты, в том числе наше подведомственное учреждение – ФАУ «РОСДОРНИИ». Они проводят работу по взаимодействию с регионами, анализируют возможность применения ЗШМ, оказывают методическую поддержку нашим коллегам из других ведомств и территориальных органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации».

Помощник первого заместителя Председателя Совета Федерации А.В. Яцкина Анна Пудова отметила, что необходимо применять золошлаковые отходы, хранящиеся в новых регионах Российской Федерации, в том числе при строительстве дорог: «Золошлаковые материалы уже запланированы к применению при строительстве объекта «Северный обход города Омска.» Кроме того, в Калужской области при строительстве и реконструкции автомобильных дорог используется на ряде объектов зола уноса».

Обратить особое внимание на использование ЗШО в дорожной отрасли предположил директор по реализации золошлаковых материалов Сибирской генерирующей компании Петр Саньков. Он рассказал, что в настоящее время разрабатывается предварительный национальный стандарт по классификации золошлаков ТЭС для использования в дорожном хозяйстве. Однако, одна из проблем, которая существует на данный момент, – это приравнивание золошлаков к отходам. Эксперт считает, что необходимо приравнять их к грунтовым резервам и рассмотреть использование ЗШО на уровне федерального закона.

Директор департамента по экологии EN+ Галина Христофорова добавила, что для того, чтобы применение золошлаков было востребовано, необходимо прорабатывать соответствующую господдержку: организовывать технопарки для предприятий, производящих продукцию с использованием вторичных ресурсов, помогать компаниям создавать инфраструктуру по сбору и отгрузке побочных продуктов.

ФАУ «РОСДОРНИИ» неоднократно акцентировал внимание на том, что без системной работы по научным исследованиям в области свойств золошлаковых отходов, без научно-технического сопровождения работ по получению стабильных продуктов на основе золошлаковых материалов, подбору составов и их дальнейшему применению в дорожной отрасли, невозможно планировать постепенное повышение объёмов использования золошлаков.

Также на круглом столе обсудили опыт регионов, реализующих программы по золошлакам, технологические особенности их применения в различных отраслях экономики, меры государственной поддержки вовлечения ЗШО ТЭС в хозяйственный оборот.