В Москве состоялась II Всероссийская конференция «АЭРО 2025: строительство и эксплуатация аэродромной инфраструктуры». Организатором мероприятия выступила компания «Газпромнефть – Битумные материалы».
Начальник управления стандартизации и перспективных технологий ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Попов рассказал об опыте повышения качества асфальтобетонных покрытий и стандартизации новых технологий в дорожном хозяйстве.
«Десять лет назад результаты работы учёных-дорожников в области стандартизации перестали распространяться на аэродромную сферу деятельности. С 2015 года Росстандарт ввел в действие более 175 стандартов на дорожно-строительные материалы, новые типы асфальтобетонных смесей, методы испытаний, которые не распространяются на аэродромное строительство, так как обеспечивают соблюдение требований только технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»», – отметил Владимир Попов.
За последние несколько лет в дорожной деятельности был существенно переработан фонд нормативно-технической документации в части проектирования составов асфальтобетонных смесей. В настоящее время в дорожном хозяйстве одновременно действуют две системы проектирования асфальтобетона и щебеночно-мастичного асфальтобетона: группа стандартов ГОСТ Р 58406 (методология Маршалла), а также группа стандартов ГОСТ Р 58401 (объемно-функциональный метод, или Суперпейв). Указанные стандарты направлены на адаптацию требований к значительно возросшим транспортным нагрузкам и определение эксплуатационных свойств асфальтобетонных смесей, таких как пластическое колееобразование, трещиностойкость, усталостная долговечность и износостойкость. Они гармонизированы с основополагающим международным стандартом ISO 565 в отношении формы и размеров ячеек сит, а также устанавливают более строгие допуски к зерновому составу смеси. Это создает условия для выпуска асфальтобетонных смесей со стабильным качеством и гарантирует получение значений показателей, максимально приближенных к тем, которые указаны в рецепте.
В целях совершенствования действующих нормативных документов в дорожном хозяйстве проводится мониторинг реализации требований ПНСТ и новых ГОСТ Р. Подведомственные Росавтодору ФКУ на регулярной основе направляют в РОСДОРНИИ замечания и предложения к действующим нормативам. При необходимости авторы ГОСТ вносят соответствующие поправки в действующие нормативы, чем обеспечивается актуальность и совершенствование требований.
В то же время отмененные приказами Росстандарта с 01.06.2023 г. на территории Российской Федерации в части автомобильных дорог общего пользования ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 31015-2002 продолжают применяться на аэродромных объектах несмотря на то, что они базируется на знаниях середины прошлого века, не учитывают современных требований и их применение больше неэффективно.
«Необходимо обеспечить распространение современных стандартов дорожной отрасли на действующие системы проектирования составов асфальтобетонных смесей в строительстве объектов аэродромной инфраструктуры. Это позволит применять новые типы асфальтобетонов и увеличит продолжительность жизненного цикла аэродромных объектов», – добавил Владимир Попов.
Одним из возможных решений данной проблемы эксперт считает расширение применения современных стандартов дорожной отрасли на аэродромную деятельность. Это включает в себя прохождение процедуры включения этих стандартов в План национальной стандартизации, а также рассмотрение всего перечня ГОСТ Р в профильном техническом комитете и их утверждение Росстандартом.