ФАУ «РОСДОРНИИ» приняло участие в отрытом уроке для студентов дорожного факультета КубГТУ в Краснодаре. Мероприятие направлено на подготовку кадров в сфере дорожного хозяйства России и популяризацию диагностического направления. Организаторами выступили Союз дорожников Кубани и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Главный специалист отдела диагностики Института Николай Зайцев провел лекцию, посвященную вопросам инструментальной диагностики и определению остаточного ресурса дорожной одежды автомобильных дорог.
Эксперт рассказал о применяемом в России национальном стандарте на нежесткие дорожные одежды автомобильных дорог общего пользования (ГОСТ Р 59918-2021). Документ устанавливает методики оценки прочности на основе определения общего модуля упругости, модулей упругости конструктивных слоев, а также грунта рабочего слоя земляного полотна с использованием установок динамического нагружения.
Задачами методики являются выполнение диагностики автомобильных дорог (согласно приказу Минтранса РФ № 288), решение вопроса о проведении ремонтных мероприятий в период эксплуатации и усилении существующих дорожных одежд, а также исследовательское направление.
В ходе открытого урока будущих дорожников познакомили с инструментальными методами оценки прочности: статическим, псевдостатическим, динамическим при остановке и динамическим в движении.
Применяемые инструментальные методы оценки прочности
Как отметил Николай Зайцев, в число основных факторов, влияющих на величины прогибов в центре чаши и на ее конфигурацию при динамическом нагружении, входят температура слоя из асфальтобетона, материалы и толщина конструктивных слоев дорожной одежды, наличие дефектов и сезонность.
ГОСТом установлены методики оценки прочности: по общему модулю упругости (основная) и отдельных конструктивных слоев дорожной одежды и рабочего слоя земляного полотна (дополнительная).
Применяемые методы оценки прочности
«Применение методик оценки прочности позволяет определить места, требующие усиления конструкции, выявить проблемные слои и назначить виды ремонтных работ, а также выработать объективные рекомендации по ограничению движения транспорта», – объяснил Николай Зайцев.
В завершение лекции эксперт рассказал о техническом оснащении РОСДОРНИИ. В распоряжении Института имеется 41 передвижная лаборатория, в том числе уникальная мобильная для комплексной экспресс-оценки состояния автомобильных дорог – «Эскандор». С её помощью можно оценить до 400 км дорог в день, при этом диагностику можно проводить на ходу со скоростью до 70 км/час.
Кроме того, РОСДОРНИИ обладает четырьмя мобильными автономными комплексами, позволяющими проводить обследования участков автомобильных дорог, расположенных в отдаленной труднодоступной для проезда передвижных дорожных лабораторий местности. Комплексы состоят из каналов измерения продольной ровности IRI, колейности, коэффициента сцепления дорожного покрытия прочности дорожных одежд, геометрических параметров и канала видеофиксации.
В завершении мероприятия представители КубГТУ вручили Николаю Зайцеву благодарность за участие в формировании профессиональных компетенций студентов направления дорожного строительства.
Презентация спикера размещена на официальном сайте Института в разделе «Доклады и презентации».