Дайджест новостей стран СНГ (29.05.2023)

29.05.2023 Просмотров: 110

Казахстан

Казахстанские специалисты уложили в Ташкенте опытный участок дороги из полимерасфальтобетона

Комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, 22.05.2023

Сотрудники КаздорНИИ по договору с ТОО DamitiLegaGroup приняли участие в совместном проекте по устройству опытного участка автомобильной дороги в столице Узбекистана.

В результате в Ташкенте с участием узбекской стороны, а также специалистов из Кыргызстана, РФ и Германии построен опытный участок площадью 1,5 тыс. кв. м, где верхний слой покрытия дороги создан с применением комплексного модификатора асфальтобетона на основе резиновой крошки и уникальных композиционных материалов.

В задачи казахстанских специалистов входило решение вопроса о подборе оптимальной смеси традиционного щебеночно-мастичного асфальтобетона с модифицирующей добавкой РКМ-2.

В долгосрочной перспективе планируется определить эффективность применения модификатора при создании полимерасфальтобетонных покрытии.

https://www.gov.kz/memleket/entities/roads/press/news/details/558955?lang=ru

 

Казахстан

При строительстве БАКАД применялось асфальтовое покрытие, устойчивое к тяжеловесным грузовым автомобилям

Комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, 23.05.2023

Об этом сегодня на пресс-конференции на площадке региональной службы коммуникаций города Алматы сообщил заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. Также он рассказал о положительных эффектах проекта.

Отметим, проект был начат турецко-корейским консорциумом в рамках государственно-частного партнерства в 2020 году. Согласно договору концессии, срок строительства был запланирован на 50 месяцев. Однако, ввиду проведения полномасштабных и интенсивных работ концессионеру удалось осуществить реализацию проекта с опережением. Теперь он в течение 16 лет будет на гарантийном периоде.

«В настоящее время все основные работы по строительству автодороги завершены. Ведется благоустройство и установка системы взимания платы за проезд. В соответствии с условиями контракта инвестор сам, на свои средства построил дорогу. Теперь же будет возмещать понесенные расходы путем взимания платы. Следует отметить, что средства из республиканского бюджета на БАКАД не выделялись. В ближайшие дни мы проведем специальную разъяснительную работу о том, как будет осуществляться проезд по платной дороге», - отметил Жамбыл Бактияр.

Кроме того, в ходе совещания были озвучены и положительные эффекты проекта. Так, реализация крупнейшего в Центральной Азии инфраструктурного проекта дорожного строительства в рамках государственного-частного партнерства повысит транзитный потенциал и конкурентоспособность транзитных маршрутов, качество транспортного обслуживания, обеспечит безопасность дорожного движения, разгрузит улицы мегаполиса и улучшит экологическую обстановку.

Уточняется, что БАКАД начинается от поселка Кыргауылды недалеко от Каскелена и заканчивается в поселке Кызылкайрат около Талгара. Трасса будет пролегать через 14 населенных пунктов в Карасайском, Илийском и Талгарском районах Алматинской области. Автодорога должна стать ключевым звеном в транзитном коридоре Западный Китай - Западная Европа.

В ходе строительства БАКАД были применены современные технологии асфальтобетонного покрытия. А контроль качества осуществлялся на разных этапах строительства, в частности, в процессе подбора материалов, подготовки основания дороги и укладки асфальтобетона.

«В процессе строительства использовались высококачественные материалы и асфальтовое покрытие, способное выдерживать нагрузку тяжеловесных грузовых автомашин. Что также может помочь уменьшить преждевременный износ автомобилей и упростить управление ими. Кроме того, покрытие хорошо справляется с перепадами температуры и воздействием влаги. Это в свою очередь, обеспечит бесперебойное и безопасное движение в различных климатических условиях», - отметил Жамбыл Бахтияр.

Отметим, что в ближайшие дни разъяснительная работа будет осуществляться в Илийском, Талгарском, Карасайском районах Алматинской области.

https://www.gov.kz/memleket/entities/roads/press/news/details/559911?lang=ru

 

Казахстан

КаздорНИИ: вырос спрос на лабораторную проверку качеств и свойств дорожно-строительных материалов

Комитет автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, 24.05.2023

Сотрудники Казахстанского дорожного научно-исследовательского института сообщают о росте спроса на лабораторную проверку качеств и свойств дорожно-строительных материалов.

С 1 января по 30 апреля по заявкам дорожных организаций испытано 199 проб, в том числе 25 образцов битума и гудрона, 35 – щебня, 38 – керн асфальтобетонного покрытия и так далее. Это вдвое больше, чем за 6 месяцев 2022 года.

«В этом году в лабораторию стало поступать больше заявок. Мы это связываем с поручением Главы государства о повышении качества дорог. Заказчики и подрядчики стали уделять больше внимания испытанию строительных материалов. Прежде такого не наблюдалось. Кроме того, являясь лабораторией единственного отраслевого института, мы следим за новейшим оборудованием и оснащаемся самыми современными образцами. Это тоже сказывается», отмечает руководитель испытательной лаборатории АО «КаздорНИИ» Мейрамгуль Кабдыгалиева.

Стоит подчеркнуть, что именно лаборатория является авангардом дорожной науки. Качество автомобильных дорог в первую очередь зависит от подбора применяемых на конкретных участках строительных материалов и технологий.

«Даже правильно построенная дорога начнет разрушаться уже на следующий год после строительства, если на этапе проектирования не смогли правильно подобрать подходящие компоненты», подчеркивает М.Кабдыгалиева.

Лаборатории АО «КаздорНИИ» проводят испытания самых разных дорожно-строительных материалов и технологий. Их проверяют на качество, соотношение, устойчивость при давлении и воздействии климатических условий.

В рамках создания Единой базы дорожно-строительных материалов и новых технологий лаборатория КаздорНИИ с начала года проводит отбор проб и испытания материалов из карьеров республики. Институтом уже испытан 151 дорожно-строительный материал: 90 каменных и 10 песчаных материалов, 12 щебеночно-гравийно-песчаных смесей и т.д.

Напомним, электронная база создается для учета и упрощения поиска подходящих компонентов для приготовления дорожных оснований и покрытий в различных климатических зонах Казахстана.

https://www.gov.kz/memleket/entities/roads/press/news/details/560558?lang=ru

 

Киргизия

На участке автодороги от с. Эпкин до с. Башкуганды Альтернативной автодороги Север-Юг завершена укладка асфальтобетонного покрытия на 21 км

Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, 25.05.2023

На сегодняшний день участке автодороги от с. Эпкин до с. Башкуганды Альтернативной автодороги Север-Юг Подрядчиком завершена укладка 21 км асфальтобетонного покрытия, из которых 16 км уложено в 2022 году и 5 км асфальтобетонного покрытия уложено в мае 2023 года.

Альтернативная автодорога Север-Юг является одним из самых масштабных проектов за всю историю Кыргызской Республики. Проходя через горные хребты, автодорога соединит северные и южные регионы страны, создав дополнительное автотранспортное соединение, обеспечивающее стратегическую безопасность страны. Строительство на участке автодороги от с. Эпкин до с. Башкуганды финансируется Азиатским банком развития и Правительством Кыргызской Республики и является частью проекта строительства Альтернативной автодороги Север-Юг.

Строительными работами и содержанием участке занимается подрядная компания China Railway № 5, реализующая Проект «Соединительной дороги коридоров ЦАРЭС 1 и 3». Контракт между Генеральным подрядчиком China Railway № 5 и Министерством транспорта и коммуникаций КР был заключен 23 сентября 2021 года.

Основными целями реализации проекта являются сокращение стоимости пассажирских и грузовых перевозок, увеличение местных и международных перевозок, создание дополнительных возможностей для получения дохода для местных жителей и формирование новых рабочих мест. Помимо строительства автодороги проект предусматривает компонент Системы учета дорожных активов, который ставит своей целью создание базы данных для хранения всей информации об активах дорожной инфраструктуры в Кыргызской Республике.

https://mtd.gov.kg/na-uchastke-avtodorogi-ot-s-epkin-do-s-bashkugandy-alternativnoj-avtodorogi-sevr-yug-zavershena-ukladka-asfaltobetonnogo-pokrytiya-na-21-km/

 

Таджикистан

Заряжен на успех: какие перспективы у рынка электрокаров в Таджикистане

Sputnik Таджикистан, 26.05.2023

Чтобы "зеленый" транспорт из моды для богатых превратился в устойчивый тренд, отрасли нужна инфраструктура и господдержка, а потребителям - дешевые кредиты

ДУШАНБЕ, 26 мая — Sputnik. Недавно Минэкономразвития Таджикистана объявило о планах запустить производство электромобилей.

Такая инициатива была рассмотрена на встрече министров, ответственных за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность в рамках встречи "Китай и страны Центральной Азии".

Судя по всему, в планах правительства Таджикистана - сделать страну одним среди стран ЦА по распространению электротранспорта и гибридов.

Такой интерес к данной сфере обусловлен не только заботой об экологии, но и вынужденной необходимостью - за исключением Кыргызстана, все соседи Таджикистана по региону являются газодобывающими странами, то есть имеют доступ к дешевому углеводородному топливу.

А вот Таджикистан залежами голубого топлива похвастаться не может, зато является одним из лидеров по выработке электроэнергии в ЦА. Что, разумеется, должно стимулировать развитие «зеленого» транспорта.

Однако, чтобы электрокары стали привычными не только в Душанбе, но и во всей республике, и властям, и производителям придется приложить немалые усилия. Sputnik решил узнать у экспертов, дилеров и представителей автопрома о перспективах развития этой отрасли в Таджикистане.

Дешево в работе – дорого на старте

Учитывая, что сами по себе гибриды и электрокары - машины не бюджетного сегмента (хотя в Душанбе их в процентном отношении их чуть меньше, чем в Ташкенте, но даже больше, чем в Москве и Астане), приоритетным направлением для государства на сегодняшний день является развитие общественного транспорта. Начали, разумеется, со столицы.

«В рамках программы "Зеленый город" власти Душанбе закупили 104 беспроводных троллейбуса и несколько электрических автобусов», - сообщал замглавы города Фирдавс Саидзода.

Всего же, по словам Сухроба Ширинова, аналитика крупнейшего транспортного таджикско-турецкого предприятия «Акиа Авесто», администрация Душанбе постановила до 2028 года заменить 500 рейсовых автобусов на электробусы, обновив весь общественный транспорт столицы.

Сейчас на производстве компании находится 30 электробусов, и первые тесты показали, что в долгосрочной перспективе их использование действительно обходится дешевле.

«В 2021-м мы запустили первый прототип. И, по сравнению со стандартными дизельными моделями, расход топлива был в 10 раз дешевле. То есть на 100 км требуется дизеля примерно на 400 сомони, а у электротранспорта требуется электричества на 40 сомони. Что же касается обслуживания, то, по нашим подсчетам, при развитой сети сервисов это будет обходиться на 30% дешевле по годовым показателям», - отмечает Сухоб Ширинов.

Казалось бы, одна сплошная выгода. Но тут есть два важных нюанса, делающих проблематичными быстрое внедрение "зеленых" технологий по всему Таджикистану.

Первый - это стоимость самих электробусов. В среднем, в зависимости от модели и комплектации, обычный автобус стоит в 2-3 раза дешевле. Похожая история была и в России, когда мэрия Москвы презентовала переход с троллейбусов и автобусов на электробусы.

Учитывая, что, по официальным документам, один электробус стоил 33 миллиона рублей, троллейбус - около 17, а обычный дизельный - около 10, среди специалистов по развитию транспорта разгорелись жаркие споры, на сколько дешевле должны быть в эксплуатации "зеленые" технологии, чтобы окупить разницу.

Второй нюанс - это создание инфраструктуры для обслуживания и сервиса электротранспорта.

«Для развития первоначально нужны зарядки, сервис. Поскольку это во многом принципиально другая система, значит, и обслуживание нужно иное. Но разумеется, в первую очередь речь о электрозаправках с надежными зарядками, с хорошими трансформаторами, чтобы обеспечивать стабильное питание транспорта», - подчеркивает Сухоб Ширинов.

Такие станции - также удовольствие недешевое. Если опять взглянуть на опыт Москвы, то там цена одной зарядочной платформы составляла 12 млн рублей - почти половину стоимости электробуса.

Правда, московские власти старались использовать наработки собственных российских предприятий, продвигая импортозамещение, тогда как в Таджикистане разумно использовать более дешевые модели электробусов и станций из соседнего Китая.

Еще одно преимущество Таджикистана, снижающее эксплуатационную нагрузку – это климат. Жаркая и сухая погода почти не требует обогрева салона автобусов даже в осенне-зимний период (обычно обеспечиваемый привычным дизелем), да и батарея транспорта при такой погоде разряжается куда медленнее.

«Зеленая» пятилетка Таджикистана

В любом случае переход с электричества на дизель в сфере общественного транспорта хоть и имеет ряд ощутимых преимуществ, обходится дорого и окупается достаточно долго. Да и только в том случае, если внедряется массово.

Пока позволить себе такие инвестиции может только Душанбе, а в остальных городах Таджикистана, даже в экономически сильном Худжанде, без серьезной государственной поддержки не обойтись, отмечают эксперты.

«Хотя обслуживание и будет дешевле, начальные затраты будут выше, чем с автобусами на дизеле, поэтому правительство должно дать стимул этой сфере. То есть нужна господдержка. К примеру, сейчас таким стимулом в Таджикистане отчасти является комплексная программа развития электротранспорта до 2028-го», - пояснил аналитик «Акиа Авесто».

Так, программа, принятая в марте 2023-го, предусматривает определение перечня пилотных участков и дорог республиканского значения для создания специальной инфраструктуры, разработку механизма финансирования части затрат на ее расширение.

Но главное - согласно правительственному проекту, планируется создание не менее 40 зарядных станций большой мощности (более 22 кВт и время зарядки до 80% за 20-30 минут) и не менее 850 зарядных станций средней мощности (до 22 кВт, время зарядки до 80% за 2-10 часов).

На финансирование программы планируется направить около 230 млн сомони (21 млн долларов). Однако из госбюджета будет направленно только 1,4 млн сомони. Еще 6,2 млн - за счет средств партнеров по развитию, а остальные 221 млн сомони - за счет частного сектора.

Учитывая, что даже с учетом зарубежных инвесторов в Таджикистане очень немного частных компаний, способных потянуть такие вложения, то, вероятно, даже при успешной реализации программы к 2028-му она охватит только самые крупные города страны - Душанбе, Худжанд, Бохтар и Куляб.

Тренд задают соседи

Совсем иная ситуация с обычными электрокарами. Самих машин такого типа в Таджикистане немного, из 445 тыс. только 120 единиц составляют электромобили - всего 0,03% от общего количества. Однако Таджикистан идет в фарватере общей моды на «чистый» транспорт, внезапно ставший очень популярным за последние пару-тройку лет.

Обратимся к сухим цифрам. В соседнем Узбекистане импорт электромобилей обновляет рекорд третий месяц подряд.

В январе-марте в страну было ввезено 1668 электроавтомобилей. По сравнению с аналогичным периодом 2022-го, когда в республику импортировали 455 машин, показатель вырос в 3,6 раза. А общая стоимость - более чем в 4 раза, с 13,5 млн до 54,7 млн долларов. Большая часть поставок ожидаемо шла из Китая - 1444 авто. Остальные - из Гонконга и Европы.

Причины такой популярности легко объяснимы - максимально широкие льготы со стороны правительства.

С начала 2023-го импортируемый в страну "зеленый" транспорт освобождается от таможенной пошлины, акциза и сборов, а для предпринимателей действуют льготы за установку электрозаправок.

Кроме того, теперь таксисты в Узбекистане могут не оплачивать пошлину за лицензию до 2030-го при условии перевозки пассажиров на электрокаре или гибридном авто.

Похожая программа была предложена год назад и Минтрансом Таджикистана, хотя и в более скромном масштабе.

Для стимулирования приобретения электрокаров предлагались освобождение от уплаты госпошлины за выдачу разрешения на допуск электромобилей к участию в дорожном движении, обеспечить налоговый вычет юрлицам, осуществляющим поставки и эксплуатацию "зеленого" транспорта и установить нулевую ставку НДС при импорте таких автомобилей в Таджикистан.

Значительная часть этих предложений и составили основу "Госпрограммы развития электроавтомобилей".

И хотя электрокар - хорошо знакомый для столицы тип автомобиля (в основном японские Toyota Prius и китайские гибриды марки JAC), вне Душанбе это относительно экзотичный вид личного транспорта. Тем не менее импортеры и автодилеры с оптимизмом оценивают перспективы рынка в ближайшие годы.

"Если говорить о цифрах, представьте, какая экономия бюджета у человека, который имеет в гараже электрокар. Полный бак топлива сейчас стоит 600-1200 сомони на 400-600 км. А у электрокара одна зарядка на такое же расстояние обойдется в 13-25 сомони дома и 27-100 сомони на улице. Поэтому, думаю, в ближайшие несколько лет значительная часть граждан пересядет на электротранспорт вместо ДВС", - считает Шухрат Мурадов, старший менеджер по продажам столичного шоурума электромобилей Green auto Tajikistan.

По его мнению, главным фактором популяризации электрокаров является, как в случае и с общественным транспортом, увеличение зарядных станций в городе и вне города.

Кроме того, значимым стимулом и для дилеров, и для покупателей была бы прозрачная система лизинга и кредитов с доступными процентными ставками - что само по себе станет прорывом на авторынке Таджикистана и точно подстегнет спрос на автомобили.

Поднебесная на проводе

Помимо кредитной программы, среди других факторов, способных простимулировать рынок электрокаров, специалисты называют разнообразие моделей - чтобы покупателю было из чего выбирать. И вот эту часть авторынка ожидаемо может захватить главный кредитор Таджикистана - Китай.

Так, именно в рамках «Госпрограммы развития электроавтомобилей» в марте в Душанбе открылся автосалон «JAC-моторс», первое представительство компании в Таджикистане, продающее населению электромобили с гарантией и дилерским обслуживанием.

Собственно, предприятием по производству электромобилей в Таджикистане, создание которого было анонсировано в апреле, будут также заниматься специалисты из Поднебесной.

«Китай на данный момент является мировым лидером по выпуску электромобилей, занимая десятую часть этого рынка, оцениваемого по итогам прошлого года в 383 млрд долларов. Он располагает современными технологиями и вполне в состоянии наладить такое производство в Таджикистане», - говорит представитель зарубежного автодилера в республике Джуракул Давлатов.

Другое дело, что без упомянутой господдержки и инфраструктурной сети на внутреннем рынке этот товар вряд ли будет пользоваться значительным спросом.

Кроме того, по мнению Давлатова, рядовые потребители в Таджикистане хорошо знакомы с дефицитом электроэнергии в осенне-зимний период и потому опасаются, а не скажется ли проблема энерголимита и на их личном транспорте, на время оставив их без колес?

Поэтому основу молодого рынка, скорее всего составят гибрида - приемлемый компромисс между классическим ДВС и «зеленым» мотором.

Что касается совместных таджикско-китайских инициатив, то салон JAC и завод по сборке, возможно, будут не последними предприятиями подобного рода в республике. Правда, таджикскому бизнесу следует заранее подумать о подготовке кадров.

«Не следует забывать о том, что китайские предприниматели предпочитают нанимать местных работников на низкоквалифицированные должности, вакансии среднего и высшего менеджмента, чаще их сограждан. В результате новая техника в стране вроде бы и есть, но локальных специалистов, обученных работе с ней, не хватает», - напоминает экономист Рустам Саидов.

Выходу на внешние рынки и расширению продаж недорогих электрокаров в Таджикистане способствует и ситуация внутри самого Китая.

Когда Поднебесная начинала производство электромобилей, правительство стимулировало предпринимателей, выделяя на это щедрые субсидии и предоставляя большие льготы.

Однако 3 года назад Минфин КНР объявил о поэтапном сокращении субсидий на покупку автомобилей на новых источниках энергии. В 2021-м субсидии сокращаются на 10%, в 2022-м - на 20%, а с 1 января 2023-го правительство полностью прекратило возмещать часть затрат на покупку новых гибридов, электрических и водородных автомобилей.

Зато китайские бизнесмены, открывшие предприятие в Таджикистане (заодно тем самым усилив и без того колоссальное экономическое влияние на республику), получат поддержку на первых порах.

Так что же ждет формирующийся рынок электрокаров в Таджикистане?

Эксперты и участники отрасли, которых опросил Sputnik, придерживаются сдержанно-оптимистичных прогнозов. Если государственная программа будет реализована в полном объеме, то к 2028-му доля электротранспорта в Таджикистане может увеличиться примерно в 10-15 раз.

Звучит масштабно, но в процентном отношении не так уж и много - с 0,03% почти до менее 0,5%, или порядка 2 тыс. единиц транспорта.

Тем не менее такой результат — это хорошее начало для формирования в республике "зеленого" авторынка, основанного на внутреннем производстве и хотя бы частично - на собственных энергоресурсах.

https://tj.sputniknews.ru/20230526/perspektivy-rynok-elektrokarov-tadjikistan-1057387717.html

 

Узбекистан

Транспортный университет разрабатывает проект по совершенствованию транспортной системы города Ургенч

Министерство Транспорта Республики Узбекистан, 23.05.2023

В соответствии с хозяйственным соглашением, подписанным между Ташкентским государственным университетом транспорта и хакимиатом города Ургенч, факультет автомобильной транспортной инженерии университета реализует проект по улучшению транспортной системы города. В связи с этим для представителей корейской делегации в университете была проведена презентация по анализу реализуемого проекта.

В презентации были рассмотрены предложения по совершенствованию транспортной системы города Ургенч, организация транспортной модели, проект динамической транспортной модели перекрестков, улиц, линейных объектов города, этапы дорожных испытаний, проводимых в городе, определение интенсивности движения общественного транспорта Ургенча.

https://www.mintrans.uz/ru/news/transport-universiteti-urganch-shahri-transport-tizimini-takomillashtirish-loyihasini-ishlab-chiqmoqda

 

Узбекистан

Представители Министерства транспорта приняли участие в Международном транспортном форуме в Лейпциге

Министерство Транспорта Республики Узбекистан, 26.05.2023

С 24 по 26 мая 2023 года в городе Лейпциг (Германия) прошел Международный транспортный форум на тему “Транспорт, содействующий устойчивой экономике”. Участники саммита обсудили и поделились взглядами на роль транспорта как фактора экономического роста, который также способствует экологической и социальной устойчивости.

Делегация Министерства транспорта во главе заместителя министра Жасурбека Чориева приняли участие в форуме, где узбекская сторона выступила с предложением принять меры по улучшению инфраструктуры транскаспийского коридора и созданию благоприятных условий для национальных перевозчиков за счет широкого внедрения систем цифровизации и оптимизации платежей, упростить визовые процедуры для водителей Узбекистана и увеличение разрешительных бланков на международные автомобильные перевозки.

По итогам проведенных встреч, со стороны министерства транспорта было предложено следующее, присоединение Республики Узбекистан к системе двусторонних квот ЕЭС, организовать в июле 2023 года в Монголии заседание узбекско-монгольской рабочей группы с целью проведения и подготовки к подписанию заключительных работ по тексту двух соглашений между Монголией и Узбекистаном (авиаперевозки и автомобильные перевозки), в III квартале текущего года провести узбекско-болгарскую комиссию по международным автомобильным перевозкам в городе Ташкент и согласовать увеличение количества разрешительных бланков, ускорение работы с Литовской Республикой по увеличению количества бланков разрешений на международные перевозки на автомобиле, проведение в 2024 году в Республике Узбекистан круглого стола высокого уровня государств Азиатского региона международного транспортного форума (“ITF high-level Dialogue of Asian countries”) и разработка межправительственного соглашения между Узбекистаном и Арменией о международных автомобильных грузоперевозках.

https://www.mintrans.uz/ru/news/transport-vazirligi-vakillari-leypsigdagi-xalqaro-transport-forumida-ishtirok-etdi