Республика Казахстан
В Минтрансе напомнили, кто может бесплатно пересекать тоннели на трассе Бишкек–Ош
novosti.kg, 17.06.2025
В Минтрансе напомнили, кто может бесплатно проезжать через тоннели на трассе Бишкек – Ош. Согласно постановлению кабмина, от уплаты сбора освобождены:
-
скорая медицинская помощь;
-
службы гражданской защиты;
-
органы внутренних дел;
-
органы национальной безопасности;
-
Министерство обороны;
-
энергетические службы;
-
органы в сфере транспорта и коммуникаций;
-
Национальный банк;
-
транспорт, управляемый лицами с инвалидностью (при наличии соответствующего знака), а также автомобили организаций, занимающихся их реабилитацией;
-
машины, перевозящие гуманитарную помощь (при наличии документов);
-
транспорт с сельхозпродукцией, выращенной самими производителями (при наличии справки от местных властей о месте жительства и наличии земельной доли).
Для остальных граждан и иностранцев предусмотрены тарифы от 50 до 5 тысяч сомов в зависимости от категории авто.
Автомобильная дорога до озера Балхаш после реконструкции открыта для движения транспорта
gurk.kz, 17.06.2025
В области Жетiсу автодорога до озера Балхаш после реконструкции открыта для движения транспорта, сообщает пресс-служба акима области Жетісу.
Озеро Балхаш является одним из тех объектов в регионе, что имеют высокий туристический потенциал. Напомним, что для улучшения условий автомобильного проезда до озера Балхаш, дорога была разделена на два участка, и, таким образом, проведена модернизация. В частности, дорога «Лепсы – озеро Балхаш» протяженностью 27 км была введена в эксплуатацию в прошлом году. А 35-110 км автодороги «Алматы – Усть – Каменогорск – Лепсы – Актогай», как и планировалось, для движения транспорта по нижнему асфальтовому покрытию открыто недавно.
«Сейчас осталось уложить 40 км верхнего асфальтового покрытия. Затем будут проведены работы по благоустройству. Вдоль дороги установлены 4 площадки для отдыха с парковками, остановками и санузлами. Подрядная организация, осуществляющая строительство дорог, берет на себя гарантию качества дороги на 5 лет. При возникновении каких-либо замечаний и дефектов устранит их своими силами. Сейчас на строительстве дороги задействовано 65 единиц техники и более ста человек. Полноценный ее ввод в эксплуатацию запланирован на 2026-й год», – сообщил руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Жетiсу Галымжан Дарибаев.
Что касается железнодорожного сообщения, то до конца года планируется строительство нового современного железнодорожного вокзала в селе Лепсы.
Таким образом, через развитие дорожной инфраструктуры создаются благоприятные логистические условия для поездок на побережье озера Балхаш.
Малазийский холдинг Proton запустит производство электромобилей e.MAS в Казахстане
finance.kz, 17.06.2025
Казахстан укрепляет свои позиции на рынке экологичного транспорта. Малазийский автомобильный холдинг Proton Holdings Berhad планирует локализовать производство электромобилей в Республике Казахстан, что станет значительным шагом в развитии отечественного автопрома и продвижении зеленых технологий.
Стратегическое партнерство для развития электротранспорта
Министр промышленности и строительства РК Ерсайын Нагаспаев провел продуктивную рабочую встречу с руководством малазийской компании Proton Holdings Berhad, сообщает Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу министерства. В переговорах также приняли участие представители Национального управляющего холдинга «Байтерек», Банка развития Казахстана и Фонда развития промышленности.
«Ключевыми темами обсуждения стали локализация автомобильной промышленности, инвестиционное сотрудничество, а также развитие и продвижение электротранспорта на территории Казахстана», — отметили в Минпроме.
Инновационный бренд e.MAS на казахстанском рынке
В ходе встречи представители Proton презентовали амбициозные планы по выпуску современных электромобилей под брендом e.MAS. Это новое направление для малазийского производителя, известного своими доступными и качественными автомобилями в Юго-Восточной Азии.
По результатам переговоров стороны приняли решение о формировании совместной рабочей группы. Ее основная задача — разработка детальной дорожной карты по локализации производства и запуску совместных инвестиционных проектов в автомобильной отрасли.
Казахстан привлекает крупные промышленные инвестиции
Помимо автомобильной отрасли, в Казахстане активно развиваются и другие направления промышленного производства. В частности, в Актюбинской области планируется строительство карбамидного завода стоимостью 1,2 миллиарда долларов США.
Также стало известно о возможном привлечении бельгийских инвесторов к строительству опреснительного завода в Мангистауской области. Еще один масштабный проект — завод по производству стали в Жамбылской области с инвестициями в размере 756 миллионов долларов.
Локализация производства электромобилей Proton в Казахстане может стать важным шагом в диверсификации экономики страны и развитии высокотехнологичных секторов промышленности, одновременно способствуя переходу к более экологичным видам транспорта.
В Казахстане изменили дорожный стандарт, чтобы асфальт не портился в жару и при нагрузке
informburo.kz, 20.06.2025
В стандарт ввели новую методику определения коэффициента уплотнения, которая позволяет повысить точность контроля и долговечность дорожного покрытия.
В Казахстане пересмотрели один из ключевых стандартов дорожной отрасли, который регламентирует методы испытаний асфальтобетонных и органоминеральных смесей, сообщили в Казахстанском дорожном научно-исследовательском институте. Новая редакция учитывает современные климатические, технологические и нагрузочные изменения, а также синхронизирована с международными и евразийскими требованиями.
Речь идет о стандарте, который применяется при проектировании и контроле смесей, используемых для покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц, площадей и территорий благоустройства. Основное новшество – это введение новой методики определения коэффициента уплотнения, которая позволяет повысить точность контроля и долговечность конструктивных слоёв дорожного покрытия.
«При расчете коэффициента уплотнения теперь допускается учитывать вторичное дробление щебня, возникающее в процессе уплотнения. Для этого используются данные как переформованных образцов, отражающих изменение структуры материала под нагрузкой, так и образцов, отформованных из исходной смеси – в зависимости от цели испытания. Это особенно актуально для участков с интенсивным грузопотоком и нестабильными погодными условиями», – сообщили в КаздорНИИ.
Другие изменения в стандарте:
-
введен метод комплексной оценки адгезионных свойств асфальтобетона с учетом высоко- и низкотемпературных воздействий.
-
обновлены температурные режимы приготовления смесей в соответствии с СТ РК 1225 и СТ РК 1223.
-
приведена в соответствие маркировка вязких битумов с ГОСТ 33133 и СТ РК 1373.
-
уточнены правила отбора и обработки проб, в том числе количество и порядок объединения кернов.
-
повышена точность расчётов плотности, устранены технические неточности в формулировках.
-
добавлены сита с квадратными ячейками в соответствии с техрегламентами Таможенного союза.
В целом, как отметили в КаздорНИИ, обновление стандарта создает базу для повышения качества и надёжности дорожных покрытий, улучшения лабораторного контроля на всех стадиях строительства, эффективного перехода к международным инженерным практикам.
В Алматы запускают новые электроавтобусы
vecher.kz, 21.06.2025
В Алматы в рамках развития системы общественного транспорта и улучшения экологической ситуации продолжается обновление городских автобусов, сообщает Vecher.kz.
Частным автопарком City Bus приобретена партия электрических автобусов марки Skywell. Об этом сообщают в управлении городской мобильности Алматы.
Низкопольные электробусы большой вместимости обладают запасом хода в 400 км, бесшумны, оснащены камерами видеонаблюдения, кондиционерами, USB-портами для зарядки, датчиками слежения за водителем и другими современными системами.
Данные автобусы будут курсировать на маршруте №19 сообщением «ЖК Нуркент – ул. Алматинская» с 22 июня текущего года. Кроме того, на маршруте будет увеличен плановый выход автобусов с 16 до 18 единиц.
Следует отметить, что в 2024 году управлением городской мобильности Алматы приобретено 600 автобусов на газе, 112 троллейбусов и 100 электробусов, организовано 3 новых городских и 20 пригородных маршрутов.
В 2025 году акиматом планируется приобретение дополнительно 600 автобусов на газе, частными перевозчиками запланировано приобретение еще 118 электробусов.
https://vecher.kz/ru/article/v-almaty-zapuskaiut-novye-elektroavtobusy.html
Республика Таджикистан
Минтранс Таджикистана усиливает контроль за состоянием дорог в условиях жары
avesta.tj, 18.06.2025
В условиях устойчивой жары, установившейся на территории Таджикистана, Министерство транспорта страны ужесточает контроль за состоянием автомобильных дорог. Как заявил министр транспорта Таджикистана Азим Иброхим, высокая температура воздуха ускоряет разрушение дорожного полотна, а значит требует оперативных и системных мер со стороны всех структур отрасли. Об этом сообщает пресс-служба Минтранса республики. В совещании приняли участие заместители министра, руководители структурных подразделений министерства, а также представители подведомственных учреждений. В своем выступлении глава Минтранса отметил, что последствия глобального потепления, в том числе экстремально жаркая погода, негативно сказываются на дорожной инфраструктуре, вызывая преждевременное разрушение покрытия, деформации и повышенные затраты на содержание.
«К сожалению, отдельные участки наших дорог приходят в негодность очень быстро. Это связано как с климатическими факторами, так и с качеством проводимых работ. В этих условиях качество проектирования, строительства и ремонта дорог выходит на первый план», — подчеркнул Азим Иброхим.
Он напомнил, что согласно действующим нормативам, гарантийный срок верхнего слоя покрытия автодорог составляет от 2 до 8 лет в зависимости от интенсивности движения, однако практика показывает, что часть участков разрушается значительно раньше, что вызывает справедливую обеспокоенность граждан и требует повышенного внимания со стороны ответственных ведомств. В целях повышения устойчивости дорожной инфраструктуры к климатическим изменениям, министр дал ряд конкретных поручений: Государственной службе по надзору и регулированию в сфере транспорта поручено усилить весогабаритный контроль, особенно в период действия сезонных ограничений. В частности, было подчеркнуто, что движение тяжеловесных автомобилей, перевозящих более 40 тонн, по автодорогам общего пользования строго запрещено в жаркие дни. Центрам по реализации проектов строительства и реконструкции дорог предписано:
-
строго соблюдать строительные нормативы и технические регламенты
-
обеспечивать полную поставку качественного оборудования, материалов и конструкций
-
использовать высококачественный битум и устойчивые к жаре асфальтовые смеси
-
применять современные технологии и добавки, снижающие риск перегрева дорожного покрытия
-
учитывать экологические и климатические особенности при проектировании и строительстве.
Государственным учреждениям по содержанию автомобильных дорог поручено:
-
организовать круглогодичный мониторинг состояния дорог, включая регулярные и внеплановые осмотры,
-
проводить своевременный мелкий ремонт и устранение дефектов,
-
обеспечивать безопасные условия движения, особенно в знойный период,
-
готовиться к осенне-зимнему периоду 2025–2026 годов, заблаговременно формируя запасы материалов и техники.
Министр также напомнил, что изменение климата и глобальное потепление уже не первый год влияют на жизнедеятельность во всем мире. Согласно прогнозам Всемирной метеорологической организации (ВМО), в течение ближайших пяти лет в мире, и особенно в Центральной Азии, будут зафиксированы новые температурные рекорды, что требует усиления климатической адаптации во всех отраслях экономики, в том числе в сфере транспорта.
«Прочность дорожного покрытия напрямую зависит от нашей ответственности, от соблюдения технологий и качества используемых материалов. Пытаясь сэкономить сегодня, мы рискуем понести куда большие расходы завтра», — подчеркнул Азим Иброхим.
Министерство транспорта Республики Таджикистан планирует в ближайшие месяцы провести комплексные проверки качества дорог и усилить дисциплину при приемке и сдаче объектов в эксплуатацию.
Республика Беларусь
На 14 тыс. электромобилей больше стало за прошлый год в Беларуси
ont.by, 21.06.2025
Беларусь продолжает поддерживать мировой тренд развития электротранспорта. Только за прошлый год парк электромобилей в стране увеличился на 14 тысяч, а к концу 2025 года их число может достичь 48 тысяч.
Сегодня продвижение зеленого транспорта – одно из ключевых направлений социально-экономического развития страны. За прошлый год количество «электричек» увеличилось на 14 тыс. За первый квартал нынешнего года – более чем на 5 тысяч. Так, по прогнозам, к концу года в стране будет порядка 48 тыс. электромобилей.
«У нас работают условия общей доступности электротранспорта, мы видим динамику глобального ускорения продаж. При этом не только в столице, городах, но и любой точке страны наши граждане могут покупать электромобили. Для электротранспорта нужна зарядная станция, и наши водители не готовы ждать, пока будут созданы условия для прихода к ним специализированных компаний по установке зарядной станции. Необходимы нестандартные решения, и компания «Белоруснефть» и государственный оператор запустили государственный портал по установке зарядных станций», – отметил заместитель генерального директора по строительству и общим вопросам компании «Белоруснефть» Андрей Котик.
Ожидается, что на трассах и в местах с большими транспортными потоками зарядная инфраструктура будет аналогом привычной АЗС. Сегодня для владельцев электрокаров доступны зарядки в местах длительного пребывания – парковках, торговых центрах, отелях.
https://ont.by/news/na-14-tys-elektromobilej-bolshe-stalo-za-proshlyj-god-v-belarusi
Кыргызская Республика
Алюминиевая ассоциация России заинтересована в сотрудничестве с Кыргызстаном
for.kg, 19.06.2025
Первый заместитель председателя кабинета министров Данияр Амангельдиев в рамках рабочей поездки в Санкт-Петербург для участия в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025) провел ряд встреч, направленных на укрепление торгово-экономического сотрудничества с российскими партнерами. Об этом сообщает пресс-служба кабмина.
По ее данным, чиновник встретился с председателем Алюминиевой ассоциации Ириной Казовской и руководством компании «РусАл».
«На встрече презентованы проекты, реализуемые в России и за ее пределами, на основе инновационных алюминиевых решений, широко используемых в строительстве мостов, дорог и металлоконструкций. Обсужден широкий спектр вопросов, касающихся перспектив развития алюминиевой отрасли и возможностей партнерства между Кыргызстаном и ассоциацией. По итогам встречи достигнута договоренность о бизнес-миссии ассоциации в ближайшее время», – говорится в сообщении.
Первый зампред кабмина встретился с замгендиректора «Росхим» Мариной Бортовой, где основной темой обсуждения стали перспективы участия компании в реализации химических проектов в КР.
https://for.kg/news-879110-ru.html
Республика Молдова
Россия и Молдавия обсудили возможность возобновления грузовых автоперевозок
ТАСС, 19.06.2025
Глава Минтранса РФ Роман Старовойт в ходе ПМЭФ пообщался с представителями политического блока «Победа» Республики Молдова во главе с депутатом парламента Мариной Таубер. На встрече обсуждались перспективы возобновления грузоперевозок автомобильным транспортом между странами и другие вопросы транспортного взаимодействия, говорится в сообщении министерства.
Как сказал на встрече Старовойт, российское министерство готово посодействовать в вопросе снятия ограничений на выдачу разрешений молдавским автоперевозчикам грузов.
«Наши ассоциации международных автомобильных перевозчиков не прерывали между собой общение, ограничения ввели органы власти Молдавии и расположенных рядом стран, а не перевозчики. Мы готовы помочь коллегам, с которыми тесно связаны десятками лет совместной работы. У нас есть ассоциация, мы можем через АСМАП, а мы на уровне Министерства транспорта будем готовы оказать всякую поддержку», – добавил он.
https://tass.ru/ekonomika/24285163
Республика Узбекистан
Yandex Uzbekistan представил электровелосипеды нового поколения для курьеров
uzdaily.uz, 19.06.2025
В Ташкенте стартовал проект по внедрению электровелосипедов, специально разработанных Yandex Uzbekistan для нужд курьерской доставки.
Новое транспортное средство призвано повысить комфорт, безопасность и эффективность работы курьеров, осуществляющих доставку заказов через сервис Yandex Go.
Электровелосипеды созданы с учётом особенностей городской логистики и специфики курьерской деятельности. Они предоставляются в аренду курьерам, зарегистрированным в системе Yandex Go в столице Узбекистана.
Инновации, направленные на удобство и безопасность
Каждый электровелосипед оснащён встроенным модулем для зарядки мобильных устройств, эргономичным сиденьем, снижающим нагрузку на водителя при длительной эксплуатации, а также багажником с регулируемой системой крепления сумки. Широкие крылья над колёсами обеспечивают дополнительную защиту от влаги и загрязнений, что особенно важно в условиях переменчивой погоды.
Особое внимание разработчики уделили вопросам безопасности. Новинка оборудована интеллектуальной системой контроля скорости, автоматически ограничивающей её в зависимости от зоны передвижения в городе. Аккумулятор соответствует всем стандартам безопасности: он защищён от перегрева и самовозгорания, а также снабжён системой постоянного мониторинга состояния.
Электровелосипед можно использовать в течение всего года. Влагозащищённая электроника и герметичные тормозные системы позволяют эксплуатировать транспортное средство в любых погодных условиях, включая дождь и снег. В случае разрядки аккумулятора предусмотрена возможность его быстрой замены без прерывания рабочего процесса.
Экологичность и масштабирование проекта
На сегодняшний день в Ташкенте доступно 100 единиц нового электротранспорта. До конца лета Yandex Uzbekistan планирует увеличить их количество до 500, способствуя дальнейшему развитию экологически чистой и современной курьерской инфраструктуры в столице.
Инициатива Yandex по внедрению электровелосипедов — это шаг вперед не только в повышении уровня сервиса, но и в формировании устойчивой городской среды, где экологичность, технологичность и удобство становятся частью повседневной жизни.
https://uzdaily.uz/ru/yandex-uzbekistan-predstavil-elektrovelosipedy-novogo-pokoleniia-dlia-kurerov/
Pulseev начала создание национальной сети электрозаправок в Узбекистане
Спот, 19.06.2025
Компания намерена установить 3000 станций, выйти на рынки Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.
Стартап Pulseev приступил к созданию первой в Узбекистане национальной сети зарядных станций для электромобилей. Об этом Spot сообщили в студии Startup Garage.
Компания специализируется на разработке адаптированных к местным климатическим и техническим условиям зарядных устройств, а также программного обеспечения к ним. Все электрозаправки Pulseev производятся в Узбекистане.
Устройства оснащены функцией быстрой зарядки и системой удаленного мониторинга, а также поддерживают интеграцию с мобильными приложениями. К следующему году стартап рассчитывает установить по стране более 500 зарядных станций, а к 2030 — до 3000.
Электрозаправки будут размещаться в городах, вдоль автодорог и в сельской местности, а также в солнечных хабах. Сейчас Pulseev работает над флагманским хабом более чем на 50 зарядных точек, в который также войдут детская площадка, модульные кафе и коворкинг-зоны.
«Мы не просто устанавливаем зарядные станции. Мы формируем экологичную культуру передвижения, где водители могут зарядить автомобиль, семьи — отдохнуть, а дети — провести время на безопасной и современной площадке», — описал концепцию хабов сооснователь Pulseev Джасурбек Ходжаев.
Ожидается, что новая инфраструктура создаст основу для устойчивого роста местной электромобильности и ее технологического развития. В перспективе компания рассчитывает выйти на рынки стран Центральной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.
В мае 2024 года Минэнерго упростило процедура установки и подключения к энергосети станций зарядки электромобилей. Срок получения юридическими лицами разрешений для электрозаправок будет занимать не более одного месяца.
Шавкат Мирзиёев в июне того же года анонсировал специальный ночной тариф для зарядки электротранспорта.
У многоэтажек планируется разрешить ставить электрозаправки мощностью до 22 кВт, а в частных домах — до 7 кВт.
Первый замглавы «Региональных электрических сетей» Алвар Гайбуллаев в июле рассказывал о планах по введению отдельного учета энергопотребления для электрозаправок. Они получат специальный счет с тарифом, который может составить 900 сумов за 1 кВт/ч.
https://www.spot.uz/ru/2025/06/19/pulseev/
Ташкент планирует закупить еще 200 электробусов в текущем году
Спутник, 19.06.2025
Об этом в рамках Eco Expo Central Asia 2025 рассказал замминистра транспорта РУз Илхомжон Абдугафаров, передает корреспондент @SputnikUzbekistan.
По его словам, 420 электробусов, которые есть в стране, ежегодно сокращают выбросы около 20 000 тонн углекислого газа.
Также вырос пассажиропоток – в Ташкенте он увеличился в 2 раза и достиг 1,4 млн пассажиров.
https://uz.sputniknews.ru/20250619/50029135.html
Узбекистан изучает китайский опыт цифровизации транспорта
uzdaily.com, 20.06.2025
Во время визита в Китайскую Народную Республику министр цифровых технологий Узбекистана Шерзод Шерматов посетил Центр управления проектом «Karamay Smart Transport Project», где ознакомился с современными цифровыми решениями в сфере городского транспорта.
В рамках экскурсии делегация из Узбекистана получила представление о передовых технологиях, внедрённых в китайском интеллектуальном транспортном центре. Особое внимание было уделено системам цифрового регулирования движения, круглосуточного мониторинга транспортных потоков, алгоритмам анализа трафика, а также автоматизации маршрутов общественного транспорта.
Центр «Karamay Smart Transport Project» был создан в целях повышения эффективности городской инфраструктуры, безопасности дорожного движения и комфорта пассажиров. Здесь активно используются технологии искусственного интеллекта и анализа больших данных, что позволяет оптимизировать процессы в режиме реального времени.
Участникам визита были представлены ключевые элементы интеллектуальной транспортной системы, среди которых:
-
Адаптивное управление светофорами — регулировка фаз и циклов работы в зависимости от интенсивности трафика, что способствует снижению заторов;
-
Система «Электронная полиция» и контрольные пункты — автоматическое выявление нарушений ПДД с последующим анализом и фиксацией;
-
Централизованное управление оборудованием — контроль за состоянием и работой всех технических компонентов системы;
-
Мониторинг в реальном времени — непрерывное отслеживание трафика, работы оборудования и общей ситуации на дорогах;
-
Автоматическая диагностика и обслуживание — раннее выявление неисправностей и проведение профилактических мероприятий для бесперебойной работы всей инфраструктуры.
Отдельно отмечена разработка алгоритма на основе ИИ, способного распознавать личности и находить потерянные предметы в транспортной сети.
По словам специалистов, внедрение системы в городе Karamay дало ощутимые результаты: значительно снизилось количество дорожно-транспортных происшествий, улучшилась пропускная способность перекрёстков и повысилась общая эффективность городской мобильности.
Узбекская сторона выразила заинтересованность в адаптации данного опыта к условиям страны, подчеркнув значимость интеллектуальных решений в формировании устойчивой и безопасной транспортной экосистемы в городах Узбекистана.
https://uzdaily.com/ru/uzbekistan-izuchaet-kitaiskii-opyt-tsifrovizatsii-transporta/
Эксимбанк Китая может профинансировать строительство платных автодорог в Узбекистане
uzdaily.com, 20.06.2025
20 июня заместитель министра транспорта Узбекистана Ильхомжон Абдугафаров провёл переговоры с делегацией, возглавляемой председателем правления Экспортно-импортного банка Китая Чэнь Хуайюйем.
Стороны обменялись мнениями по ключевым направлениям реформ в транспортной отрасли Узбекистана, а также обсудили перспективные проекты по модернизации транспортной инфраструктуры и обновлению подвижного состава при поддержке китайского финансового института.
Особое внимание было уделено вопросам финансирования строительства платных автодорог по маршрутам Ташкент — Самарканд и Ташкент — Андижан, а также реализации проекта отдельной высокоскоростной железнодорожной линии Ташкент — Самарканд. Кроме того, обсуждались инициативы по приобретению современных автобусов с целью расширения и обновления парка общественного транспорта в Ташкенте и регионах, что позволит повысить качество услуг для населения.
В рамках встречи был рассмотрен ход подготовки и согласования кредитного соглашения между «Узпромстройбанком» и Эксимбанком Китая на закупку 200 электробусов. Также обсуждалась возможность реализации нового масштабного проекта по приобретению дополнительно 1000 автобусов.