Дайджест новостей дорожной отрасли РФ (19.09.2022)

19.09.2022 Просмотров: 20

Изменения в разделе «Обсуждение стандартов»

ТК 418, 12.09.2022

В разделе «Обсуждение стандартов» размещены на рассмотрение вторые доработанные редакции проектов:

– ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Лазерное сканирование. Общие требования к проведению работ» (1.2.418-1.306.22);

– ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Лазерное сканирование. Требования к данным лазерного сканирования на различных этапах жизненного цикла автомобильной дороги» (1.2.418-1.307.22).

https://tk418.ru/

В Тольятти построят новую трассу и мост на маршруте «Европа – Западный Китай»

Минстрой России, 12.09.2022

В Самарской области с привлечением средств инфраструктурного бюджетного кредита (ИБК) будут построены новая трасса и мост через Волгу, которые входят в международный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай». Объем заемного финансирования составляет более девяти млрд рублей, которые планируется полностью освоить в сентябре текущего года.

«Возведение новой трассы и моста в Тольятти в составе транспортного коридора «Европа – Западный Китай» – это самый крупный проект в России, который реализуется на условиях государственно-частного партнерства. Он включен в Стратегию пространственного развития и Транспортную стратегию Российской Федерации», – сообщил первый заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александр Ломакин.

Общая длина мостовой конструкции над рекой Волгой составит почти четыре км, а протяженность новой дороги – около 100 км. В настоящее время готовность объекта в целом составляет 60 %. Выполнение запланированного объема работ идет в соответствии с утвержденным графиком. Задействовано почти три тысячи человек, порядка 600 единиц техники, более 70 плавучих сооружений.

Помимо основного мостового перехода через Волгу, проект предусматривает возведение 39 мостов и путепроводов трассы «Обход Тольятти», на 37 из которых сегодня уже ведутся работы.

Ранее Президент Российской Федерации Владимир Путин поручил кабмину в 2023-2027 годах обеспечить реализацию ряда проектов по строительству дорожной инфраструктуры в ряде областей с последующим выделением на это дополнительных средств из федерального бюджета.

https://www.minstroyrf.gov.ru/press/v-tolyatti-postroyat-novuyu-trassu-i-most-na-marshrute-evropa-zapadnyy-kitay/

Рублевка прирастает объездом

Коммерсантъ, 12.09.2022

Росавтодор потратит 22 млрд рублей на реконструкцию правительственной трассы и строительство новой. Она свяжет город Одинцово, Рублево-Успенское, Можайское и Минское шоссе. На самой Рублевке появятся новая развязка и разворотная петля. Новая трасса станет частью дублера МКАД: чтобы он заработал в полную силу, необходимо устранить ряд «узких мест», обращают внимание эксперты.

ФКУ «Центравтомагистраль» (учреждение Росавтодора) объявило тендеры для строительства в несколько этапов новой 10-километровой четырехполосной дороги, которая свяжет Рублево-Успенское шоссе, Можайское шоссе и М-1 «Беларусь». Трасса, следует из материалов с портала госзакупок, будет проложена в створе существующего Красногорского шоссе и далее пройдет с западной стороны от города Одинцово. Общая сумма объявленных конкурсов составляет более 22,3 млрд руб.

«Капиталоемкость проекта связана с необходимостью строительства большого количества искусственных сооружений,– пояснили “Ъ” в Федеральном дорожном агентстве.– Предусмотрено пять мостов, четыре транспортные развязки, четыре путепровода и эстакада над Можайским шоссе».

На самом Рублево-Успенском шоссе появятся транспортные развязки и разворотная петля.

«Строительство этих объектов позволит ликвидировать существующее пересечение в одном уровне, в том числе со светофорным регулированием, и увеличить пропускную способность участка»,– рассказали в Росавтодоре.

Планы по строительству новой дороги, соединяющей Рублевку с М-1, обсуждаются еще с 2018 года. В 2020 году «Центравтомагистраль» готовил территорию под стройку, вырубая лес. 10 марта 2022 года правительство России распорядилось выделить в 2022–2024 годах Росавтодору 54 млрд руб. на дорожное строительство, в том числе на реконструкцию и строительство Рублево-Успенского шоссе.

Работы будут проводиться поэтапно, отметили в Федеральном дорожном агентстве, в зависимости от выделяемых «лимитов финансирования».

Завершить стройку планируется к концу 2026 года.

«В настоящее время ведутся подготовительные работы, связанные с переустройством инженерных коммуникаций и выкупом земли, сносом строений и сооружений, попадающих в полосу отвода,– пояснили дорожники.– Вырубленные зеленые насаждения, попадающие в зону строительства и реконструкции, восстановлены в полном объеме».

Новую дорогу нужно рассматривать в связке с двумя другими проектами, считает член общественного совета при областном Минтрансе Андрей Мухортиков. Он имеет в виду новую московскую трассу Солнцево– Бутово– Варшавское шоссе (некоторые ее участки уже введены в строй) и подмосковную Южно-Лыткаринскую автодорогу (строительство началось в августе 2022 года), которая пройдет между Варшавским шоссе и городом Железнодорожный. «В этом случае возникнет большое полукольцо, дублер МКАД. Он позволит проезжать между радиальными магистралями, не выезжая на них и не заезжая в Москву»,– поясняет эксперт.

Господин Мухортиков отмечает узкое место в проекте – уже существующую эстакаду над Минским шоссе, которая пропускает не более 1,5 тыс. автомобилей в сутки.

При этом с учетом строительства дублера поток увеличится минимум до 2–3 тыс. машин. «О проектировании и строительстве новой эстакады, или реконструкции существующей нужно подумать уже сейчас. А не потом, когда это станет бутылочным горлышком и начнутся пробки»,– подчеркивает господин Мухортиков.

Напомним, что Росавтодор, госкомпания «Автодор» и подмосковные власти сейчас строят несколько крупных дорог в столичном регионе. Среди них – Мытищинская хорда и дублер Егорьевского шоссе (планируется открыть в 2024 и 2027 годах соответственно), трасса М-12 Москва– Казань (вчера открылся ее первый участок в Подмосковье), Северный обход Лобни (частично откроют в конце 2022 года). Планируются также новые развязки на Центральной кольцевой автомобильной дороге и дальнейшее расширение участков федеральных трасс М-1, М-5 и М-8.

https://www.kommersant.ru/doc/5558155

Марат Хуснуллин: в этом году введут еще 43 км трассы Екатеринбург – Тюмень

Правительство России, 13.09.2022

«В рамках развития транспортного коридора «Запад – Восток» мы продолжаем выполнять поручения Президента. Работы по модернизации трассы Екатеринбург – Тюмень идут по плану», – заявил Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.

Вице-премьер рассказал, что проектом до 2025 года планируется увеличить количество полос движения до четырех на участке протяженностью 103,6 км и построить обходы сел Малые Брусяны и Мезенское, рабочего поселка Белоярского и города Богдановича протяженностью 72,4 км. Также будут обновлены барьерные ограждения, модернизированы мосты и путепроводы через железную дорогу, возведены надземные пешеходные переходы, проведен ряд других работ по оборудованию трассы.

«В прошлом году ввели 40 км дороги, а в этом году ведут еще 43 км трассы Екатеринбург – Тюмень. Продолжается также строительство обходов, – рассказал Марат Хуснуллин. – По остальным участкам идет работа по подготовке заключений «Главгосэкспертизы» или же готовится подписание госконтрактов».

Вице-премьер пояснил, что по Тюменской области проходит меньшая часть трассы Р-351 протяженностью 31 км и уже до конца 2022 года этот участок станет полностью четырехполосным с разделением встречных потоков барьерными ограждениями. Осенью будет введен и участок дороги 35 км, проходящий по Свердловской области.

Автомобильная дорога связывает столицы двух регионов, обеспечивая кратчайший путь из Свердловской области в Тюменскую протяженностью 306,2 км, а также к северным регионам России. По ней проходят основные маршруты пассажирских и грузовых перевозок.

http://government.ru/news/46506/

Государственная Дума рассмотрит вопросы развития электротранспорта в городах

Минтранс России, 13.09.2022

В осеннюю сессию в Государственной Думе Российской Федерации планируется проведение больших парламентских слушаний о развитии общественного электротранспорта в городах. Об этом сообщил председатель Госдумы Российской Федерации Вячеслав Володин, открывая первое заседание осенней сессии парламента.

Он отметил, что речь пойдет о восстановлении удобных маршрутов и обновлении подвижного состава в регионах. «Без этого невозможно повышение качества жизни людей. Проблема особенно актуальна для субъектовых центров. В ряде из них закрыли трамвайные и троллейбусные маршруты. Самостоятельно решить этот вопрос регионы не могут», – заявил Вячеслав Володин.

В 2022 году благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 9 городских агломераций поступит 333 единицы новой техники. 310 новых автобусов поступят в Челябинскую, Астраханскую, Нижегородскую, Пермскую, Сочинскую, Курскую и Улан-Удэнскую агломерации, 23 троллейбуса – в Новосибирскую и Брянскую агломерации. Всего же в рамках нацпроекта в 2022-2024 годах в 21 городскую агломерацию поступит 1161 единица нового общественного транспорта. На эти цели из федерального бюджета будет направлено порядка 10 млрд рублей.

Также Вячеслав Володин рассказал, что в настоящее время существует большой запрос на развитие речного сообщения. Председатель Госдумы отметил опыт Нижегородской области в решении этого вопроса.

«В этой связи правильно провести выездные парламентские слушания в Нижнем Новгороде, пригласив представителей Правительства, госкорпораций, регионов: обсудить вопрос, а затем выйти на принятие решений», – добавил он.

Справочно:в 2021 году было принято 20 федеральных законов в сфере транспорта, разработанных Минтрансом России. План законотворческой деятельности Министерства на текущий год содержит уже 62 законопроекта. Это рекордный показатель законопроектной деятельности за все время.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10375

Уточнение требований к проектированию городских мостов обеспечит их устойчивость к техногенным и природным нагрузкам

Минстрой России, 13.09.2022

Под руководством Минстроя России идет разработка Изменения №2 к СП 259.1325800.2016 «Мосты в условиях плотной городской застройки. Правила проектирования» (СП 259).

«Проектирование мостовых сооружений, расположенных в районах плотной городской застройки, требует особого внимания к обеспечению безопасности и учету сложных природных и техногенных воздействий. Актуализация свода правил позволит повысить уровень безопасности дорожного движения, уточнить требования к водоотводу с мостовых сооружений, пожарной безопасности и шумозащите прилегающих к объекту территорий», – пояснил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Музыченко.

При подготовке изменений в документ специалисты уточнят требования к обустройству продольных уклонов мостовых сооружений и шероховатости покрытия, а также к строительному подъему пролетных строений и деформационным швам. Эти корректировки сделают проезд более безопасным и комфортным.

«С учетом дифференцированного подхода к назначению нормативной нагрузки для городских мостов в зависимости от функциональной классификации улиц и дорог, появится возможность оптимизации затрат на строительство, в том числе для объектов, расположенных в пешеходных и парковых зонах. Кроме того, в своде правил будут уточнены требования по использованию подмостового и подэстакадного пространства в части размещения под ними эксплуатационных служб, автостоянок, торговых и бытовых и складских помещений», – рассказал директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин.

Обновление документа также обеспечит возможность внедрения новых технологий и материалов в строительство городских мостов.

https://www.minstroyrf.gov.ru/press/utochnenie-trebovaniy-k-proektirovaniyu-gorodskikh-mostov-obespechit-ikh-ustoychivost-k-tekhnogennym/

Более 25 участков автодорог по федеральной адресной инвестиционной программе находятся в высокой степени готовности

Минстрой России, 13.09.2022

В Минстрое России прошло рабочее совещание с представителями Федерального дорожного агентства, на котором обсудили ход реализации объектов капитального строительства, подлежащих вводу в эксплуатацию в этом году в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).

Мероприятие прошло под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Юрия Гордеева. В совещании приняли участие заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Самарьянов, представители заказчиков и подрядных организаций.

«Реализация объектов федеральной адресной инвестиционной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, и сегодня очень важно, чтобы кассовое исполнение было стопроцентным, строительство и реконструкция проходила в соответствии с утвержденным графиком и был обеспечен ввод объектов в эксплуатацию в установленный срок», – отметил замминистра Юрий Гордеев.

Как сообщили представители Федерального дорожного агентства, на сегодняшний день более 25 объектов находятся в высокой степени готовности. В данный момент на них проводятся работы по строительству и реконструкции федеральных трасс, а также повышению уровня обустройства. Речь идет об участках дорог М-5 «Урал», М-7 «Волга», Р-22 «Каспий», Р-256 «Чуйский тракт», Р-257 «Енисей», А-260 Волгоград – Каменск-Шахтинский, А-157 Минеральные Воды (аэропорт) – Кисловодск, М-8 «Холмогоры», Р-255 «Сибирь», А-360 «Лена» и других.

Мероприятия федеральной адресной инвестиционной программы реализуются Росавтодором в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». В этом году уже завершен целый ряд дорожных проектов. К примеру, работы по строительству и реконструкции на участке трассы Р-22 «Каспий» на подъезде к Волгограду и на отрезке дороги Р-256 «Чуйский тракт» в Алтайском крае.

Также активно ведутся работы, направленные на повышение уровня обустройства федеральных трасс. Так, в Краснодарском крае на участках автомобильной дороги А-147 Джубга – Сочи – граница с Республикой Абхазия установили укрепительные сооружения, а во Владимирской области ‒ шумозащитные экраны вдоль трассы М-7 «Волга», подъезд к городу Иваново.

Линии стационарного электроосвещения устроили на трассе Р-256 «Чуйский тракт», подъезд к Барнаулу (вблизи города Новоалтайска и станции Присягино) в Алтайском крае, а также на участке дороги М-2 «Крым», подъезд к Белгороду.

Минстрой России формирует и реализует федеральную адресную инвестиционную программу с 1 мая 2022 года. Строительство и реконструкцию объектов осуществляют главные распорядители бюджетных средств. Ежедневно в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерациис ними проходят совещания, на которых подробно обсуждают программу работ в соответствии с ФАИП.

https://www.minstroyrf.gov.ru/press/bolee-25-uchastkov-avtodorog-po-federalnoy-adresnoy-investitsionnoy-programme-nakhodyatsya-v-vysokoy/

В России будет создан Консорциум по выработке технической и инновационной политики в области строительства

Минстрой России, 15.09.2022

Меморандум о намерениях о создании Консорциума по выработке технической политики в области строительства (Консорциум) будет подписан в рамках научно-технической конференции «Технологический суверенитет. Строительство и инновации», главной темой которой станет достижение технологического суверенитета и снижение зависимости России от импорта в сфере строительства. Мероприятие пройдет 22 сентября 2022 года в Москве, его организаторы – Минстрой России, АО «НИЦ «Строительство» и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ).

Новое объединение должно стать единой платформой участников строительного сообщества с целью управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью в области строительства, обеспечивающей замкнутый цикл принятия решений, направленных на технологический суверенитет России в отрасли. Обсуждение и обмен мнениями по поводу создания Консорциума станет одной из важнейших частей программы конференции «Технологический суверенитет. Строительство и инновации».

«Для выполнения стратегической задачи по достижению технологического суверенитета в строительной отрасли и ЖКХ необходимо объединение усилий государства, науки, бизнеса, крупных корпораций, учебных заведений и общественных объединений. Именно для создания такого «единого фронта» в целях проведения совместной планомерной и скоординированной работы в этом направлении и создается новый Консорциум», – прокомментировал Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.

На первоначальном этапе в Консорциум войдут представители Минстроя России, Минпромторга России, ФАУ «ФЦС», ФАУ «Главгосэкспертиза России», НОСТРОЙ, НОПРИЗ, АО «НИЦ «Строительство», технических комитетов по стандартизации «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы», «Строительство», НИУ МГСУ и РААСН. Отмечается, что состав участников нового объединения не ограничивается сторонами, подписавшими Меморандум.

Планируется, что уже к концу сентября текущего года будут определены ближайшие задачи в рамках деятельности Консорциума по выработке технической политики в области строительства и планы по их реализации.

https://www.minstroyrf.gov.ru/press/v-rossii-budet-sozdan-konsortsium-po-vyrabotke-tekhnicheskoy-i-innovatsionnoy-politiki-v-oblasti-str/

В Иркутске прошел практический семинар Росавтодора по обеспечению транспортной безопасности

РОСАВТОДОР, 15.09.2022

На семинаре представители подведомственных Росавтодору учреждений (ФКУ) и других дорожных организаций обменялись опытом реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.

Мероприятие прошло под председательством заместителя начальника Управления транспортной безопасности Росавтодора Владимира Смолки. Он поприветствовал коллег и отметил необходимость продолжать совместную работу в сфере транспортной безопасности.

«На сегодняшний день вопросы обеспечения транспортной безопасности являются для нас наиболее приоритетными. Наша общая задача – оперативно реагировать на всевозможные изменения в этой области. Проведение подобных встреч, обсуждение возникающих вопросов, обмен опытом среди специалистов, непосредственно реализующих требования законодательства, позволяет вырабатывать новые модели и подходы к вопросам обеспечения безопасности», – отметил главный инженер ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Сергей Сунгатулин.

В ходе семинара участники затронули правовые аспекты, касающиеся категорирования объектов, ознакомились с результатами мониторинга защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, а также обсудили вопросы оснащения объектов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Также обсудили вопросы цифровизации в сфере транспортной безопасности, которая позволяет упростить процесс получения различных справок и услуг.

Особое внимание уделили изменениям в законодательстве. В своем докладе начальник отдела транспортной безопасности на объектах дорожного хозяйства Росавтодора Петр Беляков сделал акцент на финансировании мероприятий по обеспечению транспортной безопасности: «В рамках исполнения протокольных решений Министерства транспорта РФ Росавтодором подготовлен план мероприятий – дорожная карта – по совершенствованию правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности и практики применения внесенных изменений в нормативные акты.

В рамках практической части семинара во второй день проведения для участников было организовано выездное мероприятие для осмотра реализации мероприятий непосредственно на объектах транспортной инфраструктуры.

В завершение семинара Владимир Смолка поблагодарил участников семинара за плодотворную работу.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/563271

Виталий Савельев провел переговоры с Министром цифрового развития и транспорта Азербайджана

Минтранс России, 16.09.2022

15 сентября в режиме видеоконференции состоялись рабочие переговоры Министра транспорта Российской Федерации Виталия Савельева с Министром цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики Рашадом Набиевым.

Обсуждались совместные меры по развитию международных транспортных коридоров, в частности спектр работ по повышению эффективности использования инфраструктуры международного транспортного коридора «Север-Юг».

Министры отметили необходимость синхронизации совместных действий по развитию пунктов пропуска в целях повышения их пропускной способности.

Также рассмотрена возможность подписания двусторонних документов в области транспорта на предстоящих крупных отраслевых мероприятиях.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10379

Открыто движение по Северному обходу Калуги

Минтранс России, 16.09.2022

Сегодня в Калужской области состоялась торжественная церемония открытия обхода Калуги на участке Анненки – Жерело (Северный обход Калуги). Магистраль построена благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги».

В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, первый заместитель Министра транспорта Андрей Костюк, председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области Владислав Шапша, а также представители заказчика и подрядчика.

Северный обход Калуги протяженностью 21,7 км – самый масштабный объект дорожного нацпроекта в регионе. Строительно-монтажные работы здесь выполнялись с 2020 по 2022 год, в процессе возведения трассы было задействовано свыше 1,5 тыс. человек и более 500 единиц техники. Реализация проекта завершила строительство 84-километровой Калужской кольцевой автодороги. Интенсивность транспортного потока, по предварительным данным, составит до 40 тыс. автомобилей в сутки.

«Северный обход Калуги – это объект агломерационного значения, который позволяет создать единую и многокомпонентную структуру, играющую большую роль в развитии и процветании нашего государства, – отметил Марат Хуснуллин. – Это образец для всей страны по синхронизации мероприятий национальных проектов в различных сферах и отраслях для достижения национальных целей по комфортной городской среде, демографии, развитию экономики, внутреннему туризму, определенных Президентом России».

Новая автомагистраль категории I-б на всем протяжении имеет четыре полосы движения, ширина каждой – 3,75 м. Верхний слой покрытия выполнен из щебеночно-мастичного асфальтобетона марки ЩМА-20 на полимерно-битумном вяжущем. Расчетная скорость движения – 120 км/ч.

В процессе возведения Северного обхода Калуги построены 4 транспортные разноуровневые развязки, 3 моста общей протяженностью 356,1 пог. м, а также 7 путепроводов длиной 847,9 пог. м. Ключевой частью строительства объекта стало возведение единого путепровода через Московскую железную дорогу и реку Каменку, который состоит из двух раздельных сооружений длиной более 300 м каждый.

Все это стало возможным благодаря федеральной поддержке ― стоимость объекта составила 14,7 млрд рублей. Губернатор Калужской области Владислав Шапша назвал открытие Северного обхода настоящим праздником для всех жителей региона. «Это дорога, с которой связаны перспективы развития областного центра на десятилетия вперед. Это дополнительные возможности для межрегионального сотрудничества и, конечно, способ осуществления новых инвестиционных проектов. При поддержке Президента, Правительства страны строительство обхода получило опережающее финансирование, и такая помощь позволила нам работать в ускоренном темпе и сдать объект досрочно», – отметил глава региона.

Северный обход Калуги позволит обеспечить транспортную доступность нового качества между районами областного центра – по подсчетам специалистов, время в пути из центра Калуги до разрозненных населенных пунктов городского округа сократится с 1,5 часов до получаса.

Транзитный транспорт, в том числе грузовой, выведут за пределы областного центра, что снизит нагрузку на городскую дорожную сеть. Кроме того, трасса будет способствовать развитию инфраструктуры прилегающих территорий.

На граничащих с объектом территориях в 2022 планируется ввести в эксплуатацию 16,5 тыс. кв. м жилья, в 2023 году – 36 тыс. кв. м. В рамках комплексного развития территорий в перспективе застройка составит порядка 150 тыс. кв. м. В районе Северного обхода Калуги уже выделены более 1 145 земельных участков для предоставления их многодетным семьям региона.

Всего благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в Калужской области в 2022 году запланировано привести к нормативу более 200 км региональных трасс и участков улично-дорожной сети городской агломерации.

https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10381

На форуме «ИТС России: цифровая эра транспорта» обсудили успехи дорожного хозяйства в области цифровизации

РОСАВТОДОР, 16.09.2022

В Москве состоялся 7-й форум и выставка «Интеллектуальные транспортные системы России. Цифровая эра транспорта». В пленарном заседании приняли участие депутат Государственной Думы РФ Сергей Тен, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Рябухин, заместитель руководителя Росавтодора, руководитель цифровой трансформации Олег Ступников, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель технического комитета ТК-418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров.

Представители бизнеса и экспертного сообщества в области цифровых технологий на транспорте из более 40 субъектов страны обсудили применение отечественных технологий и новейших разработок в области ИТС.

С приветственным словом выступил первый заместитель председателя Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Государственной Думы Российской Федерации Сергей Тен: «Пять-семь лет назад мы только еще разбирались в понятии «интеллектуальные транспортные системы», а сегодня уже на практике ‒ при поддержке и в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» ‒ реализуем программы внедрения ИТС в городских агломерациях. И погружение в эту тему идет в каждом субъекте Российской Федерации».

В своем докладе заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников отметил, что цифровая трансформация отрасли – это поистине грандиозная задача, поставленная государством, и уже сейчас Федеральное дорожное агентство реализует масштабные проекты в этой сфере. «Мы обеспечили принципиально новый качественный уровень предоставления государственных услуг. Преимущественно используются отечественные и импортонезависимые решения, внедряются технологии искусственного интеллекта и информационного моделирования», ‒ отметил руководитель цифровой трансформации Росавтодора.

К примеру, государственная услуга по выдаче специальных разрешений полностью перешла в электронный вид, что позволило сократить сроки ее предоставления с 15 до 9 дней. Теперь процесс предоставления государственной услуги стал более прозрачным, исключает посредническую составляющую, а планирование перевозчиков и грузовладельцев становится прагматичным, что, безусловно, влияет на эффективность их работы и благоприятно скажется на стоимости товаров и услуг.

В текущем году Росавтодор активно включился в работу по применению технологий искусственного интеллекта. По итогам работы будет сформирован цифровой двойник, который с помощью обученной модели будет участвовать в формировании перечня необходимых мероприятий по БДД. Еще одной областью применения элементов искусственного интеллекта является анализ сметной документации.

Также Олег Ступников добавил, что Федеральное дорожное агентство продолжает свою деятельность в области цифровой трансформации. На сегодняшний день в активной проработке находятся вопросы возможности перевода государственных информационных систем Росавтодора на платформу «ГосТех», внедрения платформы обратной связи, создания витрин данных. Кроме того, в планах ‒ замена программного обеспечения зарубежного производства на российское, автоматизация анализа и контроля сметной документации, достижение технологического суверенитета и обеспечение информационной безопасности.

В ходе мероприятия эксперты рассказали о создании отраслевого Центра компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли. В свою очередь заместитель руководителя Росавтодора сообщил о полной импортонезависимости ведомства в части документооборота, систем нормативно-технической документации, нормативно-справочных поисковых систем и информационной.

На пленарном заседании также обсудили кадровый потенциал дорожного хозяйства. Участники подчеркнули важность постоянного развития кадров и повышения квалификации специалистов в области ИТС и цифровых технологий. Это позволит решать сложные задачи, а также реализовывать новые уникальные проекты в сфере цифровизации транспортного комплекса.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/564201

Развитие системы управления дорожным хозяйством в части земельно-имущественных отношений обсудили в Сочи

РОСАВТОДОР, 16.09.2022

14 и 15 сентября в Сочи прошел ежегодный семинар Федерального дорожного агентства «Развитие системы управления дорожным хозяйством в части формирования и учета федерального имущества и управления им».

В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Алексей Бутовецкий, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Елена Лысенкова, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов, заместитель директора департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Максим Галь, начальник Управления земельно-имущественных отношений ведомства Александр Соколовский, а также специалисты Федерального дорожного агентства и подведомственных ему казенных учреждений и представители крупнейших отраслевых компаний.

В своем приветственном слове Игорь Костюченко отметил важность поднимаемых на семинаре вопросов. «Вся наша деятельность нацелена на совершенствование сети автомобильных дорог в Российской Федерации. Подготовка и утверждение документации по планировке территории, образование и предоставление земельных участков, управление имуществом, подготовка разрешений на строительство, реконструкцию и на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог – все это, скажем так, вершина того айсберга, который охватывает огромный, значительный блок задач. И все они, безусловно, нацелены на совершенствование транспортной инфраструктуры нашей страны и как итог – обеспечение пользователей дорог современным и качественным уровнем услуг по пути их следования».

Первый день семинара был посвящен организации подготовки территории строительства федеральных автомобильных дорог, особенностям оформления земельных отношений, передаче автомобильных дорог на иной уровень собственности, оптимизации подведомственных федеральных автономных учреждений дополнительного профессионального образования, формированию плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства и кассовой дисциплине.

Развитию институтов видов разрешенного использования земельных участков был посвящен доклад Алексея Бутовецкого: «За последние несколько лет, с тех пор как Росреестр начал напрямую подчиняться Правительству Российской Федерации, произошло беспрецедентное количество изменений. И все они были приняты в пользу строительного и транспортного комплексов нашей страны. Это касается и правовой экспертизы государственной регистрации, и упрощения порядка оформления линейных объектов и их частей. Сейчас наше ведомство идет в ногу со всеми нашими коллегами. Мы – не барьер на пути развития озвученных ранее комплексов, а скорее помощник. Ключевой же момент для дальнейшего нашего развития – это создание полного и точного реестра недвижимости. Ведь, к сожалению, сейчас мы не имеем в нем полных сведений о всех правообладателях земельных участков, обо всех границах этих участков и различных территориальных зон населенных пунктов. Все это препятствует проведению эффективных управленческих решений в дорожной отрасли».

Антон Козлов в своем выступлении акцентировал внимание на текущей работе по совершенствованию законодательства в области дорожного хозяйства: «В 2022 году, по моему мнению, произошли кардинальные изменения, в частности, в вопросе переустройства инженерных сооружений, коммуникаций. Градостроительный кодекс дополнился статьей 52.2, которая регламентирует и сделала более простым и понятным весь процесс переустройства. Помимо этого, были внесены изменения в 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Теперь для изменения данных о технических параметрах объекта (в том случае, если ремонтируется, реконструируется лишь его часть) достаточно подготовить технических план только той самой части. И еще один важный момент – Минтранс в настоящее время готовит пакет изменений в Положение о Федеральном дорожном агентстве в части наделения Росавтодора полномочиями по выдаче разрешений на строительство инженерных сооружений. Таким образом будет реализован принцип «одного окна». Теперь при начале дорожного строительства для получения разрешений в отношении каждого переустраиваемого объекта можно будет обращаться именно в Росавтодор».

Об актуальных изменениях в градостроительном законодательстве Российской Федерации также рассказал и Максим Галь. Спикер отметил общую тенденцию к оптимизации и гармонизации нормативно-правовой базы, в особенности в сфере подготовки документации по планировке территорий, их комплексного развития, а также территориального планирования.

Серьезную дискуссию вызвал доклад начальника отдела организации подготовки территории строительства Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Дмитрия Обухова. Он рассказал об особенностях подготовки документации по планировке территории для размещения федеральных автомобильных дорог.

Прорывные решения в регионах в части подготовки документации и организации территории строительства представили специалисты подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений. Опытом исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков при размещении автомобильных дорог озвучил начальник отдела имущественных отношений ФКУ Упрдор Москва – Волгоград Сергей Сизов. Подобную практику озвучила и начальник отдела земельно-имущественных отношений ФКУ Упрдор «Южный Байкал» Ирина Дондокова (на примере строительства участка км 72 – км 83 трассы Култук – Монды в Республике Бурятия). Главный инженер ФКУ Упрдор «Северо-Запад» Валерий Борисов затронул тему оформления прав на объекты электросетевого хозяйства. Докладчик поделился положительным опытом получения разрешительной документации при переустройстве магистральных газопроводов, таких как «Кохтла-Ярве – Санкт-Петербург» и «Кипень – Петродворец».

Важным тематическим направлением первого дня семинара стали вопросы передачи участков автомобильных дорог, утрачивающих признаки федерального значения, в региональную или муниципальную собственность. Кроме того, начальник Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский представил основные мероприятия ведомства, которые направлены на оптимизацию сети федеральных государственных автономных образовательных учреждений. В настоящее время в ведении Росавтодора 52 подобных учреждения. И в их отношении ведется активная работа по их реорганизации и ликвидации, а также по поручению Правительства Российской Федерации Росавтодором совместно с Росимуществом и АО «ДОМ.РФ» идет работа по передаче недвижимого имущества учреждений в казну Российской Федерации или вовлечении в хозяйственный оборот в соответствии с федеральным законодательством.

Большое внимание было уделено на встрече и объектам незавершенного строительства при выполнении проектно-изыскательских работ. Формированию подходов, которые направлены на уменьшение количества таких объектов, было посвящено выступление начальника отдела организации подготовки проектной документации Управления строительства автомобильных дорог Росавтодора Сергея Воронина. Спикер рассказал о тех подходах, которые направлены на подготовку к списанию объектов проектно-изыскательских работ в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 07.09.2021 № 1517 «О принятии решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства». Кроме того, слушатели могли ознакомиться с той системной работой, которая проводится Росавтодором. В частности, ФКУ была поставлена задача предоставить обновленную информацию об объектах незавершенного строительства и их текущего состояния.

Во второй день семинара участники обсудили развитие объектов дорожного сервиса. Начальник отдела развития объектов дорожного сервиса и инфраструктуры Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Николай Круглов рассказал об особенностях планирования многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ) в рамках строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог. Сегодня вдоль подведомственной сети размещено 11 359 объектов дорожного сервиса (один ОДС на каждые 6 км). И их количество будет только увеличиваться. Так, при строительстве автомобильной дороги А-289 предусмотрено создание 7 МФЗ, столько же – при строительстве обхода г. Волгограда. По результатам анализа в настоящее время подготовлена генеральная схема, которая включает 126 площадок отдыха с перспективой их дальнейшего развития в многофункциональные зоны дорожного сервиса.

Подробнее о строительстве МФЗ на обходе Волгограда сообщил начальник отдела имущественных отношений ФКУ Упрдор Москва – Волгоград Сергей Сизов. Он поделился опытом взаимодействия с инвесторами при планировании и строительстве данных зон сервиса и остановился на определении порядка оформления прав застройщика на земельные участки, на заключении между казенным учреждением и инвестором соглашений об установлении сервитута в отношении земельных участков под МФЗ.

В свою очередь начальник отдела развития объектов дорожного сервиса и инфраструктуры ФКУ Упрдор «Холмогоры» Елена Соболева рассказала о возможных способах привлечения нескольких инвесторов для организации МФЗ на примере проекта капитального ремонта участка трассы А-119.

Ведущий инженер отдела организации работ по содержанию и сохранности автомобильных дорог ФКУ Упрдор «Енисей» Алла Архипова и представитель администрации Красноярского края проиллюстрировали как успешно можно привести объекты дорожного сервиса в нормативное состояние (на примере нескольких АЗС на трассе Р-257 «Енисей»).

Безусловно, вопрос развития объектов дорожного сервиса идет в связке с темой развития внутреннего туризма. О самых популярных вариантах для путешествий по России рассказала заместитель руководителя Ростуризма Елена Лысенкова. В настоящее время число автотуристических поездок граждан внутри страны к 2025 году составит почти 45 млн человек (для сравнения – в 2015 году этот показатель составлял 30,5 млн).

Заместитель начальника ФКУ Волго-Вятскуправтодор Алмаз Галеев в своем докладе представил планы развития сопутствующего сервиса на маршруте «Большая Волга», который проходит в том числе по трассам М-7 «Волга» и Р-241 через территории Чувашской Республики, Республики Татарстан и Ульяновской области. По его словам, количество объектов придорожного сервиса АЗС, гостиниц и пунктов питания в ближайшие несколько лет должно увеличиться на указанном туристическом маршруте почти на треть.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/564191

На строящемся участке трассы М-5 «Урал» в Рязанской области установили экспериментальные станции мониторинга

РОСАВТОДОР, 16.09.2022

В н.п. Шилово Рязанской области с 13 по 16 сентября на объекте строительства автомобильной дороги М-5 «Урал» (участок км 286 – км 297) специалисты Росавтодора и АНО «НИИ ТСК» проводили установку датчиков в конструктивный слой дорожной одежды. Основная цель – мониторинг ее напряженно-деформированного состояния.

Мероприятия проводились в рамках научно-исследовательской работы в соответствии с госконтрактом от 25.04.2022 № 5/1-2022. Тема исследования: «Создание экспериментальных станций мониторинга напряженно-деформированного состояния нежестких дорожных одежд на эксплуатируемых автомобильных дорогах с закладкой датчиков определения растягивающих и сжимающих напряжений и деформаций, определение напряжений и деформаций от статической и динамической нагрузки, выработка предложений по актуализации расчетных критериев нежестких дорожных одежд».

Напомним, что дорожная одежда – важнейший элемент автомобильной дороги. Она представляет собой сложную конструкцию, которая состоит из слоев покрытия и основания, устраиваемых на земляном полотне. От качества проектирования и устройства дорожной одежды зависят эксплуатационные свойства трассы, безопасность и комфорт передвижения участников дорожного движения, а также межремонтные сроки.

Подобные исследования позволяют актуализировать требования, посвященные проектированию нежестких дорожных одежд, и при этом учитывать реальное воздействие на них современного транспорта и различных природно-климатических факторов.

Уникальность данных мероприятий состоит в том, что ранее в отечественной практике подобные исследования с применением станций мониторинга в различных дорожно-климатических зонах не проводились.

Теперь же исследования будут выполняться во всех дорожно-климатических зонах, включая зоны вечной мерзлоты, с применением уникального современного оборудования, которое определяет необходимые параметры с высокой точностью и степенью автоматизации.

Необходимо отметить, что большинство эксплуатируемых автомобильных дорог нашей страны были ранее запроектированы на значительно меньшие межремонтные сроки, нежели регламентируемые в настоящее время. Проведенные же исследования позволят актуализировать методику проектирования и обеспечить требуемые межремонтные сроки, которые сейчас для дорог 1–4 технических категорий составляют 12 лет до ремонта и 24 года до капитального ремонта.

https://rosavtodor.gov.ru/press-center/news/archive-news/564101

Не менее 170 млрд рублей потребуется на строительство Восточного и Северного обходов Нижнего Новгорода

ДорИнфо, 19.09.2022

Газпромбанк и Группа компаний Бамтоннельстрой-Мост (ГК БТС-МОСТ) подали в правительство Нижегородской области заявки в порядке частной концессионной инициативы на участие в проектах создания Восточного и Северного обходов Нижнего Новгорода. Об этом в понедельник, 19 сентября, сообщает пресс-служба ГК БТС-МОСТ.

В рамках концессии предполагается создание и эксплуатация двух участков автодорог регионального значения, которые существенно расширят возможности пропуска транзитного транспорта в обход города. Планируемая протяженность Восточного обхода составит 45 км, Северного – 39,5 км. Объекты будут включать в себя десять транспортных развязок, а также два моста через реку Волга.

«Одним из ключевых объектов станет новый мостовой переход через Волгу. Группа компаний Бамтоннельстрой-Мост обладает уникальным опытом в возведении внеклассных мостов и всеми техническими средствами для реализации этих проектов, а партнерство с одним из лидеров финансирования строительства инфраструктурных объектов в России – Газпромбанком – позволит построить дороги с высоким качеством и в установленные сроки»,– подчеркнул заместитель генерального директора АО «Бамтоннельстрой-Мост» Александр Козаренко.

Общая сумма затрат на реализацию двух проектов составит не менее 170 млрд рублей. Отмечается, что Газпромбанк, помимо участия в качестве инвестора, выступит кредитором, финансовым консультантом, а также предоставит услуги банковского сопровождения.

«Проект позволит вывести часть грузового и легкового транспорта за пределы города, что способствует решению проблемы пробок для жителей, снизит износ дорожного полотна в городе, а также позволит улучшить экологическую обстановку», – отметил Первый Вице-Президент – начальник Департамента инфраструктурных проектов и ГЧП Газпромбанка Павел Бруссер.

Ранее сообщалось, что Газпромбанк и Бамтоннельстрой-Мост подали в правительство Нижегородской области заявку по строительству в рамках концессии второго пускового комплекса трассы Р-152 «Шопша – Нижний Новгород» – участка в обход городов Балахна и Заволжье.

https://dorinfo.ru/star_detail.php?ELEMENT_ID=133800