Сборник «Дороги и мосты» - 50 выпуск



Поздравления с выпуском юбилейного 50-го сборника научных трудов «Дороги и мосты»

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

  • Начальник управления интеллектуальных
    транспортных систем Н.Ю. Торопов,
    канд. техн. наук, начальник отдела
    методологии развития интеллектуальных
    транспортных систем Е.С. Федосеенкова
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: Тoropov@rosdornii.ru;
    FedoseenkovaES@rosdornii.ru

  • Аннотация: В статье рассматриваются проблемы терминологии в области интеллектуальных транспортных систем (ИТС), связанные с развитием нормативной базы в части применения динамических информационных табло и знаков переменной информации, а также отображения дорожных знаков на табло с изменяющейся информацией.
  • Ключевые слова: Интеллектуальные транспортные системы (ИТС), улично-дорожная сеть (УДС), пропускная способность, динамические информационные табло (ДИТ), знак переменной информации (ЗПИ), участник дорожного движения.
  • УДК: 656.1:006.05
  • Файл: Загрузить

ДОРОЖНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

  • Канд. техн. наук, доцент А.С. Конорев,
    канд. техн. наук С.А. Мирончук,
    исследователь Е.А. Еременко,
    инженер М.Н. Подгорнов
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: konorev@rosdornii.ru

  • Аннотация: В статье приведены результаты работ по созданию дорожно-испытательного комплекса ФАУ «РОСДОРНИИ», предназначенного для проведения ускоренных испытаний дорожных одежд с использованием симулятора колесной нагрузки «ЦИКЛОС». Рассмотрены функциональные и технические возможности полигона, приведены требования к минимальному техническому обеспечению.
  • Ключевые слова: Ускоренные испытания дорожных одежд, дорожно-испытательный комплекс, датчики мониторинга, симулятор колесной нагрузки «Циклос».
  • УДК: 625.7
  • Файл: Загрузить

АНАЛИЗ ГЕОРАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОПОСТАВИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

  • Д-р техн. наук, профессор А.М. Кулижников,
      канд. техн. наук Р.А. Еремин,
    инженер Н.Г. Пудова
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: kulizhnikov@rosdornii.ru;
    r.eremin@rosdornii.ru;
    pudova@rosdornii.ru

  • Аннотация: В статье представлено георадиолокационное оборудование, которое было применено при выполнении сопоставительных испытаний на участке автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань». Было использовано пять типов различного георадарного оборудования – от импульсных георадаров до георадаров с линейно-изменяемой частотой. Приведены технические характеристики георадарных комплексов, описана методика выполнения исследований. Представлены результаты определения толщины конструктивных слоев дорожной одежды и местоположения выявленных ослабленных зон. Дана оценка преимуществ и недостатков каждого георадарного комплекса.
  • Ключевые слова: Георадар, антенный блок, методика, сопоставительные исследования, частота, толщина, ослабленная зона.
  • УДК: 625.8:550.8.053
  • Файл: Загрузить

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН НЕРАВНОМЕРНОГО ИЗНОСА ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ

  • Канд. техн. наук Н.А. Лушников
    (Российский университет транспорта (МИИТ)),
    канд. техн. наук П.А. Лушников
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: P.lushnikov@rosdornii.ru

  • Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, связанные с неравномерным износом дорожного покрытия. Приведена модель взаимодействия колеса автомобиля с дорогой, позволяющая дать объяснение возникновению периодических колебаний глубины износа вдоль траектории движения автомобиля.
  • Ключевые слова: Дорожное покрытие, износ покрытия, модель взаимодействия колеса автомобиля с дорогой.
  • УДК: 625.089.11
  • Файл: Загрузить

РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ ПРОЛЕТНОГО СТРОЕНИЯ С МНОГОРАСКОСНЫМИ ФЕРМАМИ ИЗ СТЕКЛОКОМПОЗИТОВ СО СТАЛЬНОЙ ОРТОТРОПНОЙ ПЛИТОЙ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ МОСТОВ

  • Д-р техн. наук, профессор В.А. Уткин,
    аспирант В.В. Скиба
    (Сибирский государственный
    автомобильно-дорожный университет
    («СибАДИ»))
    Конт. информация: prof.utkin@mail.ru;
    viktoriya.skiba.97@mail.ru

  • Аннотация: В настоящее время в развитых странах мира проводятся значительные экспериментально-теоретические исследования и практические работы, направленные на внедрение в строительстве мостов новых конструкций с применением композитов в виде стеклопластиковых арматур, профилей и настилов. Федеральным дорожным агентством Минтранса России с учетом зарубежного опыта и отечественных достижений была разработана программа по внедрению композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них на 2015-2020 гг. Однако ее реализация продвигалась с отставанием, особенно, в области автодорожных мостов. Ключевой целью программы являлось создание условий наибольшего благоприятствования для скорейшего и масштабного внедрения и широкого применения в строительстве современных и эффективных полимерных композитов, конструкций и изделий из них. Наибольшее распространение в нашей стране получили пешеходные мосты из пултрузионных стеклопластиковых профилей и настилов. Их применение успешно освоено на опытном автодорожном мосту в Новосибирской области. В статье предлагается и описывается новая конструкция пролетного строения из стеклопластиковых многораскосных решетчатых ферм и включенная в совместную работу с ними стальная ортотропная плита проезжей части мостов.
  • Ключевые слова: Композиционный материал, гибридное пролетное строение, ферма, плита, автодорожный мост, стеклопластик, композитный профиль.
  • УДК: 624:625.745.1
  • Файл: Загрузить

ОПУСКНЫЕ ЯЩИКИ С ДНИЩЕМ ПРИ СООРУЖЕНИИ ОПОР МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА

  • Аспирант А.В. Перфилов
    (Сибирский государственный
    автомобильно-дорожный университет (СибАДИ))
    Конт. информация: artyomperfilov@yandex.ru

  • Аннотация: В статье рассмотрены основные предпосылки применения опускных ящиков с днищем при возведении опор мостового перехода через р. Волгу в составе международного маршрута «Европа – Западный Китай». Описана технология и последовательность работ по устройству конструкций опускных ящиков с днищем.
  • Ключевые слова: Опускной ящик с днищем, сооружение мостовых опор на больших глубинах, мостовые опоры с высоким ростверком, использование плавсредств.
  • УДК: 625.745.12
  • Файл: Загрузить

БОКОВОЕ ДАВЛЕНИЕ ГРУНТА НА ИНТЕГРАЛЬНЫЕ УСТОИ МОСТОВ

  • Канд. техн. наук, профессор В.И. Попов
    (Московский автомобильно-дорожный
    государственный технический университет (МАДИ))
    Конт. информация: popov.viktor@gmail.com

  • Аннотация: В статье рассмотрены вопросы учета бокового давления грунта насыпи на устои интегральных мостов. Показано, что имеющиеся зарубежные методики не в полной мере отражают действительную работу грунта за интегральными устоями, что приводит к значительному разбросу результатов. Для мостов с интегральными устоями на гибких однорядных сваях рекомендован способ определения бокового давления, а для полностью интегральных (портальных) мостов предложено использовать формулы британского руководства ВА 42/96.
  • Ключевые слова: Интегральные устои мостов, боковое давление грунта, портальные мосты, интегральные устои на гибких однорядных сваях, коэффициент бокового давления.
  • УДК: 624.21
  • Файл: Загрузить

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ГРАФОВ ПРИ ОЦЕНКЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

  • Заведующий сектором, аспирант К.А. Нурмухаметов,
    заместитель министра, доцент А.В. Чукин
    (Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан;
    Казанский государственный архитектурно-строительный университет),
    канд. техн. наук, доцент Т.А. Зиннуров
    (Казанский государственный архитектурно-строительный университет)
    Конт. информация: Karim.Nurmuhametov@tatar.ru

  • Аннотация: В статье проведен анализ реализованных в отечественной и зарубежной практике алгоритмов планирования дорожной деятельности в отношении мостовых сооружений. На примерах рассмотрены рекомендации по определению очередности их восстановления. С помощью анализа влияния принимаемых решений на связность графа автодорожной сети показан недостаток использования существующих подходов, не учитывающих взаимосвязи между сооружениями. Вместе с тем доказана актуальность применения теории графов при планировании восстановления мостов и перечислены решаемые таким путем задачи.
  • Ключевые слова: Связность, автодорожная сеть, граф, мостовые сооружения, мосты, грузоподъемность.
  • УДК: 625.745.12:656.11:351.811.112.2
  • Файл: Загрузить

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА МОДЕЛИРОВАНИЯ КОНУСА ОБСЫПНОГО УСТОЯ МОСТОВОГО СООРУЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ INDORCAD

  • Инженер, старший преподаватель Н.А. Новиков
    (Московский автомобильно-дорожный
    государственный технический университет (МАДИ)),
    начальник ТИМ отдела И.В. Щеканова,
    ТИМ-координатор М.С. Милованов
    (ООО «Инженерный центр «Мосты и Тоннели»),
    аспирант Я.А. Варнаков
    (Московский автомобильно-дорожный
    государственный технический университет (МАДИ)),
    ТИМ-мастер А.С. Соколянский
    (ООО «Инженерный центр «Мосты и Тоннели»)
    Конт. информация: kaman_job@inbox.ru;
    Liv.75.work@mail.ru;
    Milovanovms@gmail.com;
    yakov.varnakov@gmail.com;
    sokolyansky.artiom@yandex.ru

  • Аннотация: Проектирование конуса мостового сооружения сопряжено с рядом трудностей как при классической подготовке чертежей, так и при создании цифровой информационной модели (ЦИМ). Рассматриваются последовательность, основные подходы и процесс проектирования конуса обсыпного устоя мостового сооружения. Представлены варианты разработки ЦИМ конуса в существующем программном обеспечении (ПО) мостового и дорожного моделирования. Системы автоматизированного проектирования (САПР) среди представленного мостового ПО крайне ограничены в своих возможностях проектирования конуса обсыпного устоя. Показаны основные преимущества и недостатки моделирования конуса в программном комплексе для проектирования и моделирования автомобильных дорог – IndorCAD. При большей автоматизации процесса моделирования объектов в IndorCAD сокращается время на разработку и повышается эффективность рабочего процесса. Сообщается как о плюсах, так и минусах инструментов рассматриваемых программных комплексов и способов формирования модели конуса.
  • Ключевые слова: Конус мостового сооружения, обсыпной устой, информационное моделирование, проектирование, автоматизация, цифровая информационная модель (ЦИМ), системы автоматизированного проектирования (САПР), программное обеспечение (ПО), информационное моделирование зданий (сооружений) – BIM (Building Information Modeling).
  • УДК: 624.21:519.876.5:004.94
  • Файл: Загрузить

ПОСЛЕДСТВИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ-ЗА УДАРА НЕГАБАРИТНОГО ТРАНСПОРТА, И АНАЛИЗ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ ПОВРЕЖДЕНИЙ СБОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ

  • Заместитель начальника Управления
    эксплуатации автомобильных дорог К.Е. Дерябин
    (Федеральное дорожное агентство),
    канд. техн. наук, заместитель генерального
    директора Н.В. Илюшин,
    заместитель генерального директора Н.Ю. Новак,
    начальник отдела расчетов
    искусственных сооружений А.А. Гладков
    (ООО «Мастерская Мостов»),
    инженер, аспирант М.А. Акопян
    (ООО «Мастерская Мостов», РУТ (МИИТ)),
    д-р техн. наук, профессор Г.А. Емельянова
    (РУТ (МИИТ))
    Конт. информация: NovakNYu@bk.ru 

  • Аннотация: Объектом исследования являются принятые проектные решения, нацеленные на ликвидацию аварийных ситуаций, возникших при ударе по пролетным строениям автодорожных путепроводов проходящего под ними негабаритного транспорта, а также проектные решения, принимаемые при текущих и капитальных ремонтах для частичной замены балок пролетных строений мостового сооружения, выполненных по устаревшим типовым проектам, в том числе снятым с производства, или рабочим чертежам. Рассмотрены последствия типичных аварийных случаев. Проанализированы принятые проектные решения в части замены крайних железобетонных (ЖБ) балок заводского изготовления пролетных строений автодорожных мостов вследствие удара. Дано предложение и его расчетно-теоретическое обоснование по варианту замены крайних железобетонных балок на сталежелезобетонные (СТЖБ).
  • Ключевые слова: Аварии на автомобильных дорогах, ремонт, железобетонные (ЖБ) балки, сталежелезобетонные (СТЖБ) балки, проектирование, обследование.
  • УДК: 625.745.12
  • Файл: Загрузить

О СИСТЕМЕ «ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ»

  • Д-р техн. наук, профессор В.Д. Кондратьев
    (Московский автомобильно-дорожный
    Государственный технический
    университет (МАДИ))
    Конт. информация: k-051310@mail.ru

  • Аннотация: Статья посвящена вопросу о необходимости более углубленного рассмотрения состава системы «Дорожное движение», а также согласованности функционирования ее компонентов при решении проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения (БДД).
  • Ключевые слова: Дорожное движение, участник дорожного движения (УДД), дорожно-транспортное происшествие (ДТП), социальный риск, транспортный риск, система, подсистема, критерий, субъект управления, объект управления, модель, фактор.
  • УДК: 656.11
  • Файл: Загрузить

АНАЛИЗ РАССТОЯНИЯ ВИДИМОСТИ ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПОКРЫТИИ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

  • Аспирант, инженер Д.С. Гумненков
    (Российский университет транспорта (МИИТ);
    ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: gumnenkov@rosdornii.ru

  • Аннотация: В статье рассмотрены требования к назначению расстояния видимости препятствия на покрытии проезжей части автомобильных дорог общего пользования вне населенных пунктов. Приведены результаты расчета рассматриваемого показателя по общепринятым методикам с дальнейшим его сопоставлением с нормируемыми показателями.
  • Ключевые слова: Расстояние видимости, безопасность дорожного движения, обгон, время реакции, высота глаз, высота препятствия, геометрические элементы, план, продольный профиль.
  • УДК: 625.72
  • Файл: Загрузить

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ АНАЛИЗА ВЕТРОВОЙ НАГРУЗКИ НА МОСТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ ДЛЯ ЗАПУСКА СЦЕНАРИЕВ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ

  • Д-р техн. наук, профессор Д.В. Ефанов
    (Санкт-Петербургский политехнический
    университет Петра Великого (СПбПУ),
    Российский университет транспорта (МИИТ),
    Ташкентский государственный
    транспортный университет (ТГТУ)),
    магистрант Д.И. Михайлюк
    (Санкт-Петербургский политехнический
    университет Петра Великого (СПбПУ))
    Конт. информация: TrES-4b@yandex.ru;
    dani.fame@yandex.ru

  • Аннотация: В статье предложено расширить число сценариев для управления дорожным движением с применением интеллектуальных транспортных систем (ИТС) за счет информационного сопряжения и передачи сигналов на запуск сценариев от системы автоматизированного мониторинга состояния объектов инфраструктуры автомобильных дорог. В этих целях данные мониторинга предложено обрабатывать на внешней безопасной платформе аналитики и осуществлять передачу в программные средства ИТС только сигнала запуска сценария. Приводится простейшая автоматная модель информационного сопряжения систем мониторинга и управления. Разработан программный модуль анализа ветровой нагрузки на мостовое сооружение для запуска сценариев ситуационного управления в ИТС. Данный модуль прошел тестирование с использованием архивных данных, полученных с серверов системы мониторинга инженерных конструкций на мостовом переходе на остров Русский через пролив Босфор Восточный в г. Владивостоке и доказал свою работоспособность.
  • Ключевые слова: Интеллектуальная транспортная система (ИТС), система автоматизированного мониторинга состояния объектов инфраструктуры автомобильных дорог, система мониторинга инженерных конструкций, структурированная система мониторинга и управления инженерными системами, информационное сопряжение систем управления и мониторинга.
  • УДК: 681.518.5:656.1/.5:624.21
  • Файл: Загрузить

ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ НА ОСНОВЕ БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО, МОДИФИЦИРОВАННОГО ОТХОДАМИ ПОЛИЭТИЛЕНТЕРЕФТАЛАТА

  • Старший преподаватель Д.А. Воробьев,
    канд. техн. наук, доцент Ю.Г. Борисенко,
    д-р техн. наук, профессор Е.А. Чеботарев,
    канд. техн. наук А.А. Солдатов,
    аспирант К.Ф.А. Шухайб,
    аспирант М.Г. Ягубов
    (Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ))
    Конт. информация: davorobev@ncfu.ru;
    borisenko2005@yandex.ru

  • Аннотация: Представлены результаты экспериментальных исследований асфальтобетонов на основе битумного вяжущего, модифицированного отходами полиэтилентерефталата (ПЭТ). Показано положительное влияние модификатора на основе ПЭТ на физико-механические и эксплуатационные свойства асфальтобетонов. Выявлено, что с увеличением содержания ПЭТ в битумном вяжущем значительно улучшается деформативность асфальтобетона при низких эксплуатационных температурах и деформационная устойчивость – при высоких. Установлено, что применение предложенных битумных вяжущих, модифицированных ПЭТ, обеспечивает повышение эксплуатационных свойств асфальтобетона: сдвигоустойчивости, трещиностойкости и термостабильности.
  • Ключевые слова: Битум, модифицированное битумное вяжущее, модификация, полиэтилентерефталат, отходы, асфальтобетон, физико-механические и эксплуатационные свойства.
  • УДК: 665.775.4:625.85.06:625.752.1
  • Файл: Загрузить

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН И МЕХАНИЗМОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СУЛЬФАТНОЙ КОРРОЗИИ ПОРТЛАНДЦЕМЕНТА ПРИ УСТРОЙСТВЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

  • Канд. техн. наук, доцент А.И. Траутваин
    (Белгородский государственный
    технологический
    университет им. В.Г. Шухова (БГТУ))
    Конт. информация: trautvain@bk.ru

  • Аннотация: В статье представлен механизм возникновения и развития сульфатной коррозии цементного камня, а также ее отрицательное влияние на физико-механические характеристики материалов конструктивных слоев дорожной одежды, устраиваемых с использованием портландцемента. Для предотвращения возможного преждевременного разрушения конструктивных слоев дорожной одежды в результате сульфатной коррозии необходимо производить лабораторные исследования качества используемых материалов, а также эффективности применения различных стабилизирующих добавок. Сообщается об устройстве конструктивных слоев основания дорожной одежды с использованием технологии стабилизации и укрепления, позволившей увеличить несущую способность материалов данных слоев и снизить их толщину. Расчет был проведен для конкретного объекта с ограниченным бюджетом. Была поставлена задача предусмотреть варианты снижения стоимости строительства. Возможность получения конструктива разработанного состава с высокими физико-механическими характеристиками обоснована результатами экспериментальных работ. При использовании технологии укрепления и стабилизации грунта удалось снизить толщину с 106 см до 100 см – по первому варианту и до 81 см – по второму варианту, предусматривающему в дополнение к первому варианту стабилизацию и укрепление слоя из щебеночно-песчаной смеси (ЩПС). При этом стоимость 100 м2 конструкции дорожной одежды по первому варианту снизилась на 10 %, по второму – на 30 %.
  • Ключевые слова: Стабилизация, укрепление, дорожная одежда, конструктивные слои, портландцемент, эксплуатационная надежность.
  • УДК: 625.84:691.3
  • Файл: Загрузить

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИДРОФОБИЗИРУЮЩИХ СОСТАВОВ ДЛЯ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

  • Магистр В.А. Максимов,
    д-р техн. наук, профессор В.В. Ушаков
    (Московский автомобильно-дорожный
    государственный технический
    университет (МАДИ))
    Конт. информация: Maksimov.Vadim.007@yandex.ru;
    madi-ushakov@mail.ru

  • Аннотация: В статье изложены результаты исследования влияния различных гидрофобизирующих составов на водопоглощение и морозостойкость дорожного бетона. Выполнен анализ экспериментальных исследований и даны рекомендации по выбору наиболее эффективных гидрофобизирующих составов.
  • Ключевые слова: Автомобильные дороги, цементобетонные покрытия, гидрофобизирующие составы, морозостойкость бетона, водопоглощение бетона.
  • УДК: 625.84
  • Файл: Загрузить

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЯЖУЩИХ В УКРЕПЛЕНИИ ГРУНТОВ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

  • Канд. экон. наук,
    генеральный директор Е.Н. Симчук,
    зам. ген. директора,
    руководитель ИЦ К.А. Жданов,
    эксперт по стандартизации Р.Р. Зарифов
    (АНО «Научно-исследовательский
    институт транспортно-строительного
    комплекса» (НИИ «ТСК»))
    Конт. информация: niitsk@niitsk.ru

  • Аннотация: В статье приводятся результаты исследований применения комплексных минеральных вяжущих (КМВ) при укреплении грунтов в дорожном строительстве. Анализируются свойства и преимущества КМВ, такие как высокая прочность, эффективность укрепления грунта. Рассматриваются основные подходы к нормированию показателей КМВ. Представлены результаты исследования по применимости разных составов КМВ в дорожном строительстве. Подчеркивается значимость применения КМВ для эффективного укрепления грунтов.
  • Ключевые слова: Комплексные минеральные вяжущие, укрепление грунтов, прочность, несущая способность.
  • УДК: 625.7/.8:624.138:006.3/.8
  • Файл: Загрузить

АКТУАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЙ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ

  • Канд. экон. наук, генеральный директор Е.Н. Симчук,
    зам. ген. директора,
    руководитель ИЦ К.А. Жданов,
    руководитель лаборатории Д.А. Сизов,
    инженер А.Е. Симчук
    (АНО «Научно-исследовательский
    институт транспортно-строительного
    комплекса» (АНО «НИИ ТСК»))
    Конт. информация: niitsk@niitsk.ru

  • Аннотация: В статье рассмотрен подход к применению сит с квадратной формой ячеек при определении физико-механических показателей щебня в соответствии с новыми межгосударственными стандартами. Приведено обоснование применения сит с квадратной формой ячеек, а также рассмотрены их преимущества по сравнению с ситами с круглыми ячейками. Проведен анализ прочностных физико-механических характеристик щебня. Дано обоснование корректировки требований к показателю «дробимость», нормируемых независимо от генезиса горной породы.
  • Ключевые слова: Щебень, технические требования, физико-механические показатели, гранулометрический состав, дробимость, горная порода.
  • УДК: 625.7/.8:006.3/.8:006.354
  • Файл: Загрузить

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МИКРОСТРУКТУРЫ ЗОЛЫ УНОСА И ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

  • Канд. техн. наук С.В. Полякова
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: polyakovasv@rosdornii.ru

  • Аннотация: Зола уноса (ЗУ) в отечественной практике отнесена к золошлаковым отходам производства, образующимся при сжигании угля на тепловых электростанциях (ТЭС). Ее ненадлежащая утилизация является проблемой для окружающей среды и ведет к растрате возобновляемых ресурсов. В отличие от отечественной практики в зарубежной практике золу уноса (летучую золу, FA) относят к побочному продукту промышлености, характеризующемуся стабильными свойствами, что значительно упрощает его практическое использование. Кроме того, данный продукт должен соответствовать действующим техническим нормам, требованиям радиационно-гигиенической и санитарно-эпидемиологической безопасности. Применение ЗУ, как отхода производства сложной гетерогенной структуры, в широком промышленном масштабе дорожного хозяйства сдерживается рядом факторов, в том числе, связанных с недостаточно изученными особенностями ее микроструктуры и механизма структурообразования материалов с ее использованием. В статье уделяется внимание описанию микроструктуры ЗУ, ее физико-химическим свойствам, особенностям и недостаткам применения, ее возможным технологическим преимуществам и др.
  • Ключевые слова: Золошлаковые отходы производства, побочный продукт промышленности, зола уноса, угольная летучая зола, ценосферы, асфальтобетонные смеси, физико-механические свойства, удобоукладываемость.
  • УДК: 625.7/.8:658.567.1
  • Файл: Загрузить