Сборник «Дороги и мосты» - 49 выпуск



СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ МОСТОСТРОЕНИЯ ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ТР ТС 014/2011 «БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»

  • Начальник Управления научно-технических исследований,
    информационного и хозяйственного обеспечения С.В. Гошовец
    (Федеральное дорожное агентство),
    заместитель генерального директора
     по научной работе А.В. Козлов
    (ООО «Транспортный инжиниринг и строительство»),
    заместитель генерального директора Н.В. Илюшин
    (ООО «Мастерская Мостов»),
    заместитель генерального директора Н.Ю. Новак
    (ООО «Мастерская Мостов»)
    Конт. информация: bridgestudio@bk.ru

  • Аннотация: Проектирование и строительство мостов – одно из самых передовых направлений строительной отрасли. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) совместно с экспертами отрасли планомерно создают и укрепляют доказательную базу ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». Такая работа обеспечивает проектировщику, подрядчику и заказчику большую гибкость в принятии решений, не допуская при этом снижения технических и функциональных качеств дорожных конструкций. В статье дан более подробный обзор каждой группы национальных стандартов, которые были разработаны в течение 2021-2022 гг.
  • Ключевые слова: Технический регламент Таможенного союза, безопасность автомобильных дорог, проектирование и строительство мостов, обследование и испытания мостов, нормативная документация, методы расчета, подходы к проектированию, аэроупругая устойчивость, смотровые ходы и агрегаты, специальные вспомогательные сооружения и устройства.
  • УДК: 624.21:006.05
  • Файл: Загрузить

ОЦЕНКА ПОВРЕЖДАЕМОСТИ ПЛОСКИХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ГЕОРЕШЕТОК ПРИ АРМИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ КОНСТРУКТИВНЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

  • Старший преподаватель К.А. Куликова
    (Ярославский государственный
    технический университет),
    канд. техн. наук, доцент А.А. Игнатьев
    (ФАУ «РОСДОРНИИ);
    Ярославский государственный
    технический университет)
    Конт. информация: ignatevaa@rosdornii.ru;
    christinaandreewna@gmail.com

  • Аннотация: Рассмотрены и проанализированы традиционные плоские георешетки и инновационная 3D-георешетка, с позиции возможного отказа работы дорожных конструкций. Сообщается о выполненных исследованиях и испытаниях образцов георешеток на механическую повреждаемость и заклинивающую способность.
  • Ключевые слова: Георешетка, ячейка, форма ячейки, пятно контакта, уз-ловое соединение, повреждаемость.
  • УДК: 625.8:691.87
  • Файл: Загрузить

О ФОРМИРОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАЗЕРНОГО СКАНИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

  • Д-р экон. наук В.П. Миронюк
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»),
    аспирант А.О. Кузнецов
    (Воронежский государственный
    технический университет (ВГТУ)),
    инженер В.В. Шахназарян
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: A.O.Kuznetsov@gmail.com

  • Аннотация: В статье представлены результаты выполнения научно-исследовательских работ по формированию требований к процессу выполнения лазерного сканирования автомобильных дорог с последующей разработкой национальных стандартов в области автомобильных дорог, а именно «Лазерное сканирование. Общие требования к выполнению работ», а также «Лазерное сканирование. Требования к данным лазерного сканирования на различных этапах жизненного цикла автомобильной дороги». Данные стандарты были разработаны на основе анализа отечественных и зарубежных источников и проведения практических работ на опытно-экспериментальном участке автомобильной дороги. Сообщается об общей методике выполнения работ, а также о ключевых требованиях к информации, получаемой в результате лазерного сканирования.
  • Ключевые слова: Автомобильные дороги, лазерное сканирование, инженерно-геодезические изыскания, облако точек, методика, требования.
  • УДК: 528.8:625.7
  • Файл: Загрузить

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК АЭРОДРОМНЫХ БИТУМНО-ПОЛИМЕРНЫХ ГЕРМЕТИКОВ, МОДИФИЦИРОВАННЫХ МАГНИТНЫМ ПОЛЕМ

  • Канд. техн. наук А.В. Бураков
    (Военный учебно-научный центр
    Военно-воздушных сил
    «Военно-воздушная академия
    имени профессора Н.Е. Жуковского
    и Ю.А. Гагарина»)
    Конт. информация: schetchik777@mail.ru

  • Аннотация: Актуальной проблемой в области аэродромного обеспечения полетов государственной авиации является разработка перспективных технических решений и технологий, обеспечивающих долговечность деформационных швов жестких аэродромных покрытий, которая во многом определяется физико-механическими характеристиками применяемых для их герметизации битумно-полимерных герметиков (БПГ). В статье представлены результаты механических испытаний образцов БПГ, обработанных постоянным магнитным полем различной напряженности. Предложен математический аппарат, который с достаточной точностью позволяет прогнозировать механическое поведение БПГ в деформационных швах жестких аэродромных покрытий. Дано сравнение реологических характеристик БПГ 35 с эксплуатационными на основе результатов определения температуры хрупкости про Фраасу БПГ 35, модифицированного в магнитном поле различной напряженности.
  • Ключевые слова: Жесткое аэродромное покрытие, деформационный шов, битумно-полимерный герметик (БПГ), реологические характеристики, ползучесть, релаксация напряжений.
  • УДК: 625.7/.8:625.083.5
  • Файл: Загрузить

ВЫБОР МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ ПУНКТОВ ВЕСОГАБАРИТНОГО КОНТРОЛЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

  • Начальник отдела транспортной безопасности
    ФКУ ДСД «Дальний Восток»,
    аспирант С.К. Интизаров,
    д-р техн. наук, профессор П.П. Володькин,
    канд. техн. наук, доцент В.А. Лазарев
    (Тихоокеанский государственный университет)
    Конт. информация: intizarov@dalvostok.su

  • Аннотация: Анализ текущей ситуации показал, что на федеральных автомобильных дорогах общего пользования в Дальневосточном федеральном округе отсутствует необходимый контроль за перевозкой грузов автомобильным транспортом. Мониторинг движения транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, проводится на постах весового и габаритного контроля, которые не обеспечивают достаточного охвата всей сети, а также не дооснащены как персоналом, так и техническими средствами. Совокупность этих факторов приве-ла к тому, что на данный момент грузоперевозчиками фактически полностью игнорируется действующее законодательство в области автомобильных грузоперевозок. Проанализирована структура и практическая реализация автоматических пунктов весового и габаритного контроля (АПВГК), предложена схема расположения пунктов контроля на опорной сети трех федеральных дорог общего пользования (Р-297, А-370 и А-376), рас-смотрено отечественное оборудование, способное заменить применяемые на российских автомобильных дорогах импортные системы весогабаритного контроля.
  • Ключевые слова: Автоматический пункт весового и габаритного кон-троля (АПВГК), Дальневосточный федеральный округ (ДФО), критерии выбора мест размещения АПВГК, точки контроля АПВГК в ДФО, ИТ-инфраструктура.
  • УДК: 625.8:656.11(571.6)
  • Файл: Загрузить

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕМЕНТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ С РЕМОНТНОЙ ВСТАВКОЙ

  • Канд. техн. наук, доцент А.Н. Попов,
    канд. техн. наук Е.В. Макаров,
    канд. техн. наук А.А. Хатунцев
    (Военный учебно-научный центр
    Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия
    имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
    (ВУНЦ ВВС «ВВА»))
    Конт. информация: e.vmakarov@yandex.ru

  • Аннотация: Сообщается об экспериментальной установке, имитирующей статическую нагрузку от основной опоры воздушного судна. Представлена методика экспериментальных исследований напряженно-деформированного состояния восстановленных путем ямочного ремонта участков искусственного аэродромного покрытия. Дан анализ результатов серии натурных испытаний по определению деформаций и напряжений, возникающих на поверхности отремонтированного участка. Установлены условия образования трещины на границе раздела материалов и параметры, оказывающие существенное влияние на изменение напряженно-деформированного состояния восстановленного по-крытия.
  • Ключевые слова: Жесткие аэродромные покрытия, напряженно-деформированное состояние, ямочный ремонт, адгезия ремонтного материала, статическая нагрузка.
  • УДК: 625.84 – 049.32:625.717
  • Файл: Загрузить

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НОВОГО ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ПОКРЫТИЙ ВПП АЭРОДРОМОВ НА ХАРАКТЕРНЫЕ ГРУППЫ УЧАСТКОВ

  • Канд. техн. наук Э.С. Цопанов
    (ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект»)
    Конт. информация: tsopanov@aeroproject.ru

  • Аннотация: Статья касается анализа сложившейся ситуации эксплуатации аэродромных покрытий жесткого типа в действующих аэропортах. Описана проблема неравномерной прочности цементобетона на характерных участках покрытий взлетно-посадочной полосы (ВПП). На основе результатов проведенного анализа выполнена модернизация нормативной базы. Даны рекомендации специалистам по проектированию и эксплуатации аэродромных покрытий жесткого типа.
  • Ключевые слова: Аэродромные покрытия жесткого типа, взлетно-посадочная полоса (ВПП), цементобетон, прочность, характерные участки.
  • УДК: 625.717.2:625.84(083.74)
  • Файл: Загрузить

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ГЕОРАДАРНЫХ ДАННЫХ

  • Канд. техн. наук Р.А. Еремин,
    инженер Н.Г. Пудова
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»),
    Д.Б. Романов
    (НПО «Терразонд»)
    Конт. информация: r.eremin@rosdornii.ru;
    pudova@rosdornii.ru;
    info@terrazond.ru

  • Аннотация: Сообщается о возможностях использования пространственного анализа средствами ГИС-приложений для оценки результатов георадарного обследования. Отдельные георадарные профили содержат полезную информацию о внутреннем строении и состоянии дорожных конструкций в определенных сечениях дороги. Вместе с тем для эффективного поиска ослабленных зон дорожных конструкций и объяснения их причин необходимо также оценить рельеф, ситуацию и гидрогеологические особенности местности. Пространственный анализ позволяет объединять в одном программном окне различные модели существующей действительности, так, например, установить связь мест проседания слоев покрытия, образования пустот или разуплотнений в слоях основания дорожной одежды с местоположением подземных сооружений (коммуникации, подземные переходы и др.). Дано описание методики пространственного анализа и результатов ее применения на примере георадарного обследования дорог Московского региона.
  • Ключевые слова: Георадар, лазерное сканирование, автомобильная до-рога, атрибутный анализ, ослабленная зона, дорожная одежда.
  • УДК: 625.8:550.8.053
  • Файл: Загрузить

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОРОЖНОГО МЕТЕОМОНИТОРИНГА ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ДОРОЖНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН

  • Канд. техн. наук, доцент А.С. Конорев,
    канд. техн. наук С.А. Мирончук,
    исследователь Е.А. Еременко,
    аспирант В.А. Думенко
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: konorev@rosdornii.ru

  • Аннотация: Существующей схемой дорожно-климатического районирования территории бывшего Советского Союза, разработанной в 50-е годы прошлого столетия, не учитываются особенности природно-климатических комплексов ряда регионов, занимающих значительную площадь России. За прошедший период произошли климатические изменения, что негативно сказывается на качестве проектирования и состоянии эксплуатируемых автомобильных дорог. В статье изложена концепция метода дорожно-климатического районирования территории Российской Федерации с целью повышения уровня надежности конструктивно-технологических решений на стадии проектирования автомобильных дорог. Рассмотренный метод может служить основой для принятия проектных решений на базе уточненных данных о водно-тепловом режиме работы дорожных конструкций.
  • Ключевые слова: Дорожно-климатического районирование, водно-тепловой режим (ВТР), датчики влажности, датчики температуры (термокосы), сохранность автомобильных дорог.
  • УДК: 625.7
  • Файл: Загрузить

ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА НА ОСТРОВ РУССКИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЛИВ БОСФОР ВОСТОЧНЫЙ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

  • Д-р техн. наук, профессор В.Н. Мячин
    (ООО «НИПИ ТРТИ»),
    д-р техн. наук, профессор Д.В. Ефанов
    (Санкт-Петербургский
    политехнический университет
    Петра Великого (СПбПУ Петра Великого)),
    канд. техн. наук Г.В. Осадчий
    (ООО «Комплексные системы мониторинга»),
    аналитик данных М.В. Зуева
    (ПАО «Банк «Санкт-Петербург»),
    аспирант Х.Н. Вадгама
    (Санкт-Петербургский
    политехнический университет
    Петра Великого (СПбПУ Петра Великого))
    Конт. информация: TrES-4b@yandex.ru

  • Аннотация: Сообщается о характеристиках структурированной системы мониторинга, установленной на мосту на остров Русский через пролив Босфор Восточный во Владивостоке. Отмечается необходимость научного сопровождения получаемых системой мониторинга результатов в целях выработки рекомендаций по управлению жизненным циклом мостового сооружения. Описаны особенности анализа результатов мониторинга, полученных при помощи рассматриваемой структурированной системы мониторинга.
  • Ключевые слова: Структурированная система мониторинга, анализ ре-зультатов мониторинга, рекомендации по содержанию и эксплуатации мостового сооружения.
  • УДК: 681.518.5:625.745.12
  • Файл: Загрузить

РАЗРАБОТКА НОВОГО МЕТОДА ДЕТЕКТИРОВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО СПУТНИКОВЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ

  • Д-р техн. наук И.Н. Пугачев
    (Хабаровский федеральный исследовательский центр
    Дальневосточного отделения
    Российской академии наук (ХФИЦ ДВО РАН)),
    канд. техн. наук В.С. Тормозов
    (Тихоокеанский государственный университет)
    Конт. информация: ipugachev64@mail.ru;
    007465@pnu.edu.ru

  • Аннотация: Эффективное управление дорожным движением должно обеспечивать равномерную загрузку транспортной сети на пределе ее пропускной способности, не допуская перегрузки уязвимых зон, а также прогнозировать развитие транспортной обстановки. Предлагается метод ускорения алгоритма детектирования транспортных средств на спутниковых снимках. Подход основан на применении процедуры фильтрации гипотез после селективного поиска по определенным параметрам. Благодаря этому сокращается количество гипотез, обрабатываемых алгоритмом распознавания, и происходит ускорение работы алгоритма детектирования. Данный метод позволит оценивать состояние дорожного движения и эффективность его организации, выявлять и прогнозировать развитие процессов, влияющих на состояние дорожного движения, а также контролировать сферу безопасности и организации дорожного движения.
  • Ключевые слова: Безопасность дорожного движения, система управления транспортным потоком, детектирование, распознавание образов, селективный поиск, спутниковые снимки, компьютерное зрение.
  • УДК: 656.11:625.71
  • Файл: Загрузить

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЗОЛОШЛАКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

  • Канд. техн. наук, доцент Н.А. Слободчикова
    (Иркутский национальный исследовательский
    технический университет (ИРНИТУ)),
    главный специалист-эксперт К.В. Плюта
    (ФКУ Упрдор «Прибайкалье»)
    Конт. информация: kv_plyuta@mail.ru

  • Аннотация: В настоящее время процент утилизации золошлаковых отходов составляет не более 12 %, в то время как их ежегодный прирост измеряется в миллионах тонн. В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 г. доля утилизированных золошлаковых отходов, в общем объеме, должна быть увеличена с 8,4 % (базовый уровень – по данным 2018 г.) до 50 %. Одной из эффективных и наиболее емких сфер применения золошлаковых материалов является дорожное хозяйство, в частности строительство слоев земляного полотна автомобильных дорог. Однако отсутствие обширного научно-практического опыта применения этих материалов на территории Байкальского региона осложняет их использование при строительстве автомобильных дорог. В статье сообщается о возможности применения золошлаковых смесей Иркутской области в дорожном строительстве. Рассмотрены требования к качественным характеристикам золошлаковых смесей. Приведены результаты лабораторных исследований золошлаковых смесей Иркутской области.
  • Ключевые слова: Автомобильные дороги, отходы промышленного производства, золошлаковые смеси, утилизация, земляное полотно.
  • УДК: 911.37:691.5:625.81
  • Файл: Загрузить

РЕЦИКЛИНГ ОСТАТКОВ БЕТОННОЙ СМЕСИ НА ЦБЗ

  • Канд. техн. наук, профессор В.В. Силкин,
    д-р техн. наук, професор А.П. Лупанов,
    канд. техн. наук, доцент В.В. Рудакова,
    канд. техн. наук, доцент С.М. Дмитриев,
    магистрант В.А. Максимов
    (Московский автомобильно-дорожный
    государственный технический университет (МАДИ))
    Конт. информация: maksimov.vadim.007@yandex.ru

  • Аннотация: Важным решением для ресурсосбережения и экологических проблем, возникающих при производстве бетонных смесей на цементобетонных заводах (ЦБЗ), является рециклинг остатков бетонной смеси – процесс возврата их переработки в технологический процесс. Выполнен анализ, касающийся рециклинга остатков бетонной смеси с целью подбора эффективного оборудования в состав ЦБЗ для снижения себестоимости приготовления бетонных смесей и выполнения требований экологического законодательства.
  • Ключевые слова: Бетонная смесь, песок, щебень, рециклинг, установка для рециклинга, ресурсосбережение, экономическая эффективность.
  • УДК: 625.8:625.84.08.006.3:691.32
  • Файл: Загрузить

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИТЫХ АСФАЛЬТОБЕТОНОВ

  • Зам. ген. директора, руководитель ИЦ К.А. Жданов,
    первый зам. ген. директора Д.В. Медведев
    (АНО «Научно-исследовательский институт
    транспортно-строительного комплекса» (НИИ «ТСК»)),
    ведущий специалист А.А. Никифоров
    (ООО «Инновационный технический центр» (ООО «ИТЦ»))
    Конт. информация: niitsk@niitsk.ru

  • Аннотация: В статье описан опыт применения литых асфальтобетонных смесей. Изучен вопрос о необходимости обновлений технической документации на литые асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны. Описаны лабораторные исследования различных литых асфальтобетонных смесей.
  • Ключевые слова: Литой асфальтобетон, литая асфальтобетонная смесь, природные ресурсы, вяжущее, испытание.
  • УДК: 625.851
  • Файл: Загрузить

ИССЛЕДОВАНИЕ МОДУЛЕЙ УПРУГОСТИ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА ДЛЯ РАСЧЕТА КОНСТРУКЦИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

  • Руководитель лаборатории
    асфальтобетонов Г.Ф. Кадыров,
    руководитель лаборатории оценки
    транспортно-эксплуатационного состояния
    автомобильных дорог М.Ю. Горский,
    зам. генерального директора К.А. Жданов,
    канд. экон. наук, генеральный директор Е.Н. Симчук
    (АНО «НИИ ТСК»)
    Конт. информация: kadyrovgf@niitsk.ru

  • Аннотация: В статье рассмотрены методики, связанные с определением модуля упругости щебеночно-мастичного асфальтобетона. Приведены результаты лабораторных исследований по определению модуля упругости щебеночно-мастичного асфальтобетона с использованием различных методик. Проведен сравнительный анализ модулей упругости щебеночно-мастичных и традиционных (плотных) асфальтобетонов. Даны рекомендации по применению существующих методик определения модулей упругости асфальтобетонов для получения их расчетных характеристик.
  • Ключевые слова: Щебеночно-мастичный асфальтобетон, модуль упруго-сти, расчетные характеристики, лабораторные исследования.
  • УДК: 625.72:625.855.3
  • Файл: Загрузить

ПОДХОД К ПРИМЕНЕНИЮ ЗОЛОШЛАКОВ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

  • Канд. техн. наук С.В. Полякова,
    инженер И.В. Чанцев
    (ФАУ «РОСДОРНИИ»)
    Конт. информация: polyakovasv@rosdornii.ru

  • Аннотация: Накоплен значительный опыт, свидетельствующий о том, что вторичные материалы и побочные продукты промышленности могут эффективно применяться и в дорожном хозяйстве. В статье приведена информация по объему образования золошлаковых отходов (ЗШО) от сжигания угля, объему их утилизации, классификации по классу опасности, основным понятиям, используемым в сфере обращения с отходами, вторичными ресурсами и сырьем на их основе, регламентированными федеральными законами. Даны общие све-дения по объему образования золошлаковых побочных продуктов в зарубежной практике, их практическому и эффективному использованию.
  • Ключевые слова: Золошлаковые отходы угольных теплоэлектростанций (ТЭС), утилизация, золошлаковые материалы, золошлакоотвалы ТЭС, область обращения с отходами, дорожное хозяйство.
  • УДК: 625.7/.8:658.567.1
  • Файл: Загрузить

УЧЕНЫЙ И ОРГАНИЗАТОР ДОРОЖНОЙ НАУКИ

  • Коллектив ФАУ «РОСДОРНИИ»,
     редколлегия сборника «ДОРОГИ И МОСТЫ»

  • Аннотация: Памяти В.В. Чванова посвящается
  • Файл: Загрузить