СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Председатель Технического комитета
по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство»,
Президент «Р.О.С.АСФАЛЬТ»,
канд. техн. наук Н.В. Быстров
Конт. информация: +7(495)211-07-48; info@rosasfalt.org
Аннотация:В статье рассмотрены вопросы качества и совершенствования системы высшего образования в области дорожного хозяйства. На основе анализа состояния дорожного высшего образования выявлены недостатки в системе подготовки выпускников вузов. Предложены конкретные направления развития дорожного профессионального образования, в том числе отмечена необходимость создания учебно-методического центра дорожного образования.
ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА РАЗБИВКИ СОПРЯЖЕНИЯ БИКЛОТОИДЫ С КРУГОВОЙ ВСТАВКОЙ ИЗ СЕРЕДИНЫ КРИВОЙ
Канд. техн. наук, доцент С.П. Паудяль
(Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет (МАДИ))
Конт. информация: suprapa@mail.ru
Аннотация:Разбивка закруглений трассы автомобильной дороги с сопряжением переходных кривых и круговых вставок обычно выполняется от нескольких точек – от вершины угла, начала и конца закругления и других точек. Однако при больших значениях радиуса и угла поворота это значительно трудоемкий процесс.
При проектировании трассы автомобильной дороги среди
используемых методов наиболее широко применяемым является метод «однозначного определения оси», основанный на принципах проектирования тангенциальной оси.
Согласно нормативным документам предъявляются требования, обеспечивающие безопасное и удобное движение автомобиля. Почти во всех странах мира в качестве переходных кривых применяются клотоидные отрезки с разными параметрами и в сочетании с круговыми вставками. Однако при этом существует возможность поиска и разработки новых методик.
В статье предложена новая методика разбивки закругления плана трассы биклотоидами с круговой вставкой из одной точки – из её середины с целью существенного повышения точности и сокращения времени выполнения разбивочных работ.
Аннотация:Разрушение автомобильных дорог, а также сокращение их срока службы, как правило, обусловлено движением тяжеловесных транспортных средств, осевые нагрузки которых оказывают повышенное разрушающее воздействие на дорожную конструкцию, нанося ощутимый ущерб, особенно в периоды пониженной прочности. Как известно, в весенний период влажность грунта значительно повышается, вследствие чего происходит снижение несущей способности земляного полотна. В целях предотвращения преждевременного разрушения дорожных конструкций существует практика введения временных ограничений, что предусматривает снижение допустимых значений осевых нагрузок транспортных средств. В связи с этим важное значение имеет определение с высокой точностью периода весеннего оттаивания. В статье проанализированы результаты проведения измерений водно-теплового режима дорожной конструкции и прочности конструкций. Исходя из этого, была подтверждена обоснованность применения коэффициентов, в основе расчета которых лежит суммирование среднесуточных температур воздуха как общедоступного индикатора динамики изменения климатических условий. На основе проведенного анализа предложен общий порядок определения границ периода весеннего оттаивания грунта земляного полотна.
Аннотация:В статье рассмотрены результаты работ по опытно-экспериментальному применению инновационных обеспыливающих материалов на основе безводного хлористого кальция и шестиводного хлористого магния с растворимым в воде многофункциональным поверхностно-активным веществом аминной группы.
Ключевые слова:Автомобильные дороги, пылеподавление, обеспыливание, видимость, хлористый кальций, хлористый магний, сухие смеси, содержание дорог, инновация.
ВЛИЯНИЕ ХИМИЧЕСКИХ СОЛЕВЫХ ДОБАВОК НА ВЕЛИЧИНУ МОРОЗНОГО ПУЧЕНИЯ ГРУНТОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Канд. техн. наук С.А. Мясникова,
д-р хим. наук В.А. Шорин,
канд. техн. наук А.Ю. Вельсовский
(Вологодский государственный университет (ВоГУ))
Конт. информация: lana-m-11@mail.ru; ad@vogu35.ru
Аннотация:Статья касается исследования влияния химических солевых добавок на морозоустойчивость конструкции автомобильных дорог. Приведены методики и технологии введения в грунт солевых добавок. Отражена подготовка грунта, обработанного солевыми добавками, для испытания на морозное пучение. Исследована кинетика процессов морозного пучения эталонного грунта и грунта, обработанного солевыми добавками. Изучено влияние вида и концентрации солевой добавки на степень морозного пучения грунтов. Выявлены коррелятивные связи влияния химических солевых добавок на показатели морозного пучения грунтов.
Аннотация:В статье представлено решение задачи выявления ослабленных зон (участки повышенного увлажнения, расслоения или разуплотнения материалов, просадки и др.) в конструктивных слоях дорожной одежды. Использование различных автоматизированных алгоритмов распознавания образов (методы атрибутного анализа совместно с инструментом компьютерного зрения) при обработке и интерпретации георадарных данных помогает достаточно быстро выделить неоднородные области на радарограммах, которые соответствуют ослабленным зонам в подстилающих слоях основания дорожной одежды.
Аннотация:В статье рассматриваются аспекты применения георадиолокации в тесной связи с методами точной геодезической привязки при работах в условиях плотной городской застройки. Для интерпретации объемных массивов данных используется пакетная обработка с применением алгоритмов атрибутного анализа. Для визуализации и представления данных используются ГИС-технологии.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ОЦЕНКИ ХАРАКТЕРИСТИК УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В СВАРНЫХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ МОСТОВ ТЕПЛОВЫМ СПОСОБОМ
Канд. техн. наук, доцент Л.Ю. Соловьев,
аспирант В.А. Федоренко
(Сибирский государственный университет
путей сообщения (СГУПС))
Конт. информация: lys111@yandex.ru; sky.97@bk.ru
Аннотация:Статья касается исследования возможности применения инфракрасной термографии для контроля длины усталостной трещины и определения истинного положения ее вершины. На основе накопленного опыта и анализа полученных результатов авторы приводят ключевые характеристики применяемого оборудования, на которые необходимо обратить внимание для эффективного использования теплового метода контроля. На основе сравнительного анализа наиболее часто используемых методов неразрушающего контроля, применяемых в рамках выполнения работ по обследованию сварных металлических пролётных строений для диагностирования усталостных трещин, показаны существенные преимущества современного метода инфракрасной термографии. Эффективность применения теплового метода была установлена при фиксации фактического местоположения вершин усталостных трещин в лабораторных условиях, а также подтверждена и в полевых условиях на эксплуатируемых мостах.
АНАЛИЗ АВАРИИ МОСТОВОГО СООРУЖЕНИЯ ИЗ-ЗА НЕУЧЕТА СТАДИЙНОСТИ ЕГО ВОЗВЕДЕНИЯ
Канд. техн. наук, доцент И.И. Овчинников
(Саратовский государственный технический
университет имени (СГТУ) имени Гагарина Ю.А.),
канд. техн. наук, профессор Ш.Н. Валиев
(Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет (МАДИ)),
аспирант О.Н. Герасимов
(Саратовский государственный технический
университет имени (СГТУ) имени Гагарина Ю.А.),
д-р техн. наук, профессор И.Г. Овчинников
(Тюменский индустриальный университет (ТИУ)),
магистрант И.Р. Гасанов
(Саратовский государственный технический
университет имени (СГТУ) имени Гагарина Ю.А.)
Конт. информация: bridgeart@mail.ru; vshn2014@gmail.com; oleg96-2011@mail.ru; bridgesar@mail.ru; bridge899@mail.ru
Аннотация:В статье рассматривается проблема аварийности мостовых сооружений. Кратко анализируется состояние проблемы по отечественным и зарубежным литературным источникам и отмечается, что аварийности мостовых сооружений уделяется недостаточное внимание. Затем дан анализ аварийного разрушения мостового сооружения со сталежелезобетонным пролетным строением в Республике Дагестан в процессе его строительства из-за неучёта стадийности его возведения. В процессе расчетного анализа выявлено, что основной причиной обрушения пролетного строения путепровода является несоответствие технологии укладки бетонной смеси устойчивости элементов запроектированных мостовых металлоконструкций. При этом полученные результаты расчетного анализа в полной мере соответствуют картине разрушения, установленной в процессе обследования мостового сооружения после аварии.
МЕТОДИКА РАСЧЁТА И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОДПОРНЫХ СТЕН ИЗ БЛОКОВ С ГРУНТОВЫМ НАПОЛНИТЕЛЕМ
Канд. техн. наук, доцент Н.Я. Цимбельман,
аспирант И.В. Кузоваткин
(Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)),
генеральный директор Я.И. Котык
(ООО «Захар),
инженер-проектировщик Д.Ю. Иванников,
генеральный директор В.Н. Бабкин
(ООО «КорБет»)
Конт. информация: d.ivannikov@korbetstroy.ru; info@korbetstroy.ru
Аннотация:В статье рассматривается последовательность расчёта и
приводятся примеры внедрения конструкции быстровозводимого подпорного сооружения, обладающего повышенной устойчивостью к динамическим нагрузкам и эстетической привлекательностью при сравнительно невысокой стоимости. Подпорное сооружение представляет собой ступенчатую конструкцию полугравитационного типа, в которой совместная работа заполненных грунтом блоков обеспечивается силами трения за счет плотной укладки грунта наполнителя внутри каждого из блоков и формирования уплотненного основания сооружения, удерживающего грунт от обрушения. Рассматриваемая конструкция обладает рядом преимуществ, среди которых быстрый монтаж (а также возможность демонтажа с сохранением целостности основных элементов), отсутствие «мокрых» процессов при возведении, конструктивная гибкость, относительно высокая устойчивость к динамическим нагрузкам. Решение задачи создания метода расчётного моделирования подпорных сооружений со сложной формой напорной грани, состоящих из блоков, не имеющих жёсткой конструктивной связи и заполненных сыпучим телом, позволит составить достаточное расчётное обоснование для применения рассматриваемой конструкции в сооружениях транспортного строительства, в составе устоев мостов и при креплении насыпей дорог.
Ключевые слова:Подпорные стенки, устои мостов, заполненные грунтом блоки, крепление насыпей автомобильных дорог, новые конструкции подпорных сооружений.
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ВОДООТВОДНЫХ ТРУБОК НА МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ
Инженер, старший преподаватель Н.А. Новиков
(Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет (МАДИ))
Конт. информация: kaman_job@inbox.ru
Аннотация:Описываются особенности устройства и работы дождеприемников в виде водоотводных трубок, используемых на мостовых сооружениях. Приведены существующие исследования по определению пропускной способности различных дождеприемников. Представлен анализ энергетического состояния потока ливневых вод, движущегося в водосборном прикромочном лотке проезжей части, и его влияния на работу водоотводных трубок. Предложен ряд способов для повышения пропускной способности водоотводной трубки, расположенной на участке с продольным уклоном. Рассмотрено и обосновано сравнительным расчетом конструктивное решение, являющееся одним из наиболее удобных для применения в практике строительства и эксплуатации мостовых сооружений.
Ключевые слова:Водоотводная трубка, дождеприемник, работа дождеприемников в пониженных местах, работа дождеприемников на участке с уклоном, энергетическое состояние потока, пропускная способность, мостовое сооружение.
Аннотация:Cтатья касается использования методики вибрационного контроля технического состояния мостовых сооружений применительно к пролетным строениям мостов. Особенностью изложенной методики является интегрирование акселерограмм для получения значений перемещений в точке измерения, что позволяет определить напряженно-деформированное состояние.
Приведен пример испытаний металлического пролетного строения автодорожного путепровода. Выполнено сравнение экспериментальных и теоретических величин: коэффициента динамичности, частот собственных колебаний и вертикальных перемещений.
Аннотация:В статье рассмотрены требования к дорожным условиям при введении повышенного скоростного режима на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах Российской Федерации, приведенные в разработанном национальном стандарте ГОСТ Р 70124-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Организация и безопасность дорожного движения на автомагистралях и скоростных автомобильных дорогах. Общие требования». В стандарте сформулированы основные требования по организации и обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомагистралей и скоростных автомобильных дорог.
Ключевые слова:Автомагистрали и скоростные автомобильные дороги, безопасность дорожного движения, организация дорожного движения, повышенный скоростной режим, элементы обустройства, интеллектуальные транспортные системы.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДАЛЬНЕЙШИХ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д-р техн. наук, профессор В.Д. Кондратьев
(Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет (МАДИ)),
д-р мед. наук, академик В.В. Лисин
(Российская академия медико-технических наук)
Конт. информация: k-051310@mail.ru
Аннотация:В статье рассмотрены основные этапы системной работы по повышению безопасности дорожного движения в мире и в Российской Федерации. Приведены результаты целенаправленной работы в стране за прошедшие почти 20 лет. Указаны новации, реализованные в деятельности по повышению защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Сформулированы предложения по дальнейшему повышению безопасности дорожного движения.
Ключевые слова:Безопасность дорожного движения (БДД), дорожно-транспортные происшествия (ДТП), глобальный кризис, федеральная целевая программа, федеральный проект национального проекта, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения, фотовидеофиксация нарушений правил дорожного движения, социальный риск, транспортный риск, мобильность.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИОННОГО СТАБИЛИЗАТОРА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРОЗОУСТОЙЧИВОСТИ ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Канд. техн. наук С.А. Мясникова,
канд. техн. наук А.Ю. Вельсовский,
д-р хим. наук В.А. Шорин,
(Вологодский государственный университет (ВоГУ))
Конт. информация: lana-m-11@mail.ru; ad@vogu35.ru
Аннотация:Статья касается исследования возможности применения стабилизатора «UNDERBOLD» для глинистых грунтов Вологодской области. Показано влияние стабилизатора на сохранение предела прочности на сжатие укрепленных грунтов, которое зависит от содержания глинистых частиц (вида грунта) и может достигать 30 % в случае применения рекомендуемой производителем технологии. Использование стабилизатора «UNDERBOLD» по предлагаемой авторами данной статьи технологии (обработка стабилизатором – высушивание – укрепление цементом) обеспечивает повышение прочности укрепленного грунта после водонасыщения до 2-х и более раз по сравнению с образцами без стабилизатора. Показано, что при проектировании дорожной одежды с использованием местных глинистых грунтов, укрепленных стабилизатором «UNDERBOLD», требуется предусмотреть устройство водоизолирующей прослойки, а также водоотвода, позволяющих повысить работоспособность конструктивного слоя. Отмечено, что данный стабилизатор не является реагентом, эффективно снижающим явление морозного пучения.
ОПЫТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗОЛОШЛАКОВЫХ ОТХОДОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Канд. техн. наук, доцент С.А. Чудинов
(Уральский государственный лесотехнический
университет (УГЛТУ)),
заместитель генерального директора по развитию Р.Д. Черняк
(ООО «ПРОФИНТЕХ»),
д-р техн. наук, профессор В.Н. Дмитриев,
старший научный сотрудник О.Н. Байц
(ООО «УралДорНИЦ»)
Конт. информация: r.megahim@gmail.com
Аннотация:В статье приведены результаты исследования опытных участков автомобильных дорог, построенных с применением золошлаковых отходов в составе материалов дорожной одежды, а также оценки транспортно-эксплуатационного состояния таких участков. По результатам исследований сделаны выводы об эффективности использования золошлаковых отходов в технологиях дорожного строительства.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ СТАРЕНИЯ БИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ МАТЕРИАЛОВ В ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ
Канд. экон. наук, генеральный директор Е.Н. Симчук,
зам. руководителя ИЛ А.В. Харпаев,
руководитель ИЛ И.М. Рожков
(АНО «НИИ ТСК»)
Конт. информация: niitsk@niitsk.ru
Аннотация:В статье рассмотрены факторы, влияющие на старение битумных материалов, дан обзор основных, современных методов их старения. Приведены результаты исследований, проведенных при разработке стандарта на методы старения битумных вяжущих в тонком слое.
Ключевые слова:Битум, битумные вяжущие материалы, старение,
методы испытания, укладка, эксплуатация, дорожное покрытие, модификация, системы объемно-функционального проектирования.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЛИНЕЙНЫХ И НЕЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Руководитель управления А.С. Кузнецова,
заместитель директора М.В. Кудинкина,
первый заместитель директора В.В. Мурашов
(ФГБУ «НЦКТП Минтранса России»)
Конт. информация: ask@mintrans.org
Аннотация:В статье рассматриваются вопросы влияния глобальных изменений климата на объекты транспортной инфраструктуры и их адаптации к климатическим изменениям. Обобщены данные об изменении количества дней с отрицательными температурами воздуха, количестве переходов температуры воздуха через 0 ºC, количестве дней с аномально высокими температурами воздуха.
На большей части территории России во все сезоны года происходит увеличение числа дней с аномально высокими температурами воздуха и сокращение количества дней с отрицательными среднесуточными температурами. Отмечено увеличение в 1,5 раза количества переходов температуры воздуха через 0 ºC.
Ключевые слова:Транспортная инфраструктура, автомобильные дороги, дорожное хозяйство, климат, среднесуточная температура воздуха, переход через 0 ºC, адаптация, опасные природные явления.
Аннотация:21 сентября 2022 г. на 74 году жизни скоропостижно скончался Борис Павлович Кутько. Ушел из жизни замечательный человек, истинный интеллигент. Вся трудовая деятельность Бориса Павловича связана со строительством, транспортной и дорожной отраслями. Коллектив ФАУ «РОСДОРНИИ» скорбит и переживает боль утраты в связи со смертью отечественного ученого, эксперта дорожного хозяйства и нашего коллеги Кутько Бориса Павловича.