ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главный советник генерального
директора В.Л. Мартинсон
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
председатель Технического комитета
по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство»,
Президент «Р.О.С. АСФАЛЬТ»,
канд. техн. наук Н.В. Быстров
Конт. информация: +7(495)211-07-48; info@rosasfalt.org
Аннотация:В статье дан анализ основных этапов развития строительного контроля в сфере дорожного хозяйства, рассмотрены перечень и содержание основных нормативных правовых актов, нормативно-технических документов по строительному контролю в дорожной отрасли. Приведены также положения документов, формирующих комплексный подход к процедуре «строительного контроля», которыми следует пользоваться соответствующим специалистам при организации строительства и приемки дорожных работ.
Ключевые слова:Строительный контроль, входной контроль, операционный контроль, приемочный контроль, технический надзор, оценка качества, комплекс мероприятий по строительному контролю, дорожное хозяйство.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ СТАНДАРТИЗАЦИИ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д-р техн. наук А.А. Домницкий
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук Р.В. Каргин
(Северо-Кавказский филиал ФАУ «РОСДОРНИИ»;
Ростовский государственный университет
путей сообщения (РГУПС)),
канд. техн. наук Е.А. Шемшура
(Северо-Кавказский филиал ФАУ «РОСДОРНИИ»;
Южно-Российский государственный политехнический
университет (ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова»))
Конт. информация: aleshkastyle@gmail.com
Аннотация:В статье рассмотрено применение метода системного анализа к сфере стандартизации в дорожном хозяйстве. Определены внешние факторы, влияющие на систему стандартизации, а также установлены аспекты и объекты стандартизации в дорожной деятельности. Определены направления дальнейших исследований в части анализа нормативных документов, устанавливающих требования к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям, являющихся их неотъемлемой частью, с целью выявления требований, отсутствующих на межгосударственном и национальном уровнях.
Аннотация:Для обоснования устройства будущей «эталонной конструкции» для испытания новейшей установки циклического нагружения симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС» (СКН «ЦИКЛОС») была проведена работа по поиску, анализу и обзору автомобильных дорог европейской части Российской Федерации. Было проанализировано 95 конструкций автомобильных дорог всех категорий в II–V дорожно-климатических зонах (ДКЗ). Предложены эталонные конструкции дорожных одежд для всех категорий автомобильных дорог.
Ключевые слова:Автомобильная дорога, эталонная конструкция, конструкция автомобильной дороги, дорожная одежда, дорожное покрытие, проектирование, дорожно-климатическая зона, категория автомобильной дороги, толщина дорожной одежды, модуль упругости, автомобильные дороги России.
ПРОБЛЕМА НЕОДНОЗНАЧНОГО ТРАКТОВАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОТНОШЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ТЕКУЧЕСТИ СВЯЗНЫХ ГРУНТОВ
Аннотация:Установлен факт терминологической путаницы применительно к описанию консистенции глинистых грунтов. Выявлены примеры смешения показателей текучести IL и консистенции IC в нормативных документах и специализированной технической литературе. Рассмотрен прецедент неверной интерпретации результатов испытаний грунта на реальном объекте строительства автомобильной дороги из-за некорректной терминологии в тексте свода правил. Разработаны предложения по корректировке нормативных документов.
Ключевые слова:Влажность грунта, граница раскатывания, граница текучести, глинистые грунты, консистенция, показатель консистенции, показатель текучести, связные грунты.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЛЯНОМУ ПОЛОТНУ И ЕГО КОНСТРУКТИВНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ И МЕТОДЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В НОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ
Генеральный директор Д.И. Оверин,
заместитель генерального директора А.Н. Симчук
(ООО «Инновационный технический центр»),
руководитель лаборатории М.Ю. Горский
(АНО «НИИ ТСК»)
Конт. информация: inntehcentr@mail.ru; gorskiy@niitsk.ru
Аннотация:В статье представлены основные изменения, внесенные в новые национальные стандарты относительно ранее действующих предварительных национальных стандартов, а также соответствующих разделов СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги». Кроме того, приведена информация по полевой апробации методик испытаний по новым стандартам.
РАЗВИТИЕ ГИДРОСТРУЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕМОНТА ЖЕСТКИХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМОВ
Д-р техн. наук, профессор Д.Е. Барабаш,
канд. техн. наук А.П. Лапшин,
канд. техн. наук А.В. Бураков
(Военно-воздушная академия имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»)
Конт. информация: barabash60170@yandex.ru; schetchik777@mail.ru
Аннотация:В последние годы наблюдается возрастающая потребность в проведении оперативных ремонтов жестких покрытий автомобильных дорог и аэродромов. Это обусловлено тем, что значительная часть существующих дорог и аэродромов с жесткими покрытиями расположена в регионах России с различным климатом и условиями эксплуатации. В статье представлены результаты исследования гидроструйных технологий, применяемых для ремонта цементобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов государственной авиации.
Ключевые слова:Гидрорезание, жесткие покрытия, технология
ремонта, математическое моделирование, сопло.
ОЦЕНКА ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ОСНОВЕ СУММАРНОГО РИСКА НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИИ ПЫЛЕПОДАВЛЕНИЯ
Д-р техн. наук, профессор Ю.Э. Васильев
(Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет (МАДИ)),
инженер С.Г. Меркушов
(ООО «Зиракс»),
заместитель генерального директора А.Н. Каменских,
д-р техн. наук, профессор А.В. Кочетков,
инженер И.В. Чанцев
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: chanceviv@rosdornii.ru
Аннотация:Рассмотрены результаты экспертного опроса, анализа и расчета риска доминирующих факторов опасностей на стадии эксплуатации автомобильных дорог на основе суммарного риска на примере выбора технологии пылеподавления при организации производственного эксперимента по обеспыливанию автомобильных дорог общего пользования в Кувандыкском городском округе Оренбургской области. Дана оценка риска недостоверности результатов экспертного опроса наряду с анализом полученных результатов.
Ключевые слова:Риск, оценка риска, анализ риска, обеспыливание, низкая интенсивность, пылеподавление, содержание дорог с низкой интенсивностью.
Аннотация:В статье описаны особенности размещения линейных весоизмерительных устройств (датчиков) в покрытиях дорожных одежд и их влияние на прочность жестких и нежестких дорожных одежд. Проанализированы требования к прочности и продольной ровности дорожных одежд на участках с автоматическими пунктами весового и габаритного контроля (АПВГК) транспортных средств. Даны предложения по нормированию требований к проектированию дорожных одежд на участках автомобильных дорог с АПВГК с целью обеспечения требуемой точности взвешивания движущихся транспортных средств и долговечности как самой дорожной одежды, так и измерительных устройств в дорожном покрытии.
Ключевые слова:Автоматический пункт весового и габаритного контроля (АПВГК) транспортных средств, WIM-системы, датчик, штраба, прочность, продольная ровность, требования, дорожная одежда.
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ СКОРОСТНОГО АВТОПОЛИГОНА ОАО «АВТОВАЗ»
Канд. техн. наук А.Ф. Иванов
(Саратовский государственный технический
университет имени Гагарина Ю.А. (СГТУ)),
заместитель генерального директора А.Н. Каменских
(ФАУ «РОСДОРНИИ»),
канд. техн. наук Н.С. Семёнова
(Саратовский государственный технический
университет имени Гагарина Ю.А. (СГТУ)),
заместитель начальника УНИР В.В. Талалай
(Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет (МАДИ)),
канд. техн. наук И.Г. Шашков
(ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени
профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина)
Конт. информация: alexandr.ivanov.sgtu@rambler.ru; post@rosdornii.ru; n-semenova@yandex.ru; talalay@bk.ru; igoshashkov@yandex.ru
Аннотация:В статье приводятся результаты экспериментальных исследований транспортно-эксплуатационного состояния скоростного авто-полигона до и после обработки асфальтобетонного покрытия пропиточным составом «Спрут».
Об определении допустимых углов наклона боковых стенок колеи по условию устойчивости автомобиля против заноса на мокром покрытии
Канд. техн. наук Н.А. Лушников
(Российский университет транспорта (МИИТ)),
канд. техн. наук П.А. Лушников,
инженер Д.И. Ковалев
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: lab10@mail.ru; P.lushnikov@rosdornii.ru
Аннотация:В статье рассмотрен случай движения автомобиля по траектории, пересекающей колею на покрытии автомобильной дороги. Дано сравнение экспериментальных и расчетных значений величины, возникающей при этом боковой силы. Исходя из допустимых значений коэффициента поперечной силы по условию устойчивости автомобиля против заноса на мокром покрытии, приведена оценка предельных средних углов наклона боковых стенок колеи при различных значениях скорости движения автомобиля.
Ключевые слова:Колейность, средний угол наклона боковой стенки
колеи, коэффициент поперечной силы, скорость движения автомобиля.
Д-р техн. наук, профессор В.П. Матуа,
аспирант С.А. Карпенко
(Донской государственный технический университет)
Конт. информация: vpmatua@mail.ru; sk31985@yandex.ru
Аннотация:В статье рассмотрены вопросы улучшения физико-механических свойств местных дисперсных малопригодных грунтов современными стабилизирующими добавками и полифилизаторами для возможного применения в слоях оснований и покрытий дорожных одежд взамен привозных дорогостоящих кондиционных материалов.
ГЕОРАДАРНЫЙ МОНИТОРИНГ УЧАСТКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ЗАКАРСТОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ
Д-р техн. наук, профессор А.М. Кулижников
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: KulizhnikovAM@rosdornii.ru
Аннотация:Приведены и проанализированы результаты георадиолокационных обследований автомобильной дороги, проложенной по закарстованной территории, в различные периоды года. Использовались антенные блоки с центральной частотой 400, 250 и 150 МГц. По результатам выполненных работ георадаром серии «ОКО» сделаны выводы по эффективности выполнения разведочных георадиолокационных работ на закарстованной территории, целесообразности проведения работ в разные периоды года, оценена максимальная глубина зондирования с определением пустот и разуплотненных зон.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕПЛОВОГО МЕТОДА КОНТРОЛЯ УСТАЛОСТНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ В СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ
Канд. техн. наук, доцент Л.Ю. Соловьёв,
аспирант В.А. Федоренко
(Сибирский государственный университет
путей сообщения (СГУПС))
Конт. информация: lys111@yandex.ru; sky.97@bk.ru
Аннотация:Статья касается применения инфракрасной термографии при обследованиях и диагностике автодорожных мостов для выявления усталостных повреждений. Приведены результаты анализа данных по наличию усталостных трещин на мостах, расположенных на федеральных автомобильных дорогах Российской Федерации. Сообщается о результатах успешного опыта применения инфракрасной термографии для диагностики усталостных трещин в полевых условиях на автодорожных мостах. На основе методов наименьших квадратов и самосинхронизированной термографии разработан алгоритм обработки термограмм, который позволил получить результаты при случайном нагружении. В результате изучения процесса саморазогрева металла по концам сварных швов в узлах эксплуатируемых автодорожных мостов при случайных нагрузках установили эффективность метода инфракрасной термографии для обнаружения усталостных повреждений, не фиксируемых при визуальном осмотре. Исследования показали применимость метода инфракрасной термографии для выявления и оценки степени развития усталостных повреждений в сварных пролетных строениях автодорожных мостов при случайных нагрузках.
ОЦЕНКА ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МОСТА ПРИ МОНИТОРИНГЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ГОСТ Р 54859-2011
Канд. техн. наук О.В. Крутиков
(ООО «Т.К.М.»),
канд. техн. наук, доцент И.Ш. Гершуни
(ООО «Т.К.М.»;
Российский университет транспорта (МИИТ)),
инженер Д.И. Рыжов
(ООО «Т.К.М.»)
Конт. информация: info@tkm-most.ru
Аннотация:Широко внедряемые системы мониторинга технического состояния мостов обеспечивают непрерывное наблюдение за работой конструкции моста и условиями его эксплуатации. В целях обеспечения безопасных условий эксплуатации сооружения необходимы алгоритмы преобразования информации, регистрируемой датчиками системы, и получения параметров, характеризующих состояние моста. В статье рассматриваются вопросы определения динамических характеристик моста, таких как частоты основных форм собственных колебаний и соответствующие им логарифмические декременты с учетом требований ГОСТ Р 54859-2011 на основе экспериментальных данных, получаемых при мониторинге технического состояния моста.
С использованием данных, накопленных системой мониторинга реального объекта, выполнены расчеты спектров мощности методом периодограмм средствами математического пакета MathCad и с помощью разработанной в ООО «Т.К.М.» программы «СпектрКат». Показано получение динамических характеристик пролетного строения в определенном диапазоне частот.
Ключевые слова:Мониторинг технического состояния моста, исследовательский мониторинг, контрольный мониторинг, напряженно-деформированное состояние (НДС), преобразование Фурье, спектр мощности, операционный метод, собственная частота,логарифмический декремент колебания, ГОСТ Р 54859-2011.
АНАЛИЗ АВАРИЙ И ОТКАЗОВ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Канд. техн. наук И.Я. Богданов,
аспирант В.А. Рудских
(Сибирский федеральный университет (СФУ))
Конт. информация: v.rudskikh@yandex.ru
Аннотация:В статье приведен перечень аварийных состояний и отказов мостовых сооружений, эксплуатируемых на дорогах Российской Феде-рации. Проанализированы причины и характер воздействий, обуславливающих потерю сооружениями эксплуатационных качеств. Установлена причинно-следственная связь отказов отдельных элементов сооружений. Рассмотрены методики оценки аварийных состояний, используемые в настоящее время. Определены направления в решении за-дач по обеспечению уровня эксплуатационной надежности и долговечности сооружений.
РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЙ СИСТЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВАНТОВЫХ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ
Канд. техн. наук А.В. Сырков
(АО «Трансмост»),
генеральный директор О.В. Утенков
(ООО «Спэйс Девелопмент»)
Конт. информация: syrkov_av@transmost.ru; utenkov@spdvt.ru
Аннотация:Представлены основные результаты НИР по разработке ГОСТ Р 59629-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Системы вантовые мостовых сооружений. Требования к эксплуатации». Изложены новые термины и принципы новой системы эксплуатации, основанной на преимущественно превентивных мероприятиях, предусматриваемых на всех стадиях жизненного цикла. Систематизированы основные эксплуатационные риски вантовых систем мостов. Предложены мероприятия по подготовке эксплуатации на стадиях проектирования и строительства, комплексы мероприятий по мониторингу, надзору, содержанию и неразрушающему контролю как основные инструменты снижения рисков. Выявлена необходимость раз-работки новых способов неразрушающего контроля, нормативных и методических документов, дополняющих предложенную систему эксплуатации вантовых мостов с целью повышения эксплуатационной надежности.
ОЦЕНКА ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ «АВТОМОБИЛЬ-ДОРОГА» НА СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Аннотация:В системе «водитель-автомобиль-дорога-среда» пассивная безопасность в наибольшей степени зависит от звена «автомобиль-дорога». Если элемент цепочки «автомобиль» с позиций пассивной безопасности формируется прежде всего заводом-изготовителем и поддерживается пользователем этого транспортного средства, то «дорога» с момента строительства в процессе эксплуатации претерпевает множество изменений. Звено «автомобиль-дорога» имеет высокую степень неопределенности в области обеспечения пассивной безопасности. Рассмотрена оценка пассивной безопасности этого звена на основе статистического анализа материалов по эксплуатации дорог общего пользования федерального значения в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации. В качестве критерия оценки принят фактор тяжести последствий ДТП, а целевой функции – «нулевая смертность», т.е. стремление фактора тяжести к нулю.
Ключевые слова:Безопасность дорожного движения, аварийность на улично-дорожной сети (УДС), дороги общего пользования федерального значения, транспортно-эксплуатационное состояние дороги, пассивная безопасность, тяжесть ДТП, фактор тяжести.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ ГОРОДСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Канд. техн. наук О.Ю. Булатова
(Донской государственный
технический университет)
Конт. информация: mip.rnd@yandex.ru
Аннотация:Массовые городские мероприятия являются большим вызовом для существующей транспортной системы, так как к повседневной нагрузке добавляется дополнительный объем перевозок как пассажирских, так и обслуживающих мероприятие. Целью данной статьи является определение основных задач транспортной системы на время проведения массовых мероприятий, а также организационных решений с помощью внедрения элементов интеллектуальных транспортных систем (ИТС) для осуществления эффективного транспортного обслуживания в условиях дополнительно генерируемого трафика.
Ключевые слова:Интеллектуальные транспортные системы, транспортно-логистические системы, транспортное обслуживание, организация дорожного движения, городские массовые мероприятия.
Анализ эффективности использования добавки комплексного действия при укреплении песчаных и крупнообломочных грунтов
Канд. техн. наук А.И. Траутваин,
канд. техн. наук А.Е. Акимов
(Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова)
Конт. информация: trautvain@bk.ru; akimov548@gmail.com
Аннотация:В статье приведены результаты по разработке конструктивных слоев основания дорожной одежды автомобильной дороги «Автозимник продленного действия станция Обская – км 193» с использованием полимерного стабилизатора «Чимстон-1». Установлено, что применение такого стабилизатора является обязательным, так как его присутствие в системе позволяет получить материал, удовлетворяющий нормативным требованиям по морозостойкости, а также обеспечить надежную работу конструкции в условиях Крайнего Севера. Максимальную эффективность по физико-механическим характеристикам показали составы в присутствии добавки «Чимстон-1» на основе дробленого песка при использовании цемента в количестве 7 %, для щебеночно-песчаных смесей типов С-7 и С-6 – в количестве 9 %.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АСФАЛЬТОБЕТОНОВ НА ОСНОВЕ ИНЕРТНОГО ЗАПОЛНИТЕЛЯ ИЗ НЕУТИЛИЗИРУЕМЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ СТЕКЛА
Канд. техн. наук Ю.Г. Борисенко,
канд. архитектуры А.Т. Максименко,
канд. техн. наук А.А. Солдатов,
канд. техн. наук С.О. Яшин,
старший преподаватель С.В. Рудак
(Северо-Кавказский федеральный
университет (СКФУ)),
консультант Р.М.М. Азан
(Министерство общественных работ и дорог
Йеменской Республики)
Конт. информация: borisenko2005@yandex.ru; rayanazz2014@gmail.com
Аннотация:Обоснована возможность использования в составах асфальтобетонов в качестве инертного заполнителя неселективных бытовых отходов стекла (стеклобоя). Предложены рациональные составы мелкозернистых асфальтобетонов на основе стеклобоя. Представлены результаты экспериментальных исследований влияния фракционного состава и содержания стеклобоя в асфальтобетонной смеси на эксплуатационные свойства асфальтобетонов. Выявлено, что по основным эксплуатационным характеристикам разработанные составы асфальтобетонов на основе стеклобоя соответствуют требованиям действующих нормативных документов к дорожным горячим плотным мелкозернистым асфальтобетонам и могут быть рекомендованы для применения в слоях конструкций дорожных одежд.
ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОНА МЕТОДОМ ГОРЯЧЕЙ РЕГЕНЕРАЦИИ
Заместитель генерального директора К.А. Жданов
(АНО «НИИ ТСК»),
ведущий специалист А.А. Никифоров
(ООО «ИТЦ»),
студент А.Е. Симчук
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: niitsk@niitsk.ru
Аннотация:В статье описан мировой опыт повторного применения асфальтобетонов методом горячей регенерации. Указаны отличия в терминах «переработанный асфальтобетон» (RAP) и «асфальтобетонный гранулят». Описаны лабораторные исследования различных асфальтобетонных смесей с разным содержанием переработанного асфальтобетона (RAP).
Аннотация:30 мая 2022 года на 85 году жизни скоропостижно скончался Шейцвит Михаил Иосифович. Ушел из жизни замечательный человек, истинный интеллигент.
Вся трудовая деятельность Михаила Иосифовича была связана со строительством, реконструкцией, ремонтом, мониторингом и эксплуатацией мостовых сооружений.
Коллектив ФАУ «РОСДОРНИИ» скорбит и переживает боль утраты в связи со смертью крупнейшего отечественного ученого-мостовика, наставника и коллеги.