ПОБЕДА.
ЛЮДИ.
ДОРОГИ...
ПОБЕДА. ЛЮДИ. ДОРОГИ...
Эх, дороги
Владимир Трошин

Пролог

Великая Отечественная война навсегда останется в памяти народа как время немыслимых испытаний и беспримерного героизма.

80-летие Победы — юбилей, который не просто напоминает о датах в календаре, но заставляет вновь задуматься о цене мирного неба над головой. Это история не только о сражениях, но, главным образом, о миллионе судеб, переплетенных болью, надеждой и любовью к Родине.

За каждым именем на обелиске, за каждой пожелтевшей фотографией в семейном альбоме стоят люди: те, кто ушел на фронт, кто ковал победу в тылу, кто пережил оккупацию и блокаду. Их подвиги сформировали основу нашей общей памяти, а их истории стали мостом, соединяющим прошлое и будущее.

Этот спецпроект — не просто хроника событий. Это собрание живых голосов из семей сотрудников РОСДОРНИИ, чьи предки прошли через горнило войны. Мы расскажем о фронтовиках, тружениках тыла, детях войны, о дорогах, которые привели к Победе, сражениях и подвигах — о судьбах, ставшими частью истории Института и страны.

Сегодня, спустя восемь десятилетий, их мужество продолжает вдохновлять. Оно напоминает, что Победа строилась не только из стали и снарядов, но из стойкости простых людей, чьи имена мы обязаны передавать из поколение в поколение. Пришло время вспомнить!

18 декабря 1940 г. Гитлер подписал План «Барбаросса». Он планировал завершить «победоносный поход на Восток» до конца осени. 22 июня 1941 г. Германия вторглась на территорию Советского Союза…

ОБОРОНА ЗАПОЛЯРЬЯ

29 июня 1941 г. – 6 октября 1944 г.

Оборона Заполярья – бои на северном фронте СССР. В ходе конфликта советские войска, действуя в условиях сурового климата и сложного рельефа, сумели остановить наступление немецких и финских сил, стремившихся захватить стратегически важный порт Мурманск и Кировскую железную дорогу. Операции, проводимые Северным и Карельским фронтами, а также Северным флотом, включали как оборонительные, так и контрнаступательные действия, что позволило сохранить контроль над ключевыми транспортными путями и обеспечить поставки союзников. Итогом этих боевых действий стало освобождение территорий и значительные потери противника, что способствовало изменению хода войны на северном фронте.

28 января 1942 г. взятый в плен ефрейтор пехотного полка заявил: «Ваши действия на Мурманском направлении очень удачны. Можно утверждать, что это единственное место на фронте, где с самого начала войны наши части не сумели продвинуться вперед. Вы нанесли нам большие потери».

КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ

Петсамо-Киркенесская операция

7 октября 1944 г. советские войска перешли в наступление, нанося главный удар силами 99-го и 131-го стрелковых корпусов, поддержанных танками, артиллерией, самоходными орудиями и авиацией на Луостари — Петсамо.

Десантники Северного флота на пути к Киркенессу
Десантники Северного флота на пути к Киркенессу

Преследуя отступающие немецкие войска, бойцы и командиры 14-й армии при поддержке кораблей и морской пехоты Северного флота выбили немцев с укреплённых позиций на «Гранитном валу», из области Петсамо, освободили район горных разработок Колосйоки и перейдя границу с Норвегией — 25 октября город Киркенес, а 29-го Нейден и Наутси на границе с Финляндией.

К 1 ноября 1944 г. активные боевые действия в Заполярье закончились. Провинцию Финнмарк севернее Нейдена освобождали от остатков отступающих немецких войск Норвежские полицейские силы, сформированные Правительством Норвегии в изгнании.

ПОТЕРИ

Войска Нацистской Германии потеряли в Заполярье около 100 тыс. солдат и офицеров, 2 тыс. самолётов и более 800 боевых и транспортных судов, но не смогли взять Мурманск и помешать действиям Северного флота и поставкам Союзников для РККА и гражданского населения СССР. Потери советских войск составили около 17 тыс. человек.

Указом Президиума Верховного Совета СССР по инициативе первого секретаря Мурманского обкома ВКП(б) М. И. Старостина была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья», которой были награждены более 350 тыс. участников боев и тружеников тыла.

Медаль «За оборону Советского Заполярья»
Медаль «За оборону Советского Заполярья»
ДОРОГИ

Тяжелое положение с дорогами и создалось на Северо-Западном и Волховском фронтах. Первоначальные попытки обеспечить проезд при помощи устройства хворостяных выстилок и жердевых настилов не дали результатов и с 1942 г. дорожные части перешли к постройке колейно-лежневых дорог. Такие дороги родились весной 1942 г. в лесах Валдая при строительстве ВАД от Валдая в сторону Новгорода. Они сменили древнюю жердевку — «трясучку», как ее тогда называли повсюду, и стали основным типом покрытия фронтовых и армейских дорог, пролегавших в лесисто-болотистых районах.

«Это было наше первое за всю войну крупное строительство летней дороги»

О роли деревянных покрытий в ходе войны писал маршал Мерецков К. А.: «От дорог зависел своевременный выход и быстрое развертывание войск, подача резервов и снабжение наступающих частей в ходе боя. Прокладывались отдельные дороги для танков, колесных машин и конногужевого транспорта. Каких только дорог здесь не было: по болотам и мокрым лугам шли деревянные настилы из жердей, уложенных поперек на продольных лежнях; имелись и колейные дороги из бревен, пластин и досок, уложенных по поперченным жердям; на сухих местах встречались грунтовые дороги».

Командующий Северным флотом Адмирал Арсений Григорьевич Головко
Командующий Северным флотом Адмирал Арсений Григорьевич Головко
Командующий Северным фронтом Попов Маркиан Михайлович
Командующий Северным фронтом Попов Маркиан Михайлович
Командующий Карельским фронтом (1 сентября 1941 – 21 февраля 1944) Фролов Валериан Александрович
Командующий Карельским фронтом Мерецков Кирилл Афанасьевич
Командующий Карельским фронтом Мерецков Кирилл Афанасьевич
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья», расположенный в Мурманске. Объект культурного наследия Российской Федерации регионального значения. Люди дали ему имя «Алёша».
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья», расположенный в Мурманске. Объект культурного наследия Российской Федерации регионального значения. Люди дали ему имя «Алёша».
БИТВА ЗА МОСКВУ

30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г.

Битва за Москву проходила с 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г. В начале войны немецкие войска стремительно наступали на Москву, и планировалось захватить столицу СССР всего за несколько недель. Однако советские войска проявили стойкость и организовали оборону, что позволило им сдержать врага. С 5 декабря 1941 г. началось контрнаступление Красной армии, в результате которого немцы были отброшены на значительное расстояние. Эта битва стала одним из ключевых моментов Второй мировой войны и показала, что советские войска могут успешно противостоять врагу.

Генерал армии Георгий Жуков под Ельней, 1941 год
Генерал армии Георгий Жуков под Ельней, 1941 год

КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

На момент конца сентября 1941 г. на Московском направлении полосу около 800 км обороняли войска Западного, Брянского, Резервного фронтов, которые насчитывали:

Люди – 1,25 млн человек
Орудия и минометы – 7,6 тыс.
Танки – 990 ед.
Дивизии – 50
Авиация ПВО в составе авиадивизий – 3

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ
ПОТЕРИ

По числу людских потерь Московская битва стала одним из наиболее кровопролитных сражений в истории.
Суммарные потери советских войск составили 1,8 млн человек, а немецких порядка 500 тыс. человек.

Западный фронт. Немецкие танки, подбитые на дальних подступах к Москве. Ноябрь 1941 года.
Западный фронт. Немецкие танки, подбитые на дальних подступах к Москве. Ноябрь 1941 года.
ДОРОГИ

По мере приближения фронта к Москве в августе 1941 г. была подготовлена временная кольцевая автомобильная дорога, на её строительство ушел месяц, для работ было привлечено 10 тыс. дорожников и местное население. Враг, двигаясь к столице, перерезал крупные магистрали, подходившие к городу с юга и запада. В октябре 1941 г. тылы Западного фронта втянулись в город и даже пересекли его северо-восточную окраину.

Начальник тыла Красной Армии Хрулев  А.В. в документе от 23 октября: «Существующая сеть дорог области не обеспечивает потребность Западного фронта, а имеющиеся грунтовые дороги в большинстве своем непроезжие. Прошу в срочном порядке возложить на население области работы по постройке и приведению в проезжее состояние семи маршрутов в обход Москвы с севера и юга с выходом к железнодорожным станциям снабжения: Александров, Орехово-Зуево, Куровское, Егорьевск, Коломна и Рязань. Срок готовности дорог — к 1 ноября 1941 года»

Десятки тысяч жителей Московской области вышли на трассы в помощь дорожным войскам. Они рыли кюветы, укладывали настил, помогали бойцам-дорожникам строить мосты и переправы. В намеченный срок по всем этим грунтовым трассам побежали машины.

К 16 декабря 1941 г. войска Калининского фронта очистили от фашистов Клин и Калинин. Немецко-фашистские войска побежали, уничтожив за собой более 250 мостовых сооружений.

В конце марта подвели итоги зимнего наступления. Гигантский труд проделали дорожники в первую зиму войны. Только на Западном фронте мостовиками было построено 172, восстановлено более 90 мостов, рассчитанных на большую нагрузку. Поставлено 2100 км переносных щитов, хворостяных плетней, лапника, снеговых стенок для ограждения трассы от снежных заносов. Расчищено 5 тыс. км дорог, вручную — 7 тыс. Каждые сутки на трассу выходили десятки тысяч людей.

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г.

8 сентября 1941 года замкнулось кольцо фашистской осады вокруг Ленинграда. Немецкие войска, перерезав последние сухопутные коммуникации, отрезали город от страны, оставив его жителей в смертельной ловушке. Начался один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны – Блокада Ленинграда: ежедневные артобстрелы и бомбардировки, тотальный голод, отсутствие тепла и электричества превратили жизнь в борьбу за выживание. Люди гибли от истощения и обморожений, но даже в этих условиях продолжали работать заводы, выпускавшие оружие для фронта, а в опустевших библиотеках и театрах звучали стихи и музыка, ставшие символом несгибаемой воли ленинградцев.

ДОРОГИ

Павлов Д.В., уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта: «Период с середины ноября 1941 года до конца января 1942 года был самым тяжёлым за время блокады. Внутренние ресурсы к этому времени оказались полностью исчерпанными, а завоз через Ладожское озеро производился в незначительных размерах. Все свои надежды и чаяния люди возлагали на зимнюю дорогу».

Водное пространство в южной части Ладожского озера было единственным связующим звеном, поддерживающим сообщение с Ленинградом. В период навигации дорожники строили дороги на подходах к озеру, а на берегах Ладоги десятки пирсов для приема судов и барж. В ноябре Ставка Верховного Главнокомандования распорядилась организовать через Ладогу ледовую дорогу. Всего на трассе насчитывалось более 20 тыс. солдат и командиров.  Лесные массивы гудели от множества голосов, перестука топоров, звона пил. Строили подъездные пути, рубили лес в запас, готовили дорожные знаки, переносные щиты, перекидные мостки на случай появления на льду трещин. 22 ноября с восточного берега Ладоги на западный вышла в рейс первая колонна полуторатонных автомашин. Автомобильное движение открыто!

30 января 1942 г. с запада на восток Ладогу пересекла 124-я тяжелая танковая бригада. Дорожники оборудовали к этому времени шесть ледовых полос. 60 раз за зиму менялись пути. 60 раз бойцы строили и расчищали заново каждую полосу. Под огнем врага, на свирепом ладожском ветру… Политая кровью, потом и слезами, Дорога жизни была дорогой мужества и дорогой победы.

В первую зиму дорога просуществовала 152 дня. За это время автомобилисты наездили более 40 млн км, из города эвакуировано более 500 тыс. человек, перевезено 361 тыс. тонн различных грузов.

Лучшие шоферы, регулировщики, дорожники, связисты и командиры ледовой трассы — всего 341 человек — за образцовое выполнение заданий правительства по снабжению Ленинграда и Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями.

КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

872 дня длилась блокада 

до 1,5 млн жителей погибло

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ
ПОТЕРИ

По разным оценкам, за 872 дня осады от голода, холода, артобстрелов и бомбардировок погибли от 650 тыс. до 1,5 млн человек, подавляющее большинство — мирные жители. Эти потери — не просто цифры, а напоминание о цене, которую заплатил советский народ за победу.

РЖЕВСКАЯ БИТВА

8 января 1942 г. – 31 марта 1943 г.

Битва длилась с января 1942 г. по март 1943 г. и включала несколько крупных операций. Бои были очень жестокими, и обе стороны понесли огромные потери. Советские войска пытались освободить города Ржев, Сычёвка и Вязьма, но несмотря на усилия, не смогли полностью уничтожить немецкий плацдарм. В результате боев Ржев и окрестные населенные пункты были практически полностью разрушены, а население сильно пострадало. Это сражение оставило глубокий след в памяти людей и стало символом ужасов войны.

Битва за Ржев надолго сковала крупные силы группы армий «Центр», обескровила их, притягивала немецкие резервы с других фронтов. Активные действия советской стороны срывали некоторые подготовленные немцами операции (например, наступление на Киров и Сухиничи). В результате успешных действий советских войск на других участках фронта части вермахта были вынуждены оставить Ржевско-Вяземский выступ. Были освобождены многие советские города, включая сам Ржев.

КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ
ПОТЕРИ

Потери Красной Армии на западном направлении в ходе четырёх наступательных операций в 1942–1943 гг. составили более 1,3 млн человек, из них безвозвратных (убитые, умершие от ран, пропавшие без вести и попавшие в плен) — 433 тыс. Потери Вермахта составили более 390 тыс. человек, включая раненных.

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.

Если бы противнику удалось захватить Сталинград — он вышел бы на оперативно-стратегический простор и надежно прикрыл свою северокавказскую группировку. Его падение должно было послужить сигналом к выступлению против СССР Японии и Турции. Над страной нависла смертельная опасность.

Сталинградская битва – сражение, в котором силы Красной армии одержали решающую победу над 6-й армией вермахта. Операция «Уран», начавшаяся 19 ноября 1942 г., привела к окружению и капитуляции немецких войск, что стало началом коренного перелома в ходе войны. Сражение характеризовалось высокой интенсивностью боевых действий, значительными потерями и жестокими условиями, в которых действовали обе стороны. Потери Красной армии составили около 1,1 млн человек, в то время как потери вермахта достигли более 800 тыс. Сталинградская битва не только остановила наступление нацистов на Восточном фронте, но и послужила основой для дальнейших советских контрнаступлений, что в конечном итоге привело к поражению Германии в войне.

31 января Паулюс сдался в плен. 2 февраля сложили оружие и последние его подразделения. 200 дней и ночей шло это беспримерное сражение. Подвиг солдат и командиров, реализовавших сложнейший замысел в условиях ожесточённого сопротивления, остаётся символом военного искусства и несгибаемой воли к победе.

Медаль «За оборону Сталинграда»

КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ

Операция «Уран»

19 ноября 1942 г. началась операция «Уран» — крупнейшая наступательная операция Красной Армии, изменившая ход Сталинградской битвы и всей Великой Отечественной войны. Разработанная под руководством Жукова  Г. К. и Василевского А. М., она предусматривала окружение немецкой группировки силами трёх фронтов. Ударные группировки Юго-Западного и Сталинградского фронтов, прорвав оборону союзников Германии, замкнули кольцо вокруг 6-й армии вермахта под командованием Паулюса Ф.. Уже к 23 ноября 330-тысячная группировка противника оказалась в «котле», лишившись снабжения. Этот успех стал переломным моментом: впервые вермахт потерпел столь масштабное поражение, а инициатива перешла к СССР. Победа в операции «Уран» не только спасла Сталинград, но и заложила основу для дальнейшего наступления Красной Армии, приблизившего освобождение страны и крах нацизма.

Силы сторон перед началом контрнаступления:

ПОТЕРИ

Суммарное количество потерь советских войск составило 1 129 619 чел., 1 426 танков, 12 137 орудий и минометов и 2 063 самолета.

Потери вермахта насчитывают свыше 800 тыс. чел., до 2 тыс. танков и штурмовых орудий, более 10 тыс. орудий и минометов, около 3 тыс. боевых и транспортных самолетов и свыше 70 тыс. автомашин. Всего в Сталинградской битве вермахт и союзники потеряли около 1,5 млн солдат и офицеров.

ДОРОГИ

Летом враг наступал в направлении Сталинграда и Кавказа. В Сталинградской битве дорожными войсками поддерживались военные автомобильные дороги протяженностью более 2 тыс. км. Но особое значение имело строительство автодорожных мостов и переправ через Волгу. Под обстрелом противника, налетами авиации устраивались мосты в кратчайшие сроки.

Всего через Волгу и ее рукава за период Сталинградской битвы было построено 43 низководных моста и 42 мощные паромные переправы с 4-6 причалами у каждого берега. На окраине наплавной мост длиной более 1250 м был построен всего за девять суток, Политотдельский мост протяженностью 3000 м был возведен за 20 сут. При этом он располагался ближе к фронту и возводился под ударами вражеской авиации. Просуществовал мост всего 22 дня. Но службу сослужил добрую. По нему прошли воины, танки и пушки, которые участвовали в разгроме армии Паулюса.

Мосты и переправы в сочетании с построенными к ним подходам и дорогами вдоль левого и правого берегов Волги обеспечили пути подвоза для снабжения войск. По ним за Волгу было эвакуировано почти 2 млн чел., 1,5 млн голов скота, 5 тыс. тракторов и сельскохозяйственных машин и др. На правый берег реки только за 20 суток ноября 1942 г. было переправлено 160 тыс. солдат, 630 танков, 950 артиллерийских орудий и 14 тыс. автомобилей.

Тысячи солдат и офицеров автодорожных войск за мужество и самоотверженный труд были отмечены правительственными наградами. Каждый герой боев на Волге достоин низкого поклона и славы.

БИТВА ЗА КАВКАЗ

25 июля 1942 г. – 9 октября 1943 г.

В ходе битвы за Кавказ решалась судьба нефтяных ресурсов и южных границ СССР. Немецкая группа армий «А» стремилась захватить Майкоп, Грозный и Баку, лишив страну топлива. Советские войска, несмотря на отступление в начальный период, организовали героическую оборону на перевалах Кавказского хребта и у городов Новороссийск и Малгобек. Решающими по освобождению региона стали Северо-Кавказская и Новороссийско-Таманская наступательные операции, в ходе которых советские войска отбросила врага, используя комбинированные удары с моря и суши. Потери СССР составили около 800 тыс. человек (убитые, раненые, пропавшие без вести), но ценой этих жертв удалось сохранить критически важные нефтепромыслы и сорвать планы вермахта по дестабилизации южного фронта. 

Битва за Кавказ продемонстрировала не только военную стойкость, но и уникальное взаимодействие армии, местного населения и природных условий. Война в горной местности, морские десанты и партизанское движение стали частью общей стратегии.
В начале 1943 г. для войск противника наступило время расплаты. Одновременно с окружением 300-тысячной группировки врага под Сталинградом создались благоприятные условия для начала нашего широкого наступления и освобождения республик Северного Кавказа, Ставрополья, Кубани, Ростовской области. Южный фронт (командующий Ерёменко А.И.) перешёл в наступление на Ростов-на-Дону и Тихорецк, Черноморская группа войск Закавказского фронта — на Краснодар. На Моздок продвигалась Северная группа войск.

Советские войска прошли с боями до 600 км, освободив огромную территорию своей страны. С вершины Эльбруса был сброшен фашистский флаг.

1
Медаль «За оборону Кавказа»

КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ

Силы сторон на начало битвы:

ПОТЕРИ

Общие потери советских войск в битве за Кавказ составили > 593 тыс. человек, в том числе безвозвратные — свыше 276 тыс. Вермахт и его союзники потеряли > 420 тыс. воинов.

ДОРОГИ

К концу 1942 г. наши войска вели сражение на горных перевалах и в ущельях Кавказа. День и ночь в горах стоял неумолчный рев орудий. Связь между войсками и тылом осуществлялась по вьючным тропам. Военно-Грузинская дорога стала одной из главных артерий не только Закавказского фронта, но и всей страны и война требовала надежного бесперебойного её действия.  

Зимой 42/43 дорожники вели беспримерную борьбу за жизнь дороги на самом ее уязвимом участке – Крестовом перевале. Борьба со снежной стихией за проезжаемость на 14-ти км участке требовала от дорожников солдат и офицеров огромного напряжения сил, мужества и смекалки.

«Горы для неподготовленного человека — загадка. Только предотвратишь одну беду, как на голову неожиданно сваливается новая. Но уже через месяц-другой дорожники стали чувствовать себя среди каменных громад намного увереннее. На самом трудном участке они установили подвесную канатную дорогу. Зимой, когда особенно донимали гололед и снежные обвалы, канатка крепко выручала войска. По ней перебросили не одну тысячу тонн грузов».

Военно-Грузинская дорога выдерживала исключительно напряженное движение. Непрерывно требовалось ремонтировать щебеночное покрытие, смягчать уклоны, расширять серпантины, строить ограждения, спрямлять трассу, взрывать нависающие над ней скалы. Взорвана была тогда и знаменитая скала «Пронеси, Господи». Теперь туристы больше ее не видят. Немало доставляли хлопот мосты, трубы, лотки, сбросы, откосы, кюветы. Много солдаты потрудились и над укреплением, правого берега Терека между Гвилетским и Дарьяльским мостами.

При реконструкции закавказских и северо-иранских автодорог, по которым шли поставки по ленд-лизу, дорожники устроили 1019 км твердых покрытий усовершенствованного типа, построили и усилили 4750 пог. м автодорожных мостов.

В 1945 году на Крестовом перевале в честь военных дорожников поставлен обелиск. Он венчает славу тружеников-героев. Они заслужили доброе слово нашего народа. И если вам доведется любоваться красотой окрестностей Военно-Грузинской дороги, остановите машину у обелиска, поклонись людям, отдавшим здоровье и жизнь Родине!

КУРСКАЯ БИТВА

5 июля 1943 г. — 23 августа 1943 г.

Курская битва — сражение, которое стало кульминацией стратегического противостояния на Восточном фронте. Немецкое командование, стремясь вернуть инициативу после поражения под Сталинградом, разработало операцию «Цитадель» — план окружения и уничтожения советских войск на Курском выступе. Однако советская разведка заранее раскрыла замысел противника, что позволило Красной Армии подготовить глубокоэшелонированную оборону с мощными инженерными заграждениями, минными полями и резервами.

«СМЕРШ» — контрразведывательная организация Советского Союза, созданная в 1943 г.
Название расшифровывалось как «смерть шпионам».
Основными задачами «СМЕРШа» были фильтрация военнослужащих, возвращающихся из плена, а также оперативная работа по нейтрализации шпионов и антисоветских элементов.
Сотрудники «СМЕРШа» действовали в условиях высокой опасности, что отражает их значимость в контексте военной контрразведки СССР.
Только с 1 октября 1943 г. по 1 мая 1944 г. органами «СМЕРШа» было переброшено в тыл противника 345 агентов, включая 50 перевербованных вражеских разведчиков и диверсантов.
Всего за время войны советская контрразведка обезвредила свыше 30 тыс. агентов гитлеровской разведки, более 3,5 тыс. диверсантов и 6 тыс. террористов.

Курская битва включала в себя как оборонительные, так и наступательные операции советских войск. Первая фаза, с 5 по 12 июля, стала испытанием на прочность для обеих сторон. Немцы сосредоточили до 70% своих танковых сил на Восточном фронте. Советские войска встретили удар мощной артиллерийской контрподготовкой ещё до начала немецкого наступления, что замедлило продвижение противника. 

Общее преимущество перед Курской битвой было у советских войск Центрального и Воронежского фронтов. Плюс к этому в тылу основных советских сил располагался Степной фронт, который должен был перейти в наступление после провала германского удара. Противник сосредоточил войска на узких участках фронта и был готов прорвать оборону РККА решительными ударами танковых сил при массированной поддержке бомбардировочной авиации.

Советские войска смогли остановить наступление немцев и затем перейти в контрнаступление, что стало поворотным моментом в войне. Уже 12 июля началась операция «Кутузов» на Орловском направлении, а 3 августа — операция «Полководец Румянцев» на Белгородско-Харьковском. Немецкие группы армий «Центр» и «Юг» были отброшены на 140–150 км.

Победа в Курской битве позволила советским войскам взять инициативу в свои руки. Это был последний крупный стратегический наступательный порыв вермахта на Восточном фронте — после Курска Германия окончательно перешла к обороне. 

Пехота на марше, Курская битва. 1943 год
Пехота на марше, Курская битва. 1943 год

КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

Это сражение стало крупнейшим танковым сражением в истории. Кульминацией стала битва под Прохоровкой 12 июля.

В битве с обеих сторон сошлись: 

Люди – около 4 млн
Орудия – 69 тыс.
Танки – свыше 13 тыс.
Самолеты – 12 тыс.

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ
ПОТЕРИ

Потери советской армии составили около 254 470 убитых, 608 833 раненных и заболевших, 6 064 танков и САУ, 5 245 орудий и минометов, а также 1 626 боевых самолетов.

Согласно советским источникам, вермахт потерял 500 тыс. чел., 2 900 танков и не менее 1 696 самолетов.

ДОРОГИ

В битве под Курском дорожники организовали подготовку и эксплуатацию 7 тыс. км военно-автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную связь четырех фронтов. При ее подготовке и эксплуатации было задействовано 80 отдельных дорожных батальонов, три военно-дорожных управления, четыре управления военно-автомобильных дорог и до 30 тыс. человек местного населения. К началу сражения было построено свыше 10 км и усилено до 12 км мостов, среди них через реки Ока, Дон, Воронеж. 

В результате разгрома гитлеровской армии на Орловско-Курском направлении и успешного наступления советских войск линия фронта подошла к Днепру. Всего через Днепр и его притоки Десну и Сож было наведено 119 переправ, протяженностью 3 тыс. м. 

ДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКИХ ВОЙСК
НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

Во время Великой Отечественной войны действия советских войск на территории Украины сыграли ключевую роль в освобождении оккупированных нацистами территорий и переломе хода войны

БИТВА ЗА ДНЕПР

Август – декабрь 1943 г.

Битва за Днепр – комплекс стратегических операций, проводимых Красной армией в период с августа по декабрь 1943 г. В сражении участвовало до 4 млн военнослужащих, фронт которого растянулся на 750 км. Основной целью операции было освобождение Левобережной Украины от нацистских захватчиков. В ходе битвы советские войска форсировали реку Днепр, создали несколько стратегических плацдармов на правом берегу и освободили Киев. Битва за Днепр стала одним из крупнейших сражений в мировой истории, продемонстрировав как мощь Красной Армии, так и значительное влияние партизанского движения на ход войны. Итогом сражения стало серьезное поражение немецких войск, что способствовало дальнейшему освобождению Украины и укреплению позиций СССР на Восточном фронте.

СИЛЫ СТОРОН
ПОТЕРИ

Красная Армия

Вермахт

Безвозвратные

Санитарные

Безвозвратные

Санитарные

417 323 чел.

1 269 841 чел.

47 672 чел.

200 796 чел.

КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРАВОБЕРЕЖНОЙ УКРАИНЫ

24 декабря 1943 г. – 17 апреля 1944 г.

Советские войска, состоящие из нескольких фронтов, начали наступление на немецкие и румынские войска, которые оккупировали Правобережную Украину. В результате успешных атак были освобождены города Житомир и Кировоград. Советские войска окружили и уничтожили крупные группировки противника, что привело к большим потерям для немцев. Эта операция помогла советским войскам продвинуться на запад и укрепить контроль СССР над стратегически важными регионами.

СИЛЫ СТОРОН
ПОТЕРИ

Красная Армия

Вермахт

Безвозвратные

Санитарные

около 380 тыс. чел.

270 198 чел.

839 330 чел.

 
КРЫМСКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ

8 апреля – 12 мая 1944 г.

Советские войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии, поддержанные Черноморским флотом прорвали оборону противника на Перекопе и Сиваше, а затем штурмом взяли Севастополь. В ходе операции Красная Армия применила мощную артиллерийскую подготовку и активно взаимодействовали с партизанскими отрядами. Освобождение Крыма лишило Германию и её союзников ключевой военно-морской базы в Чёрном море и усилило позиции СССР в регионе.

СИЛЫ СТОРОН
ПОТЕРИ

Красная Армия

Вермахт

Безвозвратные

Санитарные

Советские данные

Немецкие данные

17 754 чел.

67 065 чел.

около 140 тыс. чел.

около 100 тыс. чел.

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ
ДОРОГИ

В сентябре 1943 г. передовые части Центрального и Воронежского фронтов зацепились за правый берег Днепра, захватив в упорных боях 9 плацдармов. В районе Киева за 7 суток был построен низководный мост длиной 1150 м под постоянным огнем противника.

В ходе войны росло мастерство военных дорожников. Дорожные войска Украинских фронтов сооружали до 300 м плашкоутных мостов, до 120-140 м низководных мостов и до 45 м высоководных мостов в сутки. Комбинированный низководный мост у г. Измаила длиной 620 м был наведен за 6 суток. При дорожном обеспечении действий трех Украинских фронтов важную роль сыграли дорожные войска в восстановлении и строительстве 43 низководных мостов через р. Днепр и двух высоководных мостов у Киева и Днепропетровска, обеспечивших продвижение войск на запад.

«Зима лютовала, свистела буйным ветром по Днепру. Случалось, стихия срывала с высоты людей и бросала в холодные волны или на лед. Перевязав раны, строители брали в руки свое оружие — топоры и пилы — и снова поднимались на фермы. В подсвеченной прожекторами ночной мгле они продолжали рубить, пилить, стучать…»

ОПЕРАЦИЯ «БАГРАТИОН»

23 июня – 29 августа 1944 г.

Белорусская операция под кодовым названием «Багратион» была направлена на уничтожение группы армий «Центр». 22 июня 1944 г., советские войска провели разведку боем, а на следующий день основные ударные группировки Красной Армии перешли в наступление. Наступление предварялось беспрецедентной по своему масштабу акцией партизан. В Белоруссии действовали многочисленные партизанские формирования. По данным Белорусского штаба партизанского движения за лето 1944 г. с войсками Красной армии соединилось 194 708 партизан.
Уже через несколько дней германские дивизии были окружены и уничтожены в районах Витебска, Бобруйска и Могилёва. Фронты Рокоссовского и Черняховского устремились к Минску. 3 июля танки 5-й гвардейской танковой армии и 1-го гвардейского танкового корпуса освободили столицу Советской Белоруссии.
Операция «Багратион» продемонстрировала стратегическое превосходство советских войск и оказала значительное влияние на дальнейший ход войны, открыв путь к освобождению других территорий Восточной Европы.

ДОРОГИ

Создатели трассы перекопали около 12 тыс. м3 земли, возвели 71 мост общей протяженностью более 600 пог. м, заготовили и подвезли почти 7 тыс. м3 леса.

6 октября 1943 г. войска Калининского фронта начали наступление и прорвав оборону врага, пошли на запад. Вслед за ними двинулись и дорожники. Дорожные условия здесь были очень тяжелые, преобладали леса, болота, топи. Ни жердевка, ни колейная дорога не выдерживали, тонули. В этих чрезвычайно сложных условиях дорожные части должны были обеспечить пути для подвоза сражающимся боеприпасов, горючего, продовольствия. Дорожники работали под непрерывным огнем, противник часто атаковал. Строителям приходилось бросать лопаты и браться за оружие. 67 суток батальон прокладывал трассу и наконец беспрерывным потоком по дороге пошли кавалерия, пехота, танки, орудия. В отдельные сутки по этому пути проходило до 12–14 тыс. машин.

КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

За время Белорусской операции дорожные войска:

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ
СИЛЫ СТОРОН
ПОТЕРИ

Потери Красной Армии составили более 178 тыс. чел.

По советским данным вермахт потерял свыше 410 тыс. в т.ч. более 250 тыс. безвозвратные. 158 480 чел. попали в плен.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ СССР

Основные боевые действия СССР за пределами своей территории в годы Великой Отечественной войны стали важным этапом в освобождении Европы от нацизма. После коренного перелома в 1943 г. советские войска начали масштабное наступление, выйдя к 1944 г. к государственным границам СССР.

С лета 1944 г. советские войска провели серию стратегических операций, освобождая страны Восточной и Центральной Европы. Например, в ходе Ясско-Кишинёвской операции (август 1944 г.) были разгромлены немецко-румынские силы, что привело к выходу Румынии из войны на стороне Германии и открыло путь на Балканы. Осенью 1944 г. советские части вошли в Болгарию, где местное население встречало их как освободителей, а затем поддержали партизан Тито в Югославии, участвуя в Белградской операции, которая завершилась взятием столицы 20 октября. В январе 1945 г. началась Висло-Одерская операция — одна из самых масштабных в истории: за 23 дня советские войска продвинулись на 500 км, освободив Польшу и создав плацдарм для удара по Берлину. Эти действия не только подрывали военный потенциал вермахта, но и спасали миллионы людей от террора оккупационного режима.

Кульминацией стал штурм Берлина в апреле–мае 1945 г., где советские войска совместно с польскими и чехословацкими соединениями разгромили последнюю группировку нацистов. Даже после капитуляции Берлина советские войска продолжили бои: 6–11 мая 1945 г. в ходе Пражской операции была освобождена Чехословакия, где остатки немецких войск оказывали отчаянное сопротивление. Всего за 1944–1945 гг. советские солдаты сражались на территории 13 стран, от Норвегии до Австрии, потеряв в этих боях свыше 1 млн человек. Их подвиг не только приблизил Победу, но и заложил основы послевоенного мироустройства, освободив народы Европы от «коричневой чумы».

Эти события стали символом интернациональной миссии СССР, о которой советское руководство говорило еще в 1941 г.:«Наша цель состоит в том, чтобы освободить наши территории и наши народы от немецко-фашистского ига. Наша цель состоит также в том, чтобы помочь порабощенным народам Европы сбросить гнет гитлеровской тирании и потом помочь вполне свободно устроиться на своей земле так, как они хотят».

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ
ДОРОГИ
В январе 1945 г. фронт встал на восточном берегу Вислы, освободив предместье Варшавы, Прагу. Отступая, гитлеровцы взорвали все мосты. Военно-дорожному управлению было приказано возвести за две недели высоководный мост длиной 500 м. По темпам и организации строительство Варшавский мост – образец мостостроительного искусства. Он был построен за 13 суток. В марте 1945 г. войска фронта вышли на р. Одер.

Маршал Советского Союза Жуков Г.К.: «… проведенная работа по подготовке Берлинской операции была невиданной по своему размаху и напряжению. На сравнительно узком участке фронта за короткое время было сосредоточено 68 стрелковых дивизий, 3155 танков и самоходных орудий, около 42 тыс. орудий и минометов… Вся эта масса боевой техники, людей и материальных средств переправлялась через Одер. Потребовалось построить большое количество мостов и переправ, которые обеспечили бы не только переброску войск, но и дальнейшее их питание. Ширина Одера местами доходила до 380 м. Начался весенний ледоход. Инженерно-строительные работы протекали в непосредственной близости от линии фронта под систематическим обстрелом артиллерии и минометов противника, при налетах его авиации. Однако к началу выхода соединений в исходные районы через Одер были проложены 23 моста и 25 паромных переправ».

Воды Одера были обагрены кровью наших солдат и офицеров-дорожников.

На Берлинском шоссе читаем надпись, выведенную кем-то из солдат огромными корявыми буквами: «Вот она, проклятая Германия». Четыре года шел солдат дорогами войны до этого места», – регулировщица КА Беспалова В.С.  – «2 мая 1945 г. в 6 ч утра я стояла на посту у Бранденбургских ворот, за рейхстаг еще шел упорный бой. А 3 мая я оставила свой автограф на рейхстаге кусочком штукатурки о том, что дошла от Сталинграда до Берлина…»

До 9 мая в Берлине функционировало около 200 постов регулирования. На главных улицах интенсивность движения доходила до 20 тыс. автомашин в сутки.

7 мая войска 28-й армии вместе с другими армиями перешли в наступление. Немецкие войска были разгромлены, деморализованы и 11 мая военные действия

МАНЬЧЖУРСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

9 августа — 2 сентября 1945 г.

После капитуляции фашистской Германии стало очевидным неизбежное поражение Японии, развязавшей войну на Дальнем Востоке. Однако японские милитаристы с фанатизмом продолжали военные действия против американо-английских войск, а у границ Советского Союза, в Маньчжурии, имели миллионную Квантунскую армию.

Советские войска, численностью более 1,5 млн чел., начали наступление 9 августа, в тот же день, когда была сброшена атомная бомба на Нагасаки. Они быстро продвигались, захватывая ключевые города и порты, и к 20 августа большинство японских солдат сдались в плен. Эта операция привела к окончанию Второй мировой войны в Азии и возвращению территорий, ранее потерянных Россией. Маньчжурская операция стала важной вехой в истории, показывая мощь советских вооруженных сил и их влияние на послевоенное устройство региона.

КЛЮЧЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ
ДОРОГИ

При подготовке к войне с Японией к августу 1945 г. была проделана огромная работа по оборудованию военно-автомобильных дорог. В полосах трех фронтов насчитывалось 4274 км военно-автомобильных дорог, большая часть которых предназначалась для обеспечения подвоза боеприпасов и продовольствия войскам Забайкальского фронта.

Военные действия в Манчжурской операции проходили вдоль горных дорог, армии двигались по болотам, пустыням, тайге отдельными колоннами.

«Жара в отдельные дни была такова, что у автомобилей и танков плавилась кислотоупорная масса аккумуляторов. Воды не хватало ни для питья, ни для охлаждения моторов. Движение машин затрудняла и сильная пыль. В помощь включились все виды транспорта: речной, железнодорожный, воздушный, но все же большинство грузов доставлялись с помощью автомобильного транспорта»

При переходе через Большой Хинган воины всех подразделений самоотверженно обеспечивали продвижение войск. Под проливным дождем они строили мосты через горные потоки из заготовленных деревянных ферм, закрепляли камнем болотистые участки, оборудовали броды.

«Действия войск Забайкальского фронта по сей день остаются непревзойденными. Этот подвиг вполне сопоставим с Альпийским походом Суворова и переходом Скобелева через Балканы. В результате наши танкисты совершили глубокий прорыв в тыл Квантунской армии и тем самым решили исход всей операции».

СИЛЫ СТОРОН
ПОТЕРИ

Красная Армия

Япония

Безвозвратные

Санитарные

от 21 389 до 84 000 чел.

12 031 чел.

24 425 тыс. чел..

 
ДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА ИТОГИ

Сегодня минувшая война стала достоянием истории. Время давно стерло ее следы. Но не властно время над человеческой памятью, из глубины ее часто всплывают яркие эпизоды героизма солдат и офицеров дорожников, обеспечивших нашей армии победу.

Труженики войны, вы заслужили низкий поклон Родины. Потомки не забудут ваш подвиг.

За годы Великой Отечественной войны дорожные войска выполнили поистине титаническую работу:

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК РОСДОРНИИ

Сегодня минувшая война стала достоянием истории. Время давно стерло ее следы. Но не властно время над человеческой памятью, из глубины ее часто всплывают яркие эпизоды героизма солдат и офицеров дорожников, обеспечивших нашей армии победу.

Труженики войны, вы заслужили низкий поклон Родины. Потомки не забудут ваш подвиг.

Источники

Фотографии: Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)«Победа. 1941–1945»«Военный альбом»архив выставки «Память поколений»Sovposters.ru
Кинохроника: Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)«Победа. 1941–1945»
Литература:
«А се урок мостникам…» Трактат по истории дорожного дела. М., 2002.
Засов И.А. Автомобильно-дорожные войска в Великой Отечественной войне. М., 1995.
Кондратьев З. И. Дороги войны. М., 1968.
Симонов К.М. Разные дни войны. Дневник писателя. М., 1982.
Федоров В.Т., Засов И.А. Дорожные войска в Великой Отечественной войне (Опыт эксплуатации, строительства и восстановления военных автомобильных дорог). М., 1985. 
Румянцев Н.М. «Победа советской армии в Заполярье. Десятый удар 1944 год». Воениздат, Москва, 1955.
Журнал «Автомобильные дороги». Выпуск №5, 1995.