В РОСДОРНИИ подвели итоги 2021 года

30.12.2021 Просмотров: 591

В ФАУ «РОСДОРНИИ» подвели итоги 2021 года по основным направлениям деятельности института, в том числе в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» (НП БКД) и работы Общеотраслевого центра компетенций по новым материалам и технологиям для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог (ОЦК). Все плановые показатели на минувший год были выполнены своевременно. Далее – подробно по каждому из основных направлений работы.

Внедрение новых и наилучших технологий (НиНТ)

Внедрение новых и наилучших технологий (НиНТ) – один из ключевых факторов реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Согласно паспорту проекта, плановым показателем внедрения НиНТ является доля реализованных объектов, на которых использовались технологии, включённые в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения (РННТ): в 2021 году – 10 %, в 2022 – 20 %, в 2023 – 30 %, в 2024 – 40 %.

Специалистами ФАУ «РОСДОРНИИ» обеспечен еженедельный мониторинг достижения субъектами Российской Федерации планового показателя, сформирована база данных, на которых в 2021 году использованы НиНТ, включенные в РННТ, содержащая 2075 объектов.

По итогам 2021 года из 84 субъектов Российской Федерации 81 достиг предусмотренного планом 10 % значения показателя или превзошел его. При этом в среднем по Российской Федерации показатель РННТ составил 66,42% (по итогам 2019 года – 44,4 %, 2020 года – 55,85 %), а по региональной сети автодорог – 53,46 %. Чаще всего были задействованы технологии укладки асфальтобетонного покрытия, которые были использованы на более чем 70 % объектов НП БКД.

РОСДОРНИИЭксперты ОЦК консультируют субъекты РФ по всем актуальным вопросам внедрения НиНТ, в том числе непосредственно на объектах НП БКД. За год проведено 55 совещаний с представителями заказчиков и подрядчиков дорожных работ от субъектов РФ, которым оказана консультативная и методологическая поддержка, проведён анализ порядка 600 составов асфальтобетонных смесей и 250 комплектов проектно-сметной документации с выдачей замечаний и рекомендаций по их корректировке.

Разработаны предложения по формированию стратегий развития дорожного хозяйства для Амурской и Ленинградской областей, Еврейской автономной области и Республики Бурятия. Ряд субъектов РФ присоединились к пилотным регионам по внедрению приоритетных НиНТ, их общее число достигло 28.

РОСДОРНИИПроведены 13 обучающих мероприятий (в том числе 3 практических семинара) по вопросам внедрения и практического применения НиНТ с участием порядка 1200 человек. Для 8 регионов разработаны альбомы типовых конструкций дорожных одежд с учётом применения приоритетных новых технологий.

С привлечением секций Экспертного совета ОЦК в 2021 году рассмотрены 56 заявок о включении в РННТ сведений о НиНТ (42 материала и 14 конструктивных решений). В рамках методической и консультативной помощи заявителям подготовлены примеры комплексной оценки эффективности НиНТ.

По состоянию на конец 2021 года РННТ содержит сведения о 364 технологиях, 791 материале, 257 конструктивных решениях, а также о 163 производителях и более чем 600 регулирующих документах дорожной отрасли. По прошествии двух лет с момента первичного наполнения в 2019 году информационной базы Реестра проведена оценка стандартов организаций на предмет их соответствия актуальным отраслевым документам по стандартизации.

По результатам анализа 795 государственных контрактов, включающих в себя 1536 объектов, выполнена оценка суммарного прогнозного экономического эффекта от применения регионами НиНТ, составившая более 2 460 млн. руб./год.

В 2022 году ФАУ «РОСДОРНИИ» как оператором РННТ – будут продолжены работы по наполнению и актуализации информации, включённой в Реестр, а также предусмотрены мероприятия по информированию организаций-заявителей о необходимости приведения сведений, размещённых в информационной системе Реестра, в соответствие с действующей нормативно-технической базой дорожного хозяйства.

Выборочный мониторинг качества дорожных работ

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 году Цель мониторинга – сбор, анализ и доведение до всех заинтересованных участников дорожной деятельности оперативной информации о качестве выполнения дорожно-строительных работ на объектах НП БКД.

РОСДОРНИИ Мониторинг проводится в 84 субъектах РФ. В 2021 году ФАУ «РОСДОРНИИ» увеличило количество объектов мониторинга с 350 до 604. Всего проверено 463 асфальтобетонных завода, 815 договоров подряда, 264 лаборатории заказчика и 427 лабораторий подрядчика, 262 службы технадзора, 378 договоров по строительному контролю и лабораторному сопровождению, 532 схемы организации дорожного движения и 401 проект производства работ, проведён анализ системы управления качеством 395 заказчиков.

По результатам выездных мероприятий формируется перечень замечаний и рекомендаций, который загружается в СОУ «Эталон» в «Дневник куратора» для дальнейшего устранения замечаний.

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 году

Лаборатории ОЦК

РОСДОРНИИ В течение 2021 года практически завершено комплексное оснащение испытательных лабораторий Головного учреждения, Воронежского и Северо-Кавказского филиалов института. Порядка 90 % необходимого оборудования поставлена в лаборатории Волгоградского, Дальневосточного, Оренбургского, Сибирского и Уральского филиалов. Завершение оснащения лабораторий планируется в I квартале 2022 года. Оборудование полностью отвечает требованиям современных стандартов и ТР ТС 014/2011.

РОСДОРНИИКроме испытаний материалов и образцов в рамках мониторинга качества дорожных работ лаборатории ФАУ «РОСДОРНИИ» оказывали помощь регионам по анализу подборов составов асфальтобетонных смесей и испытаниям битумных вяжущих. Проводятся мероприятия по испытанию дорожно-строительных материалов. По состоянию на сегодняшний день можно отметить значительное увеличение объёмов проведения испытательными лабораториями ФАУ «РОСДОРНИИ» испытаний дорожно-строительных материалов по отношению к 2020 году. Верифицирована и внесена в соответствующие ведомости информация по 2130 актам отбора, 10 339 протоколам испытаний и 2304 заключениям.

РОСДОРНИИВ рамках мероприятий по выборочному мониторингу (аудиту) качества дорожных работ на сегодняшний день было подготовлено 154 заключения. Разработаны проекты инструкций по охране труда на оборудование строительной лаборатории в количестве 52 шт. Разработаны более 40 программ и методик аттестации испытательного оборудования. Проведена аттестация 72 единиц оборудования строительной лаборатории, оформлено 90 аттестатов с протоколами периодической аттестации испытательного оборудования. По результатам испытаний, представленных субъектами РФ проб битумных вяжущих, подготовлено порядка 500 протоколов испытаний

На конец 2021 года лаборатория аттестована на 500 методик испытаний.

Выборочная оценка технического состояния автодорог

Выборочная оценка технического состояния автодорог проводится десятью филиалами ФАУ «РОСДОРНИИ», исполняющими функции ОЦК, во всех 84 регионах-участниках нацпроекта. В 2021 году диагностика велась по четырём направлениям:

  • Выборочная оценка технического состояния (диагностика) участков автомобильных дорог, находящихся в нормативном состоянии на начало года, с целью подтверждения целевых показателей на основании данных регионального проекта, представленных субъектами Российской Федерации;

  • Выборочная оценка технического состояния участков автомобильных дорог после ввода в эксплуатацию с применением новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения;

  • Выборочная оценка технического состояния участков автомобильных дорог после ввода в эксплуатацию без применения новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, после ввода в эксплуатацию;

  • Мониторинг участков применения новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения.

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 году Обследовано более 66 тысяч км автомобильных дорог и улиц регионального, межмуниципального и местного значения:

  • В рамках выборочной оценки технического состояния участков автомобильных дорог, находящихся в нормативном состоянии на начало года – более 48,9 тысяч км;

  • Участков после ввода в эксплуатацию с применением новых технологий – более 6,4 тысяч км;

  • Участков после ввода в эксплуатацию без применения новых технологий – более 3,2 тысяч км;

  • Участков мониторинга – более 7,4 тысяч км.

На основании отчетов с результатами оценки технического состояния (диагностики) участков автомобильных дорог для репрезентативной выборки, включающей в себя 23 участка, выполнен расчет эффективности применения НиНТ с учетом эффекта от снижения себестоимости перевозок и эффекта от снижения количества ДТП.

Создание симулятора колёсной нагрузки «Циклос»

РОСДОРНИИ «Циклос» – первая в России установка для проведения ускоренных испытаний дорожных конструкций, разработанная по заказу ФАУ «РОСДОРНИИ» в рамках реализации НП БКД. Она позволяет за несколько месяцев смоделировать полноценные условия эксплуатации автомобильной дороги в течение жизненного цикла в интересующих условиях и дать заключение о работоспособности новой дорожной конструкции.

Установка имитирует воздействие однонаправленного трафика циклическим перемещением четырёх кареток с односкатным или двускатным колесом с регулируемой нагрузкой на испытательную секцию. При испытаниях контролируются нагрузка, температура, дефекты покрытия, измеряются остаточные деформации внутри дорожной конструкции, напряжение, давление, температура и влажность. Все параметры отслеживают датчики, встроенные в конструкцию испытательной секции.

Установка обеспечивает:

  • До 75 тысяч приложений нагрузки в сутки;

  • До 2,5 млн приложений нагрузки за месяц;

  • От 30 до 90 дней на испытание поведения конструкции автодороги за полный срок службы.

РОСДОРНИИ В 2021 году специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» разработали концепцию и завершили первый этап работ по возведению и оснащению испытательного комплекса для установки «Циклос». Разработана первая редакция проекта СТО РОСДОРНИИ «Методы испытания дорожных конструкций ускоренным способом». Проводятся работы в целях утверждения типа средств измерения, проведены испытания, и составлена заявка для направления в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Ожидается утверждение пяти объектов интеллектуальной деятельности.

Передвижная лаборатория «Эскандор»

«Эскандор» – первая в России передвижная лаборатория для сплошной безостановочной диагностики автодорог на скорости транспортного потока – до 80 км/ч. Производительность лаборатории – 400 км в день.

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 году

В 2021 году проведена тестовая диагностика в рамках опытной эксплуатации лаборатории в трёх пилотных регионах – Мурманской и Курской областях, а также в Республике Татарстан, обследовано 2000 км дорог.

Цифровая модель дорог

РОСДОРНИИ Первая цифровая модель автодорог (ЦМД) страны начала создаваться в 2020 году силами сотрудников ФАУ «РОСДОРНИИ». ЦМД – это набор взаимосвязанных данных об окружающей действительности, содержащий информацию о рельефе, ситуации и внутреннем строении автомобильной дороги и обеспечивающий решение прикладных задач дорожно-транспортного комплекса. Основой ЦМД является облако точек лазерного сканирования. Оно выглядит как трёхмерный двойник дороги и прилегающей территории. ЦМД – это источник данных, которые могут быть использованы для решения прикладных задач отрасли дорожного хозяйства и оказания государственных услуг.

В 2020-2021 годах выполнен сбор данных на дорогах федерального значения, работа будет продолжена в 2022-2023 годах. С 2024 года начнётся оцифровка опорной сети дорог регионального значения. В 2021 году разработаны первые редакции четырёх национальных стандартов по лазерному сканированию, цифровой модели и дорожному графу. Сформирована ЦМД на протяжённости более 10,5 тысяч км федеральных дорог.

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 году

Интеллектуальные транспортные системы (ИТС)

ФАУ «РОСДОРНИИ» – разработчик концепции национальной сети ИТС. Для обеспечения возможности проведения экспериментов и апробации технологий ИТС, обеспечивающих безопасное движение высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в условиях реального транспортного потока на автодорогах общего пользования институт создаёт пилотную зону на территории Республики Татарстан. Разработаны и согласованы технические решения по размещению оборудования пилотной зоны и прокладке линейно-кабельных сооружений. Для создания динамической цифровой карты дорожного движения выполнены работы по сбору, обработке и геопривязке пространственных данных.

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 году

Выполнено более 8 научно-исследовательских работ для включения ВАТС в существующую транспортную систему. Проведено более 130 полигонных испытаний ВАТС. Выполнены исследования в части обеспечения безопасного движения ВАТС и взаимодействия с интеллектуальной дорожно-транспортной инфраструктурой. Определены требования к точности данных для создания динамической цифровой карты дорожного движения, оценена максимальная погрешность данных и рассчитаны необходимые поправки при перемещении динамических объектов в реальном времени при построении цифровой модели дороги в целях организации движения ВАТС.

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 году

НИОКР

ФАУ «РОСДОРНИИ» проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области дорожного хозяйства, направленные на повышение безопасности дорожного движения, качества дорожных работ и внедрения новых технологий.

РОСДОРНИИ В рамках исполнения государственного задания по созданию ОЦК сформирован план НИОКР ОЦК на 2021–2023 годы. Его тематика соответствует основным направлениям технической политики, проводимой в дорожном хозяйстве, а также приоритетным исследовательским проектам и направлениям проведения исследований, зафиксированным в программе развития ФАУ «РОСДОРНИИ» на период до 2025 года, положением Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р:

  • НИОКР по основным направлениям инновационной деятельности, повышения долговечности дорожных конструкций и качества дорожно-строительных материалов;

  • НИОКР, направленные на развитие инфраструктуры исследований и разработок, создание современных исследовательских комплексов;

  • НИОКР, направленные на обеспечение цифровой трансформации дорожного хозяйства;

  • НИОКР по транспортному планированию;

  • НИОКР в части экспертно-аналитического обеспечения дорожного хозяйства.

В 2021 году ФАУ «РОСДОРНИИ» завершены НИОКР, направленные на повышение эффективности применения ремонтных материалов (смесей) для устранения выбоин в асфальтобетонных покрытиях при неблагоприятных условиях, а также разработан проект концепции «Умная дорога» с подготовкой предложений по её реализации.

Выпущены 2 номера сборника научных трудов «Дороги и мосты», которые включают в себя результаты проведённых поисковых и прикладных исследований ведущих ученых дорожной отрасли.

Научно-техническая политика

ФАУ «РОСДОРНИИ» уделяет особое внимание развитию научно-технической политики в области дорожного хозяйства и является действующим членом многих технических комитетов по стандартизации: ТК 418, ТК 465, ТК 278, ТК 400, ТК 57 и др. В 2021 году по результатам НИОКР разработаны и утверждены 10 новых национальных стандартов Российской Федерации в сфере дорожного строительства.

РОСДОРНИИ В рамках государственного задания выполнен мониторинг применения стандартов, входящих в сферу действия Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) при реализации НП БКД. Всего проверено 1973 объекта дорожной деятельности.

Анализ полученной информации свидетельствует о недостаточном уровне осведомлённости органов управления дорожным хозяйством (заказчиками дорожных работ) об утверждении и введении в действие новых нормативно-технических документов. В целях повышения качества дорожных работ в субъектах РФ с учётом требований ТР ТС 014/2011 ФАУ «РОСДОРНИИ» разработан информационный сборник об изменениях в нормативно-технических документах в сфере дорожной деятельности в 2021 году. Сборник разослан всем органам управления дорожным хозяйством субъектов РФ для использования в работе.

Акселератор дорожной отрасли

РОСДОРНИИ В рамках реализации НП БКД на базе ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2020 году был запущен первый акселератор дорожной отрасли – площадка поддержки технологического перевооружения предприятий отрасли, технологических и научных проектов молодых учёных и предпринимателей.

9 сентября 2021 года стартовал второй набор Акселератора. Всего зарегистрировано 160 проектов, из которых 98 прошли этап премодерации, 45 – заочную отраслевую экспертизу и были допущены к участию в отборочном туре по заявленным в 2021 году направлениям.

Разработана цифровая платформа акселерации для автоматизации проведения и управления акселерационными программами, мониторинга работы с проектами в режиме реального времени, подготовки отчётов, электронной регистрации на мероприятия и организации онлайн-обучения.

Одним из ключевых мероприятий в 2021 году стала конференция «Развитие инноваций в дорожной отрасти», посвящённая российскому Году науки и технологий. На ней были представлены передовые разработки, федеральные, целевые и региональные программы инновационного развития и совершенствования состояния автомобильных дорог. Очно мероприятие посетили представители 13 субъектов РФ.

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 году В рамках конференции 27-28 ноября 2021 года проведён форум для разработчиков «Хакатон» с целью привлечения талантливых молодых ИТ-специалистов к решению актуальных вопросов отрасли. Победителем стала команда «RoadAR» из Казани, предложившая лучший вариант обработки собираемых пространственных данных и распознания в результате лазерного сканирования на основе автоматизированной системы классификации объектов в облаке точек и идентификации дефектов дорожного покрытия.

Транспортное планирование

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 годуФАУ «РОСДОРНИИ» осуществляет мониторинг деятельности в сфере транспортного планирования, консолидирует данные и опыт регионов и оказывает им консультационную поддержку в решении практических задач. ОЦК анализирует аналитические записки по документам транспортного планирования к региональным проектам «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» («ОМРДХ»).

РОСДОРНИИРяд документов, например Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) обязательны для разработки, их наличие и качество влияют на получение регионом или городской агломерацией федеральной поддержки.

На конец 2021 года в 29 субъектах РФ завершена разработка документов транспортного планирования, в 21 субъекте ведётся и в 34 субъектах ещё не началась.

Мониторинг ресурсного обеспечения и цен на ресурсы

ОЦК осуществляет сбор и анализ данных об объёмах строительных ресурсов, потребляемых в рамках дорожно-строительных работ. Это позволяет выявлять профицитные и дефицитные виды материальных ресурсов в субъектах РФ. Также организован мониторинг цен на строительные ресурсы, используемые при осуществлении дорожных работ, что даст возможность анализировать конъюнктуру рынка и следить за динамикой изменения цен.

Ещё одно направление работ – организация взаимодействия Минстроя, Минтранса и ФАУ «Главгосэкспертиза России» по разработке, гармонизации и актуализации государственных элементных сметных норм и отраслевых сметных норм.

РОСДОРНИИПо результатам подготовлен предварительный перечень предложений по разработке (актуализации) сметных норм для последующего включения в План Минстроя России на 2022 год.

С 2021 года для 85 субъектов федерации выпускаются индексы изменения сметной стоимости строительства по видам объектов «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения». С III квартала 2021 года для 5 субъектов РФ выпускаются индексы изменения сметной стоимости строительства по видам объектов «Скоростные автомобильные дороги (Категории 1 Б)».

Организация и безопасность дорожного движения

Одно из приоритетных направлений деятельности ОЦК – оказание методологической и консультативной помощи в области организации и безопасности дорожного движения, в том числе:

  • методическое и аналитическое сопровождение работ по реализации «дорожной карты» по оснащению четырёхполосных автодорог системами разделения встречных направлений движения;

  • оказание консультативной помощи региональным проектным группам по вопросам эффективного планирования и применения мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению его безопасности;

  • анализ использования Методики определения мест размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. В 2021 году впервые проводился анализ применения комплексов автоматической фотовидеофиксации, измеряющих среднюю скорость движения транспортного средства в целях оценки сложившейся практики выбора мест установки подобных комплексов и характеристик контролируемых участков;

  • подготовка ответов на обращения заинтересованных организаций по вопросам размещения элементов обустройства и применения технических средств организации движения. За 2021 год ФАУ «РОСДОРНИИ» как главный разработчик большинства национальных стандартов в сфере безопасности дорожного движения подготовил по данным направлениям более 200 официальных ответов, разъясняющих требования этих документов региональным органам исполнительной власти и подрядным организациям.

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 году В 2021 году институтом разработаны две поправки в национальные стандарты в сфере безопасности дорожного движения.

По официальным данным ГИБДД МВД России в Российской Федерации прослеживаются тенденции снижения смертности от ДТП: с 2018 по 2020 год число жертв сократилось на 12,9 % – с 12,4 до 10,8 человек на 100 тыс. населения. Это свидетельствует о перевыполнении целевого показателя НП БКД (10,9 человек на 100 тыс. населения).

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 годуЗа 2021 год с учётом повторности рассмотрено 115 региональных проектов «Региональная и местная дорожная сеть» в части планирования и применения мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению его безопасности. По предварительным данным, системами разделения встречных направлений движения в 2021 году оснащено порядка 12% (или 362,13 км) участков автомобильных дорог с четырьмя полосами движения, на которых ранее эти системы отсутствовали.

Подавляющее большинство (93 %) комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в соответствии с разработанной ФАУ «РОСДОРНИИ» Методикой установлено в местах концентрации ДТП и на потенциально аварийно-опасных участках.

Создание системы повышения квалификации (СПК) для работников дорожного хозяйства

В 2021 году по 21 программе повышения квалификации прошли обучение 5 161 работник дорожного хозяйства из всех регионов страны (доля молодёжи в возрасте от 18 до 35 лет – 58,44 %). Годовой показатель федерального проекта «ОМРДХ» перевыполнен в 2,58 раза (план – не менее 2 000 человек). Для выполнения этого показателя разработаны 6 новых программ и актуализированы 9 программ повышения квалификации.

РОСДОРНИИ В течение года проведено 54 ознакомительно-информационных мероприятия по актуальным вопросам дорожного хозяйства, суммарное количество участников – 5 338 человека, и 3 625 человек посмотрели вебинары в записи. Годовой показатель федерального проекта (не менее 5 000 человек) – выполнен. На образовательном портале для работников дорожного хозяйства (educationbkad.emiit.ru) весь год размещались видеозаписи и материалы, проведенных ознакомительно-информационных мероприятий; нормативно-правовые акты; анализ изменений в законодательстве; статьи и мнения экспертов; вопросы и ответы пользователей портала и слушателей вебинаров; формы обратной связи и пр.

Итоги деятельности ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2021 году Проведен мониторинг состояния кадрового потенциала дорожного хозяйства и определены потребности дорожного хозяйства в квалифицированных кадрах и повышении их квалификации на краткосрочную и долгосрочную перспективу. На конец 2020 года среднесписочная численность работников организаций дорожного хозяйства, имеющих высшее образование, составила более 41 тыс. чел., со средним профессиональным – более 77 тыс. чел. Согласно прогнозу, дополнительная потребность отрасли в кадрах до 2030 года с высшим и средним профессиональным образованием составит более 83 тыс. чел.