1. Пресс-центр
  2. Новости
  3. Международные новости
  4. Дайджест новостей стран СНГ

Дайджест новостей стран СНГ

21.06.2021 Просмотров: 2

Азербайджан

TRACECA повышает привлекательность маршрутов на всех участках коридора Европа-Кавказ-Азия

https://www.trend.az/ 18.06.2021

Цифровизация и гармонизация нормативной базы TRACECA (аббревиатура от англ. Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia - программа международного сотрудничества между Европейским союзом и странами-партнёрами по организации транспортного коридора «Европа - Кавказ - Азия») в разы повышают привлекательность маршрутов на всех участках коридора Европа-Кавказ-Азия.

Об этом сказал Trend постоянный представитель (национальный секретарь) Постоянного секретариата межправительственной комиссии (ПС МПК) TRACECA Руфат Байрамов.

По его словам, ведутся работы по цифровизации в сфере автомобильных перевозок. Кроме того, обсуждаются проекты по гармонизации нормативной базы, связанной с несовпадением в разных странах показателей автомобилей по габаритам и массе.

«Мы работаем над актуальным проектом единого транзитного разрешения в электронном формате, которое даст возможность пересекать границы ряда стран по единому документу. На сегодняшний день реализация этого проекта требует наличия разрешения нескольких стран-участниц, что приводит к увеличению времени и издержек при грузоперевозках. В области железнодорожных перевозок мы обсуждаем проект реализации накладной СМГС (международный документ, регулирующий все операции с грузом при транспортировке его железной дорогой), а также проект транзитного документа GTrD», - сказал Байрамов.

Национальный секретарь подчеркнул, что это международный документ, который обсуждается с Международным союзом автомобильного транспорта, а также с датской компанией MAERSK, специализирующейся на морских грузоперевозках, и некоторыми другими организациями.

Кроме того, Байрамов подчеркнул, что TRACECA планирует разработать и запустить пилотный проект системы электронной очереди на пограничных пунктах (таможне), отметив, что такое предложение уже сделано странам-участницам транспортного коридора, и ведется обсуждение возможностей его внедрения.

«Мы наблюдаем большое скопление автомобилей на границах, особенно в условиях пандемии. В этой связи водителям приходится сталкиваться с большими сложностями, простаивая по несколько дней в очередях на таможне. Наличие такой электронной системы позволит грузоперевозчикам заранее получать информацию и занять очередь для своих водителей. Этот проект повлияет и на работоспособность водителей, что является очень важным направлением в области развития грузоперевозок», - добавил Байрамов.

Он также коснулся темы железных дорог Азербайджана. Национальный секретарь отметил, что азербайджанские железные дороги расширяют возможности для развития грузовых и пассажирских перевозок на территории страны.

«Наличие такой инфраструктуры облегчает путешествия и дает возможность посетить Габалинский район жителям и гостям Азербайджана в зимний период. Кроме того, она обеспечивает связь этого региона с основными экономическими зонами страны, что создает условия для развития внешнего туризма», – сказал Байрамов.

Он также сообщил, что Азербайджан реализовал и продолжает реализовывать крупные международные проекты, такие как Баку – Тбилиси - Карс, Lapis Lazuli (коридор Афганистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция), коридоры Север - Юг, Запад — Восток.

Беларусь

В Бресте на линию выходит первый в городе электробус

https://www.abw.by/ 18.06.2021

Электробус МАЗ 303Е10 завтра начнёт работу в Бресте. Как сообщил председатель Брестского горисполкома Александр Рогачук, 19 июня начинается обкатка электробуса МАЗ.

Он будет следовать по маршруту троллейбуса N1 Центральная городская больница - автовокзал и обратно.

Как сообщалось, Минский автозавод 5 мая представил первую (опытно-промышленную) партию электробусов модели 303E10 - всего 10 машин. Четыре из них попадут в Минск, остальные шесть распределены по областям.

До 5 мая в городах страны на пассажирских маршрутах работал 91 электробус (89 - в Минске, выпущенные УКХ "Белкоммунмаш"; 2 - в Могилеве от компании CRRC, подаренные Могилеву к его 750-летию китайской провинцией Хунань). С новыми МАЗ-303E10 общее число электробусов в Беларуси перевалит за сотню, а в каждой области появится хотя бы один. И это только начало.

Казахстан

Красную дорожную разметку начали наносить в Костанае

https://alau.kz/ 17.06.2021

Департаментом полиции совместно с акиматом области, костанайским филиалом АО НК «КазАвтоЖол» и подрядной организацией ТОО «Казахавтодор» во избежание дорожно-транспортных происшествий продолжается работа по обеспечению дорожной безопасности, а в частности нанесения экспериментальной дорожной разметки.

«Многолетний опыт применения красной и желтой дорожной разметки в зарубежных странах позволил кратно снизить число аварий на автодорогах. Так в областном центре по улице Чехова в границах улиц Тәуелсіздік-Дощанова и улицы Уральской от кольца Мауленова до ж/д переезда нанесена экспериментальная дорожная разметка желтого цвета.

Также на обходах города Костанай начаты работы по нанесению экспериментальной дорожной разметки красного цвета. Наносится красная разметка для привлечения внимания участников дорожного движения на островки безопасности в местах, где чаще всего происходят ДТП или там, где риск их совершения высок», - сообщает пресс-служба ДП области.

Безнадежное бездорожье: в дорожно-строительной отрасли назревает серьезный кризис

https://forbes.kz/ 21.06.2021

Истинное положение дел в отрасли знают лишь немногие причастные.

Почему так - ни больше ни меньше, чем удар по экономике всего государства? Да потому, что без дорог нет торговли, бизнеса, туризма и международных отношений. Но строить дороги в Казахстане с каждым годом становится все сложнее. К многочисленным заботам строителей каждый сезон добавляется дефицит битума - одного из главных материалов для строительства дорог. И дефицит этот во многом искусственный из-за повышения цен на его стоимость со стороны трейдеров.

Сезон дорожных работ в нашей климатической зоне очень короткий - примерно с мая по август. В остальное время погодные условия слишком неблагоприятные, чтобы дорожное полотно хорошо приживалось. За этот срок строители должны проделать огромную работу. Спрос на битум резко возрастает, заводы не успевают производить нужный объем продукта. По словам Баглана Баймагамбетова, президента Ассоциации автодорожников Казахстана, сегодня потребность в сырье - 1 300 000 тонн в год. До сих пор заводы успевали выпустить 600-800 тыс. тонн битума, в прошлом году - до 1 100 000 тонн. Но сейчас необходимость в нем увеличилась, так как в бюджете появились большие средства на ремонт городских улиц, районных и областных дорог. Соответственно, спрос на битум вырос тоже. А его значительную часть еще и скупают трейдеры, которые перепродают материал дорожникам с приличной наценкой.

«В прошлом году начальная цена продажи битума была 80 тыс. тенге (187$) за тонну, в итоге дошла до 180 тыс. тенге (420$) за тонну, местами до 200 тыс. (467$)/ Конечно, в стоимость включены транспортные и накладные расходы, а также наценки трейдеров», - говорит Баглан Баймагамбетов.

При этом битум - продукт специфический. Зимой он застывает, и его транспортировка обходится недешево. К тому же сырье надо разогревать при погрузке. А каждая такая процедура влияет на качество материала. Вдобавок в холодный период не каждый подрядчик может закупить и вывезти достаточно битума. В первую очередь из-за отсутствия денег и хранилища, где можно держать продукт до наступления теплого сезона. В мае с началом ремонтных работ битум опять надо разогреть, чтобы запустить в производство и получить асфальтобетон. При его укладке, поясняет Баглан Баймагамбетов, необходимо соблюдать температурный режим от 90 до 130 градусов. Если асфальт везти на дальнее расстояние, он остынет и плохо приживется на дороге. Следовательно, производить большие объемы сырья заранее - технологически невыгодно.

Кроме того, география любого подрядчика сегодня может включать Нур-Султан или Алматы, а завтра простираться до ВКО и Западного Казахстана. И никто не может делать битумные хранилища на каждой новой локации. Есть и другие ограничения. Например, добыча того же песка в карьере занимает время. И часто по проекту вблизи места строительства карьеров вообще нет.

Финансирование работ тоже специфичное: выиграв тендер, подрядчик получает аванс в размере всего 30% от суммы заказа. Понятно, что этих денег ничтожно мало, чтобы закупать материалы, вести строительство, платить зарплату рабочим. А нередко случается, что к моменту, когда подрядчики получают оплату, нужного сырья на рынке уже нет - все скупили трейдеры. Или инфляция, темпы которой высоки, поглотила часть бюджета. В то же время строитель, не выполнив оговоренный объем работ согласно ежемесячному графику, попадает под штрафные санкции. Также по итогам года неосвоенные средства возвращаются в бюджет, и денег такой подрядчик больше не получит.

Вместе с тем значительно выросли требования к качеству дорожного полотна. Дорожники объясняют: сегодня трассы рассчитаны на 13,5 тонны осевой нагрузки - это международный стандарт. В советское время нагрузка в 6-8 тонн считалась высоким показателем. Однако многие перевозчики, стремясь снизить издержки, часто перегружают свои автомобили. Летом при температуре выше 30 градусов это критично для состояния дорожного полотна. И ужесточить контроль над перевозчиками со стороны транспортной инспекции тоже необходимо. Поскольку качество дорог во многом зависит от условий их эксплуатации. Но в адрес строительных компаний звучит много критики - из-за дефектов, которые от них не зависят.

Проблема и с кадрами - сегодня сложно найти водителя асфальтоукладчика или грейдериста. Дорожные институты уже не готовят специалистов в том количестве, как раньше. А поскольку работы сезонные, сохранить штат до нового проекта весьма непросто.

Из сказанного понятно, что в отрасли назревает системный кризис. Строители дорог работают на пределе возможностей. Но зарабатывают крайне мало, чтобы покрыть текущие расходы, амортизацию техники и зарплаты сотрудников. Долго в таком режиме отрасль не протянет, и без государственного регулирования, видимо, не обойтись. Одно из возможных решений проблемы - продажа битума через биржу. И некоторые подвижки уже есть, в мае состоялись первые торги. Но тоже с нюансами. Во-первых, на биржу поступило всего 10% от нужного объема битума, во-вторых, часть его снова скупили трейдеры.

«Вот прошли торги. И наши дорожники, которые смогли-таки купить битум по 55 тыс. тенге (128$) за тонну, не могут отгрузить его с завода. Им вагоны не дают - их получают те, кто купил битум по более высокой цене. Мы предлагаем ужесточить требования к трейдерам, они должны быть ограничены хоть каким-то лимитом на закупку битума и других важных для нас материалов. Либо нужно вообще запретить любую посредническую деятельность при торговле стратегически важными продуктами. Дать возможность подрядчикам напрямую закупать их у заводов-производителей. Организовать продажу в лизинг, потому что 30-процентный аванс от государства - это ничтожная сумма, которой не хватает подрядчикам, чтобы выполнять свою работу. У людей на дороге поистине адская работа. И условия для отдыха у них тоже должны быть хорошие, и заработная плата. Все это ложится на подрядчиков. Нужны дополнительные заводы для производства битума», - говорит Баглан Баймагамбетов.

Сезон дорожных работ уже в разгаре. И решать накопившиеся проблемы нужно безотлагательно. Иначе может так случиться, что к будущему сезону ряды дорожно-строительных компаний значительно поредеют. А новым подрядчикам заходить на такой рынок просто невыгодно. Вместе с тем к 2025 году, как сказал Баглан Баймагамбетов, сеть республиканских автодорог - а это почти 25 тыс. км - государство планирует довести до совершенства. Все-таки приоритетная отрасль экономики.

Киргизия

Президент поручил проработать вопрос строительства автодороги Балыкчи-Барскоон

http://kabar.kg/ 15.06.21

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров сегодня, 15 июня, во время беседы с трудовым коллективом ЗАО «Кумтор Голд Компани» поручил Министерству транспорта и коммуникаций страны совместно с ЗАО «Кумтор Голд Компани» начать проработку вопроса строительства автодороги Балыкчи-Барскоон, сообщает пресс-служба президента.

Глава государства отметил важность строительства широкополосной и качественной автомобильной дороги, отвечающей всем необходимым современным стандартам и требованиям для обеспечения непрерывного, безопасного, комфортного движения транспортных средств.

Предполагается, что в текущем году начнутся подготовительные мероприятия и строительные работы, до осени текущего года планируется заасфальтировать ряд участков автодороги и продолжить строительные работы весной 2022 года.

Садыр Жапаров подчеркнул, что имеющаяся трасса за годы независимости не ремонтировалась, а также имеет невысокую пропускную способность.

Президент подчеркнул, что развитие надежной и современной транспортной инфраструктуры даст сильный импульс экономическому развитию региона, в том числе развитию туристической индустрии на южном побережье Иссык-Куля.


Минтранс КР: В настоящее время реализуются три проекта, финансируемые Японией на $39 млн

http://kabar.kg/ 16.06.21

В настоящее время в Кыргызстане идет реализация трех проектов, финансируемых правительством Японии, сообщает пресс-служба Минтранса КР.

По ее данным, правительство Японии вносит огромный вклад в улучшение дорожной инфраструктуры страны.

Так на данный момент идет реализация 3 проектов, финансируемых правительством Японии:

- Грантовый проект «Противолавинная защита автодороги на 246 км Бишкек-Ош» (4 млрд 288 млн японских иен, эквивалент примерно 39,2 млн. долларов США);

- Грантовый проект «Реконструкция моста через р. Урмарал на автодороге Талас-Тараз» (1 млрд 785 млн японских иен, эквивалент примерно 16,2 млн долларов США);

- Кредитный проект «Улучшение магистральных дорог международного значения» (сумма проекта - 13,642 млрд японских иен, эквивалент примерно 133,58 млн долларов США, сумма кредита - 11,915 млрд японских иен, эквивалент примерно 116.47 млн долларов США).

Особенностью проектов, финансируемых правительством Японии, является то, что два проекта финансируются на грантовой основе и один проект финансируется на кредитной основе, на высокольготных условиях. Кредит предоставляется на 40 лет, льготный период 10 лет, процентная ставка: 0,1 % годовых и соответственно грант элемент кредита составляет более 45%.

Также, особенностью проектов является то, что для реализации японских проектов в обязательном порядке привлекаются японские эксперты. Так, в соответствии с условиями STEP не менее тридцати процентов (30%) от общей стоимости контракта, за исключением консультационных услуг, финансируемого за счет STEP займов, должны учитываться товарами из Японии, либо услугами, предоставляемыми японской компанией или товары только из Японии, в зависимости от характера проекта. Такой проект с условиями STEP реализуется в Кыргызстане впервые.

Сроки реализации проектов предусмотрены до 2023-2024 гг.

В виду пандемии, в 2020 году и начале 2021 года, были сложности в реализации проектов так как в Японией был введен карантин и выезд японских экспертов был невозможен. Соответственно это отразилось на графиках реализации проектов. На сегодняшний день со стороны Министерства транспорта и коммуникаций КР прилагаются все усилия для наверстания сроков реализации проектов.

Из трех проектов на данный момент осуществляются строительные работы по проекту «Противолавинная защита автодороги на 246 км Бишкек-Ош». 12 октября 2018 года был подписан контракт с японским подрядчиком СП «DAI Nippon-Iwata Chizaki JV» и в 2019 году были начаты работы. Выполнение работ составило 25%. В текущем году подрядчик возобновил работы в мае месяце.

Проекты «Реконструкция моста через р. Урмарал на автодороге Талас-Тараз» и «Улучшение магистральных дорог международного значения» на начальной стадии реализации.

Эффект от строительства дорог можно условно разделить на 2 группы:

1. Прямой (транспортный) эффект отражает прямые выгоды для лиц, пользующихся автомобильными дорогами, получаемые в результате улучшения дорожных условий. Этот эффект заключается в экономии затрат на эксплуатацию транспортных средств, сокращении времени нахождения в пути, повышении эффективности использования транспортных средств, снижении риска дорожно-транспортных происшествий, повышении комфортности движения и удобств в пути следования.

2. Косвенный (внетранспортный) эффект отражает влияние совершенствования и развития сети автомобильных дорог национального и регионального значения на социально-экономическое развитие страны и экологическую обстановку.

В 2020 году началась реализация Проекта «Третья фаза Программы улучшения региональных путей сообщения в Центральной Азии (ПУРПС ЦА – 3)», финансируемый Всемирным Банком. Цель проекта является улучшение регионального транспортного сообщения и поддержке устойчивого развития туризма на территории Иссык-Кульской области.

В связи с пандемией коронавируса в 2020 году были сложности в реализации проекта и имелись определенные задержки.

На данный момент проект на начальной стадии реализации и идет процесс разработки технических заданий по направлениям и обзор/доработка детального проекта для автодороги Тюп-Кеген и подготовка тендерных документов по отбору подрядчика.

Справочно: Донор: Международная Ассоциация Развития (МАР)

Сумма проекта: 55,0 млн долларов США (27,5 млн долларов США - кредит и 27,5 млн долларов США грант)

Дата подписания: 3 июля 2019 года;

Дата вступления в силу: 30 января 2020 года;

Дата закрытия проекта: 30 ноября 2024 года.


Агентством автотранспорта проводится работа по автоматизации процесса осуществления весогабаритного контроля

http://kabar.kg/ 18.06.21

В целях исключения влияния человеческого фактора на результаты весогабаритного контроля Агентством автотранспорта проводится работа по внедрению механизма полной автоматизации процесса осуществления весогабаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования на подобие проекта «Безопасный город», сообщает пресс-служба Минтранса КР.

В области выдачи разрешительных документов на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом Агентством автотранспорта в рамках цифровизации государственных услуг в сфере транспорта проводится работа по внедрению процесса лицензирования транспортных услуг в электронном формате на базе существующей АИС «Электронный транспортный контроль». В планах предусматривается также внедрение подачи заявлений на получение лицензии через единый государственный портал электронных услуг.

Прорабатывается внедрение подачи заявлений на получение разрешений на международные автомобильные перевозки и получения специального разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза.

Для внедрения автоматизации выдачи разрешительных документов требуется доработка функционирующей АИС «ЭТК» по приему заявлений для выдачи лицензий, бланков разрешений и специальных разрешений в электронном формате. В настоящее проводится работа по доработке ПО АИС «ЭТК».

Проводимые работы способствует созданию благоприятных условий для отечественных перевозчиков при осуществлении автомобильных перевозок. В области обеспечения соблюдения отечественными и иностранными перевозчиками требований транспортного законодательства КР проводится автоматизация процесса транспортного контроля на всех ПТК, установлена и действует автоматизированная информационная система «Электронный транспортный контроль» (АИС «ЭТК») которая дает возможность обмениваться информацией по результатам транспортного контроля с органами транспортного контроля государств-членов ЕАЭС.

В целях исключения влияния человеческого фактора на результаты весогабаритного контроля Агентством автотранспорта проводится работа по внедрению механизма полной автоматизации процесса осуществления весогабаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования на подобие проекта «Безопасный город». В этом плане проводится работа по подготовке необходимых проектных документов.

С 1 июня 2021года запущен пилотный проект автоматизации весогабаритного контроля на ПТК «Кемин» с автоматическим штрафованием за превышение установленных допустимых весогабаритных параметров транспортных средств для проезда по автомобильным дорогам общего пользования. Запуск пилотного проекта ожидается также на ПТК «Сосновка».

На сегодняшний день проводится работа по полной автоматизации процесса весогабаритного контроля на базе существующей динамической системы весогабаритного контроля, которые установлены на 8 ПТК.

Данная мера направлена на исключение человеческого фактора и коррупционных проявлений при осуществлении весогабаритного контроля.


Таджикистан

Китай предоставит Таджикистану свыше $203 млн. для строительства дороги на востоке страны

https://www.trend.az/ 16.06.2021

Китай предоставит Таджикистану 203,9 млн. долларов США на строительство и реконструкцию участка Калаи Хумб-Вандж - до Рушанского района автодороги Душанбе-Хорог-Кульма, сообщает Trend со ссылкой на Avesta.

По словам министра транспорта Таджикистана Азима Иброхима, сказанных в нижней палате парламента РТ, указанные средства предоставляются на грантовой основе.

На сессии Маджлиси намояндагон, состоявшейся 16 июня в Душанбе, было отмечено, что Таджикистан освободит от налогов и таможенных пошлин ввоз оборудования для строительства данного участка дороги.

Автодорога Душанбе-Хорог-Кульма является стратегически важной международной автомагистралью Таджикистана, но многие ее участки труднопроходимы.

В период независимости все автомобильные дороги от Душанбе до регионов были реконструированы, за исключением главной дороги Бадахшана - от Калаи-Хумба до Хорога и далее до границы с Китаем.

С экономической точки зрения указанная автомобильная дорога очень важна в силу того, что по ней импортируются основные товары из Китая в Таджикистан.

Ранее сообщалось, что на реконструкцию данного 92-километрового участка дороги от Калаи Хумба до Рушанского района потребуется 230 млн. долларов. В рамках проекта планируется возвести два автотранспортного тоннеля.

Японская компания построит в Таджикистане четырехполосную автодорогу

https://regnum.ru/news/ 17.06.2021

Министр транспорта Таджикистана Азим Иброхим предложил японской компании Dai Nippon Construction строить автодорогу Кизилкала - Бохтар с привлечением местных строителей, сообщили в пресс-службе министерства.

Глава ведомства провел переговоры с представителями компаний Dai Nippon Construction и CTI Engineering Co. Вторая организация выступает в качестве консультанта.

Иброхим отметил, что в условиях пандемии вместо ввоза техники и оборудования из Японии в Таджикистан можно привлечь местные предприятия. В компании ответили, что ответят министерству после анализа предложения.

Отметим, в рамках проекта по строительству автодороги Кизилкала - Бохтар планируется построить четырёхголосную дорогу протяженностью 9,5 км. В рамках проекта правительство Японии предоставит безвозмездную помощь в размере $90 млн.

Узбекистан

Завершен очередной этап проекта по разработке транспортного мастер-плана Самаркандской агломерации

https://www.advis.ru/ 16.06.2021

На минувшей неделе команда SIMETRA снова работала в Самарканде в связи с необходимостью обсуждения предварительного набора мероприятий развития транспортной инфраструктуры и системы общественного транспорта.

Команда SIMETRA в лице Кристиана Бёттгера, Владимира Валдина, Сергея Блакитного и Андрея Кушина встретилась с представителями ключевых организаций, отвечающих за развитие транспортной системы Самаркандской агломерации, а именно Министерства транспорта Республики Узбекистан, ГУП "ToshkentboshplanLITI" (разработчик генерального плана Самарканда), хокимията, управления транспорта Самаркандской агломерации, а также с проектировщиками и дорожниками.

Транспортный мастер-план Самаркандской агломерации разрабатывается в согласовании с генеральным планом Самарканда. Участники встречи обсудили направления проекта и скорректировали планы на будущее. В связи с тем, что Самарканд постоянно разрастается, особое внимание было уделено вопросам организации дорожного движения и обеспечения связности на вновь охватываемых застройкой территориях.

9 июня состоялось совещание, в котором участвовали хоким Самарканда Бобурмирзо Облакулов, начальник регионального транспортного управления Иноятилло Хамраев, руководитель Центра изучения развития транспорта и логистики Минтранса Узбекистана Мурод Абидов и специалисты SIMETRA. Участники обсудили текущее состояние транспортной системы агломерации, нагрузку на транспортную инфраструктуру, существующие проблемные зоны и предложения по их решению. Была получена положительная обратная связь по ряду существенных предложений, направленных на совершенствование транспортной системы и её составляющих.

С помощью математической транспортной макромодели, создаваемой в рамках проекта по разработке транспортного мастер-плана Самаркандской агломерации, можно проводить все необходимые расчеты для планирования улично-дорожной сети и маршрутной сети общественного транспорта. В итоге появится четкий, адресный план действий по развитию системы улиц и дорог, сети общественного транспорта и инфраструктурных изменений.

11 июня, уже в Ташкенте, состоялось еще одно обсуждение по проекту - селекторное совещание о транспортном планировании и моделировании с участием представителей департаментов транспорта всех областей Республики Узбекистан. Целью совещания было ознакомление руководителей регионов и профильных транспортных организаций с ролью транспортного планирования и важностью использования транспортного моделирования для получения качественных результатов планирования. В качестве примера были продемонстрированы первые результаты моделирования Самаркандской агломерации непосредственно в специализированном программном обеспечении PTV Visum.