На онлайн-арене дискутировали о финансировании транспортной отрасли
Ассоциация транспортных инженеров – некоммерческое объединение специалистов в области развития транспортных систем и обеспечения их эффективного функционирования – успешно внедрила новый для дорожной отрасли формат онлайн-мероприятия. 25 сентября 2020 года на платформе организации впервые состоялся инфра-баттл на тему «Государственные закупки или концессия: какой вариант модернизации и развития городского электрического транспорта более эффективен?». В дискуссии приняли участие ведущие эксперты отрасли, в том числе начальник Управления транспортного планирования ФАУ «РОСДОРНИИ» Владимир Пащенко. Представитель института рассказал о состоянии отрасли и о государственной стратегии её реформирования.
В дискуссии приняли участие две «команды»: Владимир Пащенко и профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ, д.э.н. Андрей Горев отстаивали приоритет государственного и муниципального финансирования отрасли, а генеральный директор «Первой компании транспортной инфраструктуры» Андрей Шестопалов и вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта Александр Морозов выступали за первоочередную поддержку концессий. Инфра-баттл сопровождался комментариями участников экспертной группы и слушателей.
«То, что произошло в России с городским электротранспортом – трамваями и троллейбусами – после 1990 года, можно сравнить с кораблекрушением. Однако это не значит, что теперь мы должны полностью разрушить оставшееся, чтобы потом строить на руинах новую транспортную инфраструктуру. Как показывает практика, результатом применения подобного подхода зачастую становится критичное снижение качества и безопасности транспортных перевозок населения. Например, мы видим, как на фоне разрушения крупных муниципальных предприятий – троллейбусных парков и трамвайных депо – растёт численность парка автобусов малого класса – маршруток, обслуживаемых главным образом малыми частными перевозчиками, зачастую не способными обеспечить нормальное качество предоставляемых услуг. При этом во многих городах полностью сохранилась и, даже несмотря на отсутствие должного финансирования, исправно функционирует инфраструктура электротранспорта, которую можно модернизировать в короткий срок», - считает Владимир Пащенко.
В качестве примера специалист приводит опыт МУП «Чебоксарское троллейбусное управление». Ежегодно это транспортное предприятие перевозит порядка 60 млн пассажиров, при этом за последние пять лет из убыточного сумело стать прибыльным. По мнению эксперта, федеральное финансирование необходимо направить в первую очередь на нужды модернизации и развития таких крупных муниципальных предприятий с большим объёмом пассажирских перевозок. В противном случае в отрасли не удастся избавиться от «маршруточной модели перевозок», где каждый автобус конкурирует за пассажира и в конечном счете происходит деградация пассажирского транспорта, делает его небезопасным и непривлекательным для пассажира.
С этой точкой зрения согласились многие участники дискуссии, отметив при этом, что госзакупки в сфере общественного транспорта не мешают параллельному развитию концессий. Очевидно, что государственных и муниципальных денег на всё не хватит: остаются транспортные проблемы малых городов, где электротранспорт также присутствовал исторически и имеет перспективы. Решить их вполне могли бы концессионные предприятия. Все участники дискуссии сошлись на том, что главное на повестке сегодняшнего дня то, что федеральный центр впервые за многие годы всерьез рассматривает возможность запуска крупной программы поддержки общественного транспорта, и, если соответствующие решения будут приняты на уровне Правительства, в пакете мер поддержки должно найтись место и государственно-частному партнерству, и прямым субсидиям на инфраструктуру и подвижной состав общественного транспорта.