Мероприятия института

Мероприятия

Мероприятия

Назад
Зима без гололеда и ям на покрытии: о современных технологиях содержания дорог рассказали эксперты отрасли

ФАУ «РОСДОРНИИ» принял участие в организации очередного обучающего семинара для дорожников со всей страны.

Вебинар был посвящен теме содержания дорог, поскольку по всей стране сейчас внедряют новые технологии и материалы, которые позволяют асфальтобетонному покрытию успешно «пережить» зиму и межсезонье. Современные методы также позволяют снизить количество ДТП в холодное время года, а также обеспечивают комфорт для водителей и пешеходов. Онлайн-семинар в рамках реализации Системы повышения квалификации (национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги) состоялся 10 ноября. Организаторами выступили ФАУ «РОСДОРНИИ» и Российский университет транспорта. На вебинаре выступили как сотрудники Российского дорожного НИИ, так и эксперты Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, различных компаний-производителей, представители регионов.

Онлайн-семинар начался со вступительного слова Алексея Коврова, директора по организационной деятельности ОЦК ФАУ «РОСДОРНИИ»:

«Мы считаем эту тему максимально актуальной, так как исполнение Национального проекта «БКАД» показало, что кроме использования современных технологий при проведении ремонтов и реконструкций, очень важно наладить и эффективное содержание автомобильных дорог для того, чтобы результаты работ можно было сохранять как можно дольше. К тому же, приближается зима, в некоторых регионах она уже началась».

Перепады температур, замерзание и последующее оттаивание асфальтобетонного покрытия в зимний сезон, как правило, приводит к резкому увеличению числа выбоин на дорогах по окончанию сезона. Ямочному ремонту нового поколения был посвящен первый доклад вебинара. Заместитель начальника Научно-технического управления ФАУ «РОСДОРНИИ» Светлана Полякова рассказала о преимуществах использования «патчей» для ремонта покрытий. В США их начали изучать и использовать еще в 90-х годах для осуществления эффективного оперативного ремонта, а теперь применяют и в России. У такого материала для ямочного ремонта немало плюсов:

«Патчи» должны обладать высокими прочностными показателями, повышенной коррозионной стойкостью, то есть устойчивостью к воде, и иметь высокие сцепные свойства с нижележащим слоем. Кроме того, они должны быть удобоукладываемыми. Таким образом, «патчи» – это долгосрочные холодные заплаточные материалы, удобные в применении, которые имеют преимущества перед традиционными холодными смесями», – резюмировала Светлана Полякова.

В ФАУ «РОСДОРНИИ» в 2019-2020 гг. проводились научно-исследовательские работы по оценке эффективности применения «патча» зарубежного производства с последующей разработкой стандарта организации. К преимуществам исследуемого материала можно отнести возможность применения «патча» при неблагоприятных погодных условиях: при пониженных температурах или при избытке влаги на покрытии (в дождь). Эту особенность докладчица проиллюстрировала фотографиями по выполнению опытно-экспериментальных работ в Хабаровске в рамках ямочного ремонта выбоин значительных размеров, заполненных водой.

2.jpg

Мониторинг состояния участков ремонта проводился силами Дальневосточного филиала ФАУ «РОСДОРНИИ». Состояние «патчей» в покрытии оценивалось через 6 и 11 месяцев. Было зафиксировано, что «патчи» не были утеряны в процессе эксплуатации и находятся в хорошем состоянии в местах ремонта. Это позволяет говорить об эффективности их применения.

Специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ» продолжают активно изучать холодные ремонтные материалы. В рамках ОЦК также подготовлен информационный сборник «Отечественный и зарубежный опыт. Материалы и технологии ямочного ремонта выбоин дорожного асфальтобетонного покрытия», где собран анализ отечественной и зарубежной практики применения ремонтных материалов и технологий за последние 5 лет.

После доклада Светлана Полякова ответила на многочисленные вопросы слушателей о стоимости смесей, предельных температурах для использования и нормативной документации. Следующее выступление коснулось содержания дорог непосредственно в зимний период. Данные многочисленных российских и международных исследований представила Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.

Аудитории вебинара был представлен график зависимости количества ДТП от коэффициента сцепления на поверхности дороги. Минимальный, напомним, составляет 0,3. Этот показатель значительно снижается на обледенелом асфальте, на накате и накате с песком. В таких условиях риск возникновения аварии до 4,5 раз выше, чем на чистом сухом покрытии.

Подобные исследования ставят точку в споре: оставлять автомобильную дорогу в снежном накате или чистить ее до «черного асфальта». В Швеции провели эксперимент, взяв два участка дороги, идентичные по интенсивности движения, количеству ДТП, погодным и климатическим условиям. Один из них содержали несколько лет в накате, на другом использовали химические реагенты.

«Закономерно, что на дороге, очищенной до «черного асфальта», число аварий было ниже, при этом средняя скорость потока автомобилей – выше. Но ученые также получили и ряд неожиданных открытий. Финансовые затраты на уборку были выше на той дороге, которая находилась под покровом снега. Это связано с тем, что, если дорога интенсивная, а вы ее содержите под плотным снежным покровом, вы вынуждены намного чаще обрабатывать ее фрикционными материалами и грейдировать. Кроме того, экологический ущерб от дороги под снегом, как ни странно, также был выше, поскольку скорость машин уменьшилась, а соответственно, влияние выхлопных газов на окружающую среду – увеличилось», – пояснила Анна Климентова.

Докладчица развеяла миф о противогололедных реагентах. Многие считают их вредными для экологической обстановки, но взглянув на состав, можно убедиться, что это всего лишь заблуждение. Ведь такая смесь представляет собой соединение поваренной соли, распространенной пищевой добавки хлористый кальций, формиата натрия, который добавляют в корм животных, и мрамора. Тогда как песко-соляная смесь на основе обычного речного песка, которая повсеместно используется в российских городах зимой, гораздо опаснее. Под колесами машин она превращается в ядовитую взвесь с высоким содержанием тяжелых металлов (мышьяка, никеля, кобальта). Содержание вредных компонентов в таком пылевом облаке превышает ПДК в десятки раз. Они на всю жизнь остаются в легких человека, что грозит снижением иммунитета и риском сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

3.jpg

Россия сейчас активно перестраивается на международный подход зимнего содержания дорог ради увеличения безопасности дорожного движения. Об опыте внедрения новых противогололедных реагентов рассказал Алексей Лыков, директор МКУ «ДЭУ №1» Новосибирска. Переход на новые рельсы в областной столице начался в 2017 году и занял три года.

«Ранее мы использовали пескосмесь, которая имеет ряд недостатков. Это низкая эффективность при низких температурах, после -10 она просто перестает работать. Речной песок не дает эффективных сцепных качеств на дороге, а соответственно, страдает безопасность, количество ДТП растет. Про пылеобразование уже упоминали. Кроме того, мелкий песок легко переносятся талыми водами и в виде осадков проникает в систему ливневой канализации, забивая ее. А это дополнительные траты для наших и без того скудных бюджетов», – поделился Алексей Лыков.

Осознав недостатки песко-соляной смеси, дорожные службы региона начали сначала повышать крупность фракции материалов, затем увеличили объем хлорсодержащих составляющих, которые имеют высокую плавящую способность. А в 2017 году подобрали наиболее подходящий противогололедный реагент. Результат не заставил себя ждать, коэффициент сцепления был увеличен, а содержание пыли было уменьшено в 16 раз. Информация подтверждена заключением экологической экспертизы. Кроме того, время уборки сократилось, а эффект от нее держится гораздо дольше, что позволяет экономить бюджет. Новосибирск не стоит на месте, в городе начали использовать двухфазный реагент, который работает еще быстрее.

К вебинару присоединились и производители подобных реагентов. О преимуществах своей продукции рассказали сотрудники ГК «УЗПМ». Рудольф Пономарев, заместитель коммерческого директора, рассказал о том, что у пермского завода есть собственный научно-исследовательский центр, поставки ведутся в более чем 50 субъектов РФ, в также в Казахстан и Белоруссию. В год производится порядка 700 тысяч тонн материала. Продукты одобрены государственной экологической экспертизой. Качество смеси подтверждено и ФАУ «РОСДОРНИИ».

На семинаре презентовали и другой продукт Уральского завода противогололедных материалов, он позволяет бороться с опасной запыленностью воздуха в городах. О нем был доклад генерального менеджера по продажам ГК «УЗПМ» Андрея Чернышкова. Обеспыливающие составы, которые производятся в Перми, эффективны остаются на покрытии дороги в течение 5-10 дней в летнее и осеннее время, а сам эффект увлажнения держится в 5 раз дольше, чем от воды. Они безвредны для окружающей среды. Специалист продемонстрировал фотографии дороги в Казани, где были применены смеси с пылеподавляющей функцией. На изображениях до обработки мы видим пылевое облако, которые исчезает после использования состава. Эффект заметен как через несколько часов, так и через несколько дней.

4.jpg

Как уже прозвучало, в зимнее время, когда нет возможности приготовить смесь на АБЗ, для содержания дорог применяются холодные асфальтобетоны. Об особенностях их использования в условиях российского климата на примере производимой продукции рассказал Ариф Мамедов, коммерческий директор компании «Олмикс-асфальт».

Холодный асфальт при первом рассмотрении в разы дороже горячего и литого, констатировал докладчик, но его использование в итоге выходит гораздо дешевле: не требуется производство, аренда специальной техники и выпуск на линию тяжелых машин, поскольку смесь продается готовой к применению. Таким образом, ремонт одной ямы обходится в среднем в 150 рублей. Кроме того, холодный асфальт можно использовать в экстремальных погодных условиях и при температуре от -20 ˚С до +35 ˚С.

Помимо новых материалов на вебинаре представили и новое оборудование, эффективно использующееся в городах России. Спикер из Санкт-Петербурга на примере северной столицы рассказал о том, какая коммунальная техника подходит для работы в стесненных условиях. Заключительный доклад вебинара представил Павел Яковлев, генеральный директор ООО «Палвуд». Он перечислил, какие параметры учитываются, при выборе машин коммунальных служб. Во-первых, малые габариты, так как в центре города тротуары, как правило, чрезвычайно узкие. Поскольку на них часто уложена плитка, чтобы ее не испортить, техника не должна много весить. Но при этом ей необходимо быть устойчивой, обладать тяговым усилием, совмещенным с точностью операции, чтобы не повредить автомобили в узком дворе. Техника, о которой идет речь, совмещает множество функций за счет легкой смены навесного оборудования. Их более 170 видов. Такая машина может убрать снег и сама же его погрузить.

5.jpg

К конференции «Современные технологии содержания автомобильных дорог» присоединилось порядка 200 человек человек, 178 из них – представители 79 регионов страны. Онлайн-семинар состоялся на площадке образовательного портала, созданного ФАУ «РОСДОРНИИ» и Российским университетом транспорта. Там же размещено расписание предстоящих вебинаров по самым актуальным вопросам отрасли.