Мероприятия института

Мероприятия

Мероприятия

Назад
Контрактную систему в сфере дорожной деятельности ждут перемены

Ведущие эксперты РОСДОРНИИ разъяснили суть изменений в законодательстве о закупках в части контрактов жизненного цикла (КЖЦ), а также сделали обзор предстоящих изменений

Вебинар, посвящённый изменениям в законодательстве РФ о контрактной системе, прошёл 28 октября 2020 года на базе Образовательного портала дорожного хозяйства. Докладчиками на нём выступили начальник Управления внедрения системы контрактов жизненного цикла ФАУ «РОСДОРНИИ» Василий Бокань и начальник отдела разработки и внедрения системы КЖЦ в транспортной отрасли Айгозель Байлиева. Специалисты разъяснили суть произошедших и грядущих изменений и рассказали о подготовленном проекте постановления Правительства Российской Федерации о порядке заключения контрактов жизненного цикла.

«Российское законодательство в части контрактов жизненного цикла находится в начальной стадии своего развития, поэтому многие его аспекты нуждаются в детализации и проработке. Поскольку КЖЦ является весьма сложным и комплексным контрактом, заключать его, руководствуясь общими правилами, предусмотренными Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», весьма затруднительно. В связи с чем в настоящее время Минфином России, Минтрансом России ведутся работы по развитию законодательства с целью расширения практики применения КЖЦ. Шагом вперед в рамках этой работы стало принятие 1 июня 2020 г. Правительством Российской Федерации постановления «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1087», – отметила Айгозель Байлиева.

К другим важным нововведениям последних месяцев эксперты относят исключение строительных закупок из обязательных аукционных перечней начиная с 1 сентября 2020 года. Благодаря этому заказчики получили возможность заключать контракты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог как путём проведения аукциона, так и посредством конкурса. Кроме того, при проведении тендеров теперь допускается использование не стоимостных критериев оценки, что способствует широкому внедрению новых технологий и материалов, исходя из их долгосрочной эффективности, а не только из закупочной цены. Также в числе грядущих изменений законодательства эксперты особо выделяют те, которые связаны с принятием готовящегося в настоящий момент Минфином России «оптимизационного» законопроекта, призванного внести ещё более существенные изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ в отношении КЖЦ.

Например, вводится определение «отдельного этапа исполнения контракта» – срока исполнения подрядчиком отдельных обязательств, предусмотренных КЖЦ. Это важно в том числе и потому, что контракт жизненного цикла содержит два основных этапа работ – строительство объекта и его последующее содержание. При этом в самом контракте необходимо будет раздельно указывать стоимость выполнения работ по созданию объектов капитального строительства и стоимость последующего содержания созданного объекта, что позволит поэтапно перераспределять обеспечение контракта и заметно снизит нагрузку на исполнителя, тем самым обеспечит расширение практики применения КЖЦ.

Кроме этого, для КЖЦ, включающего работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту предполагается возможность внесения изменений в контракт в части цены и срока контракта, при соблюдении определенных условий.

В числе прочих планируемых изменений – исключение из практики государственных и муниципальных закупок термина «банковская гарантия» и её замена на «независимую гарантию», которую, в том числе  смогут выдавать корпорация ВЭБ РФ и региональные гарантийные организации, отказ от типовых контрактов и их замена на типовые условия (более гибкую и эффективную систему, не сковывающую заказчика строгими рамками), а также изменение правил проведения общественного обсуждения закупок, обязательного для контрактов стоимостью более 2 млрд рублей.

В заключение докладчики остановились на новом федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях Российской Федерации» (закон о регуляторной гильотине), который вступает в силу с 1 ноября этого года. Он предусматривает отмену до 1 января 2021 г. действия целого ряда потерявших актуальность нормативных и правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также исполнительских и распорядительных органов государственной власти РСФСР.

Добавим, такие вебинары – часть Системы повышения квалификации, которую в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ФАУ «РОСДОРНИИ» реализует совместно с Российским университетом транспорта. Следующий вебинар состоится 3 ноября этого года и будет посвящен составлению документации для торгов. Записаться можно на образовательном портале.