Отраслевые мероприятия

Мероприятия

Мероприятия

Назад
В сентябре российские дорожники вновь сели за парты

Ведущие эксперты «РОСДОРНИИ» приняли участие в организованной на базе «ЦИВССМ» программе повышения квалификации для специалистов отрасли

В сентябре 2020 года ГК «ЦИВССМ» (Центр по испытанию, внедрению, сертификации продукции, стандартизации и метрологии) начал серию ежемесячных онлайн-семинаров для специалистов дорожной отрасли. Первый из них – «Проектирование дорожных одежд автомобильных дорог при ремонте с учётом современной нормативно-технической базы» – проходит с 21 по 25 сентября 2020 г. Семинар организован при поддержке и участии ФАУ «РОСДОРНИИ», а также АНО «НИИ ТСК», АО «Институт СТРОЙПРОЕКТ» и Федерального Дорожного Агентства (ФДА). Его программа включает ряд лекций по актуальной проблематике дорожного строительства, прочитанных ведущими научными сотрудниками института.

Первый день вебинара открылся докладами заместителя начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог ФДА Алексея Пчелина и руководителя отдела стандартизации АНО «НИИ ТСК» Илья Галактионова о нормативно-правовом и техническом регулировании в дорожном хозяйстве.

Следующим на повестке дня был вопрос зависимости состояния дорог от нагрузок и интенсивности движения. Лекцию на эту тему прочитал Александр Конорев, начальник отдела расчёта конструкций дорожных одежд для движения тяжеловесных транспортных средств ФАУ «РОСДОРНИИ».

Эксперт познакомил слушателей с классификацией типичных дефектов дорожных покрытий, их особенностями, причинами возникновения и развитием во времени.

«Причинами разрушения дорожного покрытия являются природно-климатические факторы совместно с транспортными нагрузками. Но если первые более-менее постоянны и предсказуемы, то вторые требуют непрерывного мониторинга и анализа состояния дорожного полотна», – отметил Александр Конорев. 

В ходе лекции была показана зависимость степени и характера износа дорожного полотна от типа, массы и габаритов грузового транспорта, скоростных режимов движения, интенсивности транспортного потока и динамического воздействия транспортных средств. В числе прочего были проиллюстрированы современные методы мониторинга характеристик грузового транспортного потока в режиме реального времени, а также приведена методика расчёта остаточного ресурса дорожной конструкции и дорожных одежд в реальных условиях эксплуатации.

Вторую часть лекции специалист посвятил технологиям оценки состояния дорожных конструкций с целью определения сроков и состава необходимых ремонтных работ. Была рассмотрена действующая нормативная база и показаны методы полевого исследования технико-эксплуатационного состояния дорожных одежд. Среди них – как традиционно применяемые в отечественной практике, так и современные, включая такие методики мониторинга, как обследование дорожной одежды георадарами, безостановочными диагностическими лабораториями и т.д. Слушателей познакомили с новыми разработками ФАУ «РОСДОРНИИ», в частности, с устройством мобильных лабораторных комплексов для оценки состояния дорожной сети, с установкой «Эскандор», позволяющей производить измерение прочности дорожной одежды, обрабатывая до 300 км дорожного полотна в день, и др. В завершение лекции Александр Конорев рассказал о моделировании и прогнозировании износа дорожного полотна и познакомил аудиторию с алгоритмом обоснования проектных решений по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог.

Завершился первый день обучения докладом начальника ФКУ «Центрдорразвития» ФДА Олега Ширлина о путях актуализация сметно-нормативной базы в дорожном строительстве.

Второй день семинара включал лекции двух экспертов ФАУ «РОСДОРНИИ». Первой выступила начальник отдела методов проектирования института Марина Михайленко. Свой доклад она посвятила нормам проектирования дорожных одежд по ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», классификации конструкции дорожных одежд и методов их ремонта, а также принципам выбора материалов и технологий при ремонтных работах.

«К сожалению, в настоящий момент ни в одном из действующих нормативных документов не собраны воедино все термины и определения, применяемые при проектировании дорожных одежд. Однако эта проблема будет решена в находящемся в стадии разработки стандарте “Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования”», - отметила Марина Михайленко.

В сопровождающей лекцию презентации она восполнила этот пробел и привела исчерпывающую классификацию видов работ при текущем и капитальном ремонте автодорог, собственно, видов дорожных одежд и различных по составу, структуре и назначению типов покрытий, систематизировала используемые в отрасли подходы к проектированию, нормативную и терминологическую базы.

Специалист познакомила слушателей с классификацией дефектов дорожного покрытия, их характером и способами устранения, привела алгоритм выбора необходимых видов дорожных работ и принципы определения методов их проведения, рассказала об основных используемых в современном дорожном строительстве методах ремонта дорожных одежд и о том, в каких случаях целесообразно их применять. Лекция стала подробным практическим путеводителем по технологиям и материалам дорожного ремонта.

Продолжила тему проектирования дорожных покрытий Ирина Рахимова, начальник отдела конструкций земляного полотна ФАУ «РОСДОРНИИ». Её лекция была посвящена проектированию нежёстких дорожных одежд с использованием типовых конструкций нового предварительного национального стандарта ПНСТ 390-2020. Эксперт рассказала о содержании и сфере применения ПНСТ 390, особенностях и признаках типовых конструкций дорожных одежд, привела их классификацию и познакомила аудиторию с методиками расчёта типовых конструкций, их применимостью и особенностями использования.

Также были представлены рекомендации по проектированию дорожных одежд для участков автоматических постов весогабаритного контроля.

«В ближайшее время только на федеральных автомобильных дорогах страны планируется ввод в эксплуатацию 387 пунктов системы весогабаритного контроля, причём работать они должны в автоматическом режиме», - отметила Ирина Рахимова, поясняя важность выделения проектирования дорожных одежд для постов весогабаритного контроля в отдельную тему.

Материалы лекции могут служить практическим руководством по применению нового стандарта в повседневной работе. 

Кроме того, докладчиками второго дня семинара выступили ведущий инженер Московского филиала АО «Институт «Стройпроект» Максим Гомылев, рассказавший о применении системы объёмно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей в дорожном строительстве, и заместитель директора ГК «ЦИВССМ» Анатолий Анкудинов, который познакомил слушателей с содержанием и примерами использования ГОСТ Р 58861-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков».

Аудиторией вебинара стали руководители и специалисты служб заказчиков, проектных и подрядных организаций, компаний-производителей и поставщиков материалов и изделий для ремонта автомобильных дорог. По завершении пятидневной программы авторских лекций слушателям предстоит самостоятельная работа с предоставленными материалами и последующая аттестация. По итогам обучения они получат удостоверения о повышении квалификации государственного образца с внесением в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО).