Высокие темпы социалистического строительства, развитие промышленности и сельского хозяйства в послевоенное время требовали значительного усовершенствования уровня технического обустройства и рационального проектирования автомобильных дорог и сооружений на них. Это относилось не только к вновь строящимся дорогам, но и к эксплуатируемой дорожной сети и особенно той её части, которая строилась по старым техническим условиям. В связи с мощным развитием дорожного строительства остро встали вопросы развития дорожной науки, что способствовало созданию Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ).
У истоков образования ЦНИЛ стоял Шестаков Владимир Николаевич. Д.т.н, профессор, почетный дорожник России, участник создания нового направления отечественной дорожной науки, обеспечивающей эксплуатацию автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Автобус «ПАЗ-652» и два автомобиля «Москвич-423» переоборудованы под дорожные лаборатории.
С участием Лаборатории проводились работы по разработке нового автодорожного шрифта.
Разработана «Инструкция по учету движения транспортных средств на автомобильных дорогах», которая стала официальным документом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, обязательным для выполнения всеми дорожно-эксплуатационными организациями.
Выпущено «Пособие по содержанию и ремонту паромных переправ на автомобильных дорогах», предназначенное для инженерно-технических работников дорожно-эксплуатационного управления и мостовых мастеров.
Проводилась большая работа по совершенствованию методов оценки прочности нежестких дорожных одежд.
Создан на базе ЦНИЛ Гушосдор и структурных подразделений Гипроавтотранс для ускорения внедрения
в производство результатов научных исследований.
Интенсивное дорожное строительство продолжалось и в 70-80-е годы, и к 90-му году сеть дорог общего пользования
в РСФСР составляла 455,4 тысячи километров. Максимальное использование местных дорожно-строительных материалов стало одним из перспективных направлений в строительстве и реконструкции автомобильных дорог.
Васильев Александр Петрович – д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, выдающийся ученый России, почетный дорожник, транспортный строитель и работник транспорта России. Создал и в течение 15 лет руководил научной частью ГипродорНИИ. Известен в нашей стране и за рубежом как крупный ученый в области проектирования и эксплуатации дорог, организации и безопасности движения с учетом климатических условий.
В 1969 году на основе Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ) и структурных подразделений Гипроавтотранса был создан Государственный дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт (ГипродорНИИ) Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.
В названии института были отражены два ключевых аспекта его деятельности: научно-исследовательский,
который в дальнейшем перерос в РосдорНИИ, и проектный, сосредоточенный в ГипродорНИИ.
У института появились филиалы в Ростове, Саратове, Свердловске и Хабаровске. Возглавил головное учреждение в Москве Алексей Стрельцов.
ГипродорНИИ продолжил работу по основным направлениям ЦНИЛ и активно развивал новые. В частности, он исследовал условия использования местных материалов и отходов промышленности, а также совершенствовал методы механизации дорожных работ.
В течение 15 лет научной частью ГипродорНИИ руководил Александр Петрович Васильев — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный дорожник и транспортный строитель. Он был известен в России и за рубежом как крупный ученый в области проектирования и эксплуатации дорог, а также организации и безопасности движения с учетом климатических условий.
В это время институт активно развивает свою материально-техническую базу. В его распоряжении появляются передвижные лаборатории, среди которых мостоиспытательная станция, лаборатория для оценки дорожных условий с точки зрения психофизиологии и лаборатория, занимающаяся оценкой состояния дорог.
Ученые ГипродорНИИ успешно разрабатывают и внедряют методы, позволяющие оценить экономическую эффективность капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог местного значения. Эти методы учитывают структуру и величину ущерба, который наносится сельскому хозяйству из-за плохого состояния дорожной сети.
Опубликованы новые «Технические правила содержания и ремонта автомобильных дорог», в которых была приведена новая классификация работ и фактически узаконена система эксплуатации мостов.
Объединение было создано в 1988 году на базе научной части ГипродорНИИ и проектно-технологического треста «Росдороргтехстрой».
Созданы 10 центров в Москве, Саратове, Ростове-на-Дону, Свердловске, Тюмени, Хабаровске, Волгограде, Перми, Владимире и Красноярске по диагностике дорог и мостов, эксплуатации и проектирования, экономических исследований, лабораторий дорожно-строительных материалов.
Во многих центрах имелись механические мастерские, асфальтобетонные заводы, базы для ремонта искусственных сооружений.
Разработки ученых РОСДОРНИИ по проблемам долговечности битумов и асфальтобетонных дорожных покрытий с противогололедными свойствами, реконструкции автодорожных мостов признаны на уровне мировых и используются в проектах автомобильных дорог:
Для повышения транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в 1993 году были разработаны требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, значительная часть которых вошла в национальный стандарт ГОСТ Р 50597-93.
Попыткой найти выход из экономического кризиса 90-х годов стало преобразование в 1994 году НПО «РосдорНИИ» в Государственное предприятие «РосдорНИИ».
Филиалы: Владимирский, Волгоградский, Волгодонский, Воронежский, Голицынский, Сибирский, Пермский, Северо-Кавказский, Уральский, Дальневосточный и представительство в Республике Саха (Якутия).
Получения жидких и вязких дорожных битумов из нефтяного сырья (гудрона) без процесса окисления
Модификации битума добавками нефтеполимерной смолы
Асфальтобетонных покрытий с противогололедными свойствами
Объем научных исследований, выполненный по планам НИОКР Росавтодора и по заказам территориальных органов управления дорожного хозяйства, увеличился более чем в 10 раз.
Авторских свидетельств и патентов на изобретения и полезные модели
Авторских свидетельств и патентов по технологии холодной регенерации дорожных одежд
Отраслевых методических документов и национальных стандартов по разработке и внедрению новых направлений повышения эксплуатационных качеств дорог
Передвижных диагностических лабораторий выпущено Институтом
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 года ФГУП «РОСДОРНИИ» преобразовано в Федеральное автономное учреждение Российский дорожный научно-исследовательский институт ФАУ «РОСДОРНИИ».
Создан первый в России симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС»
Запущена Система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов ФГИС СКДФ
По заказу Института создана первая в России передвижная лаборатория «Эскандор»
Разработано 17 новых национальных стандартов
Разработана концепция национальной сети ИТС
Создана первая в России пилотная зона ИТС в Республике Татарстан на территории Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга»
Создан первый цифровой двойник автомагистрали М-11 «Нева»
Создан проектный офис для мониторинга реализации Программы городского электрического транспорта и информационно-аналитического обеспечения проводимых мероприятий
Создана система повышения квалификации для работников дорожного хозяйства
Более 133 контрактов по строительному контролю