СПЕЦПРОЕКТ

65 лет
истории
дорожной
науки

1959

ЦНИЛ Гушосдора

Центральная научно-исследовательская лаборатория Гушосдора 1959 – 1969 гг.

Высокие темпы социалистического строительства, развитие промышленности и сельского хозяйства в послевоенное время требовали значительного усовершенствования уровня технического обустройства и рационального проектирования автомобильных дорог и сооружений на них. Это относилось не только к вновь строящимся дорогам, но и к эксплуатируемой дорожной сети и особенно той её части, которая строилась по старым техническим условиям. В связи с мощным развитием дорожного строительства остро встали вопросы развития дорожной науки, что способствовало созданию Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ).

У истоков образования ЦНИЛ стоял Шестаков Владимир Николаевич. Д.т.н, профессор, почетный дорожник России, участник создания нового направления отечественной дорожной науки, обеспечивающей эксплуатацию автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Автобус «ПАЗ-652» и два автомобиля «Москвич-423» переоборудованы под дорожные лаборатории.

С участием Лаборатории проводились работы по разработке нового автодорожного шрифта.

Разработана «Инструкция по учету движения транспортных средств на автомобильных дорогах», которая стала официальным документом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР, обязательным для выполнения всеми дорожно-эксплуатационными организациями.

Выпущено «Пособие по содержанию и ремонту паромных переправ на автомобильных дорогах», предназначенное для инженерно-технических работников дорожно-эксплуатационного управления и мостовых мастеров.

Проводилась большая работа по совершенствованию методов оценки прочности нежестких дорожных одежд.

1969

ГипродорНИИ

Государственный дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт 1969 – 1988 гг.

Создан на базе ЦНИЛ Гушосдор и структурных подразделений Гипроавтотранс для ускорения внедрения
в производство результатов научных исследований.

Интенсивное дорожное строительство продолжалось и в 70-80-е годы, и к 90-му году сеть дорог общего пользования
в РСФСР составляла 455,4 тысячи километров. Максимальное использование местных дорожно-строительных материалов стало одним из перспективных направлений в строительстве и реконструкции автомобильных дорог.

Васильев Александр Петрович – д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, выдающийся ученый России, почетный дорожник, транспортный строитель и работник транспорта России. Создал и в течение 15 лет руководил научной частью ГипродорНИИ. Известен в нашей стране и за рубежом как крупный ученый в области проектирования и эксплуатации дорог, организации и безопасности движения с учетом климатических условий.

Проводились исследования условий использования местных материалов и отходов промышленности

В 1969 году на основе Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ) и структурных подразделений Гипроавтотранса был создан Государственный дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт (ГипродорНИИ) Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.

В названии института были отражены два ключевых аспекта его деятельности: научно-исследовательский,
который в дальнейшем перерос в РосдорНИИ, и проектный, сосредоточенный в ГипродорНИИ.

У института появились филиалы в Ростове, Саратове, Свердловске и Хабаровске. Возглавил головное учреждение в Москве Алексей Стрельцов.

ГипродорНИИ продолжил работу по основным направлениям ЦНИЛ и активно развивал новые. В частности, он исследовал условия использования местных материалов и отходов промышленности, а также совершенствовал методы механизации дорожных работ.

В течение 15 лет научной частью ГипродорНИИ руководил Александр Петрович Васильев — доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный дорожник и транспортный строитель. Он был известен в России и за рубежом как крупный ученый в области проектирования и эксплуатации дорог, а также организации и безопасности движения с учетом климатических условий.

В это время институт активно развивает свою материально-техническую базу. В его распоряжении появляются передвижные лаборатории, среди которых мостоиспытательная станция, лаборатория для оценки дорожных условий с точки зрения психофизиологии и лаборатория, занимающаяся оценкой состояния дорог.

Ученые ГипродорНИИ успешно разрабатывают и внедряют методы, позволяющие оценить экономическую эффективность капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог местного значения. Эти методы учитывают структуру и величину ущерба, который наносится сельскому хозяйству из-за плохого состояния дорожной сети.

Выпущены сборники

Опубликованы новые «Технические правила содержания и ремонта автомобильных дорог», в которых была приведена новая классификация работ и фактически узаконена система эксплуатации мостов.

Разработаны

Проиграть видео

1988

НПО «РосдорНИИ»

Дорожное научно-исследовательское и производственно-технологическое объединение
НПО «РосдорНИИ» 1988 – 1994 гг.

Объединение было создано в 1988 году на базе научной части ГипродорНИИ и проектно-технологического треста «Росдороргтехстрой».

Созданы 10 центров в Москве, Саратове, Ростове-на-Дону, Свердловске, Тюмени, Хабаровске, Волгограде, Перми, Владимире и Красноярске по диагностике дорог и мостов, эксплуатации и проектирования, экономических исследований, лабораторий дорожно-строительных материалов.

Во многих центрах имелись механические мастерские, асфальтобетонные заводы, базы для ремонта искусственных сооружений.

Разработаны

Разработки ученых РОСДОРНИИ по проблемам долговечности битумов и асфальтобетонных дорожных покрытий с противогололедными свойствами, реконструкции автодорожных мостов признаны на уровне мировых и используются в проектах автомобильных дорог:

Результаты исследований ученых РосдорНИИ по проблемам поиска эффективных методов снижения дорожной аварийности вошли в первую Федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в России» на 1996 — 1998 годы.

Для повышения транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в 1993 году были разработаны требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, значительная часть которых вошла в национальный стандарт ГОСТ Р 50597-93.

Технические условия и рекомендации

Новые материалы

1994

ГП «РосдорНИИ»

Государственное предприятие «РосдорНИИ»
1994 – 2000 гг.

Попыткой найти выход из экономического кризиса 90-х годов стало преобразование в 1994 году НПО «РосдорНИИ» в Государственное предприятие «РосдорНИИ».

Филиалы: Владимирский, Волгоградский, Волгодонский, Воронежский, Голицынский, Сибирский, Пермский, Северо-Кавказский, Уральский, Дальневосточный и представительство в Республике Саха (Якутия).

Участие в разработке и реализации крупных государственных программ и законодательных актов:

Международное признание

Программные разработки

Новые технологии

Получения жидких и вязких дорожных битумов из нефтяного сырья (гудрона) без процесса окисления

Модификации битума добавками нефтеполимерной смолы

Асфальтобетонных покрытий с противогололедными свойствами

2000

ФГУП «РосдорНИИ»

Федеральное государственное унитарное предприятие Российский дорожный научно-исследовательский институт ФГУП «РосдорНИИ» 2000 – 2014 гг.

Объем научных исследований, выполненный по планам НИОКР Росавтодора и по заказам территориальных органов управления дорожного хозяйства, увеличился более чем в 10 раз.

Впервые в России разработаны

Разработаны

34

Авторских свидетельств и патентов на изобретения и полезные модели

20

Авторских свидетельств и патентов по технологии холодной регенерации дорожных одежд

25

Отраслевых методических документов и национальных стандартов по разработке и внедрению новых направлений повышения эксплуатационных качеств дорог

40

Передвижных диагностических лабораторий выпущено Институтом

2015

ФАУ «РОСДОРНИИ»

Федеральное автономное учреждение «РОСДОРНИИ» 2015 г. – по настоящее время

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 года ФГУП «РОСДОРНИИ» преобразовано в Федеральное автономное учреждение Российский дорожный научно-исследовательский институт ФАУ «РОСДОРНИИ».

Ключевые достижения

Создан первый в России симулятор колесной нагрузки «ЦИКЛОС»

Запущена Система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов ФГИС СКДФ

По заказу Института создана первая в России передвижная лаборатория «Эскандор»

Разработано 17 новых национальных стандартов

Разработана концепция национальной сети ИТС

Создана первая в России пилотная зона ИТС в Республике Татарстан на территории Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга»

Создан первый цифровой двойник автомагистрали М-11 «Нева»

Создан проектный офис для мониторинга реализации Программы городского электрического транспорта и информационно-аналитического обеспечения проводимых мероприятий

Создана система повышения квалификации для работников дорожного хозяйства

Более 133 контрактов по строительному контролю

Эскандор

Передвижная лаборатория для безостановочной диагностики автомобильных дорог

ЦИКЛОС

Симулятор колесной нагрузки

Оборудование передвижной лаборатории
Дорожная лаборатория
Оборудование стационарной лаборатории