ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ОБРАЩЕНИЯХ ВОПРОСЫ


Ответы на вопросы на образовательном портале дорожного хозяйства ФАУ «РОСДОРНИИ»

Перейти в раздел "Ответы на вопросы" Консультационного центра образовательного портала дорожного хозяйства

Ответы на вопросы, которые часто встречаются в обращениях, поступающих от граждан и организаций в адрес ФАУ «РОСДОРНИИ»:

(Содержимое ответа раскрывается при нажатии на текст вопроса)

Чем руководствоваться при проектировании автомобильных дорог в случае наличия противоречий в нормативных документах: межгосударственными стандартами, включенными в Перечни стандартов, являющихся доказательной базой ТР ТС 014/2011 (утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015 № 176) или национальными стандартами?

Ответ:

Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) имеет приоритет над национальным законодательством на основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

Статьей 4 ТР ТС 014/2011 установлено обязательное требование: «Соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия».

Исходя из вышеизложенного, в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования приоритетными требованиями обладают межгосударственные стандарты, обеспечивающие требования ТР ТС 014/2011.

Примечания:

1. Следует учитывать, что отдельные требования, не установленные в межгосударственных стандартах, входящих в доказательную базу ТР ТС 014/2011, или содержащиеся в них в виде бланкетных норм, могут быть установлены в национальных стандартах, которые разрабатываются в развитие стандартов, применение которых обеспечивает соблюдение требований ТР ТС 014/2011, с учетом региональных особенностей проектирования, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений.

2) При принятии решения также необходимо учитывать положение Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ (пункт 2 статьи 4), которым установлена обязательность применения документов по стандартизации, включенных Правительством Российской Федерации в перечень документов, применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. № 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. В указанный перечень входят как межгосударственные, так и национальные стандарты.

Чем руководствоваться при проектировании автомобильных дорог в случае наличия противоречий в нормативных докуметах: межгосударственными стандартами, включенными в Перечни стандартов, являющихся доказательной базой ТР ТС 014/2011 (утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015 № 176) или сводами правил, включенными в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985)?

Ответ:

В настоящее время в сфере безопасности автомобильных дорог действуют два технических регламента:

- Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ-384);

- технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), который имеет приоритет над национальным законодательством на основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

В соответсвии с Федеральным законом от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии со статьями 51 и 52 Договора о ЕАЭС своды правил не являются документами, которые могут применяться для выполнения требований и оценки соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

C вступлением в силу технического регламента ТР ТС 014/2011 произошло разделение сфер технического регулирования, в связи с чем автомобильные дороги общего пользования, за исключением улиц населенных пунктов, а также дорожно-строительные материалы и изделия независимо от места применения попадают в сферу технического регулирования TP ТС 014/2011, а автомобильные дороги не общего пользования и улицы населенных пунктов – в сферу технического регулирования ФЗ-384.

Каждый из технических регламентов распространяет свое действие на определенный сектор дорожной деятельности путем использования отдельных перечней нормативно-технических документов, являющихся доказательной базой соответствующего технического регламента, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований каждого технического регламента в отдельности.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования приоритетные требования устанавливаются межгосударственными стандартами, включенными в Перечни стандартов, являющихся доказательной базой ТР ТС 014/2011.

В настоящее время в сфере безопасности автомобильных дорог действуют два технических регламента:

- Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ-384);

- технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), который имеет приоритет над национальным законодательством на основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

В соответсвии с Федеральным законом от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии со статьями 51 и 52 Договора о ЕАЭС своды правил не являются документами, которые могут применяться для выполнения требований и оценки соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

C вступлением в силу технического регламента ТР ТС 014/2011 произошло разделение сфер технического регулирования, в связи с чем автомобильные дороги общего пользования, за исключением улиц населенных пунктов, а также дорожно-строительные материалы и изделия независимо от места применения попадают в сферу технического регулирования TP ТС 014/2011, а автомобильные дороги не общего пользования и улицы населенных пунктов – в сферу технического регулирования ФЗ-384.

Каждый из технических регламентов распространяет свое действие на определенный сектор дорожной деятельности путем использования отдельных перечней нормативно-технических документов, являющихся доказательной базой соответствующего технического регламента, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований каждого технического регламента в отдельности.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования приоритетные требования устанавливаются межгосударственными стандартами, включенными в Перечни стандартов, являющихся доказательной базой ТР ТС 014/2011.

Обращение об оказании помощи во внедрении новых конструкций, материалов и технологий, которые представлены в ФАУ «РОСДОРНИИ» на уровне идеи или патента без приложения обосновывающих материалов при отсутствии нормативно-технических документов, устанавливающих требования к предлагаемым инновациям.

Ответ:

Для подготовки обоснованного заключения о целесообразности (нецелесообразности) применения предлагаемых материалов, конструкций, технологий необходимо предоставлять сведения о разработанных типовых решениях, о методиках расчета, технико-экономическое обоснование преимуществ предлагаемых материалов, конструкций или технологий над традиционными, результаты опытного внедрения и т.д. Внедрение инновационных технологий в дорожной отрасли выполняется в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства», введенными в действие письмом Росавтодора от 13 июня 2007 г. № 01-28/5136. Для удобства применения выпускаемой продукции в дорожном хозяйстве в соответствии с п. 4.2 ОДМ 218.1.001-2020 «Рекомендации по применению документов технического регулирования и стандартизации в сфере дорожного хозяйства» инициатору целесообразно разработать Стандарт организации (СТО).

СТО - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг (пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

ФАУ «РОСДОРНИИ» готово выполнять научно-исследовательские работы, разрабатывать стандарты организаций и производить экспертную оценку результатов произведенных иследований на договорной основе.

Предложение ФАУ «РОСДОРНИИ» участвовать в финансировании изготовления и испытаний опытных образцов, а также в строительстве опытных участков с применением новых материалов, конструкций и технологий.

Ответ:

ФАУ «РОСДОРНИИ» не занимается финансированием строительства и производством работ по строительству автомобильных дорог и дорожных сооружений. Институт готов на договорной основе выполнять научное сопровождение строительства с применением новых материалов, конструкций и технологий; проводить мониторинг на построенных опытных участках; а также испытывать новые дорожно-строительные материалы, конструкции и оценивать эффективность предлагаемых технологий.

Подготовить экспертное заключение по готовой проектной документации на предмет обоснованности принятых проектных решений.
Ответ:
 
ФАУ РОСДОРНИИ готово предоставить свою позицию в рамках компетенции на договорной основе.
Дать разьяснения применимости в дорожном хозяйстве ведомственных строительных норм (ВСН)
Ответ:

Федеральный закон о техническом регулировании 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «не отводит места» отраслевым/ведомственным нормативным документам, в том числе ведомственным строительным нормам (ВСН), в системе технического регулирования и стандартизации.
Несмотря на отсутствие правового статуса, многие ВСН продолжают применяться и в настоящее время, так как не разработаны новые заменяющие их нормативные документы. На отдельные ВСН присутствуют ссылки в действующих документах по стандартизации, таких как своды правил. Однако, при применении ВСН следует иметь в виду, что они не должны противоречить действующим нормативным и правовым документам, таким как Технические регламенты, межгосударственные и национальные стандарты, включенные в Перечни доказательных баз технических регламентов. Таким образом, ВСН можно использовать только как справочный материал.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2441 внесены изменения в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, в соответствии с которыми с 1 марта 2021 г. в России водится новый дорожный знак 6.22 «Фотовидеофиксация», а существующий знак дополнительной информации (табличка) 8.23 «Фотовидеофиксация» упраздняется с 1 сентября 2021 г. Как должен выглядеть новый знак, где и как он должен устанавливаться?

Ответ:

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2441 «О внесении изменений в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» подготовлены и утверждены поправки в соответствующие документы по стандартизации: ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» и ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Поправка к ГОСТ Р 52290-2004 содержит изображение знака 6.22 «Фотовидеофиксация», которое аналогично изображению исключенного знака (таблички) 8.23 (черная камера на белом фоне).

Поправка к ГОСТ Р 52289-2019 содержит правила применения знака 6.22 «Фотовидеофиксация», в соответствии с которой данный знак устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии от 150 до 300 м до зоны контроля работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, а в населенных пунктах - со знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.25 («Начало населенного пункта»).

Знак 6.22 «Фотовидеофиксация» устанавливается как самостоятельно (на самостоятельной опоре), так и с другими знаками, в этом случае его допускается размещать под существующими знаками без учета требований пункта 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2019 по высоте установки знаков.

Знак 6.22 также допускается устанавливать с табличками 8.1.1, 8.1.3 и 8.1.4 («Расстояние до объекта»).

Данные поправки размещены на официальном сайте Росстандарта (www.rst.gov.ru) 2 марта 2021 г. и будут опубликованы в информационном указателе «Национальные стандарты» ИУС № 4-2021.

В каких условиях применяют ограничивающие пешеходные ограждения сбоку от проезжей части по ГОСТ Р 52289-2019?

Ответ:

ГОСТ Р 52289-2019 не требует установки ограничивающих пешеходных ограждений, между проезжей частью и тротуаром, если они разделены газоном шириной более 1 м, а также на газонах любой ширины при отсутствии на них тротуаров.

На тротуаре, а также на газоне шириной 1 м и менее, который отделяет проезжую часть от тротуара, ограничивающие пешеходные ограждения устанавливают на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:

1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов;

2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц:

- проходящих вдоль детских учреждений;

- местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода;

- где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч ‒ при запрещенной остановке или стоянке.

При этом протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории.

Вместо ограничивающих пешеходных ограждений допускается применять сплошную посадку кустарника высотой не более 0,8 м.

ГОСТ Р 52289-2019 не содержит требований о необходимости демонтажа ограничивающих пешеходных ограждений, установленных ранее по ГОСТ Р 52289-2004.

Как применяются требования ГОСТ Р 52766-2007 в части устройства тротуаров

Ответ:

В соответствии с областью применения ГОСТ Р 52766-2007 с учетом Изменения № 2, стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городских и сельских поселений в соответствии с СП. 42.13330.2016 (далее - улиц), устанавливает общие требования к ним и правила их применения.

В случае если через населенный пункт проходят участки автомобильных дорог общего пользования, не являющиеся в черте поселения улицами (согласно реестру улиц и дорог поселения, утвержденному администрацией поселения), то тротуары в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 устраивают в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием при проведении работ по капитальному ремонту в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

К дорогам с твердым покрытием согласно требованиям п. 4.5.1.1 стандарта относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.

В случае, если участки дорог в границах сельского поселения являются улицами (согласно реестру улиц и дорог сельского поселения, утвержденному администрацией поселения), то тротуары на них устраивают в соответствии с требованиями п. 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 согласно СП 42.13330.2016 (раздел 11) также при проведении работ по капитальному ремонту или при реконструкции.

Сроки проведения работ по капитальному ремонту и реконструкции определяют при их планировании в установленном порядке. Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании соответствующих нормативов финансовых затрат, утверждаемых органом местного самоуправления.

Требования подраздела 4.5.1 и п. ГОСТ Р 52766-2007 являются обязательными к применению в соответствии с Распоряжением Правительства Российский Федерации от 4 ноября 2017 г. № 2438-р.

Как правильно расставлять дорожные знаки перед железнодорожными переездами, расположенными в населенных пунктах?

Ответ:

В общем случае железнодорожные переезды обустраивают дорожными знаками в соответствии с пунктами 5.2.5–5.2.7 и рисунком В.3 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

В соответствии с пунктом 5.2.7 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 1.4.1 и 1.4.4 «Приближение к железнодорожному переезду» устанавливают с первым (основным и дублирующим) по ходу движения знаком 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» или 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума», знаки 1.4.3 и 1.4.6 – с повторным знаком 1.1 или 1.2, а знаки 1.4.2 и 1.4.5 – самостоятельно, на равном расстоянии между первым и повторным знаком 1.1 или 1.2.

Однако в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 1.1 и 1.2 в населенных пунктах повторно не устанавливают, за исключением случаев, указанных в пункте 5.2.3 ГОСТ Р 52289-2019.

Таким образом, дорожные знаки 1.4.1–1.4.6 устанавливаются перед каждым железнодорожным переездом в населенных пунктах, в местах, где выполняются условия их установки, то есть при наличии дублирующих и повторных знаков 1.1 или 1.2, в противном случае – дорожные знаки 1.4.1–1.4.6 в населенных пунктах не устанавливают.

Что такое система разделения встречных направлений движения, которыми необходимо оснащать четырехполосные автомобильные дороги в целях реализации Плана мероприятий «дорожной карты», утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 09.10.2020 г. № 9421п-П16?

Ответ:

Под системой разделения встречных направлений движения (далее – система разделения) следует понимать физическое разделение встречных транспортных потоков, выполненное в виде системы препятствий, которая не допускает без каких-либо повреждений транспортного средства или без повышенной его вибрации выезд в запрещенном месте на противоположную сторону дороги.

В соответствии с межгосударственными и национальными стандартами в сфере безопасности дорожного движения для физического разделения транспортных потоков противоположных направлений на автомобильных дорогах, в том числе участках четырехполосных дорог без разделительной полосы могут применяться различные системы, препятствующие выезду транспортного средства на противоположную сторону дороги, в частности путем создания конструктивно выделенной разделительной полосы.

Конструктивно выделенная разделительная полоса (определение термина по ГОСТ Р 52289-2019) – элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части, выделенный с помощью одного или нескольких следующих элементов обустройства: дорожными ограждениями, бордюрным камнем, направляющими устройствами, противоослепляющими экранами, а также газоном и обозначенный линиями разметки 1.2. Наличие разметки 1.2 для выделения разделительной полосы – обязательное условие в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Наиболее эффективной системой разделения является устройство на четырехполосных дорогах конструктивно выделенной разделительной полосы, с применением тросовых ограждений или барьерных ограждений с отделяющейся балкой без консоли, устанавливаемых по ГОСТ Р 52289-2019, совместно со световозвращателями КД 5 и (или) КД 6, поскольку такая система обеспечивает удержание автомобиля в случае ДТП.

Менее эффективной системой разделения является устройство конструктивно выделенной разделительной полосы с формированием газона, который может быть выделен с помощью бордюрного камня или следующих элементов обустройства: направляющих устройств (дорожные сигнальные столбики группы П или световозвращатели КД 3) или шумовых полос; или линий разметки (1.2 или 1.3) со структурной (профильной) поверхностью.

При этом направляющие устройства и шумовые полосы применяются в соответствии с ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», а дорожная разметка – в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019.

В дополнение предлагаются наборы (не исчерпывающий список) типовых препятствий и, в том числе, варианты конструктивно выделенных разделительных полос для физического разделения транспортных потоков противоположных направлений на четырехполосных дорогах:

- тросовое ограждение, световозвращатели КД 6 и линии разметки 1.2;

- барьерное ограждений с отделяющейся балкой без консоли, световозвращатели КД 5 и линии разметки 1.2;

- дорожные сигнальные столбики группы П и линии разметки 1.2;

- дорожные сигнальные столбики группы П, размещенные на делиниаторах и линии разметки 1.2;

- противоослепляющие экраны, световозвращатели КД 1 (КД2) и линии разметки 1.2;

- световозвращатели КД 3 и линии разметки 1.2 или 1.3;

- газон или плитка, бордюрный камень и линии разметки 1.2 со структурной или профильной поверхностью;

- линия разметки 1.3 с шумовой полосой по оси линии разметки;

- линии разметки 1.3 со структурной или профильной поверхностью.

Допускается ли установка знака 6.22 «Фотовидеофиксация» в населенном пункте для информирования водителей о том, что осуществляется фотовидеоконтроль соблюдения установленных правил дорожного движения вне населенного пункта?

Ответ:

Знак 6.22 «Фотовидеофиксация» допускается устанавливать в границах населенного пункта для информирования о возможном применении работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, установленных вне населенного пункта, зона контроля которых начинается на расстоянии менее 150 м после конца населенного пункта, в т. ч. и на основании пункта 4.1 ГОСТ Р 52289-2019. В соответствии с этим пунктом технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если их применение необходимо для целей обеспечения безопасности и организации дорожного движения.

Возможно ли перед опорами освещения, расположенными на расстоянии 4 м и менее от кромки проезжей части в населенных пунктах, применение бортовых камней в качестве дорожных ограждений по ГОСТ Р 52289-2019?

Ответ:

В соответствии с ГОСТ Р 52607-2006 (пункт 4.3) и ГОСТ 31994-2013 (пункт 3.1) одним из типов удерживающих для автомобилей дорожных ограждений являются бордюрные ограждения.

В соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 (пункт 8.1.3) опоры освещения относятся к массивным препятствиям. Учитывая требования ГОСТ 52289-2019 (пункт 8.1.6, группа Е), в населенных пунктах перед такими препятствиями должны быть установлены дорожные ограждения, если они расположены на расстоянии 4 м и менее от кромки проезжей части.

В населенных пунктах для ограждения опор освещения или опор (колонок) светофоров, которые также являются массивными препятствиями, в качестве дорожных ограждений возможно применение бордюрных ограждений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 (пункт 4.6.1.10). В иных случаях, предусмотренных для установки дорожных ограждений по ГОСТ Р 52289-2019 (раздел 8) в населенных пунктах и вне населенных пунктов, следует применять барьерные, парапетные, тросовые или комбинированные типы удерживающих для автомобилей дорожных ограждений.

Для установки бордюрных ограждений следует применять бортовые камни по ГОСТ 32961-2014.

Комментарий. В настоящее время ведется работа по пересмотру ГОСТ 33127-2014 и ГОСТ 33128-2014, в ходе которой рассматривается вопрос о дополнении перечня типов дорожных ограждений ограждениями бордюрного типа и требованиями к ним. С актуальными редакциями проектов данных стандартов можно ознакомиться на сайте ТК 418 «Дорожное хозяйство» по ссылке: https://tk418.ru/standartization/disqus/. По результатам пересмотра данная информация будет дополнена.

Необходимо ли повторно устанавливать знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» после «т-образного» пересечения дороги с твердым покрытием, на которой введено ограничение скорости с помощью дорожного знака 3.24, и дороги с грунтовым покрытием, на которой перед пересечением установлен знак 2.4 «Уступите дорогу» по пункту 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019?

Ответ:

По пункту 5.4.30 ГОСТ Р 52289-2019 знак 3.24 должен быть повторно установлен после окончания населенного пункта или непосредственно за перекрестком при необходимости сохранить ограничения, введенные знаком, установленным соответственно до перекрестка или конца населенного пункта.

Исходя из определения термина «Перекресток» (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД), не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Согласно определению термина «Прилегающие территории» (пункт 1.2 ПДД) прилегающей территорией является территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», установленный по пункту 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019, придавая пересечению признаки перекрестка для водителей, двигающихся по второстепенной дороге, в то же время не делает его таковым для водителей, двигающихся по главной дороге, по причине отсутствия для этих водителей знаков, информирующих об их приоритетном праве проезда или равнозначности данного пересечения.

Таким образом, описываемая схема пересечения перекрестком не является. Однако необходимость установки знаков 3.24 зависит от того, является ли примыкание (имеющее грунтовое покрытие) выездом с прилегающей территории. Если является, то знаки 3.24 устанавливать необязательно.

Чем руководствоваться на улично-дорожной сети в населённых пунктах при назначении параметров заездных «карманов» остановочных пунктов: п. 5.3.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» или п. 6.25 СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования»?

Ответ:

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» обязательными для применения являются документы по стандартизации, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

П. 5.3.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 включен в такой перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р (далее – Обязательный Перечень).

СП 396.1325800.2018 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Госстандарта от 02.04.2020 № 687 (далее – Добровольный Перечень).

Согласно п. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Добровольный Перечень, «является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов».

Требования п. 5.3.3.4 ГОСТ Р 52766-2007 являются обязательными к применению, а требования СП 396.1325800.2018 применяются на добровольной основе, и в случае противоречий между указанными документами требования ГОСТ Р 52766-2007 имеют приоритет.

Чем руководствоваться при оформлении чертежей при проектировании автомобильных дорог?

Ответ:

В соответствии с п. 6 «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (далее – Постановление № 87), правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 б) Постановления от 26 марта 2014 года № 230 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства» (с изменениями на 29 июля 2020 года) была произведена замена в абзаце втором пункта 5 и в пункте 6 Постановления № 87 слов «Министерством регионального развития Российской Федерации» на слова «Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

Так как Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации пока не утвердило соответствующий документ, то Приказ Минрегиона России от 02.04.2009 № 108 «Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации» действует на сегодняшний день и устанавливает правила оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации.

Приказом Минрегиона России от 02.04.2009 № 108 в п. 1 установлено, что выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, осуществляется в соответствии с национальными стандартами «Система проектной документации для строительства» (СПДС).

В соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ Р 21.101-2020 СПДС «Основные требования к проектной и рабочей документации» при выполнении проектной и рабочей документации, а также отчетной технической документации по результатам инженерных изысканий для строительства следует руководствоваться положениями стандартов СПДС.

В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 21.207-2013 СПДС «Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог» проектируемые автомобильные дороги изображают на чертежах с применением условных графических обозначений и упрощенных изображений, установленных настоящим стандартом, с учетом требований ГОСТ 21.701 и других взаимосвязанных стандартов СПДС.

Кроме того, в соответствии с п. 7.1.8 ОДМ 218.2.101-2019 «Методические рекомендации по проектированию элементов плана, продольного и поперечного профиля автомобильных дорог» продольный профиль оформляют в соответствии с ГОСТ 21.701.

Таким образом, с учетом требований ГОСТ 21.207, ОДМ 218.2.101-2019, Постановления № 87 и Приказа Минрегиона России от 02.04.2009 № 108 чертежи автомобильных дорог при разработке проектной документации (в том числе на застроенной территории) должны оформляться согласно нормам СПДС и соответствовать в том числе ГОСТ 21.701.

Необходимо ли подготавливать проектную документацию и результаты инженерных изысканий при капитальном ремонте?

Ответ:

При проведении капитального ремонта подготавливается раздел проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства», в случае если такой ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ). Согласно ч. 1 ст. 47 и ч. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации для строительства и реконструкции осуществляется в том числе на основании результатов инженерных изысканий. Подготовка проектной документации и инженерных изысканий при проведении капитального ремонта возможна по инициативе Застройщика в соответствии с ч. 12.2 ст. 48 и ч. 1 ст. 47 ГрК РФ. Таким образом, инженерные изыскания необходимы при подготовке проектной документации для строительства и реконструкции автомобильных дорог. При капитальном ремонте инженерные изыскания могут потребоваться для обоснования проектных решений. При этом их состав будет зависеть от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте.

Приоритет применения нормативных документов при назначении параметров элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог: ГОСТ Р 52399-2005 или ГОСТ 33475-2015?

Ответ:

ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог» включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 18.09.2012 № 159 (далее – Перечень), но применялся для целей ТР ТС 014/2011 до 01.09.2016 (позиция 88 Перечня).

В настоящее время Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2017 № 2438-р с изменениями на 30.12.2020 установлен «Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации», в который не включен п. 5.1 ГОСТ Р 52399-2005. Таблица 3 п. 5.1 ГОСТ Р 52399-2005, содержащая требования к геометрическим элементам поперечного профиля, не применяется.

ГОСТ 33475-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования» включен в Перечень (позиция 57 Перечня) и применяется с 01.09.2016.

ГОСТ 33475-2015 имеет приоритет по отношению к ГОСТ Р 52399-2005 и применяется как по национальному, так и по международному законодательству.

Таким образом, рекомендуем пользоваться документами, в результате применения которых в настоящее время обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 014/2011, в том числе ГОСТ 33475-2015.

Следует отметить, что в соответствии с п. 4.2 ГОСТ 33382-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация» разработан ГОСТ Р 58818-2020 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет», который распространяется на автомобильные дороги IV и V категорий, имеющие среднегодовую суточную интенсивность движения не более 400 авт./сут, и устанавливает специфические требования к геометрическим элементам для дорог с низкой интенсивностью движения.

Для информации сообщаем, что приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр утвержден гармонизированный с ТР ТС 014/2011 СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги», в котором категории автомобильных дорог гармонизированы с ГОСТ 33475-2014 и ГОСТ Р 58818-2020.