ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ОБРАЩЕНИЯХ ВОПРОСЫ



(Содержимое ответа раскрывается при нажатии на текст вопроса)

Чем руководствоваться при проектировании автомобильных дорог в случае наличия противоречий в нормативных документах: межгосударственными стандартами, включенными в Перечни стандартов, являющихся доказательной базой ТР ТС 014/2011 (утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015 № 176) или национальными стандартами?

Ответ:

Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) имеет приоритет над национальным законодательством на основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

Статьей 4 ТР ТС 014/2011 установлено обязательное требование: «Соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия».

Исходя из вышеизложенного, в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования приоритетными требованиями обладают межгосударственные стандарты, обеспечивающие требования ТР ТС 014/2011.

Примечания:

1. Следует учитывать, что отдельные требования, не установленные в межгосударственных стандартах, входящих в доказательную базу ТР ТС 014/2011, или содержащиеся в них в виде бланкетных норм, могут быть установлены в национальных стандартах, которые разрабатываются в развитие стандартов, применение которых обеспечивает соблюдение требований ТР ТС 014/2011, с учетом региональных особенностей проектирования, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений.

2) При принятии решения также необходимо учитывать положение Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ (пункт 2 статьи 4), которым установлена обязательность применения документов по стандартизации, включенных Правительством Российской Федерации в перечень документов, применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. № 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. В указанный перечень входят как межгосударственные, так и национальные стандарты.

Чем руководствоваться при проектировании автомобильных дорог в случае наличия противоречий в нормативных докуметах: межгосударственными стандартами, включенными в Перечни стандартов, являющихся доказательной базой ТР ТС 014/2011 (утв. решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.12.2015 № 176) или сводами правил, включенными в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985)?

Ответ:

В настоящее время в сфере безопасности автомобильных дорог действуют два технических регламента:

- Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ-384);

- технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), который имеет приоритет над национальным законодательством на основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

В соответсвии с Федеральным законом от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии со статьями 51 и 52 Договора о ЕАЭС своды правил не являются документами, которые могут применяться для выполнения требований и оценки соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

C вступлением в силу технического регламента ТР ТС 014/2011 произошло разделение сфер технического регулирования, в связи с чем автомобильные дороги общего пользования, за исключением улиц населенных пунктов, а также дорожно-строительные материалы и изделия независимо от места применения попадают в сферу технического регулирования TP ТС 014/2011, а автомобильные дороги не общего пользования и улицы населенных пунктов – в сферу технического регулирования ФЗ-384.

Каждый из технических регламентов распространяет свое действие на определенный сектор дорожной деятельности путем использования отдельных перечней нормативно-технических документов, являющихся доказательной базой соответствующего технического регламента, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований каждого технического регламента в отдельности.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования приоритетные требования устанавливаются межгосударственными стандартами, включенными в Перечни стандартов, являющихся доказательной базой ТР ТС 014/2011.

В настоящее время в сфере безопасности автомобильных дорог действуют два технических регламента:

- Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ-384);

- технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), который имеет приоритет над национальным законодательством на основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

В соответсвии с Федеральным законом от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии со статьями 51 и 52 Договора о ЕАЭС своды правил не являются документами, которые могут применяться для выполнения требований и оценки соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

C вступлением в силу технического регламента ТР ТС 014/2011 произошло разделение сфер технического регулирования, в связи с чем автомобильные дороги общего пользования, за исключением улиц населенных пунктов, а также дорожно-строительные материалы и изделия независимо от места применения попадают в сферу технического регулирования TP ТС 014/2011, а автомобильные дороги не общего пользования и улицы населенных пунктов – в сферу технического регулирования ФЗ-384.

Каждый из технических регламентов распространяет свое действие на определенный сектор дорожной деятельности путем использования отдельных перечней нормативно-технических документов, являющихся доказательной базой соответствующего технического регламента, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований каждого технического регламента в отдельности.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования приоритетные требования устанавливаются межгосударственными стандартами, включенными в Перечни стандартов, являющихся доказательной базой ТР ТС 014/2011.

Обращение об оказании помощи во внедрении новых конструкций, материалов и технологий, которые представлены в ФАУ «РОСДОРНИИ» на уровне идеи или патента без приложения обосновывающих материалов при отсутствии нормативно-технических документов, устанавливающих требования к предлагаемым инновациям.

Ответ:

Для подготовки обоснованного заключения о целесообразности (нецелесообразности) применения предлагаемых материалов, конструкций, технологий необходимо предоставлять сведения о разработанных типовых решениях, о методиках расчета, технико-экономическое обоснование преимуществ предлагаемых материалов, конструкций или технологий над традиционными, результаты опытного внедрения и т.д. Внедрение инновационных технологий в дорожной отрасли выполняется в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства», введенными в действие письмом Росавтодора от 13 июня 2007 г. № 01-28/5136. Для удобства применения выпускаемой продукции в дорожном хозяйстве в соответствии с п. 4.2 ОДМ 218.1.001-2020 «Рекомендации по применению документов технического регулирования и стандартизации в сфере дорожного хозяйства» инициатору целесообразно разработать Стандарт организации (СТО).

СТО - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг (пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

ФАУ «РОСДОРНИИ» готово выполнять научно-исследовательские работы, разрабатывать стандарты организаций и производить экспертную оценку результатов произведенных иследований на договорной основе.

Предложение ФАУ «РОСДОРНИИ» участвовать в финансировании изготовления и испытаний опытных образцов, а также в строительстве опытных участков с применением новых материалов, конструкций и технологий.

Ответ:

ФАУ «РОСДОРНИИ» не занимается финансированием строительства и производством работ по строительству автомобильных дорог и дорожных сооружений. Институт готов на договорной основе выполнять научное сопровождение строительства с применением новых материалов, конструкций и технологий; проводить мониторинг на построенных опытных участках; а также испытывать новые дорожно-строительные материалы, конструкции и оценивать эффективность предлагаемых технологий.

Подготовить экспертное заключение по готовой проектной документации на предмет обоснованности принятых проектных решений.
Ответ:
 
ФАУ РОСДОРНИИ готово предоставить свою позицию в рамках компетенции на договорной основе.
Дать разьяснения применимости в дорожном хозяйстве ведомственных строительных норм (ВСН)
Ответ:

Федеральный закон о техническом регулировании 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «не отводит места» отраслевым/ведомственным нормативным документам, в том числе ведомственным строительным нормам (ВСН), в системе технического регулирования и стандартизации.
Несмотря на отсутствие правового статуса, многие ВСН продолжают применяться и в настоящее время, так как не разработаны новые заменяющие их нормативные документы. На отдельные ВСН присутствуют ссылки в действующих документах по стандартизации, таких как своды правил. Однако, при применении ВСН следует иметь в виду, что они не должны противоречить действующим нормативным и правовым документам, таким как Технические регламенты, межгосударственные и национальные стандарты, включенные в Перечни доказательных баз технических регламентов. Таким образом, ВСН можно использовать только как справочный материал.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2441 внесены изменения в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, в соответствии с которыми с 1 марта 2021 г. в России водится новый дорожный знак 6.22 «Фотовидеофиксация», а существующий знак дополнительной информации (табличка) 8.23 «Фотовидеофиксация» упраздняется с 1 сентября 2021 г. Как должен выглядеть новый знак, где и как он должен устанавливаться?

Ответ:

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2441 «О внесении изменений в приложение 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» подготовлены и утверждены поправки в соответствующие документы по стандартизации: ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» и ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Поправка к ГОСТ Р 52290-2004 содержит изображение знака 6.22 «Фотовидеофиксация», которое аналогично изображению исключенного знака (таблички) 8.23 (черная камера на белом фоне).

Поправка к ГОСТ Р 52289-2019 содержит правила применения знака 6.22 «Фотовидеофиксация», в соответствии с которой данный знак устанавливают вне населенных пунктов на расстоянии от 150 до 300 м до зоны контроля работающих в автоматическом режиме стационарных или передвижных специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, а в населенных пунктах - со знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.25 («Начало населенного пункта»).

Знак 6.22 «Фотовидеофиксация» устанавливается как самостоятельно (на самостоятельной опоре), так и с другими знаками, в этом случае его допускается размещать под существующими знаками без учета требований пункта 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2019 по высоте установки знаков.

Знак 6.22 также допускается устанавливать с табличками 8.1.1, 8.1.3 и 8.1.4 («Расстояние до объекта»).

Данные поправки размещены на официальном сайте Росстандарта (www.rst.gov.ru) 2 марта 2021 г. и будут опубликованы в информационном указателе «Национальные стандарты» ИУС № 4-2021.

В каких условиях применяют ограничивающие пешеходные ограждения сбоку от проезжей части по ГОСТ Р 52289-2019?

Ответ:

ГОСТ Р 52289-2019 не требует установки ограничивающих пешеходных ограждений, между проезжей частью и тротуаром, если они разделены газоном шириной более 1 м, а также на газонах любой ширины при отсутствии на них тротуаров.

На тротуаре, а также на газоне шириной 1 м и менее, который отделяет проезжую часть от тротуара, ограничивающие пешеходные ограждения устанавливают на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:

1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов;

2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц:

- проходящих вдоль детских учреждений;

- местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода;

- где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч ‒ при запрещенной остановке или стоянке.

При этом протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории.

Вместо ограничивающих пешеходных ограждений допускается применять сплошную посадку кустарника высотой не более 0,8 м.

ГОСТ Р 52289-2019 не содержит требований о необходимости демонтажа ограничивающих пешеходных ограждений, установленных ранее по ГОСТ Р 52289-2004.

Как применяются требования ГОСТ Р 52766-2007 в части устройства тротуаров

Ответ:

В соответствии с областью применения ГОСТ Р 52766-2007 с учетом Изменения № 2, стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городских и сельских поселений в соответствии с СП. 42.13330.2016 (далее - улиц), устанавливает общие требования к ним и правила их применения.

В случае если через населенный пункт проходят участки автомобильных дорог общего пользования, не являющиеся в черте поселения улицами (согласно реестру улиц и дорог поселения, утвержденному администрацией поселения), то тротуары в соответствии с требованиями п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 устраивают в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием при проведении работ по капитальному ремонту в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

К дорогам с твердым покрытием согласно требованиям п. 4.5.1.1 стандарта относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.

В случае, если участки дорог в границах сельского поселения являются улицами (согласно реестру улиц и дорог сельского поселения, утвержденному администрацией поселения), то тротуары на них устраивают в соответствии с требованиями п. 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 согласно СП 42.13330.2016 (раздел 11) также при проведении работ по капитальному ремонту или при реконструкции.

Сроки проведения работ по капитальному ремонту и реконструкции определяют при их планировании в установленном порядке. Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании соответствующих нормативов финансовых затрат, утверждаемых органом местного самоуправления.

Требования подраздела 4.5.1 и п. ГОСТ Р 52766-2007 являются обязательными к применению в соответствии с Распоряжением Правительства Российский Федерации от 4 ноября 2017 г. № 2438-р.

Как правильно расставлять дорожные знаки перед железнодорожными переездами, расположенными в населенных пунктах?

Ответ:

В общем случае железнодорожные переезды обустраивают дорожными знаками в соответствии с пунктами 5.2.5–5.2.7 и рисунком В.3 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

В соответствии с пунктом 5.2.7 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 1.4.1 и 1.4.4 «Приближение к железнодорожному переезду» устанавливают с первым (основным и дублирующим) по ходу движения знаком 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» или 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума», знаки 1.4.3 и 1.4.6 – с повторным знаком 1.1 или 1.2, а знаки 1.4.2 и 1.4.5 – самостоятельно, на равном расстоянии между первым и повторным знаком 1.1 или 1.2.

Однако в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 52289-2019 дорожные знаки 1.1 и 1.2 в населенных пунктах повторно не устанавливают, за исключением случаев, указанных в пункте 5.2.3 ГОСТ Р 52289-2019.

Таким образом, дорожные знаки 1.4.1–1.4.6 устанавливаются перед каждым железнодорожным переездом в населенных пунктах, в местах, где выполняются условия их установки, то есть при наличии дублирующих и повторных знаков 1.1 или 1.2, в противном случае – дорожные знаки 1.4.1–1.4.6 в населенных пунктах не устанавливают.

Что такое система разделения встречных направлений движения, которыми необходимо оснащать четырехполосные автомобильные дороги в целях реализации Плана мероприятий «дорожной карты», утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 09.10.2020 г. № 9421п-П16?

Ответ:

Под системой разделения встречных направлений движения (далее – система разделения) следует понимать физическое разделение встречных транспортных потоков, выполненное в виде системы препятствий, которая не допускает без каких-либо повреждений транспортного средства или без повышенной его вибрации выезд в запрещенном месте на противоположную сторону дороги.

В соответствии с межгосударственными и национальными стандартами в сфере безопасности дорожного движения для физического разделения транспортных потоков противоположных направлений на автомобильных дорогах, в том числе участках четырехполосных дорог без разделительной полосы могут применяться различные системы, препятствующие выезду транспортного средства на противоположную сторону дороги, в частности путем создания конструктивно выделенной разделительной полосы.

Конструктивно выделенная разделительная полоса (определение термина по ГОСТ Р 52289-2019) – элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части, выделенный с помощью одного или нескольких следующих элементов обустройства: дорожными ограждениями, бордюрным камнем, направляющими устройствами, противоослепляющими экранами, а также газоном и обозначенный линиями разметки 1.2. Наличие разметки 1.2 для выделения разделительной полосы – обязательное условие в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Наиболее эффективной системой разделения является устройство на четырехполосных дорогах конструктивно выделенной разделительной полосы, с применением тросовых ограждений или барьерных ограждений с отделяющейся балкой без консоли, устанавливаемых по ГОСТ Р 52289-2019, совместно со световозвращателями КД 5 и (или) КД 6, поскольку такая система обеспечивает удержание автомобиля в случае ДТП.

Менее эффективной системой разделения является устройство конструктивно выделенной разделительной полосы с формированием газона, который может быть выделен с помощью бордюрного камня или следующих элементов обустройства: направляющих устройств (дорожные сигнальные столбики группы П или световозвращатели КД 3) или шумовых полос; или линий разметки (1.2 или 1.3) со структурной (профильной) поверхностью.

При этом направляющие устройства и шумовые полосы применяются в соответствии с ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», а дорожная разметка – в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019.

В дополнение предлагаются наборы (не исчерпывающий список) типовых препятствий и, в том числе, варианты конструктивно выделенных разделительных полос для физического разделения транспортных потоков противоположных направлений на четырехполосных дорогах:

- тросовое ограждение, световозвращатели КД 6 и линии разметки 1.2;

- барьерное ограждений с отделяющейся балкой без консоли, световозвращатели КД 5 и линии разметки 1.2;

- дорожные сигнальные столбики группы П и линии разметки 1.2;

- дорожные сигнальные столбики группы П, размещенные на делиниаторах и линии разметки 1.2;

- противоослепляющие экраны, световозвращатели КД 1 (КД2) и линии разметки 1.2;

- световозвращатели КД 3 и линии разметки 1.2 или 1.3;

- газон или плитка, бордюрный камень и линии разметки 1.2 со структурной или профильной поверхностью;

- линия разметки 1.3 с шумовой полосой по оси линии разметки;

- линии разметки 1.3 со структурной или профильной поверхностью.