К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДИАГНОСТИКЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТЯЖЕЛОВЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ
Аннотация: Статья касается определения возможности проезда тяжеловесных транспортных средств (ТТС) по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации на основе соответствующих законодательных актов и актуальных нормативных документов. Предложены современные направления научных исследований для обеспечения эффективности оценки возможности проезда ТТС по автомобильным дорогам страны
Ключевые слова: тяжеловесное транспортное средство (ТТС), негабарит, расчет конструкции дорожной одежды, эквивалентные нагрузки, специальное разрешение, оценка технического состояния автомобильных дорог.
УДК: УДК 625.7/.8
Файл: Загрузить
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕРКЕ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ НА МОРОЗОУСТОЙЧИВОСТЬ
Аннотация: В статье представлены методы определения деформаций пучения при промерзании грунтового массива, в том числе дорожной конструкции. Такие методы основаны на использовании характеристик морозного пучения, устанавливаемых при проведении лабораторных испытаний. Результаты многолетних натурных испытаний позволили обосновать для дорожной конструкции характерную эпюру изменения интенсивности морозного пучения по глубине промерзания. Рассматривается возможность построения этой эпюры по данным лабораторных испытаний. Предлагается новый метод проверки дорожной конструкции на морозоустойчивость, суть которого изложена на приведенном примере.
Ключевые слова: морозоустойчивость, деформация морозного пучения, относительная деформация, интенсивность морозного пучения, характерная эпюра интенсивности.
УДК: УДК 625.73+624.139.22
Файл: Загрузить
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НЕФТЕПРОМЫСЛОВОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ НА ЗАБОЛОЧЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Аннотация: В статье приводятся результаты исследований по разработке оптимальной, с точки зрения сроков выполнения и трудоемкости работ, энергоемкости, расхода материалов и стоимости, конструкции земляного полотна для применения при сооружении нефтепромысловых дорог на заболоченных территориях, на примере Республики Коми. Выбрано конструктивное решение возведения земляного полотна с применением прослойки из нетканого геосинтетического материала в полуобойме для обеспечения круглогодичного и бесперебойного движения технологического транспорта для обслуживания объектов нефтяного хозяйства.
Ключевые слова: земляное полотно, слабые грунты, болото, торф, нетканый геосинтетический материал.
УДК: УДК 625.731.1(470.13)
Файл: Загрузить
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
Аннотация: Рассмотрены пути повышения качества инженерных изысканий при проектировании автомобильных дорог. Обоснована актуальность данного вопроса в свете увеличения сроков службы автомобильных дорог. Уделено внимание совершенствованию нормативной базы, проведению технического контроля, внедрению современных инновационных методов инженерных изысканий, проведению инженерно-геологического обеспечения непосредственно в процессе выполнения дорожно-строительных работ.
Ключевые слова: инженерные изыскания, нормативная база, технический контроль, инновационные методы, инженерно-геологическое обеспечение.
УДК: УДК 625.72:624.131
Файл: Загрузить
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАСЧЕТНЫХ ОСЕВЫХ НАГРУЗОК НА АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
Аннотация: На основе анализа влияния расчетных осевых нагрузок на автомобильные дороги с нежесткими дорожными одеждами установлено, что основной проблемой является перегруз транспортного средства, причем как грузового, так и легкового. При отсутствии перегруза осевые нагрузки на дорогу не превышают нормативных значений. В этом случае наиболее объективной характеристикой является удельное давление на дорожную одежду. Акцентируется внимание на то, что толщина слоя дорожной одежды и толщина одежды в целом (при одних и тех же дорожно-строительных материалах) отличаются по группам расчетных нагрузок исходя из соотношений расчетных диаметров следа колеса, а также на то, что для расчетной нагрузки 130 кН необходим индивидуальный подход по конструированию дорожной одежды.
Ключевые слова: нежесткие дорожные одежды, расчетные осевые нагрузки, перегруз транспортных средств, удельное давление, расчетный диаметр следа колеса, особенности конструирования дорожной одежды.
УДК: УДК 656.13:625.7/.8
Файл: Загрузить
ДОПУСТИМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ШИРИНЫ ПОЛОС ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: Рассмотрен вопрос о возможности сокращения затрат на строительство автомагистралей путем сокращения ширины крайних левых полос движения на основе зарубежного опыта, международных соглашений, а также проведенных исследований.
Ключевые слова: автомагистраль, стоимость строительства, ширина полосы движения, траектория движения, зазоры безопасности.
УДК: УДК 625.7:625.723(470+571)
Файл: Загрузить
РАСЧЕТ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ С РЕГЕНЕРИРОВАННЫМ СЛОЕМ
Аннотация: Рассмотрены нормативные значения модуля упругости покрытия, регенерированного холодным способом. Приведены результаты изменения модуля упругости на экспериментальных участках дорог, регенерированных в штате Виргиния (США), за восемь лет. Показано, что модуль упругости слоя, регенерированного с использованием битумной эмульсии и вспененного битума, возрастает во времени.
Ключевые слова: битумная эмульсия, вспененный битум, модуль упругости, структурный коэффициент, холодная регенерация.
УДК: УДК 625.855.3
Файл: Загрузить
МЕТОДИКА ЗАЩИТЫ ДАТЧИКА ДИНАМИЧЕСКОГО ВЗВЕШИВАНИЯ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНОСА ПРИ КОЛЕЕОБРАЗОВАНИИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ
Аннотация: В статье описана методика защиты датчика динамического взвешивания от физического износа при колееобразовании дорожного покрытия. Сообщается о ряде преимуществ предложенной методики, основанной на применении универсальной заливки дорожной (УЗД), в том числе улучшении качества покрытия и увеличении срока службы комплексов динамического взвешивания на автомобильных дорогах до 1,5 раз, что значительно снизит затраты на их ремонт и содержание.
Ключевые слова: автомобильная дорога, дорожное покрытие, датчик динамического взвешивания, колея, колееобразование, универсальная заливка дорожная (УЗД).
УДК: УДК 608.2:625.76
Файл: Загрузить
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЮЩИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И УЛИЦ
Аннотация: В статье приведена методика оценки эффективности моющих средств, применяемых для очистки асфальтобетонных дорожных покрытий автомобильных дорог и улиц. Предлагаемая методика включает: подготовку загрязнителя, состоящего из материалов, имитирующих смет на дорожных покрытиях; загрязнение чистого образца подложки и определение остатка загрязнителя после обработки его моющим средством. По полученным результатам определяется показатель эффективности моющего средства. Дан пример использования предлагаемой методики при оценке эффективности двух моющих средств, применяемых в г. Москве.
Ключевые слова: автомобильные дороги, улицы, моющие средства, загрязнитель, показатель эффективности, коэффициент очистительной способности.
УДК: УДК 625.768.7
Файл: Загрузить
ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАНТОВ РАСПОЛОЖЕНИЯ СНЕГОЗАЩИТНЫХ ЭКРАНОВ В ПРИДОРОЖНОЙ ПОЛОСЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Аннотация: Представлена методика совместного проведения математического и натурного аэродинамического моделирования размещения снегозащитных экранов и процессов их взаимодействия со снеговетровыми (метелевыми) потоками при зимнем содержании автомобильных дорог общего пользования. Компьютерное моделирование течений воздушных потоков было выполнено с использованием 3D-модели с учетом окружающего рельефа местности.
Ключевые слова: снегозаносимость, автомобильная дорога, проектирование, зимнее содержание, эксплуатация, снегозащитный экран, численное моделирование, снеговетровой поток, скорость, давление.
УДК: УДК 625.768.5:004.94
Файл: Загрузить
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВ
Аннотация: Работа, представленная в данной статье, является продолжением исследований по контролю качества выполненных строительных работ в части уплотнения конструктивных слоев дорожных одежд и подстилающих грунтов. В качестве контролируемого параметра принят модуль упругости грунтов. Предложен оптимизированный подход к выполнению контроля качества уплотнения грунтов в процессе строительства путем сравнения величин проектных значений общих модулей упругости с фактически измеренными на строительной площадке. Впервые представлены номограммы для определения теоретических (проектных) значений общих модулей упругости. Данные номограммы адаптированы под совместное применение с малогабаритными установками динамического нагружения, с помощью которых определяются фактические значения общих модулей упругости. Рассмотрены два принципиальных случая – новое строительство и реконструкция – нашедших отражение в построенных номограммах. Представлены рекомендации и разъяснения по применению методики, а также границы ее применимости и возможные способы устранения выявленных несоответствий в период строительства. Обозначены ключевые направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: дорожные одежды, модуль упругости, малогабаритные установки динамического нагружения, уплотнение грунтов.
УДК: УДК 625.8
Файл: Загрузить
ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ГРУНТА НАСЫПИ ПОДХОДА ЗА ИНТЕГРАЛЬНЫМ УСТОЕМ ОДНОПРОЛЕТНОГО КРИВОЛИНЕЙНОГО МОСТА
Аннотация: В статье приведены результаты анализа работы грунта насыпи подхода за интегральным устоем однопролетного криволинейного моста в условиях Вьетнама. Приведены результаты расчетов осадок и выпучиваний грунта насыпи подхода за устоем, изгибающих моментов в переходной плите под нагрузками при различных вариантах расположения переходной плиты. Сделаны выводы о преимуществах армирования насыпи подхода за интегральным устоем, что значительно улучшает условия проезда на участке сопряжения моста с дорогой за счет существенного снижения деформаций грунта насыпи.
Ключевые слова: интегральный устой, кривизна пролетного строения, грунт, просадка грунта, выпучивание грунта, геотекстиль, переходная плита.
УДК: УДК 624.164
Файл: Загрузить
КОНТЕКСТНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ПРЕДМОСТНЫХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ
Аннотация: Основу транспортной коммуникации и мобильности людей в городах и пригородах составляет взаимодействие пешеходных потоков и транспортных потоков в транспортно-градостроительной системе, в частности, ее элементах – предмостных дорожно-транспортных узлах. Важность эффективных пересадок между различными видами общественного транспорта определена Европейской комиссией в ее документах «Towards a new culture for urban mobility» (2007 г.) и «Action Plan on Urban Mobility» (2009 г.). В этих рекомендациях идеальными поездками являются «бесшовные», в которых пассажиры почти не тратят времени на пересадки между различными видами транспорта. Эта идеология реализуется, в частности, в мультимодальных (или интермодальных) транспортно-пересадочных узлах, являющихся частью предмостных дорожно-транспортных узлов.
Ключевые слова: улично-дорожная сеть, городская набережная, магистраль непрерывного движения, общегородская магистраль, районная магистраль, дорожно-транспортный узел, водная преграда, городской мостовой переход, предмостный дорожно-транспортный узел, городской пассажирский транспорт, транспортно-пересадочный узел, интенсивность дорожного движения, пропускная способность, организация дорожного движения, общественно-транспортный комплекс, принабережная зона, городское общественное пространство, инженерно-планировочное и архитектурно-конструктивное решение, градоформирующий узел, градоформирующая зона, транспортно-градостроительная система.
УДК: УДК 625.745.1
Файл: Загрузить
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ НАДЕЖНОСТИ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы совершенствования системы управления мостовыми сооружениями на автомобильных дорогах федерального значения России. Описана действующая система управления определения технического состояния мостовых сооружений на примере ФКУ Упрдор «Енисей» Федерального дорожного агентства (Росавтодор).
Ключевые слова: мостовые сооружения, техническое состояние, диагностика, мониторинг, безопасность движения.
УДК: УДК 624.21
Файл: Загрузить
АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ НА УЧАСТКАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С КРИВЫМИ В ПЛАНЕ
Аннотация: В статье дан краткий анализ аварийности на кривых в плане, выполненный по двум участкам автомобильных дорог. Приведены предварительные выводы об основных параметрах кривых в плане, влияющих на уровень аварийности. Установлено, что на безопасность движения влияет не только радиус кривой, но и угол поворота трассы.
Ключевые слова: радиус кривой, аварийность, безопасность движения, угол поворота трассы.
УДК: УДК 656.13:625.721
Файл: Загрузить
МОНИТОРИНГ СКОРОСТНЫХ РЕЖИМОВ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМАГИСТРАЛЯХ
Аннотация: Приведены результаты исследования средних скоростей движения на участках автомагистрали М9 «Балтия» с четырьмя,шестью и восемью полосами движения.Предложены критерии для введения повышенного скоростного режима со 110 км/ч до 130 км/ч, согласно примечанию к п. 10.3 ПДД, включенному с 6 августа 2013 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 621.
Ключевые слова: мониторинг дорожного движения, измерение средних скоростей движения, скорость 85-процентной обеспеченности, ГЛОНАСС, повышенный скоростной режим
УДК: УДК 656.11:656.13
Файл: Загрузить
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДОБАВОК РЕГЕНЕРАТОВ НА СВОЙСТВА ЦЕМЕНТНО-МИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ
Аннотация: Рассмотрен вопрос утилизации регенератов ионообменных смол с целью защиты окружающей среды и обеспечения работы очистных сооружений по очистке промышленных стоков в замкнутом цикле. Предлагается применение регенератов для регулирования свойств цементно-минеральных смесей из местных материалов при устройстве оснований дорожных одежд автомобильных дорог. Применение регенератов в цементно-минеральных смесях позволяет их утилизировать и уменьшить расход цемента на 1-2 %, что снизит стоимость строительства дорог.
Ключевые слова: утилизация регенератов, цементно-минеральные смеси для устройства оснований дорожных одежд
УДК: УДК 625.844
Файл: Загрузить
ИССЛЕДОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ СОСТАВОВ БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ НА ОСНОВЕ КЕРАМЗИТА
Аннотация: Проведен анализ деформационного и термонапряженного состояния битумоминеральных дорожных покрытий, и показаны направления улучшения их качества. Представлены результаты экспериментальных исследований физико-механических и эксплуатационных свойств битумоминеральных композиций с включением керамзитового гравия. В результате сравнительного анализа экспериментальных данных установлены оптимальные составы битумоминеральных композиций, обладающих пониженными плотностью и весом, высокими прочностными показателями и эксплуатационными характеристиками. Показано, что снижения битумоемкости битумоминеральных композиций на основе пористых заполнителей можно достичь за счет применения в рациональных соотношениях керамзитового гравия фракции 5-20 мм.
Ключевые слова: битумоемкость, битумоминеральная композиция, зерновой состав, керамзит, легкий пористый заполнитель, физико-механические и эксплуатационные свойства
УДК: УДК 625.855.53
Файл: Загрузить
СВОЙСТВА ВЫСОКОПРОЧНОГО БЕТОНА ПРИ ЦИКЛИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР
Аннотация: Приводятся данные по самозалечиванию высокопрочных бетонов при периодическом знакопеременном воздействии. Дана экспериментальная количественная оценка процессов деструкции и самозалечивания, описаны процессы, развивающиеся в цементном камне на микроуровне. Степень деструкции бетона с добавкой МБ-30С при морозном воздействии в сравнении с обычным меньше, а степень самозалечивания, напротив, выше, чем у обычного бетона, что связано с интенсивностью гидратации остаточного клинкерного фонда. Выявленные тенденции свидетельствуют, что эксплуатационные свойства бетона с органоминеральным модификатором МБ-30С сохраняются значительно дольше, чем у обычного бетона.
Ключевые слова: высокопрочный бетон, долговечность, самозалечивание, микротрещина, периодическое воздействие, знакопеременная температура
УДК: УДК 666.972.55:625.84
Файл: Загрузить
ОЦЕНКА СОПРОТИВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОНА УСТАЛОСТНОМУ РАСТРЕСКИВАНИЮ
Аннотация: Рассмотрен предложенный в США метод оценки выносливости (сопротивления усталостному растрескиванию) асфальтобетона путем испытания полукруглого образца с надрезом на изгиб. В качестве показателя выносливости предлагают использовать энергию растрескивания, определяемую при указанном испытании. Выполнен анализ научно-исследовательских работ, показывающих возможность замены циклического испытания монотонным.
Ключевые слова: асфальтобетон, выносливость, полукруглый образец с надрезом, энергия растрескивания
УДК: УДК 625.855.3
Файл: Загрузить