ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЕЗОПАСНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ» В ЮЖНОМ И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ
Канд. техн. наук Р.В. Каргин
(Северо-Кавказский филиал ФАУ «РОСДОРНИИ»;
Ростовский государственный университет
путей сообщения (РГУПС)),
канд. техн. наук Е.А. Шемшура
(Северо-Кавказский филиал ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: kargin@rosdornii.ru
Аннотация:В статье приведены результаты анализа ситуации с подготовкой кадров с высшим образованием для дорожного хозяйства в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах в сравнении с показателями, характеризующими дорожную сеть в данных округах, за период реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и национального проекта «Безопасные качественные дороги». Определены направления дальнейших исследований для количественной оценки специалистов с высшим образованием автодорожного профиля и их влияния на состояние дорожной сети в регионе.
Ключевые слова:Национальный проект «Безопасные качественные дороги» (НП БКД), автомобильная дорога, безопасность, качество, нормативное состояние, высшее образование, ВУЗ, образовательная организация высшего образования, направление и профиль подготовки.
Аннотация:В статье описаны предложения по нормированию требований к геометрическим параметрам участков автомобильных дорог с автоматическими пунктами весогабаритного контроля (АПВГК), представлено обоснование таких требований, а также выполнен сравнительный анализ с действующими требованиями к участкам автомобильных дорог с АПВГК за рубежом. Показано, что к геометрическим параметрам участков автомобильных дорог с АПВГК следует предъявлять повышенные требования по сравнению с требованиями к автомобильным дорогам общего пользования в части продольных и поперечных уклонов, радиусов кривых в плане и продольном профиле.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ТЕОРИИ УПРУГОСТИ ДЛЯ МНОГОСЛОЙНОГО ПОЛУПРОСТРАНСТВА
Руководитель лаборатории оценки
транспортно-эксплуатационного состояния
автомобильных дорог
М.Ю. Горский,
руководитель лаборатории
асфальтобетонов Г.Ф. Кадыров
(АНО «НИИ ТСК»),
канд. техн. наук, главный инженер А.В. Стрельцов
(ООО «НТЦ «ГЕОТЕХНОЛОГИИ»),
канд. экон. наук, генеральный директор Е.Н. Симчук
(АНО «НИИ ТСК»)
Конт. информация: gorskiy@niitsk.ru; georgijk39@gmail.com; sntc@mail.ru
Аннотация:В статье рассмотрены вопросы совершенствования методики расчета нежестких дорожных одежд с учетом использования решения задачи теории упругости для многослойного полупространства. Приведены результаты исследований по сопоставлению существующих методик расчета параметров напряженно-деформированного состояния многослойных конструкций при воздействии колесных нагрузок. Даны рекомендации по применению решения для многослойного полупространства при проектировании нежестких дорожных одежд.
Аннотация:В статье приведен анализ передового зарубежного и отечественного опыта в вопросах эффективного ремонта выбоин асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог, выполняемого в сфере дорожного хозяйства при неблагоприятных условиях. Даны критерии выбора основных технологий ямочного ремонта выбоин в асфальтобе-тонном покрытии. Приведен перечень лабораторных испытаний для инновационных холодных смесей.
Аннотация:В статье рассмотрены геометрические параметры колеи на покрытии дороги: ее глубина и средний угол наклона боковой стенки колеи. Предложен способ определения угла наклона. Приведены примеры.
Ключевые слова:Повреждения покрытия, колейность, средний угол наклона боковой стенки колеи.
Аннотация:Рассмотрен опыт совместного применения георадаров и установок ударного нагружения при обследовании автомобильных дорог с целью определения прочностных свойств дорожных одежд. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт комплексных обследований за период с 1998 г. Приведены основные параметры, получаемые по результатам ударного нагружения и георадарных обследований и используемые в настоящее время в расчетах прочности дорожных одежд. Предложены пути совершенствования методики комплексного расчета дорожных конструкций по прочности.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАСЧЁТНЫХ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ СВАЙ ПО ЕВРОКОДУ 7 И СОПОСТАВЛЕНИЕ ИХ С НОРМАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководитель направления А.Г. Ерзинкян
(Группа управления рисками в проектах
АО «РАСУ»; ГК «Росатом»),
научный сотрудник Н.М. Розанова,
заместитель технического директора Н.Ю. Новак
(ООО «Мастерская Мостов»)
Конт. информация: ench44@yandex.ru; nmrozanova@bk.ru; novaknyu@bk.ru
Аннотация:При разработке концепций обновления отечественных строительных правил 2000-х годов одним из направлений движения было принято сближение с нормами Европейского союза. И хотя в последние годы интерес к гармонизации с Еврокодом несколько снизился, в научной среде не утихают споры о возможности внедрения лучших европейских практик в систему российской нормативной документации. Как и российские, европейские методы проектирования опираются на положения теории предельных состояний, получившей развитие в период строительного бума после окончания Второй мировой войны. Несмотря на наличие общего базиса, существующие на сегодняшний день методы расчётов и подходы к проектированию строительных конструкций имеют серьёзные различия. Прослеживается это не только в разнице между Российской и Европейской нормативной документацией, но и в подходах, принятых в различных странах ЕС. В рамках работы по государственному контракту на разра-ботку ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор и фундаментов» выполнены работы по сбору и анализу отечественных и зарубежных нормативных документов, а также действующих методических документов, каса-ющихся проектирования и расчетов фундаментов. Проведен расчетный анализ подходов к сбору нагрузок, систем коэффициентов и применяемых методик оценки несущей способности, выявлены сходства и различия теоретической базы РФ и ЕС. Целью данной статьи является сравнение результатов, полученных в ходе расчетов согласно трём приведённым в седьмом томе Еврокода (EN 7) подходам к проектированию и расчёту по СП 24.13330.2011. Вышеописанные осбенности рассмотрены на примере расчёта несущей способности буронабивной сваи в песчано-глинистых грунтах. Кроме того, даны комментарии к приведенным расчётам и представлены выводы по результатам проведённого анализа о перспективах гармонизации и пути развития отечественной практики проектирования.
Ключевые слова:Еврокод, нормативная документация, несущая способность, свайные фундаменты, подходы к проектированию, методы расчёта.
ТЕОРИЯ РАСЧЁТА ПРОЧНОСТИ ИЗГИБАЕМЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПО НАКЛОННЫМ СЕЧЕНИЯМ НА ОСНОВЕ ДВУХБЛОЧНОЙ РАСЧЁТНОЙ СХЕМЫ С ПРИМЕРОМ РАСЧЁТА
Канд. техн. наук, доцент И.Н. Старишко
(Вологодский государственный
университет (ВоГУ))
Конт. информация: starishkoi@mail.ru
Аннотация:Расчёт прочности изгибаемых железобетонных элементов по наклонным сечениям, заложенный в действующих нормативных документах СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции», а также некоторые другие методы расчёта, разработанные как отечественными, так и зарубежными исследователями, имеют много недостатков, из-за чего результаты расчётов часто далеко не соот-ветствуют опытным результатам. Одной из причин этого является узкая направленность многих экспериментальных исследований, на основе которых была разработана указанная методика расчётов. Изложены недостатки теории расчёта прочности изгибаемых железобетонных элементов по наклонным сечениям, заложенной в действующих нормативных документах, и пути её совершенствования. Метод расчёта изгибаемых железобетонных элементов по наклонным сечениям, предлагаемый автором статьи, основан на многочисленных как собственных (испытано свыше 500 изгибаемых элементов), так и других отечественных и зарубежных экспериментальных и теоретических исследованиях, в том числе и на исследованиях Звойера Е.М. (США) (см. далее пример расчёта прочности по наклонным сечениям изгибаемой железобетонной балки, принятый из его экспериментальных исследований). Преимуществом указанного метода расчёта является то, что при решении задач по определению несущей способности изгибаемых железобетонных элементов по наклонным сечениям необходимо предварительно выполнить расчёты по прочности и по образованию трещин в нормальных сечениях, а также расчёт в стадии развития наклонных трещин. При этом используется взаимосвязь в развитии напряженно-деформированного состояния при действии нагрузки как в нормальных, так и наклонных к продольной оси элементов сечениях, вплоть до разрушения балок, полученная в результате экспериментально-теоретических исследований. Такой комплексный учет основных факторов, влияющих на образование и развитие трещин, а также на несущую способность изгибаемых железобетонных элементов по наклонным сечениям, обеспечивает близкое совпадение опытных и расчётных данных, повышает надежность, долговечность и экономичность конструкций в процессе их эксплуатации.
ТЕХНОЛОГИЯ УСТРОЙСТВА АРМИРОВАННЫХ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫХ ШВОВ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Начальник лаборатории А.Н. Наумовец
(Государственное предприятие «Гордорматериалы»),
канд. техн. наук, доцент Т.А. Чистова
(Белорусский национальный технический
университет (БНТУ))
Конт. информация: evsikovaanna@mail.ru; tatchistova@icloud.com
Аннотация:В статье предложена технология устройства деформационного шва с щебеночно-мастичным заполнителем. Для изготовления щебеночно-мастичных швов используются дисперсно-армированный композит с прослойкой в виде геосинтетической сетки. Данная конструкция способна выдерживать повышенные деформации от перемещений пролетных строений мостов и действие динамической транспортной нагрузки. Технология устройства щебеночно-мастичных швов обеспечивает выполнения работы при низких температурах окружающей среды. Разработанная методика контроля качества устроенных швов позволяет оценить устойчивость материала в заполнении шва в условиях его эксплуатации.
Ключевые слова:Деформационный шов заполненного типа, щебеночно-мастичный заполнитель, дисперсная арматура, напряженно-деформированное состояние, энергия деформирования.
ОБОСНОВАНИЕ НАДЁЖНОСТИ И СРОКОВ СЛУЖБЫ ПРОЕКТИРУЕМЫХ МОСТОВ
Канд. техн. наук, доцент Д.А. Шестовицкий
(Петербургский государственный университет путей
сообщения Императора Александра I» (ПГУПС))
Конт. информация: irinas@stpr.ru
Аннотация:Статья касается проблемы назначения и обоснования сроков службы проектируемых мостов, а также отсутствия нормирования надёжности конструкций в отечественных нормах. При директивном назначении сроков службы на уровне 70-100 лет в нормативных доку-ментах отсутствуют механизмы расчета и обоснования сроков службы для конкретного сооружения с учетом условий его эксплуатации. Уравнения предельных состояний не содержат переменной времени, а коэффициенты надежности к расчётным сопротивлениям и нагрузкам учитывают их вероятностный разброс, но не изменения данных пара-метров во времени. Дан обзор нормирования надежности сооружений в отечественной и европейской литературе. Рассмотрен современный подход к прогнозированию и обоснованию срока службы мостов.
Ключевые слова:Мосты, срок службы, надежность, характеристика безопасности.
Аннотация:При отсутствии достоверных данных о конструкции фундаментов опор в технических заданиях на проектирование ремонта обычно предлагается выполнить статические испытания опор. Испытание грунтов по методике ГОСТ 5686-94 приложением к фундаментам мостовых сооружений ступенчато возрастающей во времени нагрузки слишком продолжительно во времени и чаще всего не может быть реализовано. В статье рассмотрено 4 примера проведения испы-таний мостовых сооружений с использованием различных методик.
МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В АУДИТЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Канд. техн. наук А.Л. Рыбин
(ФАУ «РОСДОРНИИ»)
Конт. информация: Rybin@rosdornii.ru
Аннотация:В статье рассмотрены методы групповой экспертной оценки аудиторами причин аварийности в местах концентрации ДТП. Предложена методика оценки компетентности аудиторов.
Ключевые слова:Аудит безопасности дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), причина ДТП, безопасность дорожного движения.
Аннотация:В статье рассмотрен вопрос возможности развития сети автомобильных дорог «2+1» в Российской Федерации на основе зарубежного опыта и международных соглашений.
Ключевые слова:Безопасность дорожного движения, организация дорожного движения, двухполосные автомобильные дороги, трехполосные автомобильные дороги, реверсивное движение.
КОМПЛЕКС МЕР ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАСТКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ПОДЪЕЗДАХ К ГОРОДАМ
Канд. техн. наук А.Ю. Шаров,
канд. техн. наук М. В. Савсюк,
магистр К.В. Ладейщиков,
магистр Н.В. Ладейщиков
(Уральский Государственный
лесотехнический университет (УГЛТУ))
Конт. информация: uralberg@yandex.ru
Аннотация:В статье рассматриваются способы обустройства автомобильной дороги с целью увеличения её пропускной способности путём разделения транспортных и пешеходных потоков.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
Первый заместитель
генерального директора Д.В. Медведев,
канд. техн. наук, руководитель
органа по сертификации С.А. Богомолова,
канд. экон. наук, генеральный директор Е.Н. Симчук
(АНО «Научно-исследовательский институт
транспортно-строительного комплекса» (НИИ «ТСК»))
Конт. информация: niitsk@niitsk.ru
Аннотация:В статье представлен обзор зарубежного и отечественного опыта в выборе эксплуатационных характеристик геосинтетических материалов для армирования асфальтобетонных слоев дорожных одежд. Приведен анализ результатов сопоставительных испытаний геосинтетических материалов, на основании которого была сформирована номенклатура технических характеристик, стандартизованная в ГОСТ Р 55029-2012. Изложен подход по актуализации номенклатуры при подготовке обновленной редакции ГОСТ Р 55029 в 2020 г. Предложены направления совершенствования нормативной основы дорожного хозяйства в части требований к конструкциям дорожных одежд, армированных геосинтетическими материалами.
ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОСТИЖЕНИЯ УГЛЕРОДНОЙ НЕЙТРАЛЬНОСТИ В ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ АВТОМАГИСТРАЛИ
Д-р техн. наук, профессор Ю.В. Трофименко,
аспирант А.С. Виноградова
(Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ))
Конт. информация: anastasia.grapeson@gmail.com
Аннотация:В статье рассматриваются пути сокращения углеродного следа и достижения углеродной нейтральности автомагистрали путем анализа поглотительной способности придорожных экосистем, изменения скоростного режима и замещения автотранспортных средств с двигателями внутреннего сгорания на электромобили и гибриды.